Полная версия
Мысли по Священному Писанию и Святым Отцам. Опыт ответов на главные вопросы
Паисий Святогорец говорит, что диавол – старец самооправдания. Удивительна изощренность в самооправдании во всём остальном неразвитых, глуповатых людей. Глупость всегда есть признак гордости. И если замечаешь в человеке глупость, знай, что он силён во зле, силён в своих страстях, опасайся такого человека. Глупость в каком-то смысле и есть гордость, потому что если хоть что-нибудь понимаешь в жизни, неизбежно смиришься и исповедуешь собственное ничтожество. И тут же вступит в действие другой духовный закон: «Сила Моя в немощи совершается» и – «когда я немощен, тогда силён». Когда мы оправдываем себя, как говорит тот же Батюшка Паисий, мы окрадываем сами себя, лишая ангелов тех слов, которыми они будут защищать нас на мытарствах… Выбор между Богом и диаволом есть выбор между гордостью и смирением, любовью к себе и любовью к Богу и ближнему (и к себе как к первому своему ближнему), а также выбор между признанием своей вины с последующим покаянием и самооправданием с последующим осуждением других людей и Самого Бога. Варсонофий Оптинский говорил, что через непрестанное самоукорение совершается внутренний духовный рост. Сам себя всегда смиряя и укоряя, ты даёшь место Богу в своей душе и своей жизни. И осуждая сам себя, ты сохраняешь в целости спасительную узкую тропочку, по которой ежедневно идёшь к Богу, ты сохраняешь добрый дух и ощущение смысла происходящего с тобою.
ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ КОРОТКО, ЦАРСТВИЮ ЖЕ НЕБЕСНОМУ НЕТ КОНЦА. Преподобный Ефрем Сирин
Трудно ежедневно подвергать самого себя бичеванию, оплеванию и распинанию. Трудно всё время посыпать голову пеплом, плакать и без конца умирать, чтобы завтра снова приступать к тому же с самого начала. Но это именно то делание, которое должны мы совершать на этой земле, как делал это праотец наш Адам, почти тысячу лет своей жизни, чтобы вернуться Домой, в райскую Вечность. В совершенной радости которой растворится вся и любая горечь. Мы и не вспомним об этой горечи, а если и вспомним, то лишь для усиления радости, для полноты ликования. Когда Батюшка Паисий Святогорец спросил явившуюся к нему мученицу, как же она смогла вынести такие немыслимые страдания, она ответила ему, что жалеет, что страдания эти были так малы, потому что если бы они были больше, её теперешняя радость была бы более велика. Как непреложно ощущается подлинность этого разговора с Небожительницей!.. Своими земными страданиями мы расширяем свой внутренний сосуд для принятия будущего блаженства. Трудно сейчас это понять и вместить, видя ежедневные примеры людского страдания перед глазами. Но мы не видим обратной стороны. Ведь для Бога нет смерти. И Он никогда не попустил бы никакого зла, если бы не имел достаточно сил и средств, чтобы обратить любое зло в добро. Будем жалеть на том свете, что мало страдали и мало любили… Надо вспоминать об этом, когда тяжело и трудно… Потому что страдание лишь тогда пойдёт нам на пользу, когда мы сумеем перенести его в духе любви, кротости и прощения. И за наградой Господь не постоит. Верь в это. Это точно так. 2016-17гг
Богу легко всё совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский
Если мы любим Бога, мы должны доверять Ему. Иоанн Златоуст говорит, что если Бог не исполняет просьбу, мы не должны унывать, потому что это означает, что Бог готовит для нас нечто лучшее того, о чём просим. Феофан Затворник учит молиться о желаемом неотступно годы и десятки лет. Господь обязательно исполнит то, чего мы желаем, ведь и само искреннее желание Сам Он вкладывает в наши души. Только Он исполнит это в чистоте, святости и навсегда. Нужно понять, до какой степени наши отношения с Ним гармоничны. Ведь Он нас создал, поддерживает нашу жизнь и ничего доброго, да и просто живого не бывает без Него. Как говорят святые, у Бога не просто любовь к нам, а Чудо-Любовь. Просто мы недостойны быть в ней, недостойны ею наслаждаться, утешаться и радоваться. Нам бы только вернуться к ней, только бы снова окунуться в неё, без возврата, и всё решится, воплотится, исправится и искупится. И это не просто слова, это явь, это реальность, и более того – это самая ближайшая перспектива каждого из нас. Почему же никто не говорит об этом? Почему нас пичкают этими дурацкими новостями, в которых нам отказывают вообще в праве существовать? Ну вот, сказано. И ровно настолько, насколько этот мир равнодушен к нам, делает вид, что нас нет, нет нашей живой души и живого сердца, именно так сам этот мир растает, как мираж, как призрачный кошмар, когда мы вернёмся Домой, в место тепла, света, ничем не омрачённого счастья и нашей взаимной любви друг ко другу и к Богу. И именно поэтому оттуда никто не возвращается сюда. Нет этого мира и нет этой жизни, всё это как призрачный морок в сравнении с подлинной Реальностью, которую создал Бог и от которой мы пока отрезаны, которой лишены… Судите сами, как надо плакать… И как радоваться, когда возвращение в неё приблизится.
Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости… 1 Тим. 6, 11—12
Странным кажется неучастие в общем потоке, где каждый уверен сам в себе, в окружающей действительности и в твоей никчёмной убогости. Но если есть у тебя какая-то сила, от Бога тебе данная, ты должен употребить её на противостояние внешнему миру ради внутренней правды Царствия Божиего. И на этом пути нужно выстоять до конца. Нужно принять и пустыню, и одиночество, и поругание. Нужно жалеть тех несчастных, слабых людей, через которых лукавый пытается тебя достать и молиться за них. Быть может, именно твоя молитва и твоё прощение их – это единственная надежда для них… А вдруг это так? И ничего удивительного в этом нет – это скорее всего именно так. Величайшее богатство – это Бог, ощущение Его несомненного присутствия, Его бытия, Его Воли и Его Любви, Его Промысла, которым Он ведёт тебя сквозь эту призрачную действительность к вечной пристани Спасения. И Бог приближается, когда ты начинаешь исполнять Его волю, несмотря ни на что и не взирая ни на кого. Он невидимо становится рядом с тобой. И ни на что другое променять это невозможно.
Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего сам не исполнил на деле. Преподобный Антоний Великий
Никого и ничему учить не стоит, потому что тем самым ты берёшь ответственность за то, за что не можешь отвечать – за свободную волю другого человека. Есть лишь один человек, которого ты вправе учить – это ты сам. Если кому-то этот процесс поучения себя самого интересен, он может извлечь для себя из него пользу. В первую очередь, конечно, это твоя семья, с которой ты связан органически, душой и телом, а бывает, что и духом. Поучая своих маленьких детей, ты фактически поучаешь себя самого, то же и с женой. Ты на то поставлен Самим Богом, ты несёшь ответственность за них и они доверяют тебе. Но всё это есть ты. Просто то, что было внутри тебя, выявилось наружу, олицетворилось в этих родных существах… Но откуда ты знаешь, как велика твоя семья на самом деле? Сколько внутренне близких тебе людей живёт на свете, похожих на твою супругу, на твоих деток и на тебя самого? И каждый может сделать поразительное открытие, если наедине со всеми заговорит как сам с собой. Он встретит поразительное понимание, тончайшее, доскональное понимание, сочувствие, отклик на малейшие детали, на то, что сам в себе не понимаешь и не осознаёшь… На этом основана вся культура, музыка, поэзия, литература, кинематограф… И общая молитва. Это называется соборностью. Мы не знаем, насколько мы богаты. И как обокрал нас диавол, вложив между нами вражду, рознь, недоверие, зависть… Встряв между нами, заняв наше место собою, нашу жизнь, наши мысли и сердца… Все «заняты»… Всё занято… Но пришёл Господь в этот мир, чтобы разрушить дела диавола и напомнить людям об их единстве и их исконном родстве. От избытка сердца говорят уста. И что знаешь по опыту, об этом говоришь сам собою, потому что это правда, ты всё это пережил и убедился в этом, – выстрадал, значит. И выстраданное слово слышно, его ни с чем не спутаешь, оно неотразимо действует на сердца. Пример – всё позднее творчество Фёдора Михайловича. Этого человека нельзя было не послушать и невозможно было уклониться от его слов. Каждый из нас, говорящих теперь по Богу, так или иначе продолжает его линию, как он продолжал линию Пушкина, а также и Тихона Задонского, которого он так любил, и Исаака Сирина, которого очень почитал и ценил… Как-то на панихиде по Пушкину, Фёдор Михайлович увидел, как со слезами молится одна дама об упокоении души поэта. И он потом взял с неё обещание так же молиться и о нём, когда он отойдёт в мир иной… Мне глубоко понятна эта просьба. И я тоже прошу, если кого-то тронуло и утешило то, что я написал, не забывать о моей душе, молиться за неё – она Божия, хорошая… И Господь сделает так, что когда-то и где-то мы узнаем друг друга, может быть, в мире ином, и это узнавание принесёт нам взаимную радость и поможет в чём-то очень важном.
И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор. 8, 5
Бог ежедневно творит этот жизненный поток. В каком-то смысле этот поток священен. А потому требует бережного, благоговейного отношения. Где это благоговение присутствует, где правила свободопользования, заповеди Божии, исполняются, где мелочей жизни не существует, а всё происходит как подобает, подобает перед лицом Вечности, где жизнь становится ритуальной, там Бог приближается и освящает Своим присутствием сам быт, со всеми его трудностями, со всеми его острыми углами, и всё покрывается любовью и радостью, взаимным умилением друг другом… Всё, что с нами происходит – это Его водительство, Его уроки, Его общение с нами… Нужно научиться с доверием встречать жизненные трудности, изменение обстоятельств, потому что они посылаются любящим Отцом. Просто Он безконечно превосходит нас, а мы грешные, и наше соприкосновение с Ним всякий раз обнаруживает наше несовершенство. Воля же Его в том, чтобы и мы стали совершенными, как Он, и Господь волю Свою постепенно претворяет в жизнь, по мере нашего согласия с ней, а иногда и без согласия, как мы сами воспитываем своих маленьких детей, зная, что для них лучше и какие меры приведут к нужному результату. Но всякий раз мы можем ожидать некий сюрприз от Бога, и всякая жизненная горечь обязательно приведёт нас к ещё большей сладости и ещё большему утешению, чем то, которого нас эта горечь лишила. С Богом жить очень интересно. И Бог не подводит никогда.
…Дева (Ева) изгнала нас из Рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны. Святитель Иоанн Златоуст
Вот что такое женщина… Через неё погибель и через неё спасение, ангел она Господень или аггел сатанин. Какая нужна осторожность… Чтобы в спутницы Богородицу выбрать, а не чёрта в юбке… Для этого волю Божию надо искать, а не угождение себе. Если же выбор сделан за тебя – верностью Богу сокруши злого духа в женщине, чтобы отказавшись от себя, и она стала одного духа с Матерью Божией.
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Наши мысли слышны в духовном мире, это всё равно что слова. Душа человека чувствует, что о нём думают, и неслучайно человек вспоминается нам, неслучайно также Господь напоминает о человеке, посылая похожих на него людей… Души переплетены друг с другом таинственными нитями, как бы продолжая одна другую. Даже если нет повода, надо думать о человеке хорошо, тем более, если повод есть. Все наши чувства друг к другу взаимны. Если думать о человеке хорошо, жалеть и прощать его, душа его обязательно это почувствует и в какой-то момент тронется взаимным движением навстречу тебе. Когда же откроется истинный образ этой души, какой она создана Богом, вся её красота, трогательность, чистота, тогда тысячу раз возрадуемся мы, что думали об этой душе хорошо, что помогали ей посильно, как могли, потому что увидим, какое сокровище обрели на вечность, на безконечную вечность взаимной любви.
Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. Сир. 2, 6
Бог не подводит никогда – это опыт. Если и бывает трудно – это для большего будущего счастья. И когда совсем тяжело и скорби невыносимы – это на возвышение, надо беречь добрый дух и ждать, когда явится Божия милость. И она обязательно придёт. Когда опереться не на что и не на кого – опирайся на Бога, на веру в Него, на доверие к Нему. Бесстрашно иди навстречу вызовам судьбы, ожидая вслед за испытанием Божию награду за терпение и стойкость в нём. И раз от раза доверие к Богу будет расти, и чувство сыновства к Отцу Небесному даст безпечалие в отношении к предстоящей смерти и загробной своей участи. Бог защитит нас от всех врагов и направит наш путь к вечному блаженству.
Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай. Сир. 31, 17
Секрет другого человека в том, что это другой ты, это всё равно что ты сам, просто с другим лицом, другим голосом, другой фигурой и другой историей… «Возлюби ближнего как себя самого» – потому что это и есть ты сам: другой Адам или его ребро Ева, восполнение Адама. Если человек начинает искренне себя вести, ты мгновенно узнаёшь в нем себя, и узнавание в человеке самого себя есть критерий его искренности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой» – и в своё время узнаешь, что и радость, и горе принёс ты самому себе… И чего мы хотим от этой жизни, когда так много людей страдает? Многим сейчас снится происходящее в Донбассе, потому что там страдает каждый из нас, каждый русский человек… Чехов говорил, что должен быть человек, который ходил бы с молоточком и стучал бы в двери и окна людям, напоминая им о том, что прямо сейчас кто-то страдает… Это касается каждого из нас… Нам Батюшка всегда говорил, то же нашёл я и у Исаака Сирина, что всегда надо сравнивать своё положение с худшим: больницы переполнены, тюрьмы, морги, горячие точки – и тогда мы возблагодарим Бога, как всё у нас хорошо. Но кто-то страдает прямо сейчас… И конечно же, это страдание коснётся и нас тоже, потому что мы никого не лучше, мы такие же люди, как все. Но не стоит этого бояться… Никогда не нужно смотреть кадры мучения других людей. Ведь это снимали мучители, и смотря их глазами, мы становимся на их место и на нас также ложится тяжёлая печать их злодеяния. Изнутри страдающего человека всё выглядит иначе, и в самой глубине страдания Господь встречает душу и принимает в Свои объятия…
Мы обязаны всех любить; но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Преподобный Анатолий Оптинский
Это очень трудное требование… Любовь других людей нужна… Как вода и как воздух, как солнышко для растения – она нужна просто для того, чтобы жить и чтобы выжить… Но когда любишь ты сам, ты обращаешь на человека свет Божией любви, она как бы проходит сквозь тебя, насыщая и тебя самого… И получается так, что ты получаешь любовь из её главного Источника – от Самого Бога. Нужно настроиться на волну любви. Ведь в ней – воля Божия, и Бог всегда даст силу и способность любить, если ты этого по-настоящему захочешь, если отвлечёшься вниманием от себя и своих хотений, а сконцентрируешься на человеке, который рядом с тобой, подумаешь о нём, пожелаешь ему тепла, счастья, радости и блаженства. И не заметишь, как любовь сама собой коснётся твоего сердца, как будто только ждала того, чтобы ты её позвал. А так оно и есть: «Се стою у дверей и стучу»… И когда ты её ощутишь, знай, что это и есть главное, ради чего ты живёшь. Не пользуйся любовью, а послужи ей, и не смей её предать.
Мне очень не нравится в тебе то, что находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные. Преподобный Лев Оптинский
Других людей мы изменить не можем, и если всё дело в них, в них вся причина наших огорчений и неудач, наше положение безысходно. Если же в происходящем есть наша вина, можно что-то изменить. Мы вовлечены в этот дурной порядок вещей, всем нам известный, по причине наличия существа, которое мы называем собой. У нас есть некое представление об этом существе, привязанность и любовь к нему, уверенность в его значимости и достоинстве. Именно это существо заслоняет от нас Бога и является тем кумиром, которому мы в сердце своём воздаём царские и божеские почести… Любые правильные идеи, мистические озарения, богословские выкладки не касаются нашего внутреннего существа, не помогают его порче, всё остаётся во внешнем, пока на нашем пути не встретится то самое существо, которое мы называем собой, и мы не начнём борьбу с ним. Это и есть наш главный враг. И он возникнет на нашем пути, если мы всерьёз обратимся к Богу… Он может предстать перед нами и в лице другого человека, который будет раздражать нас и выводить из себя, и то самое, что он так нас задевает за живое, показывает, что он являет нам нас самих, и потому праведным судом Божиим и притянулся к нам. И можно будет как следует разглядеть себя, какой я «хороший», «добрый» и «милый»… И прежде всего должно поколебаться основание этого идола – гордость, должно открыться его ничтожество, безпомощность, неполноценность и несостоятельность. Тогда каменная глыба, придавившая наше сердце, начнёт отодвигаться, и в открывшуюся щёлочку забрезжит Божий Свет. Батюшка Паисий Святогорец называл это «расщеплением духовного атома», после которого происходит выход на духовную орбиту. Нужно освободиться от себя и победить себя. Этим будет достигнута победа над силами зла внутри нас, а как говорил Силуан Афонский, победа над злом внутри себя самого есть одновременно победа над злом космическим, есть событие всемирного масштаба, касающееся каждого человека. Победив себя, ты уничтожишь паразита, который присваивает и крадет Божии дары, и в тебе останется только Бог.
Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту Рая. Преподобный Ефрем Сирин
Евангельский богач услышал от Авраама: «Чадо, ты уже получил всё своё сладкое на земле»… Как бы и мы не услышали то же самое за те ничтожные временные утешения, которыми мы всё время пытаемся скрасить нашу повседневную жизнь… Вкусные трапезы, бодрящие напитки, телевизионные развлечения, утешения противоположным полом – и душа остаётся пуста, вся любовь незаметно растерялась… И получится, что буквально ради свинных рожков мы пожертвуем своей небесной радостью, красотой своей души, нежностью и чистотой своей любви… А ведь есть Ангелы, и есть Святые, есть Небесный мир, который ждёт нас, в котором любят нас… Есть такие радости, которые нам и не снились – и это подлинные радости, сверкающие, блаженные… Это радости обретённого смысла и осуществлённой любви… Слава Богу, что Он не даёт людям до конца растлиться в земных сластях, и под конец жизни посылает им очистительные страдания, которые приводят их в себя и снова делают их достойными лучших, небесных благ… Но стоит ли заставлять Бога попускать эти мучения?.. Не лучше ли ограничить себя, потрудиться да помолиться, и в возвышенных занятиях найти отдохновение своей душе? Если же мы разрешаем себе утешение по плоти, то должны быть готовы к последующим молитвам и трудам, которые очистят и оздоровят нас, а также к тому, что с возрастом наша жизнь сама собой будет принимать всё более аскетичные формы, готовя нас к исходу из этой временной жизни.
Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 1 Ин. 5, 11
Помоги нам, Господи Иисусе, соединиться с Тобой!
Бог предлагает нам свою альтернативу ощущения себя – опытное внутреннее знание Христа. Христос дан для каждого, для тебя и меня, Им нужно насыщаться, жадно впитывать Его в себя, смотреться в Него, как в зеркало, постепенно запечатлевая внутри Его черты, Его мысли, Его образ… То, во что ты веруешь, тем ты постепенно сам и становишься. Христу не надо подражать, надо слушаться Его, исполнять заповеди, причащаться Его, молиться Ему, терпеть находящие скорби и искушения, и тогда постепенно ты сам собою начнёшь походить на Него. И в этом спасение. Господь Иисус Христос – это вход, Дверь в новую область жизни, где всё по-Божьему… Где кончаются беды, где нет ругани, где приходит благополучие и где все любят друг друга и согласны друг с другом. Пусть же все мы получим спасение во Христе и утешимся Жизнью в Нём, и обретём в Нём друг друга…
Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя. Святитель Иоанн Златоуст
Терпя скорби и тяготы, мы с Богом и можем не бояться никого и ничего. Бог с нами, он хранит наши души. Если в скорби, в страдании молиться, озлобления и отчаяния не будет. Будет опытное познание Бога, Его помощи, Его бытия… Не случайно родились мы в этот мир в теле, подверженном болезням и страданиям. Каждый должен получить свою порцию… И не перекладывать предательски свою ношу на плечи кого-то другого… Если не уклоняться от креста, сроки терпения сократятся – или увеличится небесная награда, и уж во всяком случае загладятся грехи… Очень часто выбор у нас такой: страдание или пустота. И если хочешь быть с Богом, приготовься, что будешь страдать. Само Причастие несёт в себе страдание, потому что Богу этот мир приносит боль. Для Него он противоестественен, потому что лишён блаженства, гармонии, Божией славы и благодати. Но ничего дороже Причастия нет. В страдании выстрадывается смысл, ценности, любовь и, в конце концов, наша Вечность. Всё Божие в этом мире страдает. Но с Богом же и прославится.
Смиряйтесь и терпите всё. Научитесь смирению и терпению, а в душе имейте мир. Поверьте, у кого в душе мир, тому и на каторге рай. Преподобный Варсонофий Оптинский
Без Бога ничего нет. Всё, что есть, Им поддерживается в бытии. От Него восходы и закаты, воздух, которым дышат и добрые, и злые, пища, которой питаются младенцы и злодеи – Он всё терпит и всех на Себе несёт… Очевидно, потому, что знает, зачем всё это. Блаженный Августин сказал, что Бог не допустил бы никакого зла, если бы не имел достаточно силы и средств любое зло обратить в добро. И тот, кто разделяет с Богом Его место в нашей жизни, а именно самое последнее, всеми забытое и презренное, место того, чьи услуги всеми принимаются как должное и кого никто (или почти никто) не благодарит – тот разделяет с Богом Его мир, Его смирение, Его утешение, Его тайну и Его любовь. Только не надо отчаиваться и ожесточаться, а надо верить, надеяться и молиться. И вместе с Божиим смирением, постепенно, в человека входит Божия мощь. Увеличивается сердце, открывается глубина внутри, терпение становится долготерпением, человек перестаёт замечать течение времени, вечность явственно приближается, доброта становится непоколебимой – и вот уже Спасение извещает о себе душу, всё становится легко, человек всегда весел… Всё суета и всё пройдёт, а смиренная душа, любящая Бога, пребудет вовек, и никакой смерти не будет для неё.
БОЙСЯ БОГА ИЗ ЛЮБВИ К НЕМУ, А НЕ ПО ГРОЗНОМУ ИМЕНИ, ЕМУ ПРИДАННОМУ. Преподобный Исаак Сирин
Никакой своей любви у нас нет. Это – самый великий Божий дар, это от Вечности, её веяние в нашей грешной жизни, это касание Самого Божества. Можно судить по этому, какой же Он родной… Вся любовь, полученная нами в жизни от людей – это Божия любовь к нам. И вся любовь, которой любили мы дорогих нам людей – это Бог любил их через нас. Если любовь закроется в одном месте, она обязательно откроется в другом, потому что Бог любит нас. И это будет та же самая любовь. Если только мы не оскорбили саму любовь, если мы не предали её, не огорчили, не ранили, не причинили боль любящему нас сердцу… Вот этого и надо бояться – оскорбить, может быть, нечаянно, по глупости, по своему несмирению, глупой самоуверенности и развязности, оскорбить, оттолкнуть любящее Божие Сердце, Божию Любовь, вместе с которой мы никогда не будем сиротами и без которой человек сразу становится несчастен и одинок, сколько бы людей вокруг него ни было. И если Бога оскорбляет даже одна злая или гордая мысль, что уж говорить о бОльших грехах… Вот и говорит блаженный Августин: «Люби Бога и делай, что хочешь», – ведь если ты поймёшь, кто такой Бог и кто Он тебе, если поймёшь, до какой степени нужно Его любить – ты перестанешь грешить, по крайней мере сознательно. А если согрешишь по слабости, потом обязательно искренне раскаешься, и Бог простит тебя. А когда поймёшь, как оскорбляет любящее Божие сердце наша повседневная жизнь, как далека она от того, что должно бы быть, от того блаженства, которое создал Бог, твоё покаяние станет непрестанным, твоё сердце сокрушится от него, и Бог войдёт в сокрушённое сердце, и ты станешь храмом Божества, храмом, внутри которого происходят Божии таинства спасения мира.