Полная версия
Гиблое дело
На то, что убийцей генеральши и горничной был кто-то из своих, указывало и поведение собак во дворе: ни одна из них в тут ночь даже не тявкнула, пока не занялся пожар и не приехали пожарные. А псы были на редкость злые и никого посторонних во двор усадьбы не впускали. Об этом было известно многим. Так например, молочник, булочник и рассыльный, принося телеграммы и письма, чтобы не иметь неприятностей с собаками, никогда не входили во двор дома и во флигель, – стучались к хозяевам в окошко с улицы.
Были допрошены супруга Константина Тальского, а также прислуга Тальских и генеральши Безобразовой. Ольга Тальская, конечно, показала, что той злополучной ночью ее муж никуда не отлучался, и проснулся лишь тогда, когда во флигеле обнаружился пожар. Веры ей было немного, как лицу заинтересованному. А вот прислуга Константина и Ольги Тальских горничная Кузьмина показала, что неделю назад барин ругался с генеральшей и даже разбил в гневе окно в гостиной флигеля. А через две недели после убийства генеральши поведала своей товарке Михайловой, что "в ту ночь барин куда-то выходил из квартиры".
По совокупности всех имеющихся улик, Константин Леопольдович Тальский был заключен под стражу и помещен в следственное отделение Рязанского тюремного замка. Там ему, согласно результатов предварительного следствия, было предъявлено обвинение. Заключалось оно в том, что, во-первых, он заранее спланировал убийство Безобразовой и ее горничной Сенчиной с целью ограбления. Для этого в ночь на двадцать восьмое августа в районе двух часов пополуночи Константин Тальский проник во флигель дома на Владимирской улице, занимаемый названными лицами, и там совершил двойное душегубство: Безобразову ударил ножом в брюшную полость и в легкое, а Сенчину – в грудную полость.
Во-вторых, Константин Тальский попытался скрыть следы преступления. Он облил керосином пол, на котором лежали трупы Безобразовой и Сенчиной, и поджег его. Преступления, по которым обвинялся Тальский-младший, подпадали под действия статей 1453 пункта 4 и 1610 пункт 2. Последняя статья была о пожаре, учиненном через поджог и потушенном в самом начале возгорания, предусматривающая лишение «всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к ссылке в Сибирь или к отдаче в исправительные арестантские отделения по второй степени», то есть на срок от трех до трех с половиною лет. Но это было ничто против статьи 1453 пункта 4, гласящего об учинении убийства с целью ограбления «с обдуманным заранее намерением или умыслом» и предусматривающего наказание в виде лишения всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от пятнадцати до двадцати лет.
Конечно, сведения, почерпнутые из печати, были далеко не полными. В них отсутствовали показания многих свидетелей, протоколы допросов обвиняемого, описание улик, места преступления и еще много чего, что обычно имеется в папке следователя, ведущего конкретное дело. То, до чего Ивану Федоровичу пришлось самостоятельно догадываться и что привелось домысливать, привлекая знания и опыт, на самом деле могло быть не совсем так. Однако для того, чтобы составить для себя картину преступления в общих чертах, прочитанных Воловцовым материалов, было вполне достаточно.
Глава 5. Кто таков мещанин Колобов
Старшему чиновнику особых поручений Московского сыскного полицейского отделения Василию Стефанову за годы своей службы приходилось разыскивать всяких людей.
А что такое "розыск"?
Нужно выведать местонахождение конкретного человека (чаще всего приходится разыскивать татей и преступников всех мастей), а еще установить его точную личность: собрать о нем как можно больше материала, в перечне которого определение его характера, привычек, каких-то скрытых наклонностей. В общем всего того, что может помочь следствию в раскрытии преступления.
В его карьере были победы, которыми по-настоящему можно было гордиться. Полгода Василий Степанович охотился за "королем медвежатников", шнифером10 с погоняловом11 "Инженер", с наступлением нового века почти завязавшего с профессией и "работающего" редко и исключительно по приглашениям. И нашел, таки! А если выражаться точнее – сыскал. "Инженер" проживал в Столешниковом переулке близ Тверской площади по липовым очкам12 на имя Игната Туговертова. Числился он бывшим инженером одного из Московских казенных заводов и якобы получателем государственного годового пенсиона без малого в три тысячи рублей за выслугу лет и долгую беспорочную службу.
Не так давно сыщик Стефанов вычислил глубоко законспирированного бирочника13 только по имеющейся в Сыскном отделении антропометрической карточке, благо начальник Московского сыска Лебедев завет таковые в своем регистрационном бюро. А сколь Василий Степанович разыскал людей, имея на руках только фотографическую карточку или маломальское словесное написание, – он и сам не помнил…
В копилке закрытых дел по розыску граждан, представляющих интерес для организаций, блюдущих благочиние, добронравие и порядок, был у Василия Степановича один человек, про которого всего-то и было известно, что он имеет нос пуговкой и слегка картавит. Попробуйте сыщите в Москве человека по таким приметам! А Василий Степанович сыскал.
Иное дело, когда знаешь, что ищешь, когда имеются какие-то особые приметы. В таких случаях всегда имеется ожидаемый результат. Московский мещанин Иван Александрович Колобов входил в число таковых, – в качестве исходных данных имелись его сословная принадлежность, фамилия, имя и отчество и факт проживания в августе месяце в Рязани. Правда, с его слов, но это было не трудно проверить. Что и было вскорости произведено титулярным советником Стефановым.
Оказалось, и правда, Колобов с августа до первой декады сентября пребывал в Рязани и исполнял должность учетчика на винном складе Торгового дома "Панкратий Морозов с сыновьями" с месячным окладом в шестьдесят пять рублей. Это место он получил сразу после прибытия из Москвы в понедельник тринадцатого июля и служил до пятницы одиннадцатого сентября, покуда ему не отказали в должности за нерадивостью к службе и не рассчитали. Проживая в Рязани, Колобов снимал квартиру в меблирашках для приезжих по улице Семинарской недалеко от железнодорожного вокзала. Когда его рассчитали, он вернулся в Москву…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вакация – (здесь) время, свободное от службы; отпуск.
2
Генерал – чин действительного статского советника согласно "Табели о рангах" соответствовал воинскому званию генерал-майора.
3
Распеканция – от глагола "распекать", то есть учинять выговор, порицание, нагоняй.
4
Великий князь Сергей Александрович Романов – градоначальник Москвы (26.02.1891 г. – 1.01.1905 г.)
5
Вколачивать (вкручивать) баки – врать; отвлекать внимание (жарг.).
6
Уркаганы – преступники (жарг.).
7
Блатовой – (здесь) преступник (жарг.).
8
Мазурик – (здесь) жулик (жарг.).
9
Маз – опытный и авторитетный вор (жарг.).
10
Шнифер – взломщик несгораемых шкафов и касс (жарг.).
11
Погонялово – (здесь) воровское прозвище, псевдоним (жарг.).
12
Липовые очки – поддельный паспорт (жарг.).
13
Бирочник – изготовитель фальшивых паспортов (жарг.).