bannerbanner
Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения
Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

4. В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Замечания

Эта игра также очень подходит для поликультурных групп.

Карточка участника игры «Добрый день, шалом, салют!»

Италия: Bon giorno

Швеция: Gruezi

США: Hi

Англия: Hello

Германия: Guten Tag

Испания: Buenos Dias

Гавайи: Aloha

Франция: Bonjours, Salut

Малайзия: Selamat datang

Россия: Здравствуй

Чехия: Dobry den

Польша: Dzien

Израиль: Shalom

Египет: Asalamu Aleikum

Чероки (США): Schijou

Финляндия: Hyva paivaa

Дания: Goddag

Турция: Merhaba.

Застольная беседа

Игровая ситуация: участники знакомятся и налаживают контакт в воображаемом ресторане

30 минут

Отставьте в сторону стулья и столы, так чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Воссоздайте дух застольной беседы, описав ресторан, известный своей приятной атмосферой и изысканной кухней. Участники пришли сюда поесть, познакомиться друг с другом, поговорить.

2. Разрешите группе свободно двигаться по помещению. Затем перевоплотитесь в «старшего кельнера» и крикните: «Столик на двоих!» Это означает, что каждый участник должен найти себе пару – того, кто стоит ближе всех. Партнеры представляются друг другу. Дайте им пару минут на обсуждение темы «Какую пищу я предпочитаю?»

3. Теперь крикните: «Столик на четверых!» Сейчас каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они называют свои имена и беседуют на следующую тему: «Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время?»

4. Следующий этап игры – «Столик на восьмерых». Пусть все квартеты объединятся попарно. Участники знакомятся друг с другом и затем ведут беседу: «Место, которое я обязательно хотел бы посетить».

5. Дайте возможность группе собраться вместе для краткого обмена впечатлениями: «Что я узнал о других членах группы? Что было особенно интересным или неожиданным?»

Варианты

Другие интересные темы для бесед:

• Чем бы я хотел более всего заниматься в этой группе?

• Что я здесь больше всего хочу узнать?

• Цель, которой мы вместе, надо надеяться, достигнем.

• Есть ли у нас общая цель? Какова она?

Круг имен

Участники запоминают имена друг друга

10/15 минут

Принесите с собой симпатичную плюшевую игрушку с забавным именем.

1. Группа усаживается в круг.

2. Начните игру, назвав свое имя. Кроме того, представьте игрушечную зверушку, например: «Эту очаровательную маленькую мышку зовут Чарли». Потом передайте мышку своему соседу слева. Он продолжает игру, указывая на Вас и говоря, к примеру: «Это Иван Иванович. Это Чарли, а меня зовут… (имярек)». Игрушка передается по часовой стрелке, и каждый, к кому она попадает, прежде чем представиться самому, повторяет все названные имена (а также имя игрушки).

3. Участник, чье имя было названо неверно, встает со стула. Он сможет снова сесть только тогда, когда имя будет произнесено правильно кем-то из последующих игроков.

Замечания

Очень большую группу следует разделить на подгруппы по двенадцать-шестнадцать человек.

Это мое имя

Участники поочередно называют свои имена и рассказывают о них

20/30 минут

1. Участники усаживаются в круг.

2. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он хотел бы называться в группе. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

• Что означает моя фамилия?

• Откуда моя семья?

• Нравится ли мне мое имя?

• Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

• Знаю ли я, что означает мое имя?

• Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?

• Кто еще в семье носил это имя?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ, однако выступающему необходимо уложиться в 2 минуты.

3. Закончив говорить, выступающий снова садится на свое место. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Варианты

• Выступающий встает в центр круга.

• Ведущий идет вместе с игроком по кругу и ведет разговор о его имени.

• Выступающий выходит в круг и выбирает какого-нибудь участника, которому он хотел бы представиться. Он рассказывает ему о том, какие ассоциации вызывает у него собственное имя.

Обмен местами

Два участника меняются местами. В ходе обмена они представляются и говорят друг другу что-нибудь приятное

10 минут

1. Группа усаживается в круг, ведущий – в центре.

2. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается.

3. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему. Приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван Наймер, мне нравится твоя улыбка».

4. Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.

Рукопожатие

Еще одна интересная возможность выучить имена других участников

10/15 минут

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.

1. Предложите участникам свободно ходить по комнате и приветствовать каждого встречного рукопожатием. В это время они должны произнести только свое имя. Проследите за тем, чтобы все участники поздоровались со всеми.

2. Действие повторяется, но теперь каждый должен назвать своего партнера по имени. Если кто-то не может вспомнить имени другого, тот подсказывает.

3. Вы можете придать игре интересный дополнительный акцент, предложив группе образовать круг. Один из участников выходит на середину круга и обращается к кому-либо: «Саша, как меня зовут?» Тот, кто не может вспомнить имени стоящего в центре, меняется с ним местами.

Имя и эпитет

Эта юмористическая игра – очередная возможность выучить имена участников и одновременно неплохая самореклама

15 минут

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.

3. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.

4. Лучше провести игру так, чтобы Вы оказались последним участником, ведь для Вас крайне важно знать всех членов группы по имени. Следовательно, игру должен начинать Ваш сосед справа или слева.

5. В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

• Какие эпитеты меня впечатлили?

• Какие имена мне было трудно запомнить?

• К кому я теперь испытываю интерес?

Имена, имена…

Каждый представляется сам и пытается запомнить имена всех членов группы. В конце игры участники отмечают особо запомнившиеся имена

30 минут

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению.

1. Пусть члены группы свободно походят по комнате и пожмут руку как можно большему числу людей.

2. При каждом рукопожатии они должны представиться и сообщить что-нибудь важное о себе. Сообщение должно быть кратким. Одновременно нужно удержать в памяти как можно больше имен членов группы.

3. Теперь предложите всем вернуться на свои места и записать те имена, которые они смогут вспомнить (за исключением имен, известных участникам ранее). На выполнение задания отводится 2 минуты.

4. Попросите членов группы подчеркнуть три первых отмеченных имени. Имеют ли эти имена особое значение? Почему именно эти три имени пришли на ум первыми? Может быть, так звали людей, с которыми были связаны особенные воспоминания и чувства?

5. Попросите участников разбиться на пятерки и обменяться мнениями о значении первых трех имен, написанных на листах. На выполнение задания отводится 5-10 минут.

6. Соберите группу вместе и предложите обсудить следующие вопросы:

• Почему именно эти три имени первыми пришли мне на ум?

• Как я обычно запоминаю имя человека?

• Какие чувства и ассоциации помогают мне удерживать в памяти имена людей?

• Знаю ли я какие-нибудь особые приемы, позволяющие лучше запоминать имена?

Как я себя чувствую

Участники смогут раскрепоститься, вступить в контакт друг с другом. Одна из целей игры – сплочение группы

20/30 минут

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению.

1. Попросите членов группы сесть в круг.

2. Один из участников выходит на середину круга и выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Например, кто-то чувствует себя усталым. Тогда он может лечь на пол или понуро плестись через комнату. Одновременно он сообщает группе свое имя.

Затем все участники повторяют продемонстрированное действие (например, устало бродят по комнате) и при этом говорят названное имя.

3. Когда «автор действия» посчитает, что уже достаточно «выразил себя», он кричит: «Стоп!», и остальные члены группы прекращают движение. Ведущий выбирает другого участника, кладет руку на его плечо, и этот человек продолжает игру.

4. Второй участник показывает новое действие, одновременно называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают в центре круга.

Варианты

Вы можете сделать игру еще более непредсказуемой, введя дополнительное правило. Если кому-нибудь покажется, что действие затянулось, он может сам вмешаться, крикнуть «Стоп!» и начать игру снова.

Выдуманные истории

Эта игра – приглашение пофантазировать. Каждыйчлен группы придумывает героя, который будет носить его имя, и рассказывает его историю

30 минут

1. Предложите членам группы разбиться на пары.

2. Дайте парам 5 минут для предварительного знакомства. Партнеры представляются по имени и обсуждают следующие вопросы:

• От кого я получил свое имя?

• Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

• Есть ли мои тезки среди известных людей?

• Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?

• Как имя влияет на мое поведение в жизни?

3. Теперь объясните членам группы само задание: каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.

4. Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик, как он воспринимает жизнь.

5. После завершения рассказа слушавший задает вопросы говорившему. На общение в парах отводится 10 минут.

6. В конце игры все члены группы собираются вместе и садятся в круг. Каждый участник представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления – не поведать еще раз уже рассказанную историю, а представить личность партнера с разных, порой неожиданных, сторон.

Кроссворд

Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга

10 минут

Материалы

Бумага и ручки по количеству участников.

1. Пусть каждый участник напишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально).

2. После этого члены группы начинают ходить по комнате, знакомятся с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример кроссворда, где базовым было имя Екатерина.



3. Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.

Имя как оракул

Игра задействует интуицию участников. В результате каждый сможет из букв своего имени вывести ценную информацию

30 минут

Материалы

Бумага и ручки.


1. Участники рассаживаются по кругу.

2. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя, из букв которого ему предстоит составить новые слова. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть «неудобные» имена Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию.

Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть словами какого-то воображаемого языка. На выполнение задания дается 5 минут.

3. Спросите членов группы, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке.

4. Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?

5. Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится 5 минут.

6. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.

Крик

Игра помогает раскрепостить голос и снять некоторую зажатость

10 минут

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. Участники свободно ходят по комнате по кругу. При этом они должны по возможности использовать все имеющееся в их распоряжении пространство. Объявите, что в течение игры Вы будете звонить в колокольчик. Это будет означать, что участники должны замереть на месте и ожидать новых указаний.

2. Упражнение начинается с того, что каждый сначала шепотом, а постепенно все громче и громче произносит свое имя. При этом участнику следует двигаться в ритме, задаваемом количеством слогов в его имени. Должно двигаться все тело – руки, ноги, корпус, плечи, кисти, бедра.

3. По мере усиления голоса движения становятся интенсивнее.

4. В конце концов члены группы должны бежать по комнате, расставив руки в стороны, и кричать свои имена как можно громче.

5. Как только участники действительно закричат изо всех сил, остановите игру, позвонив в колокольчик.

6. Пусть члены группы продолжат движение молча. При этом «кричать» имена нужно только телом.

Замечания

Это упражнение подходит всем импульсивным игрокам, им предоставляется возможность потренироваться в самообладании. Предложите участникам:

• представить себе кого-нибудь, на кого они прикрикивают;

• найти подходящий ритм своего движения;

• «кричать» свое имя ритмично;

• «кричать» не только свое имя, но и прибавить к нему пару других «слов».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2