Полная версия
Есть только Любовь. Сатсанги 2012-2013
Есть только Любовь
Сборник сатсангов с Бёртом Хардингом 2012–2013
Предисловие
Изложение истины в этой книге представлено в виде сатсангов, вместе с тем все сказанное имеет научное подтверждение и пережито на собственном опыте.
Когда мне было шесть лет, вспыхнула Вторая Мировая война. Я жил в то время на Мальте, которая была английским владением. Немецкие вражеские самолеты практически опустошили страну непрерывными бомбардировками. Даже в этом возрасте мне хотелось знать, почему люди убивают друг друга и в чем смысл жизни. Я мучил себя непрекращающимися вопросами. В детстве и ранней юности меня постоянно беспокоил парадокс существования и моего места в нем.
Поиск смысла жизни привел меня в город Торонто. Работая физиотерапевтом, однажды весенним утром, перед тем как прийти на работу, мне явилось доброжелательное сияющее лицо старика. Я решил, что это была галлюцинация, но шесть месяцев спустя я увидел его на обложке книги с названием «Жизнь и учение Раманы Махарши». Эта книга и осознавание того, что видение было реальным, заставили меня оставить работу физиотерапевтом и уединиться в подвальной квартире, в которой я практиковал медитацию и выполнял йоговские ассаны, чтобы поддерживать форму.
Через некоторое время я начал обучать йоге в местной Юношеской христианской ассоциации (YMCA). Я давал двенадцать уроков в неделю по всему Торонто и его предместьям. Эти уроки стали настолько популярными, что у меня взяли интервью для программы компании CBC «Пища для мыслей», что в итоге привело к проведению моего собственного краткого сериала на телевидении.
Несмотря на явившийся мне образ Раманы Махарши, мои собственные исследования и практики йоги, я все еще был переполнен вопросами. Ответ на главный – «Кто я?» – был для меня загадкой.
В 2000 году мне пришлось пережить конфликтные отношения с любимой женщиной. Однажды вечером, когда напряженность достигла наивысшей точки, я вдруг осознал, что не знаю никаких ответов. Я внезапно обнаружил, что ничего не знаю, несмотря на то, что долгое время был учителем, практиковал йогу, размышлял и медитировал. Меня проняла дрожь. Я тогда понял, что не знаю ничего, и произошла полная капитуляция, сдача. Дрожание внезапно заместилось невероятной теплотой, светом и бесконечным Присутствием. Бёрт исчез, но вместе с тем Я был всем, что есть. Пришел покой, сохранившийся по сей день. Нет никаких слов, чтобы описать это. Я потерял ощущения тела и окружения. Мое осознавание было залито этим Присутствием и знало, что есть только Бытие, играющее роль человека. Не было времени и пространства в этом Присутствии, которое я постиг как Любовь. Фактически, была только Любовь. Позже пришло понимание, что даже страх и все его негативное содержание – это способ показать нам, что мы забыли свою истинную природу. Принимая в объятиях все наши чувства и эмоции, мы сможем познать, что Любовь – это все, что когда-либо было, есть и может быть.
Я ясно увидел, что все, чего мы желаем, находится в противоположности от того, что мы имеем. Мы никогда не получим свободу и любовь, считая, что не можем их получить. Так будет до тех пор, пока желание не будет нежно замещено обладанием. Мы хотим свободу, любовь, покой, радость, думая, что их у нас нет, до тех пор, пока не обнаружим их внутри себя как Бытие, и тогда обладание автоматически устранит все желания. Это будет переживанием Рая внутри нас. Страдание учит нас до тех пор, пока мы не заявим о своем неотъемлемом праве на любовь, радость и свободу.
В течение последних нескольких лет я получил огромное количество писем, в которых люди задавали вопросы по поводу страдания. В результате, как форма ответа, появились видео-сатсанги.
Надеюсь, что сердечное исследование этой книги пробудит ваше лучезарное истинное Я.
С любовью,
Бёрт
Вступление
Что такое сатсанг
Во всех трех мирах нет лодки, подобной сатсангу, чтобы безопасно переправиться через океан рождения и смерти.
ШанкараСлово «сатсанг» пришло к нам из индийской философии. Оно состоит из двух частей: сат = истина, Бытие, и санга = собрание, связь.
Обычно, когда говорят о сатсанге, то подразумевают пребывание в обществе реализованного человека. Присутствие такого человека действует как катализатор, в сотни раз ускоряющий постижение Истины людьми, которые к этому готовы.
Рамана Махарши придавал очень большое значение сатсангу. Ниже приводится отрывок из книги Дэвида Годмана «Свет Аруначалы. Воспоминания Аннамалая Свами».
Предельное состояние, которое восхваляется и которое достигается здесь, в этой жизни, путем ясного самовопрошания, возникающего в Сердце, когда достигается соединение с садху[1], недостижимо посредством слушания проповедников, посредством обучения и заучивания смысла писаний, посредством добродетельных поступков или любыми иными средствами.
Этот стих из «Улладу Нарпаду Анубандхама» о величии соединения с Я-реализованными существами – один из пяти стихов на эту тему, которые Бхагаван включил в поэму. Он нашел оригинальные стихи на санскрите на листе бумаги, которую кто-то использовал для заворачивания сладостей. Ему настолько понравились те идеи, которые они выражали, что он сам перевел их на тамильский и поместил в начало «Улладу Нарпаду Анубандхама». Остальные четыре стиха звучат так:
На сатсанге связь с объектами мира будет устранена.
Когда эта мирская связь исчезнет, привязанности, или тенденции ума, будут уничтожены.
Те, кто освободился от ментальной привязанности, исчезают в том, что недвижимо.
Таким образом они достигают дживан мукти. Дорожите их обществом.
Когда ты оказываешься в духовной связи с садху, какая польза от всех религиозных ритуалов?
Когда дует непревзойденно свежий бриз, какая польза от веера?
Жара будет уничтожена прохладной луной, нужда – божественным деревом, исполняющим желания, а грех – Гангой.
Но знай, что все это, начиная с жары, будет устранено одним лишь даршаном несравненного садху.
Места для священных омовений, наполненные водой, и образы божеств из камня и земли
Не могут сравниться с теми великими душами.
Ах, какое чудо!
Места для омовений и божества даруют чистоту ума спустя бесчисленное количество дней,
Тогда как та же чистота даруется людям в тот самый момент,
Как садху останавливают на них свой взгляд.
Один из посетителей задал Рамане Махарши вопрос: «Я только хочу знать, необходим ли сатсанг и поможет ли мне приход сюда?».
Бхагаван ответил: «Сначала вы должны разобраться, что такое сатсанг. Знающий или осуществивший Cam также рассматривается как Cam. Такая связь с Cam или знающим его, безусловно, необходима каждому. Шанкара говорил, что во всех трех мирах нет лодки, подобной сатсангу, чтобы безопасно переправиться через океан рождения и смерти.
Сатсанг означает санга (связь) с Cam. Cam есть только Атман. Тому, у кого сейчас нет понимания, что Атман – Cam, нужно искать общества Мудреца. Это и есть сатсанг. Результатом будет внутренняя сосредоточенность. Затем откроется Cam».
Рамана Махарши утверждает, что Сат – это Атман. В Википедии дается такое определение Атмана:
Áтман («самость, дух», высшее «Я») – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность. Абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин, используемый для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После Пробуждения человек знает себя как «Атма» – я не это, я ТО, «я есть абсолют, и я это знаю» – абсолют (человек) осознаёт своё существование.
Рамана Махарши говорил:
«Атман всегда присутствует. Каждый человек хочет познать Себя, Атман. Что ему требуется для этого? Люди хотят видеть Атман как нечто новое, но Он – вечен и остается таковым всё время. Они жаждут видеть Его в форме сияющего света и т. п. Как Он может быть таким? Он и не свет, и не темнота. Он – только то, что Он есть. Его нельзя точно определить, и наилучшим определением будет „Я есмь то Я есмь“».
Дэвид Годман разъясняет понятие Атмана в книге «Рамана Махарши. Будь тем, кто ты есть» следующим образом:
1. Атман. Этот термин употребляется наиболее часто. Махарши определял его, говоря, что Атман, или истинное Я, есть, вопреки опыту восприятия, не переживание индивидуальности, но безличное, всеобъемлющее Осознавание. Это Осознавание нельзя путать с индивидуальным «я», которое, по словам Бхагавана, в действительности не существует, будучи продуктом ума, загораживающим истинное переживание Атмана. Шри Рамана настаивал, что Атман всегда присутствует и всегда переживается, но сознательно познается как Реальность только с прекращением действия самоограничивающих склонностей ума. Постоянное и непрерывное сознавание Атмана называют Само-реализацией.
2. Сат-Чит-Ананда. Санскритский термин, переводимый как «Бытие-Осознавание*-Блаженство». Шри Рамана учил, что Атман есть чистое Бытие, субъективное сознавание «Я есмь», которое полностью лишено чувства «Я есть это» или «Я есть то». В Атмане нет ни субъектов, ни объектов, существует только осознавание Бытия. Поскольку это осознавание Бытия есть сознающее, его называют также Осознаванием*. Прямое переживание этого Осознавания* является, по Шри Рамане, состоянием неразрушимого счастья, и поэтому термин Ананда, или Блаженство, также используется для его описания. Перечисленные три аспекта – Бытие, Осознавание [2] и Блаженство — испытываются на опыте как единое целое, а не как отдельные атрибуты Атмана. Они так же нераздельны, как влажность, прозрачность и жидкое состояние воды.
В этой же книге Дэвид Годман пишет: «Поток испускаемой Гуру силы может быть воспринят каждым, чье внимание сфокусировано на Атмане или на форме Гуру, причем результат не зависит от расстояния. Это внимание часто называют сатсангом, что буквально означает „связь с Бытием“. Шри Рамана от всего сердца поощрял эту практику и часто говорил, что она является наиболее эффективным путем осуществления прямого опыта Атмана. Традиционно сатсанг включает пребывание ученика в физическом присутствии реализовавшего Атман, но Шри Рамана давал ему значительно более широкое определение. Махарши говорил, что важнейшим элементом сатсанга является мысленное соединение с Гуру, а потому сатсанг происходит не только в его присутствии, но и в любом месте и в любое время, когда бы мы ни думали о нем».
Бёрт Хардинг часто повторяет замечательные слова: «Ты – человеческое Бытие; Бытие, играющее роль человека». Мы считаем себя людьми и забыли, что мы все – одно нераздельное Бытие. Постижение этого факта приводит к пробуждению.
То Бытие, которое проявляется через реализованного Мастера, проявляется и через каждого из нас, но мы не замечаем этого из-за отождествления с умом и телом. Познать Себя как Бытие нам мешает движение мысли или ума.
Если у нас есть искреннее желание познать Себя, если мы сонастроены с гуру, то каким-то необъяснимым образом в его присутствии наш ум становится тихим и неподвижным. В таком состоянии может случиться прямое переживание нашей истинной природы, которая не поддается описанию. Нельзя говорить о бесконечности, поскольку любое слово по своей сути является ограничением. Это состояние абсолютного внутреннего покоя и непоколебимого счастья, которое не зависит от внешних обстоятельств. Даже разрушение всей проявленной Вселенной не может повлиять на это. Потому что Я всегда есть, у Меня нет начала и не будет конца. Осознание этого факта дает бессмертие. Это та самая лодка, которая переправит нас через океан рождения и смерти. Человек, реализовавший Я, видит его везде и во всем, для него нет других. Это состояние, в котором «меня» нет, как независимой индивидуальной сущности, но нет ничего, что бы не было Мной.
Сатсанг – это связь с Бытием-Осознаванием, Атманом. Это связь с истинным Я, которое одно на всех и проявляется в каждом из нас как ощущение бытия, чистое чувство Я ЕСТЬ.
Эту связь гораздо легче установить в присутствии реализованного гуру. Бытие, являющееся сутью каждого из нас, – то же самое Бытие, которое проявляет Себя через форму гуру. Гуру помогает успокоить наше эго-ум и направить его внутрь, где оно растворяется в своем источнике. Устанавливая связь с гуру, мы тем самым укрепляем ее со своим собственным Бытием.
Аннамалай Свами говорил, что подлинное caт – бытие внутри тебя. Ты связан с ним и получаешь сатсанг всякий раз, когда обращаешь в его сторону свое внимание. Для такого сатсанга тебе не нужен джняни. Его ты можешь получать везде. С другой стороны, недуховные люди, которые живут рядом с джняни [3], часто не получают сатсанга, потому что они не настраиваются на caт джняни.
Если тебе не по судьбе находиться в присутствии джняни, ты всегда можешь попробовать установить связь с бесформенным Я. Это – настоящий сатсанг. Ты говоришь, что это твоя прарабдха (судьба) – жить в большом городе. Прарабдха относится только к деяниям тела. Никакая прарабдха не в состоянии воспрепятствовать тебе обратиться внутрь себя и остановить внимание на Я. Это та свобода, которую каждое человеческое существо имеет вне зависимости от своей прарабдхи. Если твоя прарабдха не дает тебе возможности иметь сатсанг с джняни, иди непосредственно к источнику и получай сатсанг от непроявленного Я. Такой сатсанг обрести и поддерживать гораздо труднее, но если у тебя нет других возможностей, ты должен попробовать.
В конечном итоге происходит постижение того, что Я есть Гуру. Единственный Гуру. Начинают происходить чудеса, может быть, незаметные для других. Об этом говорится в «Курсе чудес», поэтому он так и называется. В нужное время происходят определенные события, встречаются нужные люди, складываются необходимые ситуации. И все это для того, чтобы постичь Истину, вернуться Домой, обрести свободу. Сама Жизнь становится нашим Гуру. Приходит понимание того, что Я и есть эта Жизнь.
На одном из своих сатсангов, названном «Все является сатсангом», Роберт Адамс сказал:
К пробуждению приводит преданность. Человек, который не предан жизни, у которого нет сострадания и любви, не может пробудиться. Это невозможно. Вы сами должны развить в себе эти черты. Никто не может это сделать за вас. Это – предпосылка к пробуждению. То же можно сказать о сатсанге. Люди говорят, что любят пребывать на сатсанге, потому что здесь они на некоторое время избавляются от мира. Они боятся мира и обнаруживают покой на сатсанге. Но я говорю вам, что где бы вы не находились в миру, там происходит сатсанг. Ваши чувства по отношению к людям – это сатсанг. Ваша реакция на человека, место или какую-то вещь – это сатсанг. Вся Вселенная является сатсангом. Не думайте, что только здесь вы пребываете на сатсанге.
Сатсанг – это связь с Бытием. Такая связь возможна только тогда, когда мы находимся здесь и сейчас. Как только мы вовлекаемся в наши мысли о прошлом, которое ушло и является нашей памятью, или погружаемся в мечты о будущем, являющемся проекцией прошлого, которое не наступило, мы выпадаем из момента сейчас. Так мы теряем связь с Бытием, Атманом, вечно существующим Я ЕСТЬ, которое всегда сейчас, только сейчас.
Сатсанг – это настоящий момент. Пребывая в моменте сейчас, мы автоматически погружаемся в Бытие, и это – непрерывный сатсанг. Совершенно неважно, где мы находимся, на работе, на отдыхе, взобрались на Эверест или опустились на дно Марианской впадины, если мы пребываем в моменте сейчас, у нас осуществляется связь с Бытием и мы получаем сатсанг.
Вслушаемся еще раз в слова, сказанные Робертом Адамсом:
«Человек, у которого нет сострадания и любви, не может пробудиться. Это невозможно».
У Бытия есть одно неотъемлемое качество, без которого весь проявленный и непроявленный мир не может существовать. Мы называем Бытие, которое одно на всех, Единством. Единство совершенно невозможно без Любви, это его основа, подобно тому, как основой нашего мира является гравитация. Любовь позволяет Единству быть. Это не романтическая любовь, речь идет о бескорыстной Любви, которая все дает, ничего не требуя взамен. И это – суть Бытия.
Бог есть Любовь. Бытие – это Любовь. Любовь – это все, что есть; нет ничего, кроме Любви.
Есть только Любовь
Дорогой читатель, книга, которая попала к тебе в руки, – об этом. Если в процессе чтения к тебе придет понимание, что есть только Любовь, значит задача книги выполнена. В этом случае тебе будет ясно, что означает фраза: «Сатсанг – это постижение Любви».
Про Любовь и сатсанг
Все знают, что жизнь на этой планете невозможна без Солнца. Солнце для человека всегда было символом бескорыстной любви, оно дарит нам тепло, совершенно ничего не требуя взамен…
Все это знают, но мало кто задумывается над тем, что внутри каждого из нас, внутри каждого существа во Вселенной, светит другое солнце, которое называют Сердцем. Одно на всех. Это источник жизни, ее суть, проявляющаяся как «Я ЕСТЬ». Свет, исходящий из Сердца, – это Любовь в ее первозданном, чистом виде.
Солнце светит всегда, и нет такого момента, чтобы оно не светило. Просто иногда бывает ночь, потому что Земля, вращаясь, закрывает Солнце. Порой небо покрыто тучами, свету и теплу трудно пробиться через них…
Обычно мы не замечаем Любви, струящейся из Сердца, потому что плотные облака, стоящие на ее пути, не позволяют почувствовать эту Любовь. Вот это облако, имя которому «Зависть», это – «Тоска», вон там – «Гордость», еще дальше – «Ревность», «Жадность», «Страсть», «Депрессия», а эта туча – «Гнев», вот еще одна, с громом и молниями – «Страх», ого, здесь целый ураган под одним названием – «Переживания»… Сколько их еще притаилось в подсознании, чтобы выйти оттуда и излиться дождем в самый неподходящий момент?
Как же нам хочется этой Любви! Мы ищем ее повсюду… Но вокруг так темно, что мы принимаем сумрачный свет, исходящий из облаков, за его Источник. Ищем Любовь в ее отражениях… Снова и снова убеждаемся, что там ее нет…
Усталые и измученные, однажды мы оказываемся в месте под названием «сатсанг». Это удивительное место, потому что здесь случается так, что на секунду тучи развеиваются, и Любовь, пробившись сквозь них, взрывается изнутри радостью и смехом: «Господи, что это было?!»
Нам говорят: «Эта Любовь, эта радость, это счастье – проявление вашей истинной природы. Остановитесь на минутку, успокойтесь. Сам поиск – это еще одно большое облако, закрывающее свет Любви. Вы – Источник, беспричинная причина всего происходящего. Свет Любви исходит из вас, из Сердца. Чтобы его почувствовать, нужно разогнать тучи. Единственный способ их развеять – это осознавать, кто мы есть на самом деле. Ни одна туча, ни одно облако не может выдержать этой осознанности».
Любовь просто есть. Здесь и сейчас, в Сердце. Океан Любви. Бери, сколько сможешь.
Немного метафизики
Вопросы с первого взгляда очень сложные, но если разобраться – все довольно просто. Это подобно тому, как в свое время теория Относительности Эйнштейна была чем-то непостижимым, а теперь ее преподают в школе.
Речь идет о самых фундаментальных основах.
1. Для того чтобы что-то существовало, оно должно, в первую очередь, быть. Это совершенно очевидно. Ничего невозможно без Бытия.
2. Другим фундаментальным моментом является то, что Бытие невозможно без Осознавания.
Этот вопрос более сложный для понимания. Пояснить его можно на примере дзенского коана.
Коан – это такая загадка, используемая в дзен-буддизме для того, чтобы при попытке ответа на нее выйти за пределы ума.
Загадка следующая: «Если в лесу упало дерево, и не было никого, кто бы слышал звук падения, падало ли дерево на самом деле?»
Тщательное обдумывание, концентрация на этом вопросе, приводит к однозначному ответу: «Если нет никого, кто бы слышал, то и не было падения». То есть без свидетеля какого-либо события это событие не происходит. Нужен осознающий, чтобы что-то было.
Мы приходим к, казалось бы, парадоксальному заключению: Бытие невозможно без Осознавания. Ничего не может быть без осознавания того, что оно есть. С другой стороны, Осознавание невозможно без Бытия. Это естественно.
Итак, Бытие и Осознавание могут быть только в паре, поэтому, когда говорят Бытие, подразумевают Осознавание и когда говорят Осознавание, подразумевают Бытие.
3. Бытие – это все, что есть. Вся проявленная и непроявленная Вселенная – это Бытие.
Когда мы говорим Бытие, тут же всплывает Осознавание. Поэтому можно сказать, что все, что есть, – это Осознавание. Так устроен этот мир. Почему? Никто не даст ответа.
4. Есть только одно Бытие, только одно Осознавание, которое проявляет Себя в бесчисленном количестве форм во всей Вселенной.
Таким образом проявляется голографичность Осознавания. Некоторое представление об этом можно получить, если разместить одно большое зеркало перед собой, другое – сзади. В результате мы увидим бесчисленное количество изображений самих себя.
5. Осознавание выражается как чистое чувство Я ЕСТЬ. В данном случае очень важно слово «чистое», что значит без качеств и характеристик, без отождествления с формой: «Я есть что-то».
В своем изначальном, непроявленном виде, когда нет отождествления с формой, Бытие осознает Само Себя в блаженстве. В этом состоянии присутствует чувство Я ЕСТЬ без какого-либо отождествления с формой. Его невозможно описать, выразить, передать. Любое слово будет ограничением. Указателями могут быть абсолютный покой, бескончность, которая не бесконечна, пустота, которая не пустая, безвременность, абсолютная незатронутость, радость бытия и любовь. Это то состояние, которое называется Сат-Чит-Ананда, что в переводе с санскрита означает Бытие-Осознавание-Блаженство. Это именно то состояние, к которому ведет йога в восточных учениях, это дао, о котором говорят китайцы, это – нирвана буддизма и это – Царствие Небесное, в которое зовет нас Иисус.
Бытие, Осознавание, чистое чувство Я ЕСТЬ – невозможны один без другого. Они проявляются только вместе. И это – основа всего. Ничего, абсолютно ничего невозможно без этой основы. Поэтому она – Источник Жизни.
Когда Иисус говорил «Я ЕСТЬ путь и истина и жизнь», имелось в виду именно это.
У Я ЕСТЬ нет начала и не будет конца, отсюда: «Прежде нежели Авраам Я ЕСТЬ».
6. Все формы в проявленном мире подвержены изменению. Бытие-Осознавание, в отличие от мира форм, вечно и неизменно. Оно не имеет начала и никогда не закончится.
7. Бытие-Осознавание проявляется в любой форме через чувство «Я ЕСТЬ». Любая форма – это человек, птица, собака, кот, дельфин, бабочка, червяк, дерево… что угодно. При проявлении в форме Осознавание отождествляет Себя с ней. В этом случае мы говорим: «Я – Олег, я – Денис…» Червяк или дерево так не говорят, потому что в этих формах недостаточно развито сознание.
Когда Осознавание проявляется в форме как Я ЕСТЬ ЧТО-ТО (или кто-то), появляется сознание. Сознание относится к словам «что-то». Осознавание сознает Себя как нечто. Это нечто относится к проявленной форме. Как только появляется сознание: «Я – эта форма», тут же появляется разделение и двойственность: «Есть я как форма, и есть все остальное, отличное от меня».
8. Осознавание посредством отождествления с формой познает проявленный (из Него же) мир, то есть Само Себя. При этом по мере усложнения формы, через которую проявляется Осознавание, происходит эволюция сознания. В данном случае можно говорить о его расширении.
В настоящее время из всех форм на Земле, которые нам известны, наибольшим уровнем сознания обладает человек – венец творения. На самом деле есть множество других форм с более развитым сознанием. Сознание в человеческой форме также продолжает эволюционировать.
Эволюция сознания идет в направлении познания Себя как изначального Источника, Бытия-Осознавания-Блаженства. Само Осознавание посредством сознания познает Себя, и происходит это в бесчисленном количестве форм, в том числе и через каждого из нас.
9. Человек отличается от других форм жизни на Земле наличием способности абстрактного мышления, другими словами, воображения или ума.
Осознавание Себя в качестве формы – это первая характеристика сознания.
Вторым качеством сознания является воображение или ум, посредством которых в высокоразвитых формах Осознавание сознает Себя. Воображение – это невероятно мощный инструмент. Следует сказать, что вся проявленная Вселенная – это продукт воображения, продукт Космического Разума. Нет никаких пределов для воображения. Когда мы говорим о воображении, то подразумеваем сознание.