Полная версия
Таро Уэйта как система. Теория и практика
Судя по многочисленным символам этой карты, нечто обрело реальные черты или пришло к осуществлению. Этой картой управляет первый астрологический знак Овен, символизирующий весну года. Весна – это пора буйного роста и возобновления действий, направленных во внешний мир.
Вновь появившийся в колоде Таро мужской персонаж символизирует организующий материю сознательный разум. Прежний юноша-Маг стал зрелым мужем, а это значит, что план или цель Вопрошающего вызревает либо близится к апогею.
Господствующий в карте Императора красный цвет означает энергию, страсть и жажду действия, – словом, напор и агрессивность, свидетельствуя о том, что человек не жалеет сил ради достижения желанной цели либо конечного результата и рано или поздно добивается успеха.
Горы на заднем плане указывают на нечто солидное и непреходящее, опять же подчеркивая безраздельное посвящение себя избранному делу.
Образный стройЭто король, владыка, правитель или генерал. Это древнеримский бог Марс, великий воин, за плечами которого немало битв и побед.
Это та частица нашей души, которая крепко стоит на своем и управляет собственной судьбой.
СимволизмКаббалистический атрибут Императора – еврейская буква Хе, родственная первому знаку зодиака, Овну. Уэйт зашифровывает это следующим образом:
• Традиционный образ зодиакального знака Овна – баран. Уэйт украшает трон Императора четырьмя бараньими головами, недвусмысленно отождествляя этот символ с Овном.
• Половина бараньей головы видна и на левом плече Императора.
• Каждый знак Зодиака управляет определенной частью человеческого тела. Овен управляет головой, и Уэйт увенчивает голову Императора шлемом, верхушка которого украшена графическим символом Овна.
• Преобладание красного цвета в этом символе согласуется с цветовой гаммой Овна (как и Марса, планетарного управителя Овна), принятой в «Золотой Заре». Желтый и оранжевый цвета соответствуют в данном случае шестой Сефире и Пути Солнца (Солнце экзальтирует в Овне). Уэйт весьма откровенен в использовании зодиакального символизма в данном аркане, поскольку осознает, что в его исправленном тайном порядке Таро первой картой, соответствующей знаку Зодиака, является Император, а отнюдь не Иерофант, как во французском Таро. Поэтому он насыщает эту первую зодиакальную карту недвусмысленными подсказками.
Современное гадательное толкованиеОсуществление планов.
Появление Императора в раскладе Таро означает реализацию либо зримый результат целей и планов Вопрошающего.
В личной жизни или профессиональной карьере Вопрошающий, по-видимому, с успехом проявляет организаторские способности.
Этой карте приписывается рассудительность. Если Императрица символизирует силу любви, а Верховная Жрица – могущество подсознания, то Император означает наблюдение и логический анализ окружающего мира, приводящий к практическим выводам. Встретившись в раскладе с этой картой Больших Арканов, посоветуйте Вопрошающему, для того чтобы успешно справиться с ситуацией, привлечь на помощь аналитические способности и рассудительность.
Выбор Императора в качестве мужского сигнификатора указывает на задатки лидера, эмоциональную зрелость, умение владеть собой, ответственность и самостоятельность. Он может символизировать человека, обязанного своим успехом себе одному, либо того, кто стремится к полной независимости.
Пробуждая мысли об отцовском начале, Император предполагает присутствие некой особы, наделенной властью, возможно шефа, крупного чиновника, мужа или отца. Он олицетворяет отца либо налагаемую отцовством ответственность, включая руководство, контроль и принятие решений. Он гордится тем, чего достиг в жизни, и теперь намерен как можно лучше распорядиться своим успехом. Трон, на котором он восседает, указывает на господство и власть, обретенные ценою немалых усилий.
Планам не дано осуществиться.
Перевернутый Император указывает на бездействие и крушение планов. Задуманное предприятие не осуществится либо не будет доведено до успешного конца. Вопрошающему недостает духу взять на себя ответственность или умения успешно спланировать ход событий.
Перевернутый Император может также указывать на человека, неспособного справиться с проявлениями чужой власти или авторитета – будь то власть родителя, супруга или главы семьи. Нельзя исключить и простой неуверенности в себе, приводящей к серьезным эмоциональным срывам.
Зависимое положение и нереалистичный взгляд на вещи заставляют Вопрошающего или иное действующее лицо прятаться от действительности, в которой ему не нашлось места. К характерным чертам перевернутого Императора относятся безрассудное поведение, бессмысленное упрямство, неорганизованность и некомпетентность. Не исключена также вероятность алкогольной или иной зависимости.
Дополнительные значения по УэйтуСтабильность, могущество, защита, осуществление; высокопоставленная особа; помощь, рассудок, убежденность; также власть и воля.
Благожелательность, сострадание, доверие; а также смятение в рядах врагов, препятствие, незрелость.
V. ИерофантВау = ТелецОригинальный текст Уэйта
На нем тройная корона, а сам он восседает меж двух колонн, но это не колонны того Храма, который охраняет Верховная Жрица. В левой руке у него скипетр, заканчивающийся тройным крестом, правой же рукой он подает хорошо известный церковный знак, называемый знаком эзотеризма, который проводит различие между проявленной и сокрытой частями учения. В этой связи примечательно, что Верховная Жрица не делает никаких знаков. У его ног [лежат] скрещенные ключи, а перед ним преклоняют колени двое священнослужителей в стихарях. Обычно его именуют Папой, что есть [лишь] частное проявление более общей функции, которую он символизирует. Он – правящая сила внешней религии, в то время как Верховная Жрица прежде всего олицетворяет эзотерическую, отстраненную власть. К плачевным искажениям истинных значений приложили руку практически все [толкователи]. Великий Восток правильно говорит, что Иерофант – это отпущение грехов[23], экзотерическое ортодоксальное учение и внешняя сторона жизни, ведущая к этому учению. Но он, несомненно, не «князь оккультного учения», как предположил другой комментатор[24]. Он скорее summa totius theologiae[25], перешедшая в крайне закоснелую форму; но он также символизирует все, что праведно и священно на проявленной стороне. Как таковой, он есть проводник благодати, принадлежащий миру [человеческих] установлений, в отличие от мира Природы, а также вождь [на пути] спасения для человечества в целом. Это [олицетворение] порядка и глава признанной иерархии, каковая является отражением другого, высшего иерархического порядка; но может случиться и так, что первосвященник забудет о значении этого своего символического статуса и начнет поступать так, словно в нем самом содержится все то, что означает его жест или объявляет его символ. Он не философия, как [ошибочно] полагали, – разве что в богословском смысле; он не вдохновение; и он – не религия, хотя он – один из способов ее выражения.
Метафизическая интерпретацияВ величественной позе церковного иерарха восседает облаченный в одеяние праведника Иерофант. Он символизирует внедряемые в массы стандартные, традиционные учения и практику. Нам же, подобно коленопреклоненным монахам, надлежит лишь безоговорочно верить его освященным традицией речам и законам, и ничего более.
Здесь нашему взору вновь предстает сотканная учеными Таро загадочная завеса, которую предстоит раскрыть. Проще всего было бы принять эту карту такой, как она есть, не вникая в ее глубинное значение. Однако Иерофант в равной мере указывает и на обитающего в нашей душе учителя, на то внутреннее вдохновенное чувство или наставление, осеняющее время от времени каждого из нас, когда в смятенной душе воцаряется покой и приходит умение слушать и внимать.
Одежды Иерофанта горят красно-оранжевыми тонами, присущими Тельцу. Сочетание символа быка со значением Иерофанта наводит на весьма глубокие размышления. Телец обычно ассоциируется с голосом земных благ и сильной материалистической привязанностью к ним. Отсюда и тонкое умозаключение: усматриваем ли мы Слово Божие в вызывающей роскоши церковных украшений и многословных проповедей, то есть в традиции, предназначенной для доверчивых простаков, или же для общения с нашей сокровенной духовной сущностью мы с помощью интуиции углубляемся в тайники души, в которых и обретаем Бога?
Слово иерофант означает «верховный жрец»; он символизирует духовный авторитет и различные школы религиозной мысли. Его безраздельная власть символизируется замысловатой короной и скипетром в руке. Три яруса короны, равно как и три перекладины скипетра, венчает четвертый, несколько меньший по величине символ. Все вместе они символизируют четыре мира, или уровня творения, власть над которыми он обрел в облике Императора.
Этой карте присвоено число V (5), число перемен. В ней наше внимание переключается с присущего Императору рассудочного мышления и мира внешнего на внутренний мир духовности.
Стихарь одного из коленопреклоненных монахов украшен лилиями, указывая на то, что к стопам Иерофанта его поверг духовный идеализм. Вытканные на одеждах другого монаха розы наводят на мысль о том, что к трону учителя за руководством и наставлениями его привела любовь к людям.
Иерофант представляет учителя или же того, кто выступает в роли Папы, гуру, священника, проповедника или раввина. Это еще и тот наш внутренний духовный учитель, которого мы порой воспринимаем как наставника, порой – как Высшее «Я», совесть или ангела-хранителя. С этим добрым советчиком мы контактируем с помощью интуитивных подсознательных качеств Верховной Жрицы (их символ – серебряный ключ), что в свою очередь ведет к раскрытию сверхсознания (символизируемого золотым ключом).
Примечание: В некоторых колодах бывает трудно различать серебряный и золотой цвета.
Образный стройЭто Папа – глава Римско-Католической Церкви, протестантский священник, проповедник, раввин, священнослужитель, гуру, проповедник, пресвитер. Иначе говоря, духовный патриарх, мост между Богом и человеком.
Это душа, живущая в каждом, кто наделен прирожденной духовностью. Это интуитивная часть каждого из нас, постигающая духовную, изначальную ценность и значимость нашего внешнего опыта.
СимволизмКаббалистический атрибут Иерофанта – еврейская буква Вау, родственная зодиакальному знаку Тельца. Вот как Уэйт представляет нам этот тайный Символ:
• Хотя Уэйт со всей очевидностью отражает в Аркане IV знак Овна, зодиакальный символизм Иерофанта не столь прозрачен. Уэйт изначально планировал ввести лишь несколько конкретных подсказок и множество мелких намеков, разбросав их среди двадцати двух карт Больших Арканов так, чтобы ученик, вооруженный знанием ассоциаций астрологического алфавита из «Сефер Йецира», мог раскрыть тайный порядок Таро.
В изображении на каждой карте содержится некая подсказка относительно ее истинного характера; однако одни карты намного более очевидны, чем другие. Если мы оглянемся назад на первые пять символов, то обнаружим, что Арканы 0 и I содержат лишь косвенные изображения тайных астрологических подсказок. В то же время Арканы II, III и IV дают точные изображения этих тайных подсказок:
• Аркан II = Луна – серп Луны у ее ног;
• Аркан III = Венера – иероглиф Венеры на ее щите;
• Аркан IV = Овен – бараньи головы, украшающие трон.
Что касается Аркана V, мы сталкиваемся с тайными указаниями на менее явном уровне. Четыре формы еврейской буквы Вау, которая управляет этим символом, размещены в этом рисунке так, чтобы представить Аркан V как букву Вау и, следовательно, как зодиакальный знак Тельца. Эти четыре формы таковы:
1. Древняя петроглифическая форма буквы Вау напоминает английскую букву Y. Эту фигуру мы видим на стихарях двух священнослужителей, изображенных на переднем плане картины, и в белом омофоре Иерофанта.
2. Буква Вау имеет три транслитерации в английской системе «Золотой Зари». Три эти буквы – U, V и W – суть разные формы Вау, включенные в уэйтовское изображение для Аркана V:
U можно заметить на двух капителях колонн, расположенных по бокам от Иерофанта;
V изображена в виде римской цифры V над головой Иерофанта;
W увенчивает корону Иерофанта. Эта буква расположена непосредственно под римской цифрой V.
• Впрочем, если включение четырех вариантов написания Вау можно ясно различить, то вот вторая серьезная подсказка в этом Аркане, выполненная в стилизованной форме зодиакального знака Тельца (круг, увенчанный двумя изогнутыми рожками), распознается не так легко.
Эта подсказка «встроена» в сводчатый верх спинки трона. Иероглифы Тельца вырезаны по обе стороны от Иерофанта на уровне его ушей. Они представлены в виде двух кругов с точками, расположенных на выступах свода трона. Под углом к каждому из этих кругов с точками прикреплен полумесяц, а комбинация лунного серпа с кругом – это графическое изображение Тельца.
• Если говорить о цветовой символике, то красно-оранжевое облачение Иерофанта и такого же цвета ковер под его престолом являются атрибутом «Золотой Зари» для еврейской буквы Вау как символа Тельца. Планетарный управитель Тельца – Венера, символизируемая расшитыми цветами рясами помощников Иерофанта. В Тельце экзальтирует Луна, представленная синим подризником Иерофанта.
Современное гадательное толкованиеКонсервативный подход к рассматриваемому вопросу.
Иерофант может символизировать применение традиционного, стандартного метода или образа действий. В равной мере он может означать и наличие некоего интуитивного руководства. Если речь в раскладе идет о работе, здоровье, семейных или материальных проблемах, то Иерофант указывает на приверженность к общепринятым, привычным путям разрешения ситуации. Появление Иерофанта может означать традиционное консервативное воспитание либо семейные устои.
В делах сердечных эта карта предвещает церковный, юридический – словом, официальный брачный союз, в котором жена и муж исполняют свои классические, освященные традицией роли.
Работа вполне может оказаться должностью в крупной компании или организации со стабильной, давно сформировавшейся политикой; учеба может проходить в элитарном учебном заведении, требуя от ученика строгого соблюдения принятых в нем правил и норм.
В гаданиях на здоровье и медицинские проблемы Иерофант указывает на регулярные стандартные процедуры или методы лечения.
Если в гадании речь идет о духовных исканиях, то Иерофант может выступать в образе духовного наставника Вопрошающего или как его интуитивное внутреннее «я», которое управляет развитием ситуации либо оказывает на нее сильное влияние. Посоветуйте Вопрошающему прислушаться к своему духовному наставнику, по крупицам собирая ниспосланную премудрость. Во многих раскладах эта карта представляет не столько духовного пастыря, сколько простого учителя, который так или иначе участвует в данном вопросе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Это псевдоним самого Уэйта. – Здесь и далее прим. составителя.
2
У Леви в «Ритуале высшей магии».
3
У Эттейлы, над которым Уэйт здесь, конечно же, издевается.
4
См. раздел «Каббалистическая структура Таро», стр. 239.
5
«Цветы полевые и лилия долин» (лат.) фигурируют в латинском тексте библейской «Песни песней» (2:1). В русском синодальном переводе – «нарцисс Саронский, лилия долин». Здесь Суламита, возлюбленная царя Соломона, сравнивает себя с простыми, дикими цветами Палестины.
6
См. стр. 250.
7
См. в «Учении высшей магии» Леви: «Все заключено и одном слове; слово это состоит из четырех букв: это Тетраграмма [Йод-Хе-Вау-Хе] евреев, Азот алхимиков, Тот (Thot) цыган и Таро Каббалистов. Это слово, выраженное столь различными способами, для профанов обозначает Бога, для философов человека и дает адептам последнее слово человеческих знаний и ключ к божественной власти; но пользоваться им умеет только тот, кто понимает необходимость никогда его не разглашать».
8
См. 3Цар. 7:21, 2Пар. 3:17.
9
С Исидой эту карту впервые связал Кур де Жебелен, остальные слова происходят от Элифаса Леви. Поль Кристиан назвал Аркан II «Дверью Оккультного Святилища».
10
Царица Небесная (лат.). Так назвал эту карту Элифас Леви в «Ритуале высшей магии».
11
Прибежище грешников (лат.).
12
По-видимому, имеется в виду наставление к Аркану III, данное Кристианом (1863): «Хотеть возможного означает уже создавать это; хотеть невозможного означает подвергаться саморазрушению».
13
Впервые с крыльями Императрицу изобразил Освальд Вирт в 1889 г., хотя при желании крылья можно усмотреть и в некоторых колодах Марсельского Таро.
14
Элифас Леви в «Ритуале высшей магии», цитируя Откp. 12:1.
15
Слава мирская (лат.).
16
Святая святых (лат.). Последние два значения Императрицы даны, очевидно, под впечатлением третьей главы «Учения…» Леви.
17
У Леви в «Ритуале высшей магии».
18
Кpест с петлей (лат.), название египетского символа жизни – анха.
19
В Таро Вирта и Египетском Таро.
20
Нетpонутая дева (лат.).
21
Папюс (1889).
22
Кристиан (1863).
23
Букв. «сила ключей» (power of the keys) – католический термин, восходящий к Мат. 16:19: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
24
Кристиан (1870).
25
Общая сумма теологии (лат.).