
Полная версия
Покрышкинский авиаполк. «Нелакированные» боевые хроники. 16-й гвардейский истребительский авиационный полк в боях с люфтваффе. 1943-1945
Приказом ГУК НКО СССР от 30 июля 1943 года № 0726/пог. гвардии младший лейтенант Метелев и гвардии сержант Березинский были исключены из списков Красной армии.
Александр Иванович, как командир авиачасти, приказал при отсутствии связи летчика с КП авиаполка прекращать полет и производить посадку на аэродром, а при нахождении пары самолетов в воздухе – также пилотировать только при наличии обоюдной связи.
Командиру зенитной батареи, прикрывающей наш аэродром, была поставлена задача: при нахождении самолетов противника в воздухе, при наличии наших самолетов, выполняющих учебнотренировочные полеты, открывать стрельбу для целеуказания направления опасности нашим летчикам.
Интересно знать, кем, как и когда была организована предполетная подготовка летчика (в данном случае – Березинского) и обслуживающего персонала к проведению учебных полетов, кто был руководителем полетов, кто проводил предполетный инструктаж пилота? Ответов, естественно, найти сейчас невозможно.
Из-за потери бдительности, но уже в боевой обстановке, погиб гвардии младший лейтенант Чикмарев Борис Александрович (1920 г. р., уроженец с. Воскресенское Воскресенского района Горьковской области, член ВЛКСМ с 1938 года, комсомольский билет № 10161541, в РККА с 1940 года).
24 июля 1943 года четыре самолета «Аэрокобра» 16-го гиап: ведущий – гвардии старший лейтенант Старчиков, ведомые – гвардии младший лейтенант Никитин, гвардии лейтенанты Иванов и Чикмарев в период 18.55–19.37 по тревоге вылетели на прикрытие аэродрома Славянская. В районе цели гвардии младший лейтенант Иванов увидел, как самолет «Аэрокобра» (Р-39 Л-1 № 24699, мотор «Аллисон» Е-6 № 35215), пилотируемый гвардии младшим лейтенантом Чикмаревым, стал снижаться с сильным белым дымом. Через некоторое время падение самолета перешло в крутую спираль, и через некоторое время самолет Чикмарева врезался в землю в 6 км северо-западнее станицы Марьянской. В это время летчики видели, как какой-то предмет отделился от самолета.
Когда комиссия авиаполка прибыла на место падения, то установила, что наш самолет был сбит истребителем противника.
Летчик покинул самолет, надеясь воспользоваться парашютом. Но он не успел его раскрыть, потому что Борис Александрович, предположительно, погиб в воздухе, от удара о стабилизатор своего же самолета, что подтверждается результатами медицинского осмотра тела летчика. У Чикмарева были обнаружены множественные переломы костей черепа, костей верхних и нижних конечностей и грудной клетки. При осмотре парашют летчика был в полной исправности.
26 июля Борис Александрович Чикмарев был похоронен в станице Старонижестеблиевской Краснодарского края. О смерти сына известили его отца – Александра Даниловича Чикмарева, проживающего в Марийской АССР (Горно-Марийский район, г. Космодемьянск, ул. 8-го Марта, д. 22).
12 июля в распоряжение начальника отдела кадров 4-й ВА убыл летчик 16-го гиап, бывший заместитель Покрышкина по 1-й аэ, он же штурман подразделения гвардии старший лейтенант Паскеев Тамимдар Хасьянович (1919 г. р., татарин, в РККА с 1938 года, в Отечественной войне с 22.06.41 г.). У Александра Ивановича были очень большие претензии по боевой работе к этому своему подчиненному, вплоть до обвинения его в трусости, уклонении от боя и гибели по его вине некоторых летчиков авиаполка. По его мнению, Паскеева прикрывал по службе командир авиаполка Николай Исаев, что не позволило отправить его за все его прегрешения в штрафную часть. Однако документальных подтверждений трусости Паскеева именно в воздушном бою найти пока не удалось.
Наоборот, в наградных документах последнего сказано, что 3 августа 1942 года при вылете на штурмовку в районе Н. Ивановка самолет Тамимдара Паскеева был подбит огнем зенитной артиллерии противника, однако «летчик Паскеев не растерялся, горящий самолет перетянул на свою территорию, после чего сам обожженный (ожоги лица и рук) покинул самолет, благополучно приземлился на парашюте в 500 метрах от переднего края обороны.
Через 15 дней обратно возвратился в свою часть из госпиталя».
О его боевых заслугах говорят также два ордена Красного Знамени (приказы ЮФ от 25.05.42 г. № 0268 и ЗКФ от 30.12.42 г. № 060/н). Если, конечно, мнение командира 16-го гиап по отношению к Тамимдару Паскееву было субъктивное, то, наряду с ним, представление для его награждения боевыми орденами подписывал и военком авиаполка старший батальонный комиссар Михаил Погребной – авторитет для Александра Покрышкина!
За время нахождения гвардии старшего лейтенанта Паскеева в 16-м гиап (55-й иап) он выполнил 290 боевых вылетов, сбил, по официальной статистике, 2 самолета противника и 5 – в группе.
В августе 1944 года фронтовые пути-дороги привели его в 213-й отдельный санитарный авиаполк (осап) 2-го Белорусского фронта, выполняющего задания Санитарного управления этого стратегического объединения. Правда, продолжил службу он в качестве простого летчика.
Как отмечало командование части, Паскеев «на самолете По-2, С-2 произвел 156 самолето-вылетов с налетом 283 часа, при этом эвакуировал 150 человек раненых, доставил 76 литров крови и перевез 130 оперативных работников».
11 апреля 1945 года Тамимдар Паскеев был награжден третьей правительственной наградой – орденом Отечественной войны II степени и, таким образом, трижды орденоносцем встретил Победу.
13 июля 1943 года к исполнению обязанностей командира 16-го гиап снова приступил гвардии подполковник Исаев, а гвардии майор Покрышкин возвратился на свою прежнюю должность – начальника ВСС авиаполка.
14 июля командир 3-й аэ гвардии капитан Лукьянов за произведенные в период с 16 мая по 13 июня на самолете «Аэрокобра» 26 боевых вылетов, участие в 10 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолета противника – приказом командующего 4-й ВА № 064/н был награжден орденом Отечественной войны II степени. Такую же награду получил и командир звена гвардии старший лейтенант Козлов Борис Васильевич. Командир звена гвардии старший лейтенант Самсонов Александр Дмитриевич и летчик гвардии младший лейтенант Чистов Николай Александрович были награждены орденом Красного Знамени.
14 июля боевой состав 16-го гиап был пополнен 7 самолетами, правда не первой категории. Три «Аэрокобры» серии М-1 № 24876, 24877, 24931 с моторами «Аллисон» Е-18 № 26853, 27120, 27842 и четыре «Аэрокобры» серии Л-1 № 24596, 24663, 24689, 24702 с моторами «Аллисон» Е-6 № 26427, 26445, 26468, 261620, полученные от 494-го иап, восполнили боевые потери авиаполка. Передача материальной части по приемо-сдаточным актам была оформлена 15 июля приказом командира 16-го гиап № 055.
16 июля гвардии подполковник Исаев произвел новую разбивку (боевой расчет) летчиков своего авиаполка по парам. При этом и командир авиаполка, и командир 2-й аэ Аркадий Васильевич Федоров взяли себе в ведомые старшего летчика части гвардии младшего лейтенанта Торбеева Александра Петровича. Гвардии майор Покрышкин Александр Иванович – старшего летчика гвардии младшего лейтенанта Чистова Николая Александровича, он же был ведомым и у Григория Речкалова.
В этот день произошли изменения и в штатно-должностном списке 16-го гиап: командир 2-й аэ гвардии капитан Тетерин стал штурманом полка; заместитель командира 3-й аэ гвардии старший лейтенант Федоров Аркадий Васильевич – командиром 2-й аэ; старший летчик 3-й аэ гвардии лейтенант Труд Андрей Иванович – заместителем командира 3-й аэ.
Кроме этого, на должность летчика резервной эскадрильи прибыл старший лейтенант Олефиренко Иван Константинович, «отвоеванный» Покрышкиным у армейского начальства.
За этот день летчики 16-го гиап выполнили 32 самолето-вылета, в основном на отработку учебно-тренировочных задач и на патрулирование над аэродромом. В воздухе противника не было. Командир авиаполка Исаев также выполнил 2 самолето-вылета, правда, маршрут его перелета проходил до аэродрома Краснодар и обратно, на аэродром базирования. 20 минут в воздухе были записаны в его летную книжку.
17 июля 16-й гиап всем составом (29 экипажей) произвел перебазирование с аэродрома Поповическая на аэродром Старонижестеблиевская, находившийся ближе к линии фронта. Две «Аэрокобры», числящиеся за исаевской частью, остались в ПАРМ на аэродроме Поповическая.
Первыми в 7.20 в воздух поднялись четыре «Аэрокобры» под управлением Исаева, Клейменова, Жердева и Сухова. Через 15 минут они были уже на новом месте базирования, оценили обстановку, и командир авиаполка дал команду на продолжение перелета остальных экипажей. В период 8.20—9.05 аэродром Поповическая на своих самолетах покинули летчики: Лукьянов, Трофимов, Цветков, Кетов, Федоров, Черников, Ершов, Семенов, Труд, Примаченко, Самсонов, Голубев, Клубов, Карпов, Ивашко, Березкин, Старчиков и Чикмарев. В этом списке нет гвардии майора Покрышкина – он был вызван в Политотдел 4-й ВА на аэродром Пашковская и прибыл на новое место базирования части самостоятельно.
18 июля командир 16-го гиап гвардии подполковник Исаев от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР произвел очередное награждение ряда своих подчиненных правительственными наградами.
Медаль «За отвагу» получили: механик авиавооружения 2-й аэ гвардии старшина Прокопьев Павел Иванович (1914 г. р., рабочий, в РККА и ВВС с 1936 года) – «За время боевой работы по освобождению Кубани от гитлеровских захватчиков, он обеспечивает подготовку трех самолетов «Аэрокобра». За это время обслуживаемые им самолеты произвели 260 боевых вылетов. За это время в минимально короткий срок он отремонтировал 7 комплектов авиавооружения, поврежденного в воздушных боях»; механик авиавооружения гвардии старший сержант Саблуков Петр Яковлевич (1918 г. р., рабочий, в РККА и ВВС с 1938 года) – «С прибытием на фронт 9.04.43 года он обеспечил 230 боевых вылетов самолетов «Аэрокобра» своего звена. За это время качественно отремонтировал в короткий срок 13 пулеметов и 7 пушек на самолетах в ночное время»; мастер авиавооружения 3-й аэ гвардии сержант Сенченко Василий Григорьевич (1918 г. р., рабочий, в РККА и ВВС с 1938 года) – «Обслуживаемый им самолет произвел 75 боевых вылетов без единого отказа вооружения по его вине»; авиамоторист 3-й аэ гвардии сержант Тюрин Виталий Андреевич (1917 г. р., рабочий, в РККА и ВВС с 1938 года) – «Обслуживаемый им самолет Як-1 произвел 280 боевых вылетов в 1942 году. За время боевой работы на Кубани обслуживаемый им самолет произвел 83 боевых вылета без поломок и аварий по его вине».
Медалью «За боевые услуги» были награждены: авиамоторист 1-й аэ гвардии сержант Годулян Николай Павлович (1918 г. р., в РККА и ВВС с 1938 года) – «…за время боевой работы 1941—42 гг. обслуживаемые им самолеты МиГ-3, Як-1 произвели 280 боевых вылетов без отказов в работе. В напряженные дни воздушных боев на Кубани обслуживаемый им самолет «Аэрокобра» произвел 20 боевых вылетов без отказов в работе»; мастер авиавооружения гвардии сержант Никишев Василий Михайлович (1916 г. р., крестьянин, в РККА и ВВС с 1938 года) – «…за время боевой работы 1941—42 гг. обслуживаемые им самолеты МиГ-3, Як-1 произвели 180 боевых вылетов без единого отказа вооружения по его вине. За время боевой работы с 9.04.43 по 14.04.43 года он один обслуживал 10 самолетов, вооружение работало безотказно. За время боев по освобождению Кубани от гитлеровских захватчиков обслуживаемый им самолет «Аэрокобра» произвел 40 боевых вылетов»; мастер вооружения гвардии сержант Давыденко Иван Кириллович (1917 г. р., служащий, в РККА и ВВС с 1938 года) – «…за время боевой работы 1941—42 гг. обслуживаемые им самолеты МиГ-3, Як-1 произвели 120 боевых вылетов, не имея отказов в работе по его вине. За время боев на Кубани обслуживаемый им самолет «Аэрокобра» произвел 50 боевых вылетов»; стрелок авиавооружения гвардии красноармеец Курмаева Фатима Мусаевна (1923 г. р., рабочая, в РККА и ВВС с 1942 года) – «…совместно с механиком авиавооружения за время боев на Кубани обслужила 60 боевых вылетов».
В этот день состоялся и приказ командующего 4-й ВА № 068/н, в котором Герой Советского Союза гвардии майор Покрышкин был награжден орденом Красного Знамени (№ 8305), вторым в его военной биографии. Так были отмечены боевые заслуги заместителя по ВСС 16-го гиап, который за период с 21 апреля по 4 мая 1943 года, в то время комэск-1, в воздушных боях лично сбил 5 самолетов противника (21.04, 23.04 и 30.04 – по одному Ме-109, 04.05 – два Ю-87). Правда, здесь стоит заметить, что в «Журнале учета сбитых самолетов 16-го гиап» воздушной победы у Александра Ивановича за 23 апреля не записано, но зато 4 мая гвардии майор Покрышкин кроме двух «Юнкерсов-87» сбил еще один Ме-109.
В этом «замполитовском» приказе среди награжденных боевыми орденами Александр Иванович оказался единственным настоящим «сталинским соколом», отвечающим непосредственно за воздушный бой, за что и получил награду, орден Красного Знамени. Среди остальных 7 военнослужащих, получивших ордена Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, 5 человек воевали на должностях замполитов частей и подразделений и 2 – представители инженерно-авиационной службы и тыла.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Покрышкин А.И. Познать себя в бою. М.: Центрполиграф, 2006.