Полная версия
Богослужение. Книга для всех, кто приходит в храм
Маркиш Макарий, иеромонах
Богослужение
Книга для всех, кто приходит в храм
…В настоящей церковной разрухе в значительной доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа.
Свт. Афанасий Ковровский
Иеромонах Макарий (Маркиш)© Маркиш Макарий, иеромонах, 2017
© Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь» Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), составление, редактирование, оформление, верстка, 2017
Три слова к читателю
Для кого эта книга
Вы входите в храм: кто в первый раз, кто во второй, кто в десятый, кто в двадцатый. Радуетесь сердцем, утешаетесь душой, узнаете много полезного и интересного. Но не так скоро храм становится вам родным домом; а для иных, многие годы посещающих богослужения, он так и остается чем-то внешним, чем-то вроде магазина или театра, куда ходят за некими «духовными услугами»… Давайте поймем, почему так бывает, и исправим дело.
* * *У нас любят с теплотой вспоминать былое, и не случайно. Особенно много хорошего говорится о супружестве, о прежней прочности семьи, о воспитании детей: несмотря на все невзгоды и неурядицы, семья стояла нерушимо и дети уверенно воспринимали доброе наследие предков, прежде всего – христианскую веру. Как это происходило?
Вот крестят младенчика шести недель от роду; вот в полтора-два года он уже на собственных ножках ходит по храму. Каждое воскресенье, а то и гораздо чаще, он здесь: с родителями, с бабушкой, со старшими братьями и сестрами, с друзьями. А повзрослев, и сам в храм начинает ходить.
Зачем он приходит в храм, что он тут делает? Присматривается, прислушивается, привыкает. Глядит на иконы, на роспись стен, на пламя горящих свечей, на сосредоточенные лица молящихся. Подстраивается под мелодии псаломщика или певчих, разбирает, обдумывает, осмысливает слова молитв, Псалтири, Евангелия. Постепенно, исподволь, шаг за шагом, год за годом вбирает в себя и осваивает строй и дух богослужения.
Заметьте: нет у него ни телевизора, ни компьютера, ни сотового телефона; не шатается он по торгово-развлекательным центрам, не глазеет на рекламу, а грамоте учится чаще всего по церковным книгам. Православная Церковь и ее «полномочный представитель» – приходской храм – остаются для него главным, едва ли не единственным окном в широкий мир за пределами детства: мир видимый и невидимый…
Так проходит десять лет (или чуть больше, или меньше) – и после долгой практики начинается учеба: священник-законоучитель рассказывает детям-подросткам обо всем том, что и без того им близко и хорошо знакомо, приводит в систему, раскрывает смысл. Религиозное образование строилось на широкой и твердой платформе живого практического опыта.
Пускай рассказ этот был суховат и не во всем доходчив; пускай не каждый священник мог в полной мере раскрыть сердца своих юных учеников навстречу Христу… Но яркие и глубокие религиозные впечатления детских лет навсегда оставались в душе нормального человека, закладывали надежную основу здоровой личности и здоровой нации.
* * *Хорошо это или плохо? Не о том речь. Дело в том, что сегодня этого нет. А если мы откажемся смотреть правде в глаза, если будем упрямо сидеть у разбитого корыта своих воспоминаний и фантазий, то сгубим и себя, и детей…
Что же происходит сегодня? Православный храм открывает двери уже не малому ребенку с чистыми страницами детской души и с перспективой многолетней духовной практики. А кому? Кто ищет здесь помощи в душевных невзгодах и тревогах, кто ищет опоры в возрождении страны?
Ищете вы – взрослые люди с изрядным жизненным опытом, с широким кругозором и еще более широкой сферой интересов, нагруженные множеством трудных жизненных задач и обязанностей. У вас нет возможности посвятить долгие годы плавному врастанию в христианство.
Именно вас, наших современников и сограждан, входящих или желающих войти в православный храм, приветствует на пороге эта небольшая книга. Приветствует и ведет дальше на восток, от дверей в середину храма, туда, где идет богослужение, к царским вратам алтаря, где совершается великое таинство Евхаристии, чтобы храм поскорее стал для вас родным домом, а вы – его законными, внимательными и заботливыми хозяевами.
О чем эта книга
Слава Богу, книг сегодня издают у нас достаточно, на все вкусы, интересы и способности. Можно читать Священное Писание с различными примечаниями и толкованиями, узнавать об истории религий и христианской Церкви, изучать богословские вопросы, нравственные принципы и пастырские руководства, архитектуру храмов и иконописное мастерство, церковное пение и церковнославянский язык… Немало изданий посвящено главному, что происходит в храме, тому самому, ради чего он построен и существует: богослужению.
Вот приходите вы в субботу вечером в храм и приносите с собой толстенную книгу с множеством полезных сведений: как крестятся и кланяются, как прикладываются к иконам и зажигают свечи, как постятся и устраивают поминки, как едят просфоры и пьют святую воду… Есть там и тексты богослужений, чтобы следить за ними в храме, привыкать, понимать, осваивать – иначе говоря, чтобы они стали для вас своими.
Открываете страничку с заголовком «сенощное бдение» и читаете вслед за поющими: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» Хорошо, все ясно! Но дальше почему-то в книжке написано одно, а хор явно поет что-то другое… А еще ниже книга сообщает: «Стихиры на "Господи, воззвах"»: что это значит? Между тем продолжают читать и петь что-то очень значительное и торжественное; регент возглашает: «Глас Третий!» – а где же были первый и второй? И что это за «глас»? толстой книге не сказано…
Как тут освоишь, если ничего непонятно? Хорошо было тем малым детям, что добрых десять лет по капелькам впитывали церковную жизнь: а вам-то бы надо разобраться в сути дела да своих детей учить, пока не поздно… Иначе богослужение так и останется непонятной «театральной пьесой»!
В надежде на подмогу вы спешите к церковному книжному прилавку. Там, расспросив про вашу печаль, достают с полки внушительную книгу под названием «Октоихь» – и в глазах рябит от непонятного церковнославянского шрифта…
– Не то? от, возьмите «Богослужебные указания» за нынешний год.
роде бы как раз то, что нужно: подробный календарь церковных служб на каждый день. Но не тут-то было. Под сегодняшней датой удается найти только такие таинственные директивы: «На великой вечерне "Блажен муж" – кафизма вся. На "Господи, воззвах" стихиры на 10, воскресные, глас 3-й – 7, и священномученика, глас 8-й – 3…»
– А нет ли у вас какой-нибудь книги с объяснением, что все это значит? Как устроена сама церковная служба, чтобы в ней разобраться, понять?..
– Пожалуйста! – и протягивают вам том убористого текста: «Богослужебный устав, литургика и гимнография. Пособие для высших учебных заведений».
* * *Вот в такой досадный зазор попадают приходящие в храм! С одной стороны – литература «для начинающих», где нет нужных вам сведений; с другой – богослужебные издания, недоступные читателям без специальных знаний и навыков; с третьей – учебники для духовных семинарий, которые требуют основательной подготовки и планомерной, трудоемкой работы… Этот зазор и предстоит нам перекрыть; для того и написана книжка, которую вы держите в руках.
Паша цель – раскрыть для всех мудрую красоту православного богослужения и вширь, и вглубь. Дадим читателю и широкий обзор с птичьего полета, и детальный план некоторых, самых близких и доступных ее областей, и наметки к дальнейшим маршрутам.
Заметим сразу же, что «страна» богослужения по самому существу своему необъятна и неисчерпаема. Если выпускники семинарий и духовных училищ могут вести обычную службу, пользуясь «Богослужебными указаниями» (и даже без них), то над составлением самих «Указаний» с их многочисленными подробностями и тонкостями на каждый год трудятся специалисты высочайшей квалификации. И помимо того нельзя забывать, что Церковь – это живой организм: богослужение живет и развивается вместе с нею.
Чтобы выполнить такую задачу, оставаясь доступной для всех, книга не должна быть слишком длинной. Однако вы всегда можете уточнить и пополнить свои знания, найти ответы на интересующие вас вопросы. этом сила Церкви: православный автор пишет не «от себя», не «из головы», не «по своему мнению», но передает читателю то, что в свое время получил в Церкви сам. прочем, это уже другая тема…
Чтобы не перегружать текст и не отвлекать внимания читателя, мы, в отличие от учебной и богословской литературы, лишь изредка указываем ссылки на книги, главы и стихи Священного Писания. Однако все принципиальные элементы христианской веры и церковной практики имеют надежную евангельскую и библейскую основу. И, поскольку это необходимо знать каждому, основные сведения о святой Библии приведены отдельно в конце книги.
Не указаны здесь и библиографические ссылки, источники, исторические материалы и т. п. Напомним лишь про замечательную книгу – «Православную энциклопедию», – издание которой продолжается год за годом: советуем обращаться к ней за надежными и детальными сведениями по любым вопросам христианской жизни.
Также рекомендуем прекрасный, широкоохватный и в то же время вполне доступный труд митрополита Илариона (Алфеева) «Православие»: второй том посвящен богослужению во всем его многообразии. И, конечно же, священнослужители будут рады ответить на ваши вопросы в православной сети «Елицы», дialog.elitsy.ru.
Что вы найдете в этой книге
Первая часть книги – обзорная, рассказ о богослужении в целом. Кто-нибудь может подумать, что здесь только «общие слова», «богословие», которое можно пропустить без ущерба для дела, – но это было бы ошибкой.
Без некоторых «общих слов», то есть фактов и понятий, вам никак не обойтись в храме; а доля «богословия», вернее сказать, знаний о религии требуется каждому грамотному человеку. Больше того, эти знания служат нам защитой от опасных болезней современности: подмены веры суевериями, религии – магией и Церкви – сектой. Так что очень советуем: начните читать с начала, с первой части!
Вторую часть книги можно было бы назвать главной. Здесь мы внимательно, насколько удастся, подробно, шаг за шагом познакомимся с той стороной церковной жизни, с которой большинство из нас соприкасается чаще всего: с воскресным богослужением.
Именно оно (как вы узнаете из первой части) занимает в Церкви особо важное место и в то же время совершается регулярно, каждую неделю. се, что здесь рассказано, и сама эта книга, по которой вы сможете следить за ходом службы, поможет вам из посетителей, зрителей и слушателей стать участниками богослужения – для чего, собственно, богослужение и совершается…
Те же, кому доводится помогать при богослужении в храме (кому петь в хоре, кому трудиться в алтаре), – а таких людей с каждым днем становится все больше, – найдут здесь полезное пособие к сознательному и плодотворному выполнению своей почетной задачи.
Наконец, третья часть могла бы получить титул «дополнительной». Однако дополнения, которые она содержит, способны служить вам еще дольше и основательней, чем остальной материал книги. Здесь приведены справочные сведения и пояснения, которые чаще всего требуются и начинающим, и более опытным прихожанам.
Перед тем как начать рассказ, с особой радостью и благодарностью назову тех, чье содействие и участие позволили написать эту книгу: М. С. Красовицкую, иеродиакона Иоанна (Плетминцева), A.A. Лукашевича, Л.Е. Бандорина, A. Логинова, Ю.Е. Власову и прихожан храма Иваново-Вознесенской Свято-Алексеевской духовной семинарии.
Коротко о многом: войду в Твой дом
Церковь, или Зачем Богу служение
Христианства нет без Церкви
Так озаглавил свою знаменитую книгу один из тех, кого мы называем новомучениками XX века, кто пошел на смерть ради нашей с вами жизни, архиепископ Иларион (Троицкий). Надеюсь, вы ее когда-нибудь прочтете… Но даже и в этой простой книжке о богослужении нам надо начать разговор с того же самого предмета.
Человек – это образ и подобие Бога. Но Бог один, а людей очень много. Почему? Если Он любит нас, то хватило бы Ему одного, в крайнем случае, двоих. «Всё – в человеке, всё для человека!<…> Человек! Это – великолепно!» – заметил некий литературный персонаж; но человечество в целом вызывает ряд невольных вопросов… Почему Бог нуждается в миллиардах наших братьев и сестер?
Ответ – если вы его еще не знаете – может вас сильно удивить. Ответ состоит в том, что Бог ни в чем не нуждается: на то Он и Бог. даваться в детали нет возможности (пришлось бы писать еще одну книгу, уже по богословию), но легко сообразить: если бы Он в чем-то нуждался, Он не был бы единственным началом бытия и источником творения.
А если так, то следует неизбежный вывод: множество людей нужны не столько Богу, сколько друг другу. Взаимная помощь необходима всем нам, жителям земли, – причем главным образом для того, чтобы на земном нашем пути преодолеть все препятствия, отделяющие нас от Неба.
Видели, наверное, – а может, и сами испытали, – как переходят вброд горную реку? Несколько человек становятся в кольцо лицом к центру, крепко-накрепко хватают друг друга за плечи, слегка наклоняются вперед и, словно единое многоногое существо, шаг за шагом уверенно пересекают стремнину, сопротивляясь яростному напору воды. А попробуй кто-нибудь преодолеть такую реку в одиночку, да еще с рюкзаком за плечами! Ревущая струя мгновенно собьет с ног – и верная гибель…
Вот так же устроена и наша жизнь. И вся огромная масса людей, ныне живущих и давно умерших, существует ради одной общей цели: служить друг другу на земных и небесных путях… Должны бы служить, но, к сожалению, бывает это далеко не часто: у всех нас есть недостатки (они же грехи), которые меняют дело. Грех разъединяет нас, разрывает наше кольцо, отдает на произвол беспощадным набегающим потокам.
По этой причине люди создают сообщества меньшего размера, где легче наладить взаимное служение: общины, племена, народности, сословия, нации. А между ними, как всем известно, – кому по собственному опыту, кому из газет и учебников, все по той же причине возникают противоречия, конфликты, вражда и войны на истребление. И тут уж многим бывает не до восхождения к Небу: гибнут люди не только телом, но и душой…
В таком случае, если Бог в самом деле любит нас, мы могли бы ждать от Него помощи! Уж, наверное, мог бы Он создать такое особое сообщество для взаимного служения, чтобы оно проникало во все народы, сословия и нации, было им добрым примером. Чтобы все, кто входит в него, могли бы, держась друг за друга и освобождаясь от греха, двигаться не к могиле, а к Небу. Нам самим такое не под силу, но Бог-то всемогущий: мог бы оказать людям такую милость…
Так Он и сделал.
Две тысячи лет тому назад Бог стал человеком. Он вошел в людскую массу, ничем не отличаясь от нас, восприняв в Себя все, что при суще нам, кроме греха. Тяготы земной жизни Он пронес точно так же, как и все мы, взамен же получил куда больше других: клевету, злобу, ненависть, предательство, беззаконный суд и безвинную страшную казнь через Распятие. А затем воскрес и стал первым из людей, кто прошел через смерть в бессмертие.
У Него было одиннадцать учеников, подавленных и напуганных Его казнью. Но после Его Воскресения все переменилось: ученики-апостолы (что по-гречески означает посланники) стали смело собирать вокруг своего Учителя новое сообщество из множества людей всех сословий, стран и народов.
В той среде были написаны все тексты, которые мы называем Священным Писанием Нового Завета. Там прошли земной путь и взошли в Небо все те, кого мы называем святыми. Это сообщество внесло огромные изменения в жизнь и мысли народов земли. Живет оно и сегодня, хотя за две тысячи лет утекло немало воды, а еще больше крови его мучеников. XX веке она обильно оросила русскую землю и продолжает течь в разных странах мира: недаром с древних времен эту кровь называют его семенем.
Возглавляет это сообщество Христос, и со стоит оно из верных Его учеников (как живущих среди нас, так и перешедших в иную жизнь) и бесплотных Небесных Сил. Сообщество это именуется Церковью. Мы пишем это слово с заглавной буквы, чтобы обозначить отличие от приходского храма.
К новой жизни
Итак, что же у нас получается: в Церкви сходятся люди, которые служат друг другу, слушают Бога и вместе, общими усилиями, делают жизнь все лучше и лучше… Верно?
Нет, не так. Неверно. А если бы оно было «так», не было бы у нас никакого богослужения. Было бы только «человекослужение» – и в книжке этой не было бы проку. Много, много бед причинила и продолжает причинять человечеству такая ошибка!
Однако же не сомневайтесь: всему сказанному в Церкви отведено очень важное место. Есть тут и послушание Господу через исполнение Его заповедей, и общие усилия по исправлению жизни, и, конечно, служение друг другу, вплоть до жертвы собственной кровью… се это необходимо и очень важно, но далеко не достаточно. Почему?
Вспомните нашу цель: Небо. Не столько луч шей жизни приятной, богатой или спокойной – ищем мы в Церкви, сколько иной, новой жизни. Чтобы вслед за Христом преодолеть смерть, мы должны стать другими, стать похожими на Него, стать Ему родными. ходя в Церковь, принимая Крещение, мы получаем для этого возможность; а дальше возможность надо претворить в реальность. от она то, реальность новой жизни человека в единении с Христом, как ветви со стволом дерева, как части одного тела, и существует в Церкви с первого дня, и составляет в ней самое главное.
Вот в нее-то, в эту реальность новой жизни, и входим мы через богослужение. Точнее сказать, можем войти; а входим или нет – это уж как желает каждый: насильно нас никуда не втянут. Любовь не знает насилия. Любовь в главном своем значении – это жертва, самоотдача. Небо открыто для нас любовью Спасителя: Его Крестом и Воскресением.
Бог стал человеком не для того, чтобы Ему служили, – да и зачем это Ему Самому, если Он ни в чем не нуждается?.. Нет, Он пришел, чтобы послужить нам, отдать нам Себя в теле Церкви, рожденном Его жертвой, энергией Его любви.
Ответить на любовь
Вот мы и подошли к ответу на вопрос, зачем Богу служение. Он любит нас и ждет ответной любви. Суть нашего служения вовсе не в слепом подчинении Богу и не в ожидании от Него наград; нет, мы отвечаем Ему любовью на любовь, стремимся служить Ему и друг другу как части единого тела, как члены единой семьи. Церковь – это большая семья, в служении которой человек соединяется с Богом (а семья, соответственно, – это малая Церковь).
Получается, что вся наша жизнь – это служение Богу, богослужение! Скажем так – и не ошибемся. На всех житейских путях, перекрестках и переправах через реки нас встречает Христос, и богослужение – это наше встречное движение к Нему.
Вот так и служат люди Бессмертному, Вечному, Неизменному и Всесильному Богу! Мы идем Ему навстречу, принимаем спасительный плод Его жертвы и в ответ отдаем себя Ему: приносим свою жертву молитвы и труда, стремясь войти в новую жизнь, стать другими, подобными и родными Ему… Поэтому самое главное в ответственном деле служения Богу происходит в Божьем храме.
И недаром каждый Божий храм именуем мы церковью, хоть и со строчной буквы. самой последней Своей притче, рассказанной Спасителем перед арестом и смертью, Он говорит так: что бы мы ни делали нашим ближним, окружающим нас людям, то мы делаем и Ему Самому. Делаем зло – причиняем Ему боль и скорбь; делаем добро – приносим радость и утешение, служим Ему… Ведь Бог принял человеческую природу, вошел в наш печальный, тревожный временный мир – и призывает нас в Свой мир вечной радости и добра.
Именно здесь, в храме, мы теснее всего смыкаем наше кольцо, крепче всего держим Его за руку. Здесь мы полнее и увереннее, чем где-либо, раскрываем себя перед Богом, допускаем Его к себе в сердце. И здесь же происходит самое лучшее, ценнейшее и важнейшее, что мы можем сделать друг для друга: служить, содействовать, способствовать, помогать в движении к Небу, к Богу, к спасению, к вечности. от почему так важно, чтобы богослужение стало своим для каждого из нас.
Ясность мысли
…Наверное, всем вам приходится иной раз слышать такие заявления: в Бога, дескать, я верю, а вот в Церковь не верю и в храмы не хожу. Бог у меня в душе, и суть религии не в богослужениях, а в чистой совести, добрых чувствах, порядочности и т. п. Не спешите ввязываться в спор: кто дал нам право заглядывать в чужую душу и судить чужую нравственность? Как знать: вдруг у них и в самом деле Бог в душе, а добропорядочность куда выше нашей…
Однако же идея «Бога в душе» поневоле вызывает большие сомнения. Вспоминается рассказ о знаменитом поэте, который пригласил в гости своего восторженного почитателя. Тот явился в назначенное время, сидит и ждет хозяина, разглядывая обстановку и размышляя, как отражается в ней личность живого классика… Вот и он! Каждая его черта: уверенная походка, царственная осанка, строгие, благородные черты лица, проницательный взгляд ясных глаз, скромный, но изысканный и безупречный костюм – все несет на себе печать бесподобного таланта, бесценного наследия бессмертной культуры… С воодушевлением приветствует гость великого поэта, чей образ он много лет носил у себя в душе, а тот отвечает, слегка усмехнувшись:
Извините, я не поэт. Я торгую свиной щетиной. Поэт живет в соседнем доме, вы ошиблись дверью.
Как бы нам не ошибиться дверью, воображая, что Бог у нас в душе, – причем с куда более прискорбными последствиями!..
Надо сделать и еще одно очень важное замечание по этому поводу как для сведения наших самоуверенных собеседников, так и для нашей собственной пользы. Оно прямо следует из всего того, что сказано выше о Церкви.
В самом деле, Бог один, а религий много, и Россия свободная страна. Рядом с нами, в России и повсюду на земле, живут верующие других традиционных конфессий, да и помимо них, действительно, каждый верует (или не верует) так, как находит нужным, и никому не дает отчета о своей вере или неверии. Никому, кроме Бога.
Ясность мысли, однако, требуется ото всех, независимо от религиозных убеждений и свободы веры. Нелепо бы выглядел человек, назвавшийся мусульманином, но при этом не признающий Мухаммеда пророком, – не правда ли? Столь же нелепо, если не хуже, положение «христианина», отрицающего Церковь.
И если бы человек был способен усилием воли или по щучьему велению «поселить Бога у себя в душе» или назначением религии было бы добропорядочное поведение, то, конечно же, в Церкви не было бы никакого смысла. Не было бы, впрочем, смысла ни в рождении Спасителя на земле, ни в Его страданиях и смерти, ни в Воскресении. Не было бы и христианства.
Обряд и обряды
В межзвездном полете
Выражение «научная фантастика», которое давно и прочно вошло в наш язык, не вполне соответствует английскому прототипу «science fiction». Более верный перевод был бы таким: «художественная литература с научным уклоном». Как видно, значение существенно шире… И в этой «научно-художественной» литературе хоть и нечасто, но попадаются очень яркие и правдивые притчи, где «науки» нет никакой, да и «фантастики» тоже не больше, чем в классических баснях про волков, лисиц и ежиков.
Вот один из запомнившихся мне сюжетов. Огромный звездолет летит в межзвездном пространстве; люди в нем рождаются, живут, вступают в брак, рожают детей и умирают. Обо всем заботится автоматика: искусственный, «пластмассовый» мир комфорта, развлечений, беспечности и бескультурья. Но что удивительно: в некоторых семьях от отца к сыну в глубокой тайне передаются какие-то странные инструкции, схемы и правила. Дети, подчиняясь воле родителей, выучивают их наизусть, а что они значат и для чего нужны, никто не имеет ни малейшего понятия.
Так проходят долгие-долгие годы, сменяется поколение за поколением. Давно позабыта цель экспедиции – достичь далекой звезды, дать начало новой жизни человечества… Но вот уже двигатели заработали на торможение: в иллюминаторах все ярче сияет неведомое солнце, приближается и растет голубой шар гостеприимной планеты. Отключается услужливая автоматика. Что делать дальше?..