Полная версия
Яснознание. Способы высвобождения скрытых возможностей человека
Нет необходимости проводить всесторонний анализ разума в рамках этой книги. Нас интересует один конкретный аспект его функции – экстрасенсорный потенциал, присущий каждому из нас. Так как экстрасенсорные способности сами по себе являются одним из проявлений действующего разума, по крайней мере, одну главу мы должны посвятить тайнам, заключенным в нем.
Мастера йоги о разуме
За тысячи лет до появления любых современных трудов о возможностях разума в Индии жили мастера йоги, известные как риши. Они уходили в леса для целенаправленной духовной практики. Их открытия, касающиеся психики человека, сформировали основу для позднейших восточных философских учений, которые прежде передавались из уст в уста от учителя к ученику, а позже были записаны в древних ведических текстах.
Начиная с конца XIX века, учение йогов проникло на Запад благодаря таким гуру, как Свами Вивекананда, который стал самым выдающимся учеником великого индуистского святого Шри Рамакришны. Миссия Свами Вивекананды заключалась в том, чтобы донести мудрость древних риши до Запада, в чем он весьма преуспел, выступая с лекциями в Америке и Европе. Многие из его потрясающих лекций доступны в печатной форме, и я, конечно же, рекомендую их прочитать тем, кто желает узнать об огромном потенциале, заложенном в каждом из нас. Возможно, его самый выдающийся труд – «Раджа-йога»[1], где он комментирует афоризмы Патанджали, традиционно считающегося отцом Раджа-йоги, йоги контроля ума и психики.
Механизм человеческой психики и на физическом, и на метафизическом уровне невероятно гениален; мы убедились бы в этом, если б только могли воспользоваться им в полную силу.
Работы йога Рамачарака увидели свет в начале XX века, они были записаны англичанином Уилльямом Уолтером Аткинсоном в соавторстве с Бабой Баратой, изучавшим эти идеи в Индии у своего гуру, которым и был йог Рамачарака. Их книги, написанные легким, доступным языком, помимо других тем, проливают свет и на феномен силы сознания.
Мой личный учитель, доктор Джордж Кинг, был западным мастером йоги. Его лекции и работы, которые можно приобрести с помощью «Эфирийского общества», очень просты, они дают ясные объяснения и, на мой взгляд, больше, чем другие встречавшиеся мне, соотносятся с современным миром, в котором мы живем. Он разработал свое учение, опираясь на собственный опыт и достижения, так что его безопасно практиковать и легко усвоить даже тем, кто еще не определился с выбором своего пути. Этих учителей объединяет то, что они не столько теоретики, основывающие свои открытия на умозаключениях и идеях, сколько проверенные практики духовных наук в прямом смысле слова. Каждый из них доходил до глубочайших стадий медитации и открывал источник знания, который доступен лишь через пробуждение дара интуиции. Опыт, в конце концов, – лучший проводник в истинном понимании потенциала разума.
В дополнение к работам этих йогов существует много других ценных источников информации о разуме. Единственное, в чем сходятся все исследователи, – то, что мы изучили наш умственный потенциал лишь поверхностно.
Научные исследования
Научные исследования разума достигли внушительного прогресса. Например, за последние несколько лет ученые выявили значительно больше отличий между правым и левым полушариями мозга. Это обширная тема, на которую написано множество книг, но некоторые полученные сведения я изложу здесь кратко.
Полушария мозга контролируют совершенно разные стороны наших умственных процессов. Ученые открыли, что левое полушарие мозга связано с аналитическими функциями нашего разума, такими как дедукция, вычисления, память, логика и прочие рациональные действия. Правое полушарие связано с творческими функциями, такими как воображение, образное и инстинктивное мышление и другие интуитивные процессы.
Исследователи полагают, что работа правого полушария мозга в современном мире чрезмерно подавляется работой левого, и потому наш разум испытывает серьезный дисбаланс. Большинство образовательных программ сосредотачиваются в основном на возможностях дедуктивных способностей и памяти, а расширению и развитию творческих способностей уделяют меньше внимания. Конечно, есть замечательные исключения – например, система обучения Рудольфа Штейнера и другие методы, где творческая сторона человеческой натуры оказывается в таком же приоритете, однако традиционно в школах делают акцент на вычисления, логические рассуждения, запоминание набора фактов, сведений и теорем. К этому же сводится суть большинства экзаменов – проверить нашу память и способность рационально излагать информацию.
Безусловно, правое полушарие мозга так же важно, как и левое, а дисбаланс можно компенсировать, развивая и используя интуитивные и творческие способности нашего разума. На мой взгляд, было бы здорово, если б основной курс экстрасенсорного развития входил в стандартную школьную программу. Как бы спорно это ни звучало, практическая польза подобного решения приносила бы нам свои щедрые плоды не только в личной, но и профессиональной жизни.
Многие деловые решения приходится принимать, частично основываясь на инстинктивном знании и чутье. Те, кто, например, работает на рынках ценных бумаг, согласились бы с этим. Несмотря на профессиональное образование экономистов и банкиров по всему свету, анализируя одну и ту же информацию и статистику, разные эксперты приходят к разным выводам о том, как будет развиваться рынок, как изменится стоимость валют и так далее. Одних знаний и логики, связываемых с левым полушарием мозга, недостаточно, чтобы принять окончательное решение.
Я, конечно же, не предлагаю использовать наши интуитивные способности, чтобы зарабатывать деньги, хотя многие деловые люди пользовались предсказаниями, чтобы поддержать свои предприятия, и пользуются ими по сей день. Мой опыт мне подсказал, что если мотив у человека чисто эгоистичный, эффективность интуитивных способностей очень ограничена. Однако то, что мы основное предпочтение отдаем возможностям левого полушария мозга, подавляя возможности правого, является главным ограничителем наших перспектив, даже в деловом мире.
Научные исследования мозга в других областях также привели к важным выводам. В одной серии экспериментов регистрировались реакции мозга. Прежде чем человек предпримет какое-либо физическое действие, мозг посылает импульс через всю нервную систему, чтобы мы пошли, подняли руку, почесались или сделали что угодно еще. В эксперименте планировали измерять временные промежутки между возникновением импульса в мозге и ответом нервной системы с точностью до мельчайших долей секунды, используя высокочувствительный прибор, который снимал показания через датчики, подсоединенные к участникам эксперимента. Оказалось, что в определенных случаях прибор регистрировал реакцию человека прежде, чем мозг направлял сигнал. Это происходило всего за долю миллисекунды, и данный факт иллюстрировал нечто очень важное: мысленный импульс исходит не только из мозга, но и из какой-то другой области человеческого сознания.
Некоторые восприняли этот эксперимент как подтверждение существования души, другие же предположили, что «воля» может проявлять себя независимо от работы мозга. Как бы ни трактовали результаты этого эксперимента, он подтверждает вывод, известный метафизикам не одну тысячу лет:
При том, что физический мозг действительно играет принципиально важную роль, он не является источником всех знаний. Он – не основа всего разума.
Метафизический подход
Слово «метафизический» буквально означает «то, что после физики». Изучая разум, метафизик не рассматривает его как нечто, присутствующее в физическом мозге. Он рассматривает разум как энергию, объединяющую мысли и чувства. Например, источником вдохновения может быть чувство, которое затем переходит в мыслительный процесс, что выражается в литературном творчестве, научных изысканиях и произведениях искусства. Первоначальный источник идеи или импульса, породившего этот поистине вдохновленный мыслительный процесс, мог быть комбинацией ощущений, которые больше связаны с чувствами, чем с мыслями. Нельзя сказать, что чувства исходят из физического мозга, однако физический мозг частично трансформирует их в некую форму умственной деятельности.
Интересно рассмотреть состояния сознания, в которых возникает вдохновение. Поэт Вордсворт описывает в некоторых своих стихотворениях состояние истинной благодати, в котором ощущается определенное единение с Природой, и нет сомнений в том, что он на себе испытал это переживание. Религиозные писания также упоминают о возвышенном чувстве блаженства или о просветлении сознания. С точки зрения экстрасенсорики, подобные состояния возникают в результате того, что вибрации ауры человека достигают высокого уровня, увеличивается их частота. Когда это происходит, человека посещает озарение в той или иной форме. Возможно, это будет поэтическое вдохновение, или человек услышит чудесную музыку в своем воображении, которая затем выльется в великое музыкальное произведение. А может быть, на волне вдохновения он сделает открытие, которое приведет к принципиально новому решению в области науки. Не исключено и то, что это состояние позволит выйти на контакт с высокоразвитым духом, который больше не живет в физическом теле, а обитает на более высоком уровне бытия и передает мудрость и знания об исцелении от болезней. Возможно, это будет миг, когда художник по-новому увидит переливы цветов в пейзаже и настолько ясно представит себе этот вид на холсте, что его озарение воплотится в эпохальное произведение искусства.
Моменты вдохновения – результат возвышенного состояния сознания, которое заставляет физический мозг производить великие мысли. Мозг – в сущности, своеобразный ретранслятор, помогающий выразить то или иное состояние сознания человека.
По сей день продолжаются крупные исследования тех загадочных внутренних процессов, которые происходят, когда мозг, например, дает телу команду идти или совершать любое физическое действие. Какие именно импульсы посылаются и как нервная система на них отвечает, чтобы реализовать требуемые действия, до конца не известно. Также неизвестно, на какой стадии в процесс включается подсознание. Эти вопросы до сих пор волнуют многочисленных исследователей. Исходя из целей, которые мы преследуем в рамках нашей книги, достаточно заметить, что физический мозг, даже будучи гениальным механизмом, предметом восхищения и неиссякаемым источником загадок, – в том числе и для тех, кто изучает его всю жизнь, – все же является не единственным ключом к пониманию функций разума.
Очевидно, что западная культура не смогла правильно понять природу просветления. Даже в XVIII веке, который иногда называют веком Просвещения в Европе, это состояние рассматривали как результат работы исключительно левого полушария мозга. Дедуктивная логика и рациональность были характерными признаками той эпохи. Метафизик верит, что просветление – это не только лишь озарение. Это состояние бытия или сознания, в котором гениальные мысли могут получить некое выражение в открытиях. В этом состоянии у человека одинаково работает левое и правое полушария мозга, а также все пять чувств, включая эмоции, а это, как известно, ключевое понятие во всех формах экстрасенсорного развития.
Аура и энергетические центры
В любых мистических учениях, оккультизме и философии йоги отправная точка в изучении разума – это аура[2]. Ее рассматривают как источник всех душевных и эмоциональных функций в человеке. Аура (см. рис. 1) содержит множество тонких энергий, которые человек, совершенствуясь духовно, может увидеть при помощи ясновидения. Эти энергии принимаются через энергетические центры и циркулируют в ауре по переплетающейся системе энергетических каналов, которые на языке хинди называются надис. Действительно, в некоторых ранних текстах утверждается, что существует семьдесят две тысячи надис
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Vivekananda S. Raja Yoga. Ramakrishna-Vivekananda Center, New York, 1982.
2
Автор использует слово «аура», которое буквально означает «излучение». В контексте данной книги под этим словом подразумевается совокупность тонких тел человека – эфирного, ментального, астрального и каузального.