Полная версия
Невидимое христианство. Собрание философских сочинений (1998—2005)
По Канту, «долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону (курсив мой. — Д.Г.)» (Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соб. соч. В 6-ти т. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 236).
152
По Канту, вся моральная философия всецело покоится на своей чистой части: будучи применима к человеку, она ничего не заимствует из знания о нем (антропологии), а дает ему как разумному существу априорные законы. См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соб. соч. В 6-ти т. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965.
153
Наряду с психоанализом З. Фрейда, «вытеснившим» или «сублимировавшим» вместе с религиозным чувством связанную с ним нравственность, «компенсируя» рациональными схемами полное отсутствие живого чувства, симптоматично появление многочисленных так называемых иррациональных, деструктивных идеологий и культов, вся деятельность которых сводится, по существу, к созданию и поддержанию рациональных кодов и программ, «зомбирующих» социальное поведение человека.
154
Об имморализме, в точном смысле слова, можно говорить лишь изнутри самого имморализма. В нравственном космосе всякий имморализм уже по одному этому является аморализмом.
155
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 95.
156
Феномен, полностью противоположный «отчуждению» в смысле Л. Фейербаха и тем более – К. Маркса, означающий скорее «пожирание» («враждебное поглощение», вытеснение и аннигиляцию).
157
В отличие от «рационализма» как объекта постоянной критики, характерной для русской философии, «враждебный разум» вообще никак не соотносится с нравственным бытием и полностью индифферентен (безразличен) в чувственно-эмоциональном отношении. Это искусственный интеллект (англ. Artificial intelligence, AI), разум компьютера («гомункула»), а не живого существа. Такой разум «агрессивен» лишь для своего «носителя» – человека, но в себе и для себя он есть «чистый» (полностью прозрачный), «не испытывающий неприязни» разум.
158
Неслучайно И. Кант говорит об «уважении к закону» как о моральном принципе, без которого любая правовая система оказывается попросту нежизнеспособной.
159
Новгородцев П. И. Восстановление святынь // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 579.
160
Данная статья объединяет две схожие по содержанию, но разные по форме работы, посвященные осмыслению феномена сократизма.
161
Впервые: Герасимов Д. Н. Возвращение к Сократу (универсальные возможности культурного диалога) // Восток – запад. Диалог культур и цивилизаций: Материалы Второй межвузовской научной конференции молодых ученых. М.: Изд-во РУДН, 2000. С. 297—305.
162
«После того… как я отказался от исследования бытия…» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 58—59).
163
Там же. С. 105.
164
«Между тем, истинное – это действительно очищение от всех [страстей], а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение – средство такого очищения» (Там же. С. 21).
165
Невозможно «хоть как-то знать то, что совсем не знаешь» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 370).
166
Там же. С. 300.
167
О «них (богах. – Д.Г.) мы ни в коем случае не будем рассуждать, поскольку не считаем себя достойными это делать» (Там же. С. 634).
168
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 61.
169
Этого-то «человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 74).
170
«Следовательно, тот, кто велит нам познать самих себя, приказывает познать свою душу», «душа, если она хочет познать самое себя, должна заглянуть в душу, особенно же в ту ее часть, в которой заключено достоинство души – мудрость… и тот, кто всматривается в нее и познает все божественное – бога и разум, таким образом лучше всего познает самого себя» (Там же. С. 259, 262—263).
171
А «слушаться буду скорее бога, чем вас», началось «у меня это с детства: вдруг – какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет» (Там же. С. 83, 85).
172
Там же. С. 98.
173
«В течение жизни мне много раз являлся один и тот же сон», когда «человек умрет, его гений, который достался ему на долю еще при жизни, уводит умершего в особое место…» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 10, 69).
174
Великая «сила этого божественного знамения распространяется и на тех людей, что постоянно со мной общаются» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 123).
175
Не «соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними только через посредство гениев – и наяву и во сне» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 113).
176
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 76—77.
177
«Я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия… именно этим путем двинулся я вперед, каждый раз полагая в основу понятие, которое считал самым надежным» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 58—59).
178
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 399.
179
Если «добродетель – это нечто, обитающее в душе и если к тому же она не может не быть полезной, значит, она и есть разум» (Там же. С. 599).
180
Пытаясь «доказать, что все есть знание: и справедливость, и рассудительность, и мужество» (Там же. С. 475).
181
Обладание «прочими знаниями без знания того, что является наилучшим, по-видимому, редко приносит пользу, большей же частью вредит тому, кто владеет такими знаниями» (Там же. С. 136—137).
182
Что «не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука – о добре и зле» (Там же. С. 369).
183
Там же.
184
«Пока мы в здравом уме, для нас существует только один способ, по крайне мере наилучший: сказать, что о богах мы ничего не знаем – ни о них, ни об их именах, как бы там каждого не звали» (Там же. С. 634).
185
Там же. С. 312.
186
Знаешь «ли ты, каким образом можно взойти на небо?» (Там же. С. 240).
187
Там же. С. 129, 139.
188
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 15.
189
«Всякая душа бессмертна. …Раз выяснилось, что бессмертно все движимое самим собою, всякий без колебаний скажет то же самое о сущности и понятии души» (Там же. С. 154—155).
190
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 596, 611.
191
Раз «выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 69).
192
«Если захочет бог» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 267).
193
«Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать… о нас пекутся и заботятся боги, и потому мы, люди, – часть божественного достояния» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 12).
194
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 267.
195
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 13.
196
«Кара от богов… оказывается на благо тем, кто совершает проступки, которые можно искупить… иным способом невозможно очистить себя от несправедливости» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 571—572).
197
«Истина же гласит так: бог никоим образом не бывает несправедлив» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 232—233).
198
Там же. С. 247.
199
Удовольствие «и страдание прекращаются одновременно, а благо и зло – нет, потому что они иной природы» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 539—540).
200
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 75.
201
Хорошее «и прекрасное – это одно и то же… те, кто поступают справедливо, в силу необходимости поступают прекрасно» (Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 238).
202
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 68.
203
Там же. С. 203.
204
Там же. С. 58—59.
205
Обаяние личности Сократа было настолько велико, что Плотин, говоря об общей идее человека, намеревался даже ввести наряду с ней еще какую-то «идею Сократа», несводимую целиком к идее человека вообще.
206
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 370.
207
Там же. С. 300.
208
Там же. С. 634.
209
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 21.
210
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 83, 85.
211
Там же. С. 98.
212
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 10, 69.
213
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 123.
214
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 113.
215
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 634.
216
Там же. С. 312.
217
Там же. С. 240.
218
Там же. С. 129, 139.
219
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 12.
220
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 267.
221
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 232—233.
222
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 399.
223
Т.е. нравственного отношения.
224
Как разительно – своей естественной простотой и безыскусностью – данное объяснение причин судилища, устроенного над Сократом, отличается от того, например, что писал по этому поводу В. С. Соловьев в своей «Жизненной драме Платона».
225
Если «вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли» (Там же. С. 85).
226
Удовольствие «и страдание прекращаются одновременно, а благо и зло – нет, потому что они иной природы» (Там же. С. 539—540).
227
Добродетель «коль скоро она полезна, и есть не что иное, как разум» (Там же. С. 599).
228
Ср.: Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
229
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 247.
230
В рамках общеупотребительной классификации применительно к античному дискурсу различие между «бытием» и «знанием» едва ли представляется существенным, в связи с чем и возникает целый ряд недоразумений системного характера, ведущих обычно к смешению разнородных философских позиций. Однако поскольку даже Платон, излагая воззрения учителя, считает необходимым провести это различие, постольку нельзя сомневаться в том, что и сам Сократ придавал ему первостепенное значение.
231
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 75.
232
Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 238.
233
Как раз благодаря гипостазированию всякого рода ханжество, как правило, и облекается в морально репрессивную (вообще – «рестриктивную», «законническую») форму «нравственного идеализма».
234
Кессиди Ф. X. Сократ. М.: Мысль, 1988. С. 230.
235
Первоначально – «К проблеме аутентичности христианской мысли в границах русской религиозной философии».
236
В то же время, само обозначение «православная философия», очевидно, применимо не только к отдельным мыслителям, но и к целым течениям русской мысли, далеко раздвинувшим интеллектуальные и культурные горизонты философии духовных академий.
237
Это и учение о Вечной Женственности, о Душе мира как посреднице между Богом и человеком, о самом мире как «божественной плоти» Абсолюта, т.е. о мире как «втором», «становящемся» и проходящем все стадии натуральной эволюции Абсолюте и т.д., а также учения об андрогинности человеческого существа, об эротической природе познания, увлечение мистической доктриной имяславия и т. п. – все, что составляет «софиологический крен» русской мысли, или иначе, «христианский космизм».
238
См., к примеру, критические замечания у В. В. Зеньковского, присутствующие в разных местах его большого труда по истории русской философии и особенно резюмирующие статьи этой книги.
239
Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (ХХ век): Курс лекций. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 7—8.
240
Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 287—288.
241
Признание шестовской дихотомии в качестве имеющей место быть означало бы возврат к ветхозаветному мирочувствию.