bannerbanner
Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества
Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества

Полная версия

Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

● Люди, которые объединяют оба этих качества, – это…



В ходе исследования Грейвз собрал буквально тысячи представлений по этим вопросам. Сначала он хотел распределить их по уровням пирамиды Маслоу, представляющей иерархию потребностей человека, однако вскоре понял, что в ответах присутствовали дополнительные темы и люди не всегда говорили о своих индивидуальных потребностях. Иногда в их представлениях присутствовали мотивы самопожертвования. Стало ясно:

● разные люди выражали разные взгляды на мир;

● разные люди через определенный период времени говорили разные вещи;

● во время анализа Грейвзом изменений при смене мировоззрений просматривались определенные модели.

Грейвз был создателем концепции этих системных оценок, которые он описывал следующим образом: «Психология взрослого человека представляет собой развивающийся, последовательный и колебательный процесс движения по спирали, характеризуемый нарастающей степенью подчинения старых поведенческих систем более низкого уровня новым системам, находящимся на более высоком уровне, по мере изменения проблем, значимых для существования человека» [6]. Грейвз полагал, что:

● Человеческая природа не является статичной, или конечной. Она меняется вследствие изменения условий жизни и тем самым создает новые системы. Старые системы при этом сохраняются.

● Когда активируется новая система, или уровень, мы меняем свою психологию и правила жизни, чтобы адаптироваться к новым условиям.

● Мы живем в условиях потенциально открытой системы ценностей, и нам доступно неограниченное количество способов прожить жизнь. Нет никакого конечного состояния, к которому мы все должны стремиться.

● Социальная система (человек, группы людей или сообщества) может положительно реагировать только на те принципы, мотивационные призывы, формулы, юридические и этические правила, которые приемлемы для ее текущего уровня существования.



Теория возникновения, изменения и трансформации человеческих систем, которую создал Грейвз, признана и сегодня. Она дает уникальную возможность понимать различия в поведении не только индивидуумов, но и социальных систем на общемировом уровне. Общее назначение этой модели состоит в объединении и интеграции.

В своей статье «Ухудшение трудовых стандартов» (The Deterioration in Work Standards), опубликованной в журнале Harvard Business Review в ноябре 1967 г., Грейвз применил свою теорию к решению таких проблем, как контроль качества продукции и реструктуризация. Бек и Кован отмечают, что теория Грейвза «указывает, каким образом следует трансформировать компанию или культуру для того, чтобы ее оздоровить и сделать более восприимчивой к внедрению сложных технологий и быстрым изменениям» [6]. На рис. 2.2 изображена экзистенциальная лестница в том виде, в каком она была описана Грейвзом в журнале The Futurist в 1974 г.

Преодолевая границы мышления Маслоу и других исследователей проблем развития человека

Абрахам Маслоу широко известен благодаря своей попытке описать теорию мотивации. Его популярная модель иерархии человеческих потребностей начинается с базовых потребностей, а по мере их удовлетворения люди в конечном счете стремятся к самоактуализации. Будучи исследователем поведения взрослых людей, Грейвз изучал динамику подобных изменений. В Нью-Йорке Грейвз часто замещал Маслоу на преподавательской кафедре. Однако Грейвз считал, что в возникновении человеческих систем могут быть дополнительные уровни. Позже оба ученых согласились, что развитие человека не является конечным, что разные люди самоактуализируются по-разному. Грейвз был твердо уверен, что здоровая личность, действующая не на основании своих персональных потребностей, может развиваться дальше уровня самоактуализации, описанного Маслоу. Два гуру науки на протяжении многих лет вели дружественную дискуссию. По Маслоу, как только очередная потребность человека оказывается удовлетворенной, он автоматически переходит на другой уровень мотивации. Грейвз считал, что это не всегда так. Гарантий того, что может появиться следующая человеческая система, нет.

В результате большой исследовательской работы начали выявляться определенные модели. Грейвз специально не классифицировал их. Он использовал новые методы исследования, временно отказываясь от предшествовавших предположений и способов смыслообразования. От других психологов того времени, занимавшихся проблемами человеческого развития, Грейвза отличали глубина исследований и интегральный взгляд на поведение взрослого человека, а именно уникальное позиционирование системы ценностей человека как биопсихосоциальной конструкции.

Изначально Грейвз идентифицировал две системы ценностей, основанные на самопожертвовании человека, и две – основанные на его самовыражении. Далее, изучая корреляцию, Грейвз обратился к более сложным инструментам исследования, таким как психодиагностическая методика MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник): шкала открытости/закрытости мышления, шкала догматизма. Благодаря новым тестам были обнаружены уже шесть ценностных систем, три из которых содержали в себе факторы самопожертвования («МЫ»-качество), а три – факторы самовыражения («Я»-качество). Однако ответы были обусловлены самой природой тестов. Озабоченный этим, Грейвз разработал целостный экспресс-тест по распознаванию символов, который стал глубоким психофизическим измерителем.

На рис. 2.3 показаны два психосоциальных полюса, которые формировались на протяжении истории: ценностные системы, одна из которых ориентирована на «МЫ», а другая – на «Я».



На этом рисунке показаны две сформировавшиеся на протяжении истории ориентации индивидуума и общества. Грейвз объяснил это в своей классической статье:

На каждом этапе существования взрослый человек находится в поисках святого Грааля, он ищет дорогу, по которой пойдет в жизни… Каждый раз, начиная свой поход, человек верит в то, что сможет найти ответ на вопрос о смысле своего существования. Однако, к своему огромному удивлению и смятению, на каждом этапе он обнаруживает, что решение вопроса бытия – это не то решение, которое он собирался найти. Каждый достигнутый этап оставляет человека в растерянности и недоумении. Решая одни проблемы, он сразу же начинает сталкиваться с другими. И его путешествие становится бесконечным [1].

Встреча двух мыслителей-визионеров

В апреле 1974 г. в своем кабинете в Университете Северного Техаса Бек прочел знаменитую сегодня статью Грейвза в журнале The Futurist. Вместо того чтобы высказать еще одно пессимистическое мнение о рецессии и депрессии, Грейвз представил метаанализ становления человечества. Вместо того чтобы рассматривать сигналы и проблемы, существующие в обществе, как признаки опасности, Грейвз увидел в них признаки возрождения. Он описал главные паттерны, которые являлись важными этапами в истории человечества и на основе которых создавались условия формирования новых направлений развития для всего мира. Бек немедленно связался с Грейвзом и получил приглашение встретиться.

Между профессором Грейвзом и доктором Беком сразу же установился контакт, и в течение многих последующих лет они продолжали вместе работать над феноменом человеческого существования (см. фото 2.4).



39-летний Бек посетил Грейвза в начале 1975 г. Бек с теплотой вспоминает встречу с высоким, угловатым и приметным человеком в русской меховой шапке, который ожидал его в аэропорту. Грейвз пригласил Бека слетать в Рексфорд, штат Нью-Йорк, и попробовать поработать вместе. Оба ученых тогда еще не знали, что это станет началом чего-то значительно большего, чем просто подтверждение концепции и подходов. Появится живое и развивающееся понимание путей становления человеческого мышления, развития человечества или его регрессивных изменений – в зависимости от условий жизни.

Бек познакомился с семьей Грейвза, и в течение последующих 11 лет ученые работали в тесном контакте. Из-за проблем со здоровьем Грейвз не смог закончить книгу, над которой работал. Хотя в тот момент Бек уже был штатным профессором, а его дети учились в колледже, он увлеченно предложил посвятить последующие 10 лет своей жизни углубленному изучению теории Грейвза. Как рассказывал Бек в неформальных беседах, он настаивал на том, чтобы Грейвз оставался идейным лидером теории, а сам Бек обеспечивал финансовую и эмоциональную поддержку, создавая условия для разговоров – живых, увлекательных и стимулирующих работу мысли.

Под спиральной динамикой оба понимали «последовательную, циклическую, двойную спиральную модель развития биопсихосоциальных систем». Восемь таких систем, обнаруженных в ходе исследований, представлены на рис. 2.5. Эти системы были открыты в ходе 32-летней работы Грейвза. Ученый дал восьми системам ценностей обозначения AN, BO, CP, DQ, ER, FS, GT и HU. Каждая из них имела вполне определенные характеристики, которые описывали ее существование. Позже Грейвз назвал эти обозначения «коды». В следующей главе будет рассказано об уникальном вкладе, который внес Дон Бек в развитие основ спиральной динамики, заложенных Грейвзом.

Бек сравнил теорию Грейвза с еще 42 теориями и концепциями, описывавшими человеческое поведение. Он обнаружил, что подход Грейвза отличают интегральные, комплексные и постоянно развивающиеся подходы к проблемам развития взрослых людей и что вопросы человеческого существования освещены у него значительно более системно и полно, чем в предыдущих попытках дать описание человеческой природы. Бек первым начал говорить о «танце» двойной спирали – этом нескончаемом поиске путей становления людей и общества. Различные системы ценностей, или коды Грейвза, и их характеристики изображены на рис. 2.5.



Грейвз и Бек часто проводили время вместе на ранчо Грейвза (фото 2.6). Они посвящали много времени обсуждению окружающего мира и изменений, происходящих в человеческой природе. Перед смертью Грейвза в 1986 г. ученые много говорили о ЮАР, где существовала уникальная комбинация всех систем человеческого мышления в их развитой форме. Бек пообещал поехать в ЮАР и всерьез заняться социальными и прочими различиями в стране, страдающей от политики апартеида и всех ее побочных эффектов. Грейвз говорил Беку, что охотно отправился бы вместе с ним в Южную Африку изучать взаимодействие различных ценностных систем в реальной жизни.



На фото 2.7 – Бек и Грейвз на одном из университетских мероприятий.

Бек пообещал Грейвзу, что всегда будет придерживаться в своей работе глубокой, хорошо научно обоснованной и стройной теории, которая появилась на свет в результате многолетних исследований. Даже сегодня Бек по-прежнему воздает должное заслугам своего наставника и друга в лекциях, преподавательской деятельности и публикациях. Бек внушил приверженность этой теории своим коллегам и партнерам. Его позицию подтверждает и та признательность Грейвзу, которой наполнены страницы этой книги.

Клер Грейвз о будущем

В своей статье 1974 г. Грейвз заявлял, что часть человечества готова перейти на другой уровень жизни, который он характеризовал как «определенно гуманистический». Он предсказывал, что при этом с высокой долей вероятностью мы увидим радикальные перемены в человеческих институциях. Грейвз предупреждал, что сознание человека будет развиваться по экспоненте со все увеличивающейся скоростью, в результате чего появятся новые образы мышления. Они будут представлять собой радикальный разворот в историческом развитии тех систем, которые привели человечество на нынешний этап его существования.

Изначально для обозначения человеческих систем Грейвз и Бек использовали пары букв (AN, BO, CP), и им говорили, что это вызывает некоторые сложности. Затем они стали применять цифровую нумерацию – 1, 2, 3 – и услышали, что при этом создается впечатление, что цифры, описывающие бóльшие числа, соответствуют системам, которые как бы лучше тех, что обозначены цифрами, описывающими числа меньшие (так, видимо, заявил бы и Чарльз Дарвин). Тогда ученые попробовали дать системам условные названия – Племенная, Эгоцентрическая, Абсолютистская и т. д. – и подверглись критике за упрощенчество, ведь такие сложные системы нельзя охарактеризовать одним словом. Более предпочтительным вариантом могли стать словосочетания – Духи Предков, Боги Власти, Сила Правды, но тут тоже таились семантические ловушки. Тогда Бек начал использовать цвета – они были нейтральными, могли сочетаться, образовывая слои и оттенки и просто привлекательно выглядели. Теплыми цветами стали маркироваться ценностные системы, в центре которых находились факторы индивидуализма/самовыражения. Так, код AN стал БЕЖЕВЫМ, код СР – КРАСНЫМ, код ER – ОРАНЖЕВЫМ, а код GT – ЖЕЛТЫМ. Те человеческие системы, в центре которых находилось коллективное/общественное, начали обозначаться холодными цветовыми оттенками: BO – ФИОЛЕТОВЫМ, DQ – СИНИМ, FS – ЗЕЛЕНЫМ, HU – БИРЮЗОВЫМ.

Грейвз называл старые ценности «уровни выживания», а новые – «уровни бытия». Последние он рассматривал как «возврат к первым на более высокой ступени». Таким образом, он на самом деле утверждал, что человечество начнет новый этап своего существования, когда ЖЕЛТОЕ поколение покорит весь мир и обеспечит новому человечеству переход на новый, более высокий уровень. Лаубшер обращала внимание на то, что под ЖЕЛТЫМ Грейвз подразумевал «БЕЖЕВЫЙ в квадрате» [8]. Мы снова сталкиваемся с вопросами выживания, но теперь – на другом уровне сложности, на котором мы рассматриваем вопросы не только своего личного выживания, но и выживания других людей, то есть всего человечества в целом.

В 1974 г. Грейвз описал три основных сценария:

1. Вероятность того, что мы не сможем обеспечить нашему миру стабильность и откатимся назад через серию катастроф. При этом мы окажемся в той точке, с которой человечество начало свое развитие.

2. Другой вариант – это наше закрепление на таком этапе социального развития, который можно было бы обозначить комбинацией СИНЕГО/ОРАНЖЕВОГО/ЗЕЛЕНОГО. По мнению Грейвза, этот сценарий означал бы возникновение тиранической, манипулирующей людьми системы правления, которая прикрывалась бы благовидной маской гуманитарных соображений и морализаторских оправданий.

3. И последний сценарий состоит в том, что человечество сможет достичь ЖЕЛТОЙ зоны второго порядка и двигаться вперед по пути стабилизации мира и продолжения жизни.

Конечно, первые два варианта пугают. Эта книга не могла появиться в более значимый момент. До тех пор, пока лидеры социальных систем – неважно, на каком уровне: индивидуумов, групп, организаций, государств и геополитических структур, – не поймут сути различных структур мышления, или кодов, которыми Бек описывает базовые принципы организации человечества, и не станут поступать совершенно иначе, чем сейчас, наше будущее, возможно, обречено. Жизненно важно понять естественные принципы организации человеческих систем, или мы можем сами себя затянуть в «дьявольскую петлю» цивилизации.

Однако если мы сможем реализовать третий сценарий, то возникнет новый мир, совершенно отличный от того, который мы знаем сейчас. Новые условия жизни будут стимулировать развитие новых образов мышления. Мы больше не будем существовать в мире излишнего стремления к самовыражению и потакания собственным слабостям. ЖЕЛТЫЙ (GT) означает эффективность, достигнутую не вследствии догм, религии и фундаментализма, а благодаря системному использованию «потокового» мышления. Этот образ мышления откроет нам дорогу в мир, где выжить сможет каждый, а это подразумевает овладение умением действовать в тех пределах, которые обеспечивают сбалансированность жизни.

GT свободен от страха, чувства вины и стыда. Он свободен от эгоцентризма и сконцентрирован на высшем благе. Он трансперсонален, он жизнеутверждающ и ассертивен, но в то же время осторожен, практичен и никогда не бывает поверхностным. Он осознает, что существует в сложной вселенной, полной парадоксов. По мере того как в различных странах растет число социальных протестов, а фундаментализм раскалывает религии и верования, существующие экономические и политические системы будут терпеть крах. Разница между богатыми и бедными, противостояние различных интересов в защите среды обитания могут достичь такой величины, что весь мир начнет регрессировать в сторону более примитивных уровней жизни. Грейвз назвал экологический, энергетический и демографический кризисы, а также факторы, сдерживающие рост на планете, Т-проблемами. Индивидуалистическая природа, свойственная мышлению GT, а следовательно, и его гибкость прежде всего и могут помочь справиться с системными проблемами такого мышления. По мнению Грейвза, человек из ЖЕЛТОГО кода рассматривает законы, деньги, достижения и филантропию всего лишь как искусственные заместители безусловной любви.

В настоящее время стало важным преодолеть прошлые разногласия, объединить усилия и работать вместе для достижения общей высшей цели, чтобы обеспечить человечеству «скачок» вперед, о котором говорил Грейвз.

О жизни и научной работе Клера Грейвза подробно рассказано в книге Крумма, Парштоффера и Файяда [9]. В ней говорится, что при жизни Грейвза его исследования, идеи и теория не получили большого признания, а все заслуги в создании интереса и распространении его научного наследия принадлежат Беку и Ковану. Хотя эта книга написана по-немецки, в нее включено немало англоязычных цитат.

Бек пообещал Грейвзу, что продолжит его работу, и последние 50 лет занимался только этим. Грейвза с уважением вспоминают в академическом сообществе и признают тот вклад, который он внес в создание теории спиральной динамики. На фото 2.8 – доклад одного из ученых на 2-й Европейской конференции по интегральному мышлению (Integral European Conference, IEC) в Шиофоке, Венгрия, в 2016 г.

Это фото свидетельствует о том, что работы Грейвза по-прежнему составляют основу мышления его последователей – даже спустя 30 лет после смерти.


Заключение

В статье, опубликованной Грейвзом в 1974 г., говорилось: «Психология взрослого человека представляет собой развивающийся, последовательный и колебательный процесс движения по спирали, характеризуемый нарастающей степенью подчинения старых поведенческих систем более низкого уровня новым системам, находящимся на более высоком уровне, по мере изменения проблем, значимых для существования человека». Цель данной главы состоит в том, чтобы познакомить читателя с основными положениями спиральной динамики и теории развития взрослого человека, сформулированными Грейвзом, а также тем влиянием, которое они оказали на другие концепции. Известный исследователь проблем человеческого развития Пиаже однажды заявил, что Грейвз продолжил его исследования с того места, где он сам отступил. Основу данной книги и составляет изложение экзистенциальной теории взрослого человека.

Грейвз передал Беку:

Последовательную, циклическую, двойную спиральную модель биопсихосоциального развития.

Как было сказано выше, они оба стали называть эту модель спиральной из-за колебательного движения ценностных систем между полюсами Я: МНЕ: МОЁ и МЫ: НАМ: НАШЕ.

В следующих двух главах будет рассмотрено то, как Бек объясняет спираль: это коды внутри людей, а не архетипы людей.

3

Книга кодов

Люди не делятся на жесткие типы, но внутри людей, безусловно, существуют системы и различные способы осмысления мира.

БЕК, 2017 г.Введение

До сих пор в этой книге основной акцент делался на оригинальную теорию развития взрослого человека в том виде, в каком ее сформулировал профессор Клер Грейвз. В теории особо подчеркивалось, что при любой попытке понять динамику системы всегда необходимо учитывать общественно-социальные процессы, которые ее формируют, поскольку жизненные ценности и способы бытия, удовлетворявшие человечество на одном этапе его развития, с изменением условий его существования могут стать неприемлемыми [1].

В данной главе акцент смещается в сторону того вклада в теорию, который внес Бек, на протяжении всей жизни остававшийся учеником и другом Грейвза. Если рассматриваемые здесь положения теории верны на уровне отдельных индивидуумов, групп людей и организаций, то нет никаких причин, почему те же идеи не могут быть применены к большим трансформациям на национальном и геополитическом уровнях. На самом деле, в части 2 этой книги будет описано крупномасштабное трансформационное применение этой теории.

Последняя часть этой главы посвящена динамике масштабных трансформаций. Шаг за шагом, постепенно мы можем излечить нашу планету. Зачастую трудные дороги приводят в прекрасные места. Если мы сможем, подобно серым кардиналам, конструировать геополитические и глобальные стратегии развития, подразумевая их оптимизацию, то, вполне возможно, нам удастся высвободить положительный потенциал, скрытый внутри социальных систем и в развивающихся, и в развитых экономиках.

Восемь кодов

Словом «код» обозначается множество вещей. Изначально под кодом понимался свод законов[11], а одним из первых известных кодов такого рода был Кодекс Хаммурапи, вавилонского царя. Это составленный в XII веке до н. э. свод законов, на основании которых решались гражданские и уголовные дела. Помимо обозначения сборника записанных законов страны, слово «код» приобрело еще много различных значений. Код – это система различных правил и норм, например код поведения джентльмена. Многие из этих социальных норм носили неписаный характер, но горе тому, кто не соблюдал правила поведения в обществе вежливых людей. Сегодня мы часто встречаемся со словом «код» – код Морзе, код да Винчи, код воина, код эволюции, штрихкод, исходный код… Это слово встречается во многих сферах жизни. Пожалуй, самым простым значением этого слова сегодня является «раскрытие тайны чего-то».

Раскрытие секрета культурных кодов – это как раз то, чем мы собираемся заняться. В настоящее время всего несколько людей, глубоко вовлеченных в изучение проблем человеческого развития, по-настоящему понимают культурные коды, которые содержат для нас информацию о том, как мыслить и на какие ценности ориентироваться в жизни. Но ситуация меняется. Пришло время всем нам получить доступ к пониманию собственной человеческой природы.

В контексте наших целей код – это общая система того, как мы мыслим, а не набор тех вещей, о которых мы думаем. Например, нас обоих может заботить проблема войны. Но говоря вам, что я патриот, я могу понимать это слово несколько по-другому, чем вы. То, как мы понимаем патриотизм, определяет используемый нами код. Для меня быть патриотом – значит пойти добровольцем в армию и при необходимости сражаться, защищая родину и существующий в ней образ жизни. Для вас же быть патриотом может означать протестовать против несправедливой войны и быть готовым пойти в тюрьму, чтобы спасти свою страну от дорогостоящей ошибки. Кто из нас патриот? Оба. Просто мы по-разному думаем о том, что именно лучше для нашей страны. И причина того, что мы по-разному думаем, состоит в том, что каждый из нас руководствуется своей системой ценностей, своим кодом.

Код представляет собой вместилища, которые формируют наше мировоззрение, а не содержимое этих вместилищ. Во вместилище каждого кода содержатся верования, идеалы, моральные нормы, принципы и цели. Мы знаем восемь кодов, которые сегодня действуют на Земле. На самом деле в настоящее время продолжают существовать все коды, которые присутствовали в истории человечества.

В последующих главах различные авторы будут исследовать каждый из кодов, но для начала мы приведем краткое описание всех восьми. Я должен пояснить, что цвета, которыми обозначены эти коды, не имеют никакого особого значения. Я выбрал их в конце 1980 – начале 1990-х гг., когда работал в ЮАР над мирным ликвидированием системы апартеида. В тогдашнем плавильном котле сильнейших эмоций оттенок цвета кожи имел исключительную важность. В то время народы этой страны классифицировались по расовому признаку и цвету кожи. Каждому присваивался номер, который определял, где человек может жить, в какие школы посылать своих детей, с кем вступать в брак, какую выполнять работу и имеет ли он право выезжать из страны.

Чтобы избежать привязок по расовому признаку, я использовал нейтральные цвета. Но я хотел, чтобы лидеры, работавшие над мирным решением проблемы апартеида, осознавали: даже в людях, принадлежащих к одной народности, существуют разные коды. Только в этом случае мы могли получить реалистичную картину того, что происходило тогда в стране.

На страницу:
3 из 6