Полная версия
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5–6 классы)
2) Есть некоторая мера доверия между вами, так, что он соглашается побеседовать на тему его проблемы (иногда он сам выступает активным инициатором беседы).
3) У вас есть установка: вы не собираетесь никого переубеждать, чтобы не превратиться в того ненавистного Кьеркегору наставника, который лучше всех знает, как жить, просто вместе с собеседником открыто, с интересом и даже некоторым восхищением рассматриваете (бережно берете в руки, чтобы рассмотреть получше) это чудо свободного волеизъявления – позицию. При этом вы знаете, что сумеете выдержать, если в результате вашей беседы позиция подростка не изменится, а, возможно, даже станет еще прочнее.
Шаги метода проверки позицииРассмотрим шаги на приведенных выше примерах:
Анна: На таких уродин, как я, никто никогда не обратит внимания.
Игорь: Я – за эвтаназию, инвалидов надо разрешить убивать.
Шаг 1. Прояснение позиции
1.1. Четко сформулировать проверяемую позицию, как будто вы берете ее в руки и рассматриваете, взвешиваете, чтобы сделать ее ощутимой для подростка. Для этого повторите ее своими словами, может быть, чуть развернув или усилив. Тогда ваш собеседник услышит позицию, с которой он живет; она будет ему показана «извне».
Психолог – Анне: Ты говоришь так уверенно о том, что у некрасивых людей нет шансов быть счастливыми в отношениях. Это позиция?
Психолог – Игорю: У тебя есть, как я услышала, совершенно конкретная позиция по отношению к жизни: жить имеют право только те, кто соответствует определенным условиям, а именно – здоровы и полны сил, а инвалидам – лучше не жить вовсе. Ты действительно в этом убежден?
Ваш собеседник может внести коррективы, выдвинув более взвешенную позицию, иногда он пугается этой ясности или может позицию подтвердить. Если мы это ясно не обозначим, то начнем с размытого содержания.
1.2. Установить силу и степень влияния этой позиции, для того чтобы могло проявиться, что в ней для вашего юного собеседника важно, а что – нет. Затем спросить: «Как ты пришел к этой позиции?» Нужно понять, какой опыт, представления и убеждения стоят за этим. Какое мировоззрение? На этом шаге нужно дать подростку возможность рассказать об этом.
Психолог – Анне: Как ты думаешь, это актуально только для тебя и твоей жизни, или это касается всех людей и каждого человека? Это распространяется только на женщин или на мужчин тоже?
Психолог – Игорю: Действует ли это для любой формы инвалидности? Для любой семьи (или только той, где некому ухаживать), для инвалида любого возраста?
Допустим, оба они отвечают: «Да, это актуально для всех людей». И в этот момент можно угодить в ловушку.
Внимание! Три главные ловушки метода1. Высказывание подростка может быть обесценивающим и вызывать желание возразить или начать дискуссию. Однако возражение может восприниматься подростком как неуважение к его личности, потому что позиция – это решение, оно свободно. Поэтому использовать контраргументы, чтобы попытаться убедить подростка в том, что есть другие позиции, – это самая большая опасность данного метода. Ни объяснения, ни аргументы на этой стадии не помогают.
2. Вы можете слишком глубоко войти в этот процесс персонально. Это серьезная ошибка – оказаться лично задетым, например, потому что вы сами имеете глубоко затрагивающий вас (не проработанный?) опыт в связи с инвалидами или трагедией неуверенных в себе несимпатичных девушек. Слишком большая эмоциональная вовлеченность приведет к чрезмерному требованию к вам. Это будет избыточным стрессом, который невозможно скрыть и от вашего собеседника[8]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Это определение задач психотехники мы взяли из учебника Гюго Мюнстерберга 1914 года. Именно он поставил проблему психотехники и пытался ее разрабатывать. Он говорил, что психотехника должна так же относиться к психологии, как агрономия относится к ботанике или инженерное дело к физике. Речь шла о науке, отвечающей на вопрос «как?».
2
Mobbing – травля: коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе: от обычного подсиживания и «подставления» до прямого психологического террора; термин появился в 1984 году и с тех пор обозначает объект изучения специального раздела психологии. Моббинг связан и с весьма изощренными действиями, такими как социальная изоляция, распространение слухов, намеренная несправедливость, сокрытие информации и т. д. (всего было описано 45 различных видов действий). Bullying – травля ребенка со стороны группы одноклассников.
3
В методических пособиях программы «Жизненные навыки» для начальной школы нашлось место обсуждению серьезных психологических подходов. В пособиях для 1 и 2 классов мы описывали концепции Э. Эриксона и Б. Ливехуда, Р. Штайнера и Д. Эльконина. В книге для 3 класса мы рассматривали феноменологический метод, опираясь на работы известного французского философа М. Мерло-Понти. В пособии для 4 класса попытались дать философское и психологическое видение Person, для чего обратились к текстам А. Лэнгле, В. Франкла и М. Боуэн. Мы говорили и о противостоянии гегелевского абстрактного объективного знания и экзистенциально-феноменологического субъективизма. В этом пособии мы вновь ищем ответы на интересующие нас вопросы у философов.
4
Иными словами, усвоенных взаимодействий (то есть предполагается, что в психическом нет ничего такого, чего бы ранее не было во внешних отношениях ребенка).
5
Помните, как в нашей любимой экранизации «Трех мушкетеров» Атос с нескрываемым одобрением говорит д’Артаньяну: «Вы сделали то, что должны были, но, может быть, вы сделали ошибку».
6
Он вполне может происходить без всякого упоминания Бога, так что скорее должен был бы называться экзистенциальным разговором.
7
За это презрение к чувственной стороне жизни Ницше критиковал Сократа, говоря о том, что он на 25 веков завел философию в тупик, потому что игнорировал существующую уже в его время богатейшую энциклопедию опыта человеческих переживаний, представленную древнегреческим театром.
8
Определенную защиту принесет пара вопросов к себе самому: «Есть ли у меня ресурс выдержать это сейчас? Готов ли я почувствовать то, что чувствует подросток, не позволяя воображению представить то, о чем он говорит?» Это приводит к прояснению собственной позиции психолога: «Я понимаю, ради чего я должен это выдерживать (иногда концепции бывают очень жестокими…). Что хорошего произойдет, если я справлюсь со своей личной «задетостью»? Стоит ради этого продолжать?» Помогает, если на время – ненадолго – отойти на позицию наблюдателя: «Я вижу, как тяжело подростку. Как он это выдерживает?»