bannerbanner
Россия и мир. Синергия развития
Россия и мир. Синергия развития

Полная версия

Россия и мир. Синергия развития

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Однако, в современную эпоху глобального исторического процесса, вследствие нового витка спирали научно-технического прогресса, объективно происходит принципиально новое изменение в жизнедеятельности человеческого общества, заключающееся в том, что интеллектуально-информационный труд творчески-созидательного типа становится главным, доминирующем фактором не только общественного прогресса, но и обеспечения материальными благами текущей жизнедеятельности людей, в сравнении с регламентированным механическим трудом физического и интеллектуального видов, который по нарастающей тенденции все более и более передается автоматизированным системам машин, при комплексной автоматизации не только материального, но и интеллектуально-информационного производства, а также и управленческого труда, не требующего творчески-сознательного подхода в силу жесткой, однозначно понимаемой регламентации управленческой деятельности. Последнее нашло свое выражение в массовой компьютеризации, которая однако, в силу рыночной деформации общества и его экономики стала концентрироваться на мобильной телефонии, при отходе от рабочих компьютеров, с перемещением центра тяжести от общественно-полезного интеллектуального труда на разного рода компьютеризированные развлечения, с нарастанием феномена мобильной (смартфонной) наркомании, несущей угрозу умственно-психологическому состоянию подрастающих поколений, а через это – и всему обществу, в стратегической перспективе его развития.

Если абстрагироваться от болезненных деформаций компьютеризации, интеллектуально-информационного труда, то тотальная интеллектуализация в сочетании с комплексной автоматизацией сферы умственного и физического труда, соответствует процессу объективного превращения интеллектуального труда творчески-сознательно го типа в главный, ведущий фактор всей системы общественного воспроизводства, порождая ряд принципиально важных фактов.

Факт 1. В ценности каждого отдельно взятого товара или услуги, все большую долю составляет его идея, синергетическая совокупность результатов умственного труда творчески-сознательного типа, и все меньшую – затраты материально-вещественных факторов и физического труда.

Факт 2. Аналогично, в технологиях создания не только интеллектуального, но и материально-вещественного продукта все большее место и роль принадлежит творчески-сознательным умственным усилиям работников, при соответствующем уменьшении значения материально-вещественных факторов и физического труда.

Факт 3. Производительность и эффективность общественного воспроизводственного процесса на всех его уровнях возрастает до такой степени, которая позволяет создать полное изобилие материально-вещественных благ для каждого жителя планеты (поэтапно, в меру развития той или иной страны мира) в рамках ведения здорового образа жизни, в условиях комфортности, при обеспечении индивидуально-конкретной эстетики личного потребления в соответствии со вкусами и предпочтениями человека, его культурно-историческими традициями, но без претензии на роскошно-престижный характер потребления, который, во-первых, возвышает одну личность над другой, а, во-вторых, не имеет границ, будучи устремлен в бесконечность, в чем коренятся как стимулы карьерного роста многих людей, так и борьба между ними за обладание дефицитными благами.

Факт 4. Как бы высоко ни поднимался общий уровень образования и интеллектуального развития людей, между ними всегда будут сохраняться разительные различия в творчески-созидательном потенциале умственного труда, при том, что полезным для общества может быть только самый лучший в своем роде продукт интеллектуальной деятельности, а другие продукты, даже высокого уровня и вполне добротные, оказываются невостребованными (в отличие от материально-вещественных продуктов, например, обуви, которых в качестве самых лучших изделий на всех не хватит, кому-то придется довольствоваться пусть и качественной, но менее совершенной продукцией). При этом создавать общественнополезный интеллектуальный продукт могут не более 5 % трудоспособного населения.

На основе определенных выше фактов, в жизнедеятельности современного человечества развертывается ряд базовых трендов, угрожающих в уже обозримой перспективе самому существованию человеческой цивилизации.

А. Тренд безграничного личного потребительства престижного порядка, который развертывается под импульсом бесконечного накопления денежного капитала в условиях конкурентной борьбы (тот, кто добровольно выйдет из гонки конкурентов, тут же освободит свой сегмент для оставшихся или вновь возникших конкурентов), приводит к хищническому использованию природных и трудовых ресурсов в масштабе как каждой отдельно взятой страны, так и всей планеты в целом, что уже в обозримой исторической перспективе несет угрозу разрушения человеческой цивилизации в экологическом коллапсе, как результирующего итога трех экологических кризисов системного порядка:

– экологического кризиса природы (непомерное загрязнение среды обитания и уничтожение жизненно важных невозобновимых природных ресурсов, а также нарушение природно-климатического баланса планеты);

– экологического кризиса человеческой личности и ее образа жизни (при непомерном крене в экстравертность и забвении интравертных начал, при подрыве фундамента нравственности в поведении человека, корень которой пребывает в сокровенной глубине человеческой сущности («Совесть – это голос Бога в душе человека» – писал О.Бальзак);

– экологического кризиса общества (его оборотная сторона – системный кризис экономики), который коренится в антагонистической борьбе за выживание одних, за роскошно-престижное потребление разного рода благ, в том числе богатства, власти и славы – других.

Б. Тренд нарастания разрыва между сужающейся потребностью общества в рабочей силе, в том числе и квалифицированной, в результате развития комплексной автоматизации труда в сферах материального и интеллектуально-информационного производства и необходимостью обеспечения трудовой занятости населения, в связи с гарантией права на общественно полезный труд в качестве одного из фундаментальных прав человека. Это находит свое выражение как в массовой безработице, так и в имитации занятости, когда на одном рабочем месте вместо одного занятого работает несколько человек или искусственно вводятся разного рода рутинные операции с целью занять ими излишнюю рабочую силу.

В. Тренд как потери жизненной, в том числе трудовой, мотивации у одной, весьма значительной, части населения, для которой закрыта вертикальная мобильность карьерного роста, так и деформации жизненной мотивации (погруженность в конкурентную борьбу без правил за богатство, власть, престиж).

Г. Тренд нарастания противоречий между качественно новой ступенью развития производительных сил общества, связанной с превращением индивидуального труда творчески-созидательного типа, в сочетании с комплексной автоматизацией материального и интеллектуально-информационного производства, и господством в обществе одной из двух диаметрально противоположенных социально-экономических систем – рыночно-капиталистической или планово-распределительной, при противоречивости и фрагментарности процесса образования из их положительных свойств, при нейтрализации негативных, синергетической системы.

Д. Тренд нарастания противостояния между сторонниками однополярного мира в форме неоколониализма и приверженцами многополярности, находящимися пока еще в поиске приемлемой социально-экономической системы относительно конкретно взятой страны.

Концепция СИНЕРГИИ ОБЩЕСТВА, при ее достаточно полном и последовательном внедрении в его жизнедеятельность, позволяет активно противостоять обозначенным выше негативным трендам, превращая многие минусы в плюсы, другие минусы нейтрализуя, отойдя от края исторической пропасти, к которой подошла современная человеческая цивилизация, дает возможность определить основные вехи ее прогрессивного развития в будущем в гармоничной форме, соблюдая объективные требования законов экологии человека, природы, общества. При этом Концепция «Синергия общества» предлагает следующее.

1. В обществе, применительно к характерным отличиям каждой суверенной страны, формируется, функционирует и развивается ИНТЕГРИРОВАННАЯ (СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, органически соединяющая в себе, вокруг стержня национально-государственных интересов, положительные свойства как рыночно-капиталистического, так и планово-распределительного хозяйствования, при нейтрализации их негативных проявлений. При этом общее направление развития общества и его экономики определяет не рынок (его «невидимая рука» в лице крупнейших олигархических образований), а само общество, сознательно и планомерно, исходя из интеграции (синергии) жизненно-важных интересов его классов, социальных слоев и групп населения, при соблюдении прав человека в их подлинном понимании во всем их комплексе, а не в качестве инструмента в геополитической войне.

2. Все управление общественным воспроизводственным процессом на всех его уровнях (микро, мезо, макро, мега) предлагается строить на базе института и механизмов государственно-частного партнерства, при соединении в нем положительных свойств как частно-инициативного новаторства, так и государственного управления тем или иным субъектом, объектом и процессом, при нейтрализации негативных моментов, свойственных обоим этим диаметрально противоположенным типам организационно-управленческих воздействий. При этом на основе государственно-частного партнерства предлагается разрабатывать стратегию развития общества, конкретизирующие ее программы и проекты, а также осуществлять управление процессом их осуществления.

3. Все вопросы функционирования и развития системы управления обществом и государством, на всех уровнях общественного воспроизводственного процесса, должны быть центрированы на человеке, при снятии как марксистских, так и буржуазных ограничений в его понимании, трактовке человека как многоуровневого духовно-душевного существа, обладающего целым спектром тел-проводников, из которых низшим является биологический организм[1].

При этом смысл жизнесуществования человека заключается в нахождении и раскрытии на фундаменте высокого профессионализма творчески-созидательного потенциала своей глубинной, индивидуально-неповторимой сущности. Главной, ведущей потребностью человека в качестве двуединства духа и души, находящихся в его личности, является самовыражение в творчески-созидавшем труде в соответствии с внутренним призванием. Отсюда, в отношении всего общества в целом, его экономики в частности, на этапе пост-неоиндустриального развития, вытекает объективно обусловленная необходимость, в первую очередь, удовлетворять потребность человека к труду в соответствии с его внутренним призванием, на базе профессионализма, что предполагает:

а) инвестиции в создание соответствующих рабочих мест;

б) профессиональную ориентацию детей и молодежи;

в) обеспечение образования и профессиональной подготовки в соответствии с индивидуально-конкретным трудовым потенциалом человека;

г) расстановку профессионалов в системе общественного разделения труда в соответствии с их профессиональными способностями.[2]

4. Процесс глобализации объективно несет в себе тренд возрастания синергии общества с положительным знаком, но только при условии многополярного мира, когда не только сохраняется, но и углубляется духовно-культурная самобытность народов мира, что создает множество культурно-цивилизационных государственных образований, постоянно поддерживаемых и развиваемых, между которыми и происходит непрерывный обмен достижениями, порождающий феномен синергии духовно-культурных достижений человечества в планетарном масштабе. Следовательно, лидерам народов и государств необходимо бороться за становление на планете многополярного мира, помня, что однополярный мир ведет человечество к глобальному рабству, которое в своей сущности антисинергетично.

5. В настоящее время подавляющая часть жизнедеятельности современного человечества характеризуется односторонним креном в экстравертность, при пренебрежении к интравертному началу человека. В противоположность этому, восстановление интравертного и экстравертного баланса человеческой цивилизации в целом, науки в ее рамках в том числе, на порядок усилит синергию всего человечества, породив СИНЕРГИЮ ЗНАНИЯ БЕСКОНЕЧНОГО – СИНЕРГИЮ ВСЕМОГУЩЕСТВА. Однако, на этом пути стоит культурно-цивилизационный барьер СИНЕРГИТИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. Высшая сила мироздания не может позволить, чтобы силы всемогущества попали в распоряжение лиц, имеющих нравственные изъяны, а тем более отрицающих нравственное начало как таковое. Однажды известный лидер фашистской Германии заявил: «Я освобождаю вас от такой химеры как совесть». Тем самым он, пытаясь овладеть силами бесконечного могущества, открыто порвал с нравственным началом, противопоставив свою претензию на сверх-могущество действительно беспредельному могуществу высшей силы мироздания, которая принадлежит Богу. Бесславный финал лидера, призвавшего свой народ отказался от совести, хорошо известен. Но никто не гарантирует появления в будущем подобных новых лидеров. Таких лидеров необходимо нейтрализовывать в зародыше. Для этого общество должно запустить в действие и развивать институт и механизм обеспечения синергии безопасности общественного развития, который призван функционировать в соответствии с многоуровневой системой общественного воспроизводства[3].

6. Разумно организованному обществу, в своем развитии, всегда необходимо соблюдать баланс между устойчивостью (стабильностью) и динамичностью, иначе говоря, обеспечивать синергию устойчивости и динамичного новаторства, для чего необходимо:

– все новаторские изменения осуществлять на фундаменте устоявшихся положительных достижений, не допуская ситуаций разрушения до основания старого мира и построения на месте разрухи мира нового (Россия дважды на протяжении XX века проходила путем тотального разрушения, толчком чему послужили революции 1917 и 1991 гг.).

– сформировать две сферы власти в государстве – из них одна предельно консервативна, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность, правопорядок, а другая строится на основе демократичного подхода, при широком, пользовании личными свободами, но в рамках соблюдения безопасности государства и общества[4];

– обеспечить постоянное взаимодействие, взаимное сотрудничество и взаимодополнение между поколениями, помня, что успешно функционировать и развиваться будет только то общество, в котором высшая власть принадлежит умудренным опытом старейшинам, но при этом для молодежи открыты каналы карьерного роста в соответствии с талантами, способностями, личной устремленностью, при расценивании родственной протекции в карьерном росте в качестве преступления перед обществом и государством (традиция в данном случае, как массовый феномен, приводит в дальнейшем к резкому снижению уровня и качества правящей элиты страны, что обрекает ее в будущем на поражение в геополитической борьбе с сильным противником).

7. Народ страны и ее лидеры, которые живут только ради потребления, в том числе власти, престижа, расценивая труд в качестве тяжелой ноши, которую они вынуждены нести, встает на путь деградации, народ превращается в население, а лидеры – в ничтожество, значимость которому придает исключительно занимаемая высокая должность. Такова судьба всех народов и стран, якобы отказавшихся от идеологии, но на деле заменивших устремленную в высь идеологию (пусть несовершенную и деформированную, но зовущую на реальные подвиги) на идеологию престижного потребительства.

В настоящее время в нашей стране все более ощущается необходимость государственной идеологии, способной объединить российское общество в деле решения задач его дальнейшего развития. Здесь, однако, возникает проблема: как добровольно объединить общей идеологией разных людей, неодинаковых психотипов, при том, что всякая насильно навязываемая идеология, а не идущая от духовного сердца, вызывает естественное отторжение у человеческой личности? Данная проблема решается через формирование двухуровневой идеологии. На ее всеобщем, всенародном уровне мы все объединяемся идеей процветания нашей страны и нашего народа, хотя по параметрам этого процветания и путям его достижения не только допускаются, но и приветствуются разные точки зрения, синтезируя которые мы получаем СИНЕРГИЮ ИДЕОЛОГИИ ПАТРИОТИЗМА. Другой уровень идеологии – личное мировоззрение индивида. Здесь каждый индивид волен выбирать себе такое мировоззрение, которое созвучно его глубинной внутренней сущности.

8. Все организации в прошлой истории человечества создавались лидерами. К тому же, они давали своим членам те или иные преимущества, но ценой ограничения личной свободы. Сочетание лидерства и ограничений обрекало созданную организацию на деградацию и деформацию. Когда лидеры сходили с исторической арены, их заменяли наиболее близкие последователи, но они не были первопроходцами, привыкнув быть ведомыми, а потому под их руководством организация деградировала. Ограничение свободы членов организации всегда порождает стремление обойти, снять эти ограничения, что, в свою очередь, приводит к деформации организации, до полного извращения ее целей, задач, методов их решения. Так из христианской церкви любви возник феномен всеобщей инквизиции. В информационном обществе могут и должны сформироваться организации принципиально иного типа. Это организации знания и осмысления. В них нет одного лидера. Каждый лидирует в ему одному доступному сегменте знания и ракурсе его осмысления. Здесь нет ограничения личной свободы. Каждый, кто входит в организацию, занятую свободным генерированием и обменом знаний, вкладывает в нее в меру своих способностей и желания, а черпает из нее в меру своей вместимости. Карикатурой на выше охарактеризованную организацию синергии знания, являются современные социальные сети, которые снизу используются для реализации своих неудовлетворенных психологических комплексов, а сверху манипулируются организаторами этих сетей, действующими в сугубо корыстных целях.

1.2. Синергия управления

Все рекомендации по кардинальному преобразованию больших или малых систем в социально-экономической сфере, особенно по проведению экономических реформ, упираются в одну главную проблему:

КТО (какие именно кадры конкретно) будет управлять как осуществлением преобразований (реформ), так и преобразованными (реформированными) организациями (ведомствами, предприятиями, корпорациями и т. д.) во всем диапазоне форм собственности – от государственной до групповой и частной.

Отсюда вытекает вывод: если мы хотим кардинально преобразовать с положительным знаком общество и его экономику (особенно на национально-государственном и глобальном уровнях), нам необходимо создать такой механизм (систему, институт) подбора и продвижения кадров руководителей (управленцев), который соответствовал бы духу и букве планируемых преобразований (реформ). При этом необходимо соблюдать следующие условия: а) механизм (система) подбора, расстановки по функциональным местам, продвижения по лестнице иерархии управления (короче, механизм подбора кадров управления, обозначим – МПКУ), должен вписываться (соответствовать), в качестве подсистемы в систему более общего порядка (например, систему управления народным хозяйством в целом, которая, в свою очередь, представляет собой также подсистему системы еще более высокого порядка, т. е. системы управления обществом; б) МПКУ как особый механизм, играющий ключевую роль, должен соответствовать характеру и динамике преобразования систем более высокого уровня, в которые он входит в качестве подсистемы, находясь с ними в резонансе прямых и обратных связей; в) МПКУ, будучи динамичной системой определенного уровня иерархии, призваный выполнять свои функции (подбора, расстановки, продвижения кадров), должен разумно сочетать в себе два разных принципа – функционирования в качестве хорошо отлаженной системы и «ручного» организационно-управляющего воздействия высшего руководителя системы, в зависимости от конкретных обстоятельств данного места и времени, в связи с чем образуется синергия применения обоих вышеобозначенных принципов, а сам характер и результативность управления в целом дают синергию общих основ (закономерностей, правил) управления и индивидуально-конкретных, уникальных в своей сущности организационно-управленческих воздействий в соответствии с золотым правилом: нужное действие, в нужном месте, в нужное время.

В самом общем виде существуют два основных варианта механизма подбора кадров управления, которые обычно смешиваются в той или иной пропорции и виде в реальной действительности. Есть еще один альтернативный вариант, третий по счёту, – это занятие руководящей должности по праву наследования, что было характерно для прошлых исторических эпох. Однако, некоторые элементы традиции передачи должностей по наследству, с учётом коррекции на современную эпоху и уникальные особенности конкретно взятой страны, целесообразно использовать и в наше время.

Ниже мы рассмотрим все альтернативные варианты МПКУ, обращая внимание на их слабые и сильные стороны, рекомендуя преобразования каждого из них так, чтобы на основе четырех преобразованных базовых вариантов создать – ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ, обладающий синергией первого порядка (через синергетическое взаимоусиление достоинств 3-х вариантов сверх их механического суммирования). Затем следует перейти к синергии второго порядка – адаптации данного интегрированного варианта к индивидуально-конкретным, часто уникальным условиям жизнедеятельности.

Естественно-традиционный вариант МПКУ

В самом общем виде данный вариант представляет собой вытягивание наверх руководителем, поднимающимся по лестнице иерархии управления, своих ближайших заместителей, доверенных специалистов (экспертов, советников и т. п.), вплоть до самого высокого уровня государственной власти.

Достоинством данного варианта является:

– придание личного (с положительным знаком) характера управлению, поскольку руководитель (управленец) в своей организационно-управленческой деятельности объективно выступает не только как функционер системы управления, но и как его личный фактор, позволяющий придать процессу управления человеческий (гуманный) характер, а также учесть специфику конкретных обстоятельств, никак не улавливаемую при управлении чисто функционального характера (оно оправдано при генерировании управленческих воздействий диспетчерского характера, но становится отвратительным в управлении бездушно затрагивающем судьбы людей);

– доверие друг другу в рамках одной команды управленцев;

– хорошо отлаженный механизм взаимодействия в рамках этой команды;

– предсказуемость поведения ее каждого отдельного члена;

– стабильный характер функционирования данной команды.

Недостатки рассматриваемого варианта:

– блокирование продвижения наверх по лестнице управления многих более талантливых, квалифицированных кадров;

– склонность к стереотипным организационно-управленческим решениям, что сильно ослабляет их инновационную составляющую;

– тенденция к снижению качественных характеристик кадров в многоуровневой системе управления, с генезисом деградации руководителей, после прохождения критического рубежа, при снижении качества организационно-управленческих воздействий.

На последнем моменте нужно остановиться подробно. Руководитель, как правило, подбирает себе помощников (заместителей), каждый из которых является как бы продолжением одного из свойств руководителя, но в целом значительно уступает ему по уровню. Когда приходит время смены руководителя, по тем или иным причинам, на его место часто назначается один из заместителей, а он обладает уже меньшим потенциалом. Через некоторое время, когда происходит еще одна смена руководителя, его «наследник» имеет еще меньший потенциал и т. д. При этом каждый очередной новый руководитель, работая с другими заместителями прежнего руководителя, берет себе новых заместителей (помощников), заменяя ими некоторых прежних. Здесь действуют два негативных фактора, пусть не всегда, но очень часто, что позволяет сформулировать такие правила: а) прежние заместители (помощники) нередко испытывают чувство ревности, обиды, несправедливости из-за того, что руководить ими назначено лицо, которое ранее на протяжении долгого времени находилось с ними на одной ступени в иерархии управления, что часто порождает интриги, склоки и т. п. в до этого единой команде управленцев; б) каждый очередной новый руководитель подбирает себе соратников по управлению с меньшим организационно-управленческим потенциалом, чем это делал его предшественник на главном посту (если только, в виде исключения, преемник не обладает большим потенциалом, чем его предшественник).

На страницу:
2 из 7

Другие книги автора