bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Джалал ад-Дин Руми

Сокровища вспоминания

Переводы Леонида Тираспольского


В оформлении использованы гравюры К. Си Пэйнтона, А. Мацушиты, Дж. Мэнсера, Л. Грин.


© Л. Тираспольский, перевод, 1997

© Б. Тираспольский, перевод, 1997

© ООО ИД «Ганга», 2017

Предисловие

Джалал ад-Дин Руми – «наставник с сияющим сердцем» (Джами), величайший персидский поэт-суфий, один из самых известных и читаемых поэтов во всем мире, не только на Востоке, но и на Западе. Джалал ад-Дин жил в XIII веке, в Малой Азии, которую в мире ислама называли Рум, отсюда его имя – Руми.

Главный труд Руми, «Маснави» – «Поэма о скрытом смысле», заслужившая название «Коран на персидском языке», является подлинной энциклопедией суфизма в стихах. Она приоткрывает завесу, скрывающую смыслы, доступные лишь избранным.

Представляется, что наиболее адекватного понимания произведений Руми следует ожидать не от поэтов и переводчиков – знатоков персидского языка, и не от ученых-филологов или «суфиологов», но скорее от людей, включенных в живую традицию суфизма. Именно такой перевод и представлен данной книгой, что делает ее, вероятно, уникальной среди других переводов Руми на русский язык.

Это видно уже по тому, что переводчик выбрал из колоссального корпуса произведений Руми отрывки, наиболее значимые для духовной практики современных суфиев. Они, как правило, представляют собою облеченный в словесную форму энергетический сгусток, который содержит мощный импульс к внутреннему развитию. Это реальное руководство к действию, совет просветленного мастера, через века обращенный к чутко раскрытому сердцу дервиша или искателя.

Книга включает тексты Руми из «Маснави», «Рубайат» и из «Дивана Шамса Табризи». Появление здесь имени наставника Руми, благодаря которому он достиг просветления, – Шамса ад-Дина, было вызвано тем, что после ухода Шамса Руми обнаружил своего учителя в себе самом – и потому подписывал стихи, выходившие из-под его пера, именем своего мастера, вновь и вновь свидетельствуя тем самым о стертости своего «я», об исчезновении самости, о слиянии с учителем и через него – с Реальностью.

В стихах Руми человек знающий сразу различит специальные суфийские термины, которые обычному читателю могут показаться просто поэтическими фигурами речи. Поэтому позволим себе напомнить о символическом подтексте большинства образов, встречающихся в суфийской поэзии: возлюбленная – Бог; опьяненность – единение с Богом; расширение и сжатие – особые чередующиеся духовные состояния дервиша; сокровенное сознание – одна из тончайших оболочек нашего духа.

И все же, чтобы воспринять и постигнуть послание, скрытое в стихах Руми, не обязательно поминутно заглядывать в словарь. Надо лишь читать эти строки не только глазами, но и сердцем.

Алексей Орлов* * *Религиозный закон (шариат)подобен свече, указующей путь.Если ты не владеешь свечой,нет и странствия.Когда же достиг ты пути,твое странствие – Путь (тарикат),а конец путешествия – Истина (хакикат).Потому говорится:«Будь Реальность проявлена,не было бы религиозных законов».(Пролог)

Часть I

* * *Еда, чтоб набить полный рот, —дар любого плодоносящего древа,но дар горла – от одного только Бога.Он наделяет горлом тело и дух;Он дает подходящее горлокаждой части тебя.(III, 17–18)* * *Запах гордыни, алчности и похотливостивыдаст тебя, как съеденный лук,когда ты заговоришь.Многие молитвы отвергаютсяиз-за их запаха;испорченное сердцепроявляет себя на языке.Но если твои намерения чисты,Бог приемлет даже неуклюжие речи.(III, 166–171)* * *Много ли одержано победбез духовной борьбы и терпения?Претерпевать ради чаши Божественного знанияне тягостно;будь терпелив,ибо терпение – ключ к радости.(III, 211–212)* * *Для любого путника без проводникакаждое двухдневное путешествиепревращается в столетнее странствие.Тот, кто практикует ремесло,не имея при этом учителя,станет посмешищем,где бы он ни жил.(III, 588)* * *И сухая, и свежая ветвь близки к солнцу;как можно спрятать солнце от любой из них?Но насколько же величественнее близость той ветви,которая дает тебе насладиться созревшим плодом!Своей близостью к солнцупускай сухая ветка обретет, если сможет,что-либо, кроме более скорого усыхания!О человек без мудрости, не будь тем пьяницей,что, приходя в себя, испытывает сожаление.Будь одним из тех, кто пьет вино Любвии к чьей опьяненности стремятся зрелые умы.(III, 707–711)* * *Ты подслащиваешь свой аппетит привкусом фантазий,ты дуешь в мешок самости и наполняешь его.Затем – один укол иглы и ты остался без воздуха.Так пусть ни один разумный человекне будет наполнен ветром!(III, 718–719)* * *Тщеславие и похвальбаотталкивают добрые делаи отламывают ветвь милосердияот ствола древа.Говори честно или же храни молчание —и тогда узришь благодатьи насладишься ею.(III, 751–752)* * *Из-за того, что фараоново тружениене получило Божьего благословения,всякое его сшивание было, на самом деле,раздиранием.(III, 840)* * *Движется ли он медленно или скоро,ищущий человек обрящет.Ищи всегда и всем своим существом,ведь поиск – превосходный проводник на Пути.Хотя ты увечен и прихрамываешь,хотя тело твое согбенно и неуклюже,неустанно волочи ноги к Единому.Сделай Единое своим священным поиском.И в речи, и в молчании, и в ароматах —повсюду улавливай благоухание Царя.(III, 978–981)* * *Надежнейшее место,чтобы укрыть золотые сокровища, —какой-нибудь безлюдный, потаенный уголок.Зачем ты стал бы прятать клад на самом виду?И потому сказано:«Радость скрыта под скорбью».(III, 1133–1134)* * *Сей мир подобен древу,а мы – полусозревший плод на нем.Незрелый плод крепко держится за ветку,поскольку из-за своей незрелостион не готов для дворца.Когда плод созрел, сладок и сочен,он, закусив губу, ослабляет свои тиски.Когда рот подслащен блаженством,мирское царство теряетсвою привлекательность.Крепкая привязанность к мирууказывает на незрелость.Пока ты – зародыш,ты занят кровососанием.(III, 1293–1297)* * *Ной сказал:«Я не смотрю ни на кого, кроме Тебя,а если и взгляну, то это лишь предлог,ибо Ты – истинный объектмоего всматривания.Я влюблен в Твое творчество —и когда я испытываю благодарность,и когда требуется терпение.Как могу я полюбить, словно неверный,то, что сотворено Тобою?»Любящий Божье творчество славен,но полюбивший тварь лишен веры.(III, 1359–1361)* * *«Я лишь жилище Возлюбленной,не сама Возлюбленная:подлинная любовь – к сокровищу,а не к сундуку, его содержащему».Истинная Возлюбленнаяни с чем не сравнима,Она твое начало и твой конец.Когда найдешь такое,уже не ожидаешь ничего другого:Она и явлена, и сокрыта.Она – владычица твоих состояний,не зависящая ни от кого.(III, 1417–1420)* * *Даже если у тебя нет подходящего снаряжения,продолжай поиск:снаряжение не обязательно на пути к Господу.Когда увидишь любого, вовлеченного в поиск,стань ему другом и склони пред ним голову,ибо, избрав себе в соседи искателей,ты сам одним из них становишься.Находясь под защитой победителей,ты сам побеждать научишься.Коли муравей стремитсядостигнуть звания Соломонова,не насмехайся презрительно над его поиском.Все, чем ты обладаешь, —умения, богатство, мастерство —разве не было и оно вначалелишь мыслью и поиском?(III, 1445–1449)* * *О Ты, предъявляющий требованиявнутри меня, подобно зародышу,поскольку они исходят от Тебя,сделай их выполнение легким.Укажи мне путь, помоги мне,а иначе откажисьот Своих притязанийи сними с меня это бремя!Раз Ты требуешь золото у должника,дай ему втайне золота, о владетельный Царь!(III, 1490–1492)* * *Каждому дано отличить милость от гнева,будь он мудр, невежественен или испорчен.Но милость, таящуюся внутри гнева,либо гнев, спрятанный в сердцевине милости,распознает лишь тот,чье сердце содержитдуховный пробный камень.(III, 1506–1508)* * *Когда человек с усердием чем-либо занимается,он не ощущает свою боль.Я упоминаю эту нечувствительность к боли,чтобы вы знали, насколько тело сходно с одеждой.Ступай, ищи того, кто его носит;не целуй кусок материи.(III, 1610)* * *Этот мир – сон.Не дай себе обмануться.Если во сне ты теряешь руку,это не причиняет вреда.Во снах не наносится настоящего ущерба,если тело изуродовано или рассеченона двести кусков.Пророк сказал о сем мире,кажущемся реальным,что это лишь сон спящего.Вы принимаете это как идею,но духовный путник зрит эту истинуоткрытыми глазами.Вы спите среди бела дня;не утверждайте, что это не сон.(III, 1729; 1732–1735)* * *Бога ради, не застревайна каком бы то ни былодуховном обретении,но тоскуй о большем —как от болезни страждущий,чья жажда никогда не утолена.Божественный двор – сфера Бесконечного.Оставь почетное место позади;пускай Путь будеттвоим почетным местом.(III, 1960–1961)* * *С каждым часом молодой становится старым.Все изменения происходят из-за часов:тот, кто свободен от часов, свободен от изменений.Когда ты на час убегаешь от часов,«как» более не остается —ты заводишь знакомство с тем,что пребывает без «как».Часы не знают безвременности,для того, кем владеет время,единственный путь туда – через исступление.(III, 2073–2076)* * *От того, кому нечего дать,Бог приемлет отчаянное усилие.Бог принимает корку хлеба и прощает дающего;от глаз слепого человекадостаточно двух увиденных проблесков.(III, 2115–2117)* * *Людей сбивают с толку объекты желаний,и потом они сожалеют,что поддались вожделению,ведь они поддались фантомуи оказались еще дальше от Реальности,чем раньше.Твое желание иллюзорного – крыло,посредством которого искательможет подняться в Реальность.Когда ты поддался вожделению,твои крылья отваливаются,ты превращаешься в калеку,а фантом исчезает.Предохраняй крылои не удовлетворяй вожделение,чтобы крыло желания могло донести тебя до Рая.Люди воображают, что испытывают наслаждение,тогда как на самом деле вырывают себе крыльяради иллюзии.(III, 2133–2138)* * *Лев судьбы тащит наши души,занятые мирскими делами,в чащобу смерти.Люди страшатся бедности,хотя уже по горло стоят в морской воде.Если бы они боялись Творца бедности,сокровища сами явили бы себя.Из-за страха перед страданиемони погружаютсяв самую сущность страдания:стремясь к жизни в мире, они ее потеряли.(III, 2204–2207)* * *Приди, ищи, ведь поиск – основа удачи:каждый успех зависит от сосредоточения сердца.Не заботясь о делах этого мира,продолжай произносить всей душой«Ку, ку»[1],подобно голубю.Подумай об этом хорошенько,о ты, для кого мирское – завеса:Бог скрепил наше взывание обещанием«Я отвечу».Когда сердце твое очищено от слабости,твоя молитва достигнет преславного Господа.(III, 2302–2305)* * *Философ – раб интеллектуального восприятия;святой человек чисти гарцует на Интеллекте интеллектов,подобно принцу.Интеллект интеллектов – твое зерно,а интеллект – шелуха.Брюхо животного желает шелухи.Интеллект зачерняет книги письменами;Интеллект интеллектов заполняет вселеннуюсветом, исходящим от луны Реальности.Он свободен от черноты или белизны;свет его луны восходит и изливает сияниена сердце и на душу.(III, 2527–2528; 2531–2532)* * *Логос прокапывает канал,чтобы вода могла достичьследующего поколения.У каждого поколенияесть приносящий слово Божье;но и речения тех, кто пришел ранее,тоже полезны.(III, 2537–2538)* * *Беги от глупцов;даже Иисус бежал от них.Много крови было пролитоиз-за дружбы с глупцами!(III, 2595)* * *Надежда – это глухой человек,многократно слышавший о том, что мы смертны,но не слыхавший о собственной смертии не размышлявший о своем конце.Слепой человек – это Жадность:он видит недостатки другихвплоть до волоскаи возвещает о них на каждой улице,но из собственных недостатковего слепой глаз не видит ничего.Голый человек боится,что с него сдерут его накидку,но как можно снять одежду с того, кто гол?Мирской человек обездолен и напуган:он ничем не владеет, но боится воров.Нагим он пришел и голым уходит,но между тем все время он мучается из-за воров.Когда смерть приходит,все вокруг него причитают,тогда как его собственный духсмеется над его страхом.В это мгновение богатый человек узнает,что у него нет золота,а умный видит,что его талант не принадлежит ему.(III, 2628–2635)* * *Благодарность за изобилиеслаще, чем само изобилие:следует ли тому, кто погружен в Щедрого,отвлекаться на подарки?Благодарность есть душа благодеяния,а изобилие – лишь шелуха,ибо благодарность ведет тебя к месту,где живет Возлюбленный.Изобилие приводит к нерадивости,благодарность – к бдительности.Охоться за щедростью,используя силки благодарностипо отношению к Шаху.(III, 2895–2897)* * *«Я ведь создал джиннов и людейтолько, чтобы они Мне поклонялись»[2].Произносите сии слова.Конечная цель сего мира не что иное,как богослужение.Хотя конечная цель книги —наука, в ней содержащаяся,ты можешь сделать из нееподушку для отдыха;она послужит и в этом качестве тоже.Но быть подушкойне является ее подлинным назначением.На самом деле ее предназначалидля обучения и познания,а также для пользы,которую из этого можно извлечь.(III, 2988–2990)* * *Многие ученые людине извлекают пользы из своих знаний:это те, кто держит знание в памяти,но не влюблен в него.(III, 3038)* * *Море не выпускает из себя рыбуи не впускает в себяживые существа земли.Вода – изначальное жилище рыбы,но грузные животныепринадлежат земле.Мы не можем сделать ничегодля изменения этого положения.Замо́к Божественного предопределения крепок,открыть его может только Бог;держись за смирение и довольствие Божьей волей.Даже если бы атомы один за другимстановились ключами,ничто не откроет замок,кроме Божественного величия.Когда ты забудешь о собственных помышлениях,счастье придет к тебе от твоего духовного наставника.Когда ты забываешь себя,о тебе вспоминает Бог;когда ты становишься Божьим рабом,тогда тебя отпускают на свободу.(III, 3071–3076)* * *Когда дело касаетсязарабатывания на жизнь,почему страх вековечного разочарованияне подстерегает тебя?Ты скажешь:«Хотя мне и приходится иметь делосо страхом разочарования,страх усиливается, когда я бездельничаю.Моя надежда возрастает, когда я работаю;бездействуя, я больше рискую».Почему же страх потери сдерживает тебя,когда дело касается веры?Разве не видел ты,насколько прибыльны труды пророков и святых?Разве не видел ты,какие сокровищницы открылись имблагодаря частым посещениям лавки Духа?(III, 3096–3101)* * *Сила свободного волеизъявления —твое богатство, приносящее доход.Будь внимателен!Будь начеку в мгновения силыи тщательно наблюдай за ними!Человек едет на скакуне«Мы почтили сынов Адама»[3].Вожжи свободной воли – в руках разума.(III, 3299–3300)* * *Разумный человек видит сердцем результатс самого начала;тот, у кого нет знания, открывает его в конце.(III, 3372)* * *Познать тайну Незримого достоин лишь тот,кто способен сомкнуть губы и хранить молчание.(III, 3387)* * *Смерть каждого человекаобладает теми же свойствами,что и он сам, о юноша:она – враг для врага Бога,а для друга Бога – друг.Твой страх смерти,выражающийся в бегстве от нее,в действительности есть страх самого себя.Внимай же, о дорогая душа!(III, 3439; 3441)* * *Бог вывел землю и небесные сферы в существованиепосле шестидневного обдумывания,хотя и мог посредством«“Будь!” – и оно бывает»[4]сотворить сотню земель и небес.Мало-помалу, до сорокалетнего возраста,Владыка взращивает человека,дабы тот достиг завершенности,хотя в единое мгновениеОн мог бы послать пятьдесятв полет из несуществования.Иисус одной молитвоймог заставить мертвого ожить,так неужели Создатель Иисусане способен враз привести взрослых людейв существование?Эта неторопливость —ради того, чтобы научить тебя:Бога надлежит искать медленнои безо всяких остановок.Маленький ручеек, постоянно текущий,не загрязняется и не зацветает.Из этой неторопливостирождаются блаженство и радость;эта неторопливость – яйцо,а преуспевание – птица,которая из него вылупливается.(III, 3500–3508)* * *Этот мир околдовани ослепляет глаза:он кажется широким,а на самом деле узок,его смех – рыдание,его слава – позор.(III, 3543–3544)* * *На свете нет дервиша,а если бы он был,тот дервиш не существовал бы.Он существует как сущность,но его атрибуты утратили существованиев Божьем существе.(III, 3669–3670)* * *Проницательный ум,когда отделен от своих друзей,становится подобным лучнику,у которого переломился лук.Когда что-либо радует тебя в этом мире,подумай, не расстаться ли с этим предметом.Многие радовались тому,чему обрадовался ты,но в конце, как ветер, оно исчезает.Оно покинет и тебя тоже —не позволяй своему сердцу к нему привязаться.Беги от него, прежде чем оно убежит от тебя.Прежде чем ускользнут от тебяобъекты обладания,скажи форме сотворенных вещей, как Мария:«Я ищу защиты от тебя у Милосердного»[5].(III, 3693; 3698–3700)* * *Когда ощущение духовного сжатияовладевает тобой,о путник, это для твоего же блага.Пусть не сжигает тебя скорбь,ведь в состоянии расширения и ликованияты растрачиваешь.Этот энтузиазм для равновесия требует доходав виде боли.Если бы всегда стояло лето,иссушающий жар солнца сжег бы саддо корней вглубь земли.Увядшие растенияникогда бы не зазеленели вновь.У декабря – угрюмый вид,но он полон доброты.Лето смеется, но, тем не менее, разрушает.Когда приходит духовное сжатие,узри в нем расширение;возрадуйся и не хмурься.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ку (перс.) – где.

2

Коран 51:56.

3

Коран 17:70.

4

Коран 36:82.

5

Коран 19:18.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу