Полная версия
Учение Иисуса о воскресении души
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби;
они омыли одежды свои и убелили одежды свои
Кровию Агнца. (Откр. 7, 13–14)
«Великая скорбь», пережитая праведниками «из всех народов и язы́ков» в земной жизни, была преодолена ими. Средство же для этого преодоления одно: подражание подвигу любви Иисуса Христа. Его самоотверженное служение человечеству, его смерть ради спасения всех – побудили их «убелить одежды свои», то есть достичь истинной, жертвенной любви:
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. (Кол. 3, 14)
Как именно «облекается» дух человеческий в благие свойства и качества души, нам объясняет Писание. Например, праведный Иов так говорит о том времени, когда он судил народ:
Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло[3]. (Иов. 29, 14)
Понятно, что тут сказано о постоянном старании Иова быть справедливым – в мыслях и чувствах – и о проявлении во время суда приобретенных им благих качеств. Также и священники Господни должны прилагать все усилия, чтобы мыслить и чувствовать праведно – заботиться о своей пастве и сострадать ей:
Священники Твои облекутся правдою… (Пс. 131, 9)
Апостолы постоянно призывают своих учеников «облечься» в те или иные качества души:
…облекитесь смиренномудрием… (1 Петр. 5, 5)
Конечно, такое свойство характера, как смирение, приобретается не сразу: требуется немало усилий для его «стяжания», для одоления собственной гордыни и строптивости.
Прежние «запятнанные», «оскверненные» одеяния – качества души – должны быть «совлечены» с человека, и тогда он сможет «облачиться в новые одежды»:
А теперь вы…
…не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… (Кол. 3, 8–10)
Вдумаемся в сказанное: есть «вы», к которым апостол обращается, есть «ветхий человек», которого нужно «с себя» совлечь, и «новый человек», в которого надлежит «облечься». Человек (ветхий и новый) представлен здесь как внешнее облачение (одежда) сокровенной сущности – духа, высшего «я».
Апостол подробно перечисляет как те свойства, которые нам надлежит «отложить», так и те, которые необходимо приобрести. Наиболее же эгоистичные проявления самости следует «умертвить», то есть лишить их возможности проявляться:
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…
…отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
не говорите лжи друг другу… (Кол. 3, 5–9)
Как видим, избавление от «оскверненных одежд» – душевных свойств – не дается мгновенно, за один раз. Требуются постоянные усилия, чтобы покоряться Духу Святому и избавляться от внутреннего зла:
…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его… (Матф. 11, 12)
Избавляясь от «запачканных одежд», дух облекается в нового человека, который
…обновляется в познании по образу Создавшего его… (Кол. 3, 10)
После очищения от наиболее грубых, эгоистических элементов сознания и чувств открываются каналы духовного восприятия, дается возможность «обновляться в познании» и получать доступ к тем областям невидимого мира, которые до этого были недоступны. Образ Божий («образ Создавшего») начинает проявляться в человеке вместе со свойствами Вышнего Первообраза – любовью, милостью, состраданием…
Об этих свойствах говорит апостол:
Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. (Кол. 3, 12–14)
Свойства души, необходимые для ее преображения и принятия в Царство Божье, представлены здесь как облачения («облекитесь»). Все эти свойства – проявления того совершенства, в котором они соединены («совокупно пребывают»), – любви. Поэтому и сказано: «любовь… есть совокупность совершенства».
Новозаветные описания облачений души имеют свои прообразы в Пятикнижии Моисеевом и Книгах Пророков. Например, облачения первосвященника (Аарона и его потомков) носят символический характер. Так, наперсник с двенадцатью драгоценными камнями, на которых вырезаны имена двенадцати колен Израилевых, первосвященник носит «у сердца» – в знак его постоянной молитвы за весь народ:
И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего… для постоянной памяти пред Господом. (Исх. 28, 29)
Золотая дощечка в виде шестилепесткового цветка над челом Аарона содержала надпись: «Святыня Господня», напоминая о том, что все мысли его должны быть посвящены Всевышнему:
…и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня… (Исх. 28, 38)
Новозаветный образ «перемены одежд» (свойств души) восходит к виде́нию пророка Захарии:
И показал он мне Иисуса[4], великого иерея…
Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который… сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. (Зах. 3, 1–4)
Запятнанные одежды символизируют оскверненность грехом, те состояния и проявления души, которые «не очищены». Торжественные же одежды означают новые, благие качества души.
Полная «перемена одежд», то есть очищение души, представлена в пророческих Писаниях как величайшая радость:
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. (Ис. 61, 10)
В приведенном стихе образы жениха и невесты знаменуют «бракосочетание», то есть гармонизацию духа и души. Заметим, что жених украшен венцом. Это символически указывает на очищение духовного сознания
(«головы») и на устремление всех помыслов к Богу:
…чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном… (Кол. 1, 9)
Невеста же «украшена убранством». Это – новые качества души, подобные брачным одеяниям…
Тема брачного пира продолжается в евангельской притче:
…Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего… (Матф. 22, 2)
На этот пир проник человек, одетый «не в брачную одежду»:
Царь… увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю;
там будет плач и скрежет зубов… (Матф. 22, 11–13)
В контексте сказанного выше понятно, что «не брачная одежда» означает душу, не очистившуюся от зла. Царь, то есть сам Бог, задал явившемуся вопрос: как посмел он войти в Его Царство в таком состоянии? Человек (дух) «молчал» в ответ, и ясно почему: в высшем мире все мысли видны, и солгать невозможно:
…образовавший глаз не увидит ли?
Вразумляющий народы неужели не обличит, –
Тот, Кто учит человека разумению?
Господь знает мысли человеческие… (Пс. 93, 9–11)
И вот Царь повелевает:
…связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов… (Матф. 22, 13)
Часто этот приказ Царя объясняют как приговор к «вечным адским мукам». Однако существует и иная интерпретация: связывание рук и ног указывает на первоначальную невозможность действий и передвижений. Именно в таком виде человек ввергается «во тьму внешнюю» – получает новое телесное бытие в материальном мире, который в образной системе Евангелий уподобляется «тьме внешней» (по отношению к Миру света).
Физическое тело человека именуется «внешним»:
…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (2 Кор. 4, 16)
Внешний, бездуховный мир Иисус прямо именовал тьмой:
…ходи́те, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. (Иоан. 12, 35)
В этой связи понятны и слова о «плаче и скрежете зубовном»: при рождении младенец плачет; в момент же смерти человек испытывает судорогу – «скрежещет зубами». Таким образом, здесь говорится о начале и конце вновь предстоящей земной жизни…
В Новом Завете «новое облачение» души сравнивается и с вооружением воина, готового к битве, – воина Света, выходящего сражаться со Тьмой:
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения… (1 Фес. 5, 8)
Отдельные «части» этого вооружения описаны так:
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
Для сего приимите всеоружие Божие…
Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир…
и шлем спасения возьмите… (Еф. 6, 11–17)
«Всеоружие» – это полное обмундирование воина, защищающее от вражеских нападений и необходимое для победы. Такую защиту от зла дает душе ее «облачение» в светлые, благие свойства и качества…
Обличая злодеев, которые «осудили, убили Праведника» (Иак. 5, ст. 4 и 6), апостол Иаков восклицает:
Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. (Иак. 5, 2)
Именно в таком виде предстанут нечестивцы пред грядущим Судом: их души («одежды») не только запятнаны злом и грехом, но даже «сгнили», «изъеденные» преступлениями…
Собрание же праведников – Церковь («невеста Агнца») – в виде́нии апостола Иоанна представлена в великолепном наряде:
И дано было ей облечься в виссон[5] чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
(Откр. 19, 8)
Здесь светлые одежды – символ праведных свойств просветленной души человеческой.
Какая часть человека умирает и почему?
Как же соотносится «очищение одежд» с темой жизни и смерти в Учении Иисуса? Прежде всего, зададим вопрос: что, помимо физической кончины, рассматривается как «смерть» в образной системе Писания? И что в этой системе подразумевается под «жизнью»? Обратимся вновь к Пятикнижию:
Соблюдайте… законы Мои, которые исполняя, человек будет жив… (Лев. 18, 5)
Какая жизнь имеется в виду? Физическая? Но ведь понятно, что она в некий момент прекращается. Следовательно, в словах «будет жив» заключено, скорее, обетование постоянной внутренней жизни – жизни духа. Сам Господь именуется в Писании «Богом духов всякой плоти»: ведь Он в первую очередь заботится о жизни духовной, то есть о состоянии духов, обитающих в телах человеческих:
Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?.. (Числ. 16, 22)
В этом вопросе, с которым обратились к Богу Моисей и Аарон, заключен глубокий смысл. Господу ведомы состояние и дела каждого духа, и ответственность пред Ним должен нести каждый в отдельности. Греховность или праведность духа – вот предмет заботы Создателя…
В Новом Завете содержится то же самое учение о Всевышнем – Он именуется Отцом духов:
…если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Евр. 12, 9)
Жизнь во плоти есть для духа процесс воспитания. Но почему же здесь сказано «покориться… чтобы жить»? Ведь дух – бессмертен! Мы читаем в Писании о том, что «умереть» может душа:
Душа согрешающая, она умрет… (Иез. 18, 20)
– но о «смерти» духа речь нигде не идет. Земную кончину человека царь Соломон описывает в Книге Екклесиаста:
И возвратится прах в землю, чем он и был;
а дух возвратится к Богу, Который дал его. (Еккл. 12, 7)
Дух никогда не умирает! Он может только «отняться». О живых существах псалмопевец Давид сказал:
…отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются… (Пс. 103, 29)
Физическая смерть как раз и есть разлучение «внутреннего человека» с «внешним»…
Дух рассматривается как сущность бессмертная и разумная:
…дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. (Иов. 32, 8)
«Давать разумение» может только разумное начало. После расставания с телом дух, «возвращаясь к Богу» (Еккл. 12, 7), сохраняет полное сознание.
Но почему же тогда и о духе сказано как о сущности, могущей оживать: «тогда ожил дух Иакова» (Быт. 45, 27)?
В приведенном случае имеется в виду возрастание жизненной силы духа. Ведь праотец Иаков был и духовно, и физически жив к тому моменту, когда ему возвестили о давно пропавшем и оплаканном сыне:
…Иосиф жив… (Быт. 45, 26)
Поэтому выражение: «ожил дух его» следует понимать как описание прилива духовной силы и радости…
Вернемся теперь к нашему вопросу: почему Отцу духов должны мы «покориться… чтобы жить» (Евр. 12, 9)?
Мы убедились, что слова «чтобы жить» не могут относиться к духу неумирающему, а следовательно, речь идет об оживании души, которая, как упомянуто выше, может подвергнуться смерти.
Исследуем более подробно вопрос о «жизни и смерти» души. Из Писания мы видим, что душа тоже бессмертна. Она переживает тело, покидая его в момент физической кончины. Так, о Рахили, жене Иакова, сказано:
…выходила из нее душа, ибо она умирала… (Быт. 35, 18)
А когда пророк Илия молился об умершем отроке, сыне вдовы Сарептской, он так взывал к Господу:
…Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. (3 Цар. 17, 21–22)
Убиение тела не сопровождается смертью души:
…не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить… (Матф. 10, 28)
Душе вообще невозможно нанести какой-либо физический ущерб – поскольку она не материальна:
Говорю же вам, друзьям моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать… (Лук. 12, 4)
А что же в таком случае может причинить вред душе?
И даже – «умертвить», «убить» ее?
Отвергните от себя все грехи ваши… и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать… (Иез. 18, 31)
Вопрос: «Зачем вам умирать?», конечно, не относится к телесной жизни, которая рано или поздно завершается переходом в мир иной. Следовательно, здесь говорится о том, что душа «умирает», когда пребывает во грехе:
Ибо Я не хочу смерти умирающего… но обратитесь, и живите! (Иез. 18, 32)
В древнееврейском оригинале сказано еще «жестче» и яснее: «Ибо я не благоволю к смерти [смертному состоянию] мертвого [именно так! Древнееврейское мэт – «мертвый»]…».
Итак, душа, исполненная зла и не раскаивающаяся в грехах, является «мертвой».
Как оживить душу и обновить дух?
В Новом Завете воскресший Иисус обращается к человеку, находящемуся в состоянии «смерти», так:
…ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. (Откр. 3, 1)
Как же душе возвратиться к жизни – ожить, воскреснуть?
…Беззаконник, если обращается от беззакония своего… к жизни возвратит душу свою. (Иез. 18, 27)
Но «обращение», то есть покаяние – только первый «шаг к жизни». Надо еще творить правду, совершать добро, жить по заповедям Божьим, в любви к Нему и к людям:
…если обратится от всех грехов своих… и будет… поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
…в правде своей, которую будет делать, он жив будет. (Иез. 18, 21–22)
Призыв пророка:
…сотворите себе новое сердце и новый дух…
(Иез. 18, 31)
– подразумевает приложение постоянных усилий для преображения своих внутренних свойств. Сам Бог обещает нам помощь в этом:
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. (Иез. 36, 26)
«Новое сердце и новый дух»… Человек призван постоянно «сотрудничать» с Творцом, содействуя Ему в обновлении своего духа и в очищении сердца.
Дух и сердце в Писании часто упоминаются вместе, «идут рука об руку»:
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)
Псалмопевец утверждает, что при очищении сердца обновляется дух:
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. (Пс. 50, 12)
В Притчах о печали сердца сказано:
…при сердечной скорби дух унывает. (Прит. 15, 13)
По учению пророка Исайи, Господь нисходит к страдающим и обитает
…с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. (Ис. 57, 15)
Как «дух и сердце», так и «дух и душа» упоминаются вместе:
В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. (Иов. 12, 10)
Исследуем в этой связи, каковы свойства сердца и каковы – души. Начнем с сердца. Оно, прежде всего, мыслит:
…помышление сердца человеческого – зло от юности его… (Быт. 8, 21)
Оно испытывает чувства – например, страх, опасение:
Оставшимся из вас пошлю в сердца робость… (Лев. 26, 36)
Оно имеет желания:
…чтобы вы… не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству… (Числ. 15, 39)
Сердце может ожесточиться:
…не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим… (Втор. 15, 7)
Оно может разгораться гневом:
…дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею… (Втор. 19, 6)
Конечно, сердце способно также веселиться и радоваться:
За то, что ты не служил Господу, Богу твоему с веселием и радостью сердца… (Втор. 28, 47)
Сердце может ощущать «прикосновение» Божье, слышать Его призыв. Так, с царем Саулом
…пошли… храбрые, которых сердца коснулся Бог. (1 Цар. 10, 26)
Бог исполняет сердце мудростью:
…Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу…
И стал работать Веселиил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение… (Исх. 35, 35; 36, 1)
Сердце и дух действуют вместе и согласно в служении Богу:
И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу… (Исх. 35, 21)
Присмотримся теперь к свойствам души. Она – тоже сущность мыслящая, способная «состоять в совете», то есть участвовать в обсуждении дел:
…в совет их да не внидет душа моя… (Быт. 49, 6)
Она обладает желаниями:
Если какая душа хочет принести Господу жертву… (Лев. 2, 1)
Она наделена чувствами:
…искала я того, которого любит душа моя…
(Песн. П. 3, 1)
Из сказанного можно сделать вывод, что сердце – обитель души, и оттуда ее влияние распространяется на все тело, прежде всего – на кровеносную систему:
…душа тела в крови… (Лев. 17, 11)
Когда царь Соломон вспоминает:
Говорил я с сердцем моим… (Еккл. 1, 16)
– он имеет в виду беседу своего духа («я») с душой…
Говоря об очищении сердца, Писание подразумевает просветление души – то есть, опять-таки, «убеление одежды» человеческого духа:
…да приступаем с искренним сердцем… кроплением очистивши сердца от порочной совести…
(Евр. 10, 22)
Что означает «воскреснуть из мертвых»?
Людям, очистившим сердце, или, что то же самое, – душу, Иисус обещает:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
(Матф. 5, 89)
Поскольку Бог есть Источник и Сущность бытия, «узреть» Его, или приблизиться к Нему, – значит удостоиться высшего блага. «Отступающие» же, то есть отдаляющие себя от Него, «гибнут и истребляются»:
Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
А мне благо приближаться к Богу!.. (Пс. 72, 27–28)
Обратим внимание на значение понятий «приближаться» и «удаляться». К Создателю, обитающему «в горних высях», то есть недостижимому для ограниченного человеческого восприятия, для мысли и чувства, – можно «восходить», приближаться, только уподобляясь Ему в милосердии и справедливости:
Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто… (Пс. 23, 3–4)
Лишь восстанавливая в себе «образ и подобие» Божьи, человек способен «взойти», вернее – «восходить» к Нему, ибо путь от конечного (человека) до Бесконечного (Бога) невозможно пройти до конца:
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. (Прит. 15, 24)
Преисподняя – это и есть образ смерти, обитель тех, кто ею пленен и поглощен. Смерть и преисподняя «ходят вместе» («Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их…» – Пс. 48, 15).
Итак, библейское учение о жизни и смерти в общих чертах таково:
1. Жизнь есть приближение к Богу – Источнику жизни; смерть – удаление от Него.
2. Приближение к Богу для души – это усвоение ею Божественных качеств: любви (милосердия) и справедливости (праведности).
3. Названные и другие качества (мы рассмотрим их в главе «Очищение сердца») – это те «одеяния», в которые призван «облечься» дух человека (его истинное «я»), чтобы быть допущенным в обители Божьи – духовный мир, место пребывания чистых духов.
4. Если по отношению к духу душа является «одеждой», а приобретаемые ею добрые свойства – «убелением» или «переменой» одежд, то по отношению к самой душе ее исправление – это «вкушение», то есть усвоение ею слова Божьего, ведущее к «оживлению», «воскресению». Слово Всевышнего, Его присутствие в душе – для нее питие и питание: вода, вино, хлеб, елей…
Теперь мы можем лучше уразуметь учение Иисуса о жизни и смерти. Нам становятся понятнее его слова:
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына
Божия и услышавши оживут. (Иоан. 5, 25)
Восприняв Учение Иисуса и последовав ему, «мертвая», удаленная от Источника жизни душа очищается, «воскресает из мертвых». И дух, облаченный в эту душу, начинает приближаться к Создателю своему.
Проясняются для нас и такие слова Иисуса:
…кто соблюдет слово мое, тот не увидит смерти вовек. (Иоан. 8, 51)
Пребывающий в Учении Иисуса причастен к Источнику бытия, он уже «не умирает» – не впадает в состояние «отчужденности» от Бога. Ведь только те, чьи души темны и злы,
…помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. (Еф. 4, 18)
«Помрачение» есть угасание или полное отсутствие света. В Писании тьма – символ ненависти:
…кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. (1 Иоан. 2, 11)
И только любовь пребывает в нашем внутреннем человеке как истинная жизнь, жизнь вечная:
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1 Иоан. 3, 15)
Зададим вопрос: а если человек преступит Учение Иисуса, отпадет ли он навсегда «в смерть» от вечной жизни? На это Иисус отвечает:
…Я есмь воскресение и жизнь; верующий в
Меня, если и умрет, оживет. (Иоан. 11, 25)
Здесь не случайно сказано об оживлении: если вновь «умрет»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.