Полная версия
Где живет Свобода?
Высказывания о свободе
1
Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.
Карл Ясперс
Лишь глупцы называют своеволие свободой.
Тацит Публий Корнелий
Познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Ин.8,32)
Введение
Всю свою историю человек и все человечество стремится к свободе. В разные периоды своего существования люди искали ее то в удовольствиях, то в труде, то «в равенстве и братстве». Пытались найти в удовлетворении любопытства; в обретении власти над природой; в красоте и искусстве; в «сверхчеловеке», даже в разрушении и испоганивании мироздания. А сколь много предпринималось попыток отыскать свободу в банальном превозношении себя над другим! Другим – человеком, полом, расой, национальностью…
О чем это говорит? Что дальше? Каков следующий этап поисков?
Если человечество постоянно ищет свободу, значит, у него ее нет! Получается, что человек несвободен, раз ему никак не удается даже выяснить, что же такое свобода, к которой он так жадно стремится? И, несмотря на то, что почти каждый из нас практически уверен, что он знает, что такое свобода (спросите любого), мы продолжаем постоянно искать ее.
И сегодня, как и во все периоды истории, человек продолжает искать свободу. Нынешнее понимание свободы, в том виде, в котором оно упорно навязывается нам, мы каждый день имеем возможность видеть и слышать с экранов телевизоров, газетных полос, страниц журналов, по радиоканалам, в сети Интернет и т.д.
Что же мы слышим в этом «новом» видении свободы?
Наконец нашли истину? Или это опять лишь «наживка» на пути к очередному пленению?
А может человечество уже давно находится на пустом крючке у каких‑то новых и старых «свобод»?
Наверное, сложно найти человека, которого не волновали бы эти вопросы сегодня. Кто-то ужасается свободе своего ребенка, нашедшего свободу в наркотиках. Кто-то – свободе своей второй половины, свободно отделившейся в «свободном полете» прелюбодеяния. Кто-то повержен в печаль, видя, как его родные свободно погружаются в состояние алкогольной зависимости. Кто-то страдает от безсилия остановить каждодневное свободное убиение «Вифлеемских младенцев». А кто-то, такой же заблудший и несчастный, слепо наслаждается всей этой свободой, отправляя на растерзание в «новые Колизеи»2 легионы таких же ослепших душ…
Боль за наших детей, братьев и сестер, отцов и матерей, находящихся в состоянии подобных «свобод» мы видим в работах авторов, которые посвятили свои труды этой теме. Это наши отечественные авторы: Архимандрит Тихон (Агриков)3, Олеся Николаева4, Алексей Ильич Осипов5, Митрополит Антоний Сурожский6, священник Даниил Сысоев7, Ирина Медведева и Татьяна Шишова8, Дмитрий Владимирович Щедровицкий9; а также зарубежные теологи и святые отцы: преподобный Макарий Великий10, святитель Василий Великий11, святой Иоанн Дамаскин12, Паисий Святогорец13, Патриарх Сербский Павел14, Клайв Стейплс Льюис15, и т.д.
Можно сказать, что практически все христианские авторы прямо или косвенно затрагивали эту тему в своих трудах, т.к. вопросы свободы являются основополагающими вопросами человеческого бытия – вопросами жизни и смерти.
Так что же такое Свобода? Каков ее истинный смысл? Где человеку искать ее? Как выбраться к ней? Как обрести? Что является основным препятствием на пути к Свободе? Существует ли такая Свобода, к которой действительно стоит стремиться, ради которой стоит жить? В данной работе предпринята попытка проникнуть в корни понятия Свободы, чтобы найти ключ к ответам на все эти вопросы.
Где живет Свобода?
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
(Лк. 4, 16 -20)
1. Будьте, как дети
1.1 Первые свободы
Мы, жители этого мира, обитатели планеты Земля, однажды появляемся на свет Божий – рождаемся. Рождаемся, делаем первый вдох, и воздух свободно проходит через наши органы дыхания и свободно наполняет наши легкие. С первым криком, первым звуком, мы наполняем свободное воздушное пространство и первое наше слово (М-а-а-а…)16 свободно распространяется во все стороны, долетая до ушей заботливой мамы. Когда же маленький ребенок впервые открывает глаза, он свободно видит все вокруг. Ну а когда малыш делает первый шаг, он обретает для себя новую свободу – перемещаться.
Чудо! Чудо рождения ребенка! Это первые шаги нашего бытия: такие привычные, обыденные и удивительные! Перед нами открывается целый мир, который подарил нам Господь как результат Своего свободного волеизъявления. Он подарил человеку тело и душу живую, вдохнув в нас жизнь и наделив свободой воли, свободой мысли и свободой передвижения (наше тело).
1.2 Среда обитания свободы
Но, обратите внимание: для того, чтобы звук свободно распространялся от голосовых связок младенца до ушей мамы, нужна специальная среда – воздух, а не пустота, вакуум. Для того чтобы воздух свободно наполнял наши легкие, нужны специальные воздуховоды – органы дыхания. А для того, чтобы человек мог свободно видеть, нужен не только глаз, орган зрения, а еще и свет – среда обитания свободы видения. Соответственно, для свободного перемещения человеку необходима поверхность. Причем не любая, а обладающая вполне определенными характеристиками. Т.е., опять же, для реализации и этой свободы (перемещения) необходима специальная среда. Хотя, казалось бы: где может быть свободнее, чем в пустоте?!
Так же и душу человеческую Бог сотворил свободной, совершенной: способной легко «дышать», ясно «видеть» и чутко «слышать». А средой обитания, «воздухом» для души, Господь даровал Свою Любовь.
Некоторое подобие такой любви, таких отношений первозданной Свободы, мы можем видеть на примере маленького ребенка и его родителей, которые живут в атмосфере взаимной Любви. Мама и папа для малыша – это высшие существа, в которых он непререкаемо, незыблемо, безусловно верит, не допуская и тени сомнения. Как родители для ребенка, так и маленький человечек для них – самое дорогое, что только есть на свете. В момент опасности, или даже просто так17 малыш, ведомый Любовью18, летит в объятия мамы, широко расставив ручки. И, только оказавшись у ее сердца, чувствует себя счастливым и полностью свободным. Со стороны мы можем наблюдать эту чудесную картину – атмосферу взаимной Любви – среду обитания взаимоотношений родителей и ребенка. Прекраснее этого зрелища вряд ли можно что себе представить!
Согласитесь, что именно это состояние хочется назвать состоянием Свободы для малыша. А эту атмосферу Любви так и хочется назвать Царством Божиим. Таким образом, мы видим, что наивысшая Свобода для маленького ребенка может быть обретена только под крылом заботливой мамы.
Полагаю, что именно на этом примере мы можем живьем видеть некую аналогию отношений первых людей и Бога до грехопадения.
Мы, родители, хотим видеть наших детей только в атмосфере Любви. А Бог?
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; (Мф.18,1‑3)
Конечно же, и Господь хочет видеть нас такими же любящими детьми, вовсе не помышляющими о том, «кто больше?»
1.3 Как разрушить свободу?
Что же будет, если ограничить свободу перемещения звука, воздуха и света? Что будет, если на их пути появятся препятствия?
Если заткнуть уши – мы не услышим. Если закрыть глаза – не увидим. А если перекрыть пути доступа воздуха – не сможем дышать. Это крайние случаи. Если же хоть немного прикрывать пути доступа, мы сразу почувствуем: что-то не так – и дышать тяжело, и слышно плохо, и не разглядеть ничего.
Когда же это происходит с нами? Когда мы болеем, когда нам худо. Когда нарушаются пути свободного доступа воздуха, звука, света, мы сразу же чувствуем, что стали несвободными, неполноценными. Мы физически ощущаем состояние несвободы и сразу же хотим как можно скорее вернуть себе здоровье – вернуться к той, изначально дарованной Богом Свободе.
Еще недавно рожденный маленький человек уже с первых месяцев, если ни дней, на Земле, узнаёт: что такое плач, боль, болезнь, страдание. Человек знакомится с состоянием, которое он сам чувствует и считает для себя ненормальным, неестественным. Человек чувствует, что ему плохо, что он потерял свободу. Он понимает: происходит какая-то ошибка. Ведь он создан и призван не для того, чтобы болеть. Что же делать при потере свободы?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Высказывания взяты из книги: «Свобода в церкви? От вымысла к истине». Под ред. В.Малягина. – М.: Даниловский благовестник, 2009.-224с.
2
Масса телевизионных каналов, радиостанций, газет, журналов, книг, ночных клубов, интернет-сайтов и т.п., погрязших в торжестве свободы испоганивания слова, человека и мироздания; основная масса СМИ и иных больных общественных органов.
3
Архимандрит Тихон (Агриков). У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 1, 2.М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Пермь: ПО «Панагия», 2000. ‑ 496с.
4
Николаева О. Православие и свобода. Сборник статей в двух частях. М:Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.
5
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М.: Даниловский благовестник. 2008. – 432 с.
6
Митрополит Антоний Сурожский. Труды. М.: «Практика», 2002. – 1080 с., 51 илл.
7
Д. Сысоев, священник, Максимов Ю. Сербские беседы. Последнее интервью отца Даниила. М: «Христианская книга». 2010. – 64с.
8
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Кто соблазнит малых сих…» «Христианская жизнь». 2005. – 320 с.
9
Щедровицкий Д. В. «Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. Изд.5-е. – М.: «Оклик». 2008. – 336с.
10
Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. Изд-во Сретенского монастыря. Москва. 2004. – 400 с.
11
Святитель Василий Великий. Слова подвижнические. М:. Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001. – 224 с.
12
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М:. «Лодья». 1998г.
13
Паисий Святогорец. Слова. Том-V. Страсти и добродетели. Перевод с греческого. М:. Издательский дом «Святая гора». 2009. – 336 с.
14
Павел, Патриарх Сербский. Уясним некоторые вопросы нашей веры. Сост., пер. с серб. И.А.Чароты. – Минск: Д.В. Харченко, 2007. –272с.
15
Клайв Стейплс Льюис. Просто христианство. Web. https://predanie.ru/book/67930-prosto-hristianstvo/
16
Маленькое открытие: вот откуда взялось «мама»! В том, что «мама» есть первое слово человека, можно убедиться в результате простого эксперимента, который легко может проделать каждый. Для этого нужно закрыть рот, затем начать произносить любой гласный звук и, не замолкая, открыть рот. Вот так: «Мм‑а‑а‑а…». Слышите? Какие звуки ни выбирай, все равно получится: «М‑а‑а‑а…»!
17
Просто так, для информации: есть замечательный мультфильм с названием «Просто так». В нем за «просто так» тоже стоит Любовь. Мультипликацион-ный фильм «Просто так», Союзмультфильм, 1976 г.
18
Думаю, что каждый человек может вспомнить моменты из своей жизни, когда он был ведом Любовью: женихи и невесты, родители и дети, бабушки, дедушки, внуки и т.д.