Полная версия
Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга
Дэвид Стюарт, Марк Симмонс
Игра в бизнес: Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга
Переводчик Е. Калугин
Редактор М. Савина
Руководитель проекта А. Половникова
Корректор С. Чупахина
Компьютерная верстка А. Абрамов, Ю. Юсупова
© Dave Stewart, Mark Simmons, 2010
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2012
© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012
Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Что говорят о Дэйве Стюарте
Если вы – предприниматель и общаетесь с Дэйвом, то, скорее всего, будете знать наверняка, какой будет ваша следующая бизнес-идея. Если вы – философ, то после общения с Дэйвом сознание станет просветленным, как никогда раньше. Если вы – студент, то, послушав Дэйва, тут же поверите в себя и точно будете знать, что делать дальше. Дэйв – творческий гений.
Саймон Фуллер, учредитель и генеральный директор 19 Entertainment, создатель шоу American Idol
Капитан Дэйв – мечтатель, бесстрашный новатор, великий выдумщик, мягкий и податливый снаружи, но внутри – резкий, злой, склонный к беспощадной критике упрямый баран, большой мистик, хотя и рациональный.
Боб Дилан
Дэйв – такой человек, каким мы все хотели бы быть. Он живет своими мечтами и на деле каждый день что-то меняет в мире благодаря своему гению.
Дженис Ванденбринк, старший вице-президент по глобальным системам Visa International
Дэйв – удивительная смесь творческого гения и делового человека, обладающего уникальным чутьем.
Рита Клифтон, председатель правления Interbrand
По-настоящему творческие люди вызывают у меня благоговейный трепет. Дэйв Стюарт – один из самых удивительных и творческих людей, которых я когда-либо встречала.
Анита Роддик, основательница The Body Shop
Когда я впервые встретил Дэйва, он в течение целых 12 часов говорил о влиянии цифровых технологий на создание и распространение медиапродуктов. Как банкир я понятия не имел, о чем он говорит, да, думаю, и никто другой из присутствовавших. Лишь через пять лет мы все поняли, что тогда он имел в виду.
Майкл Филипп, председатель совета директоров и член правления Credit Suisse по странам Европы, Ближнего Востока и Африки
За 30 лет я успел поработать с разными творческими личностями в разных концах мира, но ни один из них не сравнится с Дэйвом. Его кубок всегда полон творческих идей, отличающихся новизной, количеством и, что наиболее важно, щедростью их обла дателя. Бесспорно, он – гений.
Энди Ло, председатель правления международной сети The Law Firm
Действительно мастер на все руки.
Sunday Times
Этот человек – настоящий «мозговой центр» рекламы.
The Daily Telegraph
Что говорят о Марке Симмонсе и Punk Marketing
Прямой, честный, бесстрашный и в чем-то шокирующий, как и маркетинговый стиль его компании.
Publishers Weekly
Punk читается, как совет умудренного опытом брата, обладателя большого количества татуировок, перед тем как ты сделаешь себе пирсинг в носу: «Маме лучше не показывай, но девчонкам в школе определенно понравится».
Advertising Age
Собранные им смешные истории показывают, что действительно оригинальная, привлекательная и – самое главное – неожиданная реклама всегда будет иметь вес и не важно, будут ее считать «панковской» или нет.
Business Week
Содержание
Предисловие. Ловля коров
По натуре я авантюрист и только благодаря сложным задачам, которые нахожу для себя, могу поддерживать этот огонь (иногда почти буквально), будь то основательное перетряхивание целой отрасли или попытка облететь вокруг Земли на воздушном шаре. Всему виной те самые энтузиазм и открытость ко всему новому, которые свойственны маленьким детям. Когда я был ребенком, мы в семье частенько обсуждали за обедом какие-то бизнес-идеи, от чего мы с сестрами получали огромное удовольствие, и у меня остались прекрасные воспоминания об этих годах.
Свое первое дело я завел, когда мне было 16: я начал издавать журнал. И понятия не имел, что делаю, когда запускал свой следующий проект по продаже пластинок со скидкой… отсюда и название компании Virgin[1]. У меня родилась, как я думал тогда, отличная идея, но она мало была похожа на бизнес-план, я просто следовал ей. С тех пор я запустил бесчисленное множество бизнесов (одни были очень успешными, а о других лучше не вспоминать), и сегодня бренд Virgin охватывает все – от спа-салонов до космических кораблей.
Я уже далеко не «девственник» в бизнесе, но сохранил тот дух, который двигал мной на первых проектах. «Поймай корову, Рики, – любила говорить моя мама. – Если хочешь молока, не стоит сидеть посреди поля и ждать, пока корова подойдет к тебе. Ты должен пойти, поймать ее и сам подоить». Чем я и занимаюсь по сей день.
Я достаточно удачлив и благодаря своим многочисленным проектам уже заработал достаточно денег, чтобы хоть завтра отойти от дел. Но я люблю то, чем занимаюсь, и поэтому мне даже мысль такая в голову не приходит. Не могу представить, что перестану получать кайф от обсуждения и претворения в жизнь новых идей. Об этом и книга Дэйва и Марка – о высвобождении творческой силы, которая живет внутри нас, на благо достижения бизнес-целей, которые мы поставили перед собой.
Я знаю Дэйва Стюарта уже 30 лет, с тех пор как они с Энни Леннокс создали группу Eurythmics, и давно восхищаюсь не только его талантом музыканта, но и интуитивным пониманием бизнеса. Как и я, он тоже приходит в восторг от больших идей и всегда пытается найти способ реализовать лучшие из них. Если у кого-то в Virgin возникает хорошая идея, моя первая реакция: «Дожми ее, и давай сделаем». И у Дэйва так же.
Энтузиазм Дэйва и Марка в отношении творческого подхода к делам и в том, как его можно применить в бизнесе, виден на каждой странице книги. «Игра в бизнес» пробуждает в нас гениального ребенка, и я не могу даже предположить, что кого-то из читателей книга не вдохновит на применение прочитанного. Соединение понимания сути творчества и примеров, смешных историй, интервью с творческими людьми и играми делает ее чтение интересным и информативным. Если вы возьмете из книги хотя бы половину того, что она дала мне, то вы на пути к исцелению.
Я играл в эту игру в детстве на семейных обедах и надеюсь, буду играть в нее еще много-много лет. Позвольте Дэйву и Марку сталь вашими гидами в захватывающих приключениях в мире «игр в бизнес».
Ричард Брэнсон
Благодарности
Наша сердечная благодарность всем, кто согласился дать интервью для этой книги:
Полу Аллену, Мику Джаггеру, Фредди де Манну, Кристиану Одижье, Мэттью Уорчусу, Тиму Брауну, Эвану Уильямсу, Теро Оянперу, Дэнни Соколофу, Этану Имбодену, Джил Думейн, Филипу Хессу и Кайлу Макдональду.
Спасибо Бобу Дилану за то, что разрешил нам процитировать слова своей песни «Вечно молодой» (Forever Young), и The Rolling Stones за разрешение использовать их логотип Tongue and Lips™.
Спасибо Bird Design за разработку героев иллюстраций, Си-Дженку Ченгу за дизайн настольных игр, Кори Бунди за фотографии авторов, Джейми Брайант за ретушь фотографий, а также сотрудникам Weapons of Mass Entertainment за их помощь.
И наконец, особая благодарность Pearson Education за их веру в этот проект, за их старание и внимательность при подготовке книги.
Благодарности издателя
Мы выражаем нашу искреннюю благодарность за разрешение на воспроизведение авторского материала:
The Rolling Stones – логотип Tongue and Lips™ является зарегистрированной торговой маркой и принадлежит Musidor B.V.;
SENZ Umbrellas за изображение зонта SENZ.
Рассказ The Little Boy Хелен Бакли, печатается с разрешения; фрагмент Being There, copyright © 1970, 1999, Ежи Косински, использован с разрешения Grove/Atlantic, Inc. и Transworld (Black Swan); фрагмент из The Weird Rules of Creativity, Harvard Business Review, September 2001 (Sutton, Robert 2001), Harvard Business School Publishing Corporation; стихи Боба Дилана Forever Young, copyright © 1973 Ram’s Horn Music. Все права защищены. Международные авторские права соблюдены. Перепечатка материалов разрешена правообладателями.
В некоторых случаях мы не смогли отследить правообладателей материала и были бы признательны за любую информацию, которая позволит нам это сделать.
Введение
Зачем бизнесу нужен творческий подход
Что представляет собой секретное оружие, которое даст бизнесу преимущество перед конкурентами? Нет, мы говорим не о промышленном шпионаже или инсайдерской информации, мы имеем в виду творческий подход. А еще точнее, о способности генерировать идеи и успешно реализовывать их.
И это совсем не секрет. Раз за разом руководители компаний утверждают, что их бизнес двигает именно творчество. Недавнее исследование IBM[2], охватившее топ-менеджеров, вновь подтвердило важность инновационного мышления, так как мир бизнеса продолжает меняться. Восемь из десяти руководителей компаний заявили, что грядут большие перемены, но никто не знает, откуда их ждать. А один из участников исследования описал внешнюю среду бизнеса как «мир бурных потоков».
«Инновационный подход в бизнесе предлагает альтернативу бесконечной нисходящей спирали превращения продуктов в массовый товар, что в итоге и происходит, если вы ничего не делаете, – говорит Тим Браун, генеральный директор IDEO, ведущей консалтинговой компании в сфере дизайна и инноваций. – Как только вы возьмете планку определенного уровня качества или эффективности, дальнейшее улучшение в этом направлении мало скажется на вашем конкурентном преимуществе. Другие учатся так же быстро, как и вы. Единственная альтернатива коммодитизации – предложение новых товаров, альтернативных решений, ранее не существовавших».
По результатам опроса Boston Consulting Group, проведенного в 2008 г. среди топ-менеджеров крупнейших компаний мира[3], две трети респондентов назвали инновации в числе трех главных составляющих стратегии бизнеса. Это хорошо, не так ли? Но тут есть загвоздка: меньше половины из этих «важных шишек» были довольны результатами своих инвестиций в инновации.
Согласно исследованию, причиной их неудовлетворенности были количество времени, которое уходило на разработку инновационной идеи, отсутствие склонности к риску в корпоративной культуре, непонимание того, какую идею выбрать для инвестирования, а также внутренние интриги. Как говорил Бенджамин Франклин, человек со стодолларовой банкноты: «Видение без действия – галлюцинация». Более подробно о галлюцинациях мы поговорим ниже…
Творческий подход жизненно важен для успешного бизнеса, и все же слишком часто он не входит в корпоративную культуру. Большинство компаний просто не созданы для творчества. Скорее, они стремятся стать эффективными машинами с устоявшимися процессами, системами и правилами, в которых мало пространства для неструктурированной мысли, что необходимо для возникновения идей. Корпорация 3M, некогда известная своей тягой к креативу, вдруг стала задумываться об эффективности в ущерб творчеству и теперь снова пытается найти свой путь. «Изобретение по своей природе – процесс хаотичный», – утверждает Джордж Бакли, глава компании[4]. Идея стикеров Post-it – один из самых больших прорывов 3М в период расцвета компании, и их изобретатель Арт Фрай теперь задается вопросом, появились ли они на свет в условиях, когда эффективность ставится превыше эксперимента. Он считает, что «новая идея подобна игре с числами. Необходимо проанализировать 5000–6000 сырых идей, чтобы найти одну успешную».
Теро Оянпера, исполнительный вице-президент Nokia Services и член правления Nokia Group[5], утверждает, что «компании почти всегда разрабатывают новые идеи, которые лежат в плоскости своей основной деятельности, т. е. они делают то же самое, только с некоторыми улучшениями. И это в определенной степени помогает, но, как только приходит на рынок кто-то с нелинейным мышлением, он оставляет всех далеко позади. Именно поэтому компании, как правило, и терпят неудачу. Они продолжают работать со старым материалом».
Как же изменить подобное линейное мышление и начать мыслить творчески? Творчество связано с исследованием неизвестного, а потому сопряжено с рисками. Есть соблазн выделить для этой работы отдельное подразделение, обсуждать подобные темы на неформальных встречах или передать на аутсорсинг. Это – позор, потому что у всех нас есть способность творить. Как сказал Тим Браун из компании IDEO, консультирующей по вопросам дизайна: «Это миф, что творческие люди – лишь те, кто носит черные водолазки и очки в дизайнерской оправе. Несомненно, некоторые рождаются с ярким талантом и активно используют его, но у всех есть творческие способности, и мы можем использовать их во благо, повышая свою производительность и генерируя идеи».
Не используя свой творческий потенциал, мы упускаем возможности. Джек Уэлч, экс-глава General Electric, призывал корпорации: «Используйте мозги каждого работника. Убедитесь, что обладатель лучшей идеи получил заслуженное внимание. Поощряйте таких людей и восхваляйте их идеи, чтобы стимулировать остальных. Вознаградите тех, кто живет ценностями компании, кто готов на риск, но при этом умеет считать»[6]. Мы все с рождения обладаем большими творческими способностями, но порой их оттесняет на второй план или душит негибкость школ и работодателей. Есть много доказательств, что та часть нашего мозга, которая отвечает за логические мыслительные процессы, подавляет ту часть, которая отвечает за творчество, и только благодаря игре ее можно раскрыть. Стюарт Браун, изучивший «персональные истории игры» 6000 взрослых, заявляет, что «взрослые, лишенные возможности играть, часто ригидны: у них отсутствует чувство юмора, им не хватает гибкости и они закрыты для всего нового. Способность играть увеличивает ваши шансы на придумывание чего-то нового, а также помогает адаптироваться и управлять изменениями. И речь здесь не только о разрешении сложных ситуаций. Такое умение может помочь ассимилироваться и примириться с трудностями и внутренними противоречиями. И зачастую может помочь нам найти выход из создавшейся ситуации»[7]. Игра – не просто возможность дать мозгу отдохнуть. «Игра – активный процесс, призванный изменить наши устоявшиеся взгляды на мир», – говорит он. Способность играть – жизненно важная составляющая креативности и зачастую не вписывается в суровую атмосферу мира бизнеса.
Цель книги «Игра в бизнес»[8] – изменить такое положение дел. В следующих главах мы расскажем о том, что значит «быть творческим человеком» как с нашей собственной точки зрения (используя смешные случаи из жизни Дэйва), так и с позиции некоторых успешных артистов и предпринимателей. Приправленная примерами, набором игр и различных забавных методик, книга, как мы надеемся, позволит вам высвободить свои творческие способности и использовать их во благо вашего бизнеса. Вы готовы играть?
Глава 1. Как играть
Высвободив свой творческий потенциал, ты сможешь все
У Rolling Stones не было заранее придуманного плана, они просто хотели петь и сочинять великую музыку. И отдались этой страсти всей душой, устремившись в мир, словно брошенные игральные кости[9].
Именно необузданный дух творчества сделал их одним из бессмертных и культовых брендов. Конечно, это не было делом случая. Мик Джаггер в одном из интервью заявил, что «с самого начала, мне кажется, я осознал, что имидж столь же важен, как и музыка. Визуальный образ помогает рассказать о себе». Именно он был инициатором разработки логотипа в виде языка и губ (Tongue and Lips™) для рекорд-лейбла Rolling Stones, который стал одним из самых узнаваемых в истории музыки. Логотип был придуман Джоном Паше, в то время студентом-дизайнером Королевского колледжа искусств. На создание шедевра его вдохновил рот Мика. Это была отличная визуализация антиавторитарного имиджа группы. Впервые его использовали в 1971 г. на внутреннем конверте альбома Sticky Fingers (обложку придумал Энди Уорхол), а затем как элемент дизайна на конвертах других альбомов, CD– и DVD-дисков, а также на сувенирах. В те времена у Rolling Stones был имидж плохих парней, и Мик Джаггер сразу понял всю прелесть простого, но культового рисунка. Мик был сведущ в вопросах дизайна. В одном из интервью[10] Паше так высказался о работе с Миком: «Он всегда проявлял огромный интерес ко всему, что касается изображений или фотографий группы, так как понимал всю важность имиджа, и если ему что-то нравилось, мог тут же собрать остальных участников группы, чтобы это сразу утвердить».
Что это значит?
Идея логотипа, предложенная Джоном Паше, была великолепна, и Rolling Stones прочувствовали ее силу. Нам каждый день в голову приходят какие-то идеи: например, «вот возьму и сделаю себе кофе с пенкой и шоколадом»; или «надену-ка я сегодня галстук с маленькими рыбками. Когда я пришел в нем в последний раз, то все вокруг потешались, но пошли они к черту со своими насмешками». Конечно, эти идеи вряд ли можно назвать революционными, это просто мысли, которые пришли в голову. Но есть и кое-что другое, что тоже нельзя назвать идеей, а скорее озарением или креативом. Такое случается, когда мы машинально что-то рисуем, сидя на совещаниях, или шутим, или что-то мастерим вместе с детьми. Вряд ли это принесет нам славу и восхищение окружающих, но мы по крайней мере что-то создали, и это имеет для нас, а возможно, и для других определенное значение.
Творчество – это больше чем простое генерирование идей: они должны быть новаторскими и применимыми на практике. Нереалистичным или неоригинальным идеям цена – грош за пару в базарный день (курс обмена варьирует в зависимости от экономических условий), в то время как практические и оригинальные идеи встречаются нечасто. Возьмем, например, лампу накаливания Томаса Эдисона, которую он запатентовал в 1879 г. (На самом деле первую лампу накаливания создал Хамфри Дэви в 1809 г.) Это была первая «дуговая лампа», которая получила такое название, когда за идею взялись маркетологи. Попытки вывода дуговых ламп на рынок провалились из-за отсутствия постоянных источников электроэнергии. Они были не востребованы до тех пор, пока Эдисон не разработал систему электропитания, которая получила широкое распространение, как и лампа накаливания. Соль в том, что изобретение Дэви никого не заинтересовало, пока Эдисон не нашел способа его практического применения. Эдисон пообещал: «Мы сделаем электричество настолько дешевым, что только богатые будут жечь свечи». И добился этого. Конкуренты просто раскалились от злости (простите мне плохой каламбур), особенно Уильям Сойер, который обвинил Эдисона в нарушении его патентных прав[11].
А вот пример новизны и оригинальности творческих изысканий. Музыка – отличный пример творчества в действии, но даже самые потрясающие музыканты в начале карьеры играли не свою музыку. Участники The Beatles были одаренными музыкантами от природы, и с самого начала – как The Quarrymen, а затем The Silver Beatles – их удивительный природный талант просто бросался в глаза. Начнем с того, что, хотя песни, которые они исполняли, были кавер-версиями чужих, у парней определенно были свой стиль и вкус. И все же им пришлось пройти долгий путь, прежде чем они смогли в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.
В самом начале Джон и Пол сочиняли песни, которые ничем не отличались от тех, что они играли в ливерпульском Cavern Club или в гамбургских клубах, где они зачастую выступали по ночам. Но чем больше они работали, тем лучше становились их песни, и наконец родились по-настоящему оригинальные вещи, многие из которых тут же стали классикой.
Их первый хит появился на свет в ноябре 1962 г.[12], и в течение последующих восьми лет[13] они создали ряд лучших хитов всех времен и народов. Особенно хорош один их альбом; Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, который вышел 1 июня 1967 г. Это был совершенно оригинальный альбом: новые идеи, экспериментальные технологии записи и уникальный музыкальный материал. Они стали понимать, что такое по-настоящему оригинальная идея, и фанаты смогли почувствовать это, слушая их музыку. Не успел альбом выйти, как его песни зазвучали по всему миру. The Beatles так долго практиковались в поисках креативных решений, что, записывая Sgt. Pepper, они создали мировой шедевр поп-музыки. Это было выше человеческого понимания.
Альбом вдохновил других музыкантов и не оставил равнодушными фанатов. Джимми Хендрикс разучил песни альбома в первый же день и спустя три дня на концерте в лондонском Saville Theatre, к большому изумлению и удовольствию собравшихся, среди которых были Пол Маккартни и Джордж Харрисон, представил собственную версию. У Джимми не было проблем с тем, чтобы дать выход своей творческой энергии. Он понимал, что чем больше ты творишь, тем лучше получается. Как доказывает пример The Beatles, когда мы соединяем творческий процесс, склонности к которому в нас живут с появления на свет, со способностью генерировать оригинальные идеи, возникает сила, способная изменить мир. В бизнесе, где идея может быть реализована на практике и отвечает определенным запросам, это может привести к изменению продуктов, секторов рынка и даже целых отраслей.
Творчество – это «детские игры»
Каждый ребенок – художник. Проблема в том, как остаться художником, став взрослым.
Пабло ПикассоГоворя, что творчество – «детские игры», я не имею в виду, что это легко, я лишь хочу сказать, что творчество – это вторая натура ребенка. Творчеством они занимаются весь день: исследуют, спрашивают, строят, разрушают и через минуту все начинают заново.
Новизна и применимость идеи зависят от вашей цели. Это может быть новый прием, позволяющий быстро отремонтировать туфлю, или какое-то приспособление, с помощью которого будет удобнее читать в постели. У моего отчима Джулиена ежедневно рождались удивительные идеи, и он тут же их воплощал в жизнь. Он ни дня не работал, был дзен-буддистом (в собственном понимании) и никогда не прикасался к деньгам. Джулиен ел, читал и возился с тем, что находил в течение дня. Он был гением вторичного использования материалов. И настоящим пионером движения против глобального потепления: в 1970 г. он выходил на Даунинг-стрит в самодельном «сэндвиче», на котором было написано: «Ледники медленно тают. Нам грозит гибель».
Когда я приходил, он мог сидеть на полу в бумажном рождественском колпаке, играя сам с собой в электронные шахматы, которые подобрал во время утренней прогулки по окрестностям. Меня всегда поражало, что он мог сделать из выброшенных вещей. Он тащил домой ножки от старых стульев, вешалки для одежды, пять сотен дверных ручек и кучу других странных предметов, а к следующему приходу (он жил с моей мамой на углу Мейда-Вейл в Лондоне) превращал эту кучу хлама в фантастические вещи, многие из которых уходили бы влет, если наладить их производство.
Создание большинства из этих образцов было продиктовано необходимостью, так как он был достаточно ленив и плохо видел, поэтому не любил лишний раз вставать и за чем-то идти. Больше всего мне нравился его Соблазнительный Торшер. Он нашел женскую ногу – манекен, который некогда использовался для демонстрации нейлоновых чулок, затем подобрал к ней электрическую лампочку, провод, вилку и абажур. Прибавил пару чулок, и через час-другой все работало. Он сказал: «Только представь, что теперь каждую ночь, чтобы выключить свет, я должен забраться под женскую юбку и нащупать выключатель!»
Сегодня такое встречается на каждом углу! А Джулиен использовал творческие способности для решения своих проблем и удовлетворения собственных потребностей. Благодаря творческому началу он жил как король, и у него никогда не возникало необходимости обналичить чек!