Полная версия
Власть, проси мудрости у бога… Статьи и не придуманные истории 1917-2017
Ю. Уткин
Власть, проси мудрости у Бога…: Статьи и не придуманные истории 1917-2017
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняла»
Из «Великого Канона» прп. Андрея Критского«…чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу».
Из книги «Государь», 1532 г. Никколо МакиавеллиВместо эпиграфа
«В начале 2016 года, в одном из российских головных предприятий ВПК ракетной техники группа математиков-аналитиков просчитывала варианты характеристик баллистических траекторий образцов техники. При расчете ненормированных ошибок наведения (для данного образца техники) для различных возможных (классических – Гаусса, Вейбулла и т. д.) распределений вероятностей разброса (от цели, при одинаковых ограничительных условиях – у математиков почему-то получалась одна и та же цифра – 1917…
(Вы можете представить себе, чтобы каждый раз, когда вы бросаете на асфальт монету, она становилась на ребро?)
В феврале 1917 года (сто лет назад) В России произошла, ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ КАТАСТРОФА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ – февральская революция с насильственным разрушением духовного фундамента Российского Государства, выраженного формулой: «За Веру, Царя и Отечество» (или «Православие, Самодержавие, Народность») и отстранением от власти императора – самодержца Николая Второго – КАТАСТРОФА, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ которой даже и сегодня, к настоящему времени – НЕ ПРЕОДОЛЕНЫ!
(…посовещавшись, математики-аналитики приняли решение в итоговом отчете проставить цифру – 1916. Вот такая, метафизическая (или метаматематическая?) история!) см. статью ««1917»: Власть, проси мудрости у Бога…»
I. Очень длинное предисловие
«Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего безпорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного… Сколько волос на твоей голове? Ни один из них не забыт у Бога. Видишь ли, как ничто, даже самое малое, не избегает надзора ока Божия?»
свт. Василий ВеликийГосударство можно уподобить автомобилю, кораблю, паровозу, самолету – любому «транспортному средству» – мчащемуся в неизвестном направлении; или, так скажем, мчащемуся туда, куда направляет его рука водителя, штурмана, рулевого.
Понятное дело, что от поведения пассажиров этого «транспортного средства», тоже зависит успех предприятия по доставке этих пассажиров в заранее назначенное место. Ведь, если они, например, развеселившись или наоборот, рассорившись, начнут раскачивать это «транспортное средство», оно может перевернуться, а пассажиры могут погибнуть, не доехав до пункта назначения.
Вы, правда, можете спросить: – «А, какой же пункт назначения вы имеете ввиду? Куда должно доставить нас это «транспортное средство», которое мы называем «государством»?».
Собственно, этому и посвящена наша книга.
Здесь мы сделаем небольшую остановку, чтобы прояснить вопрос об условиях, которое должно создать нам государство – наше «транспортное средство» – чтобы благополучно доставить нас в нужный пункт назначения.
Остановка эта нужна нам для того, чтобы понять: на каком языке мы с вами разговариваем.
Вы скажете: – «То есть, как это на каком? Ясное дело, что на русском!»
На русском-то, на русском; но я имею ввиду что-то другое.
Представьте себе (это случай из реальной жизни), по палате с больными, лежащими на кроватях, идет врач и медсестра, останавливаясь около каждой кровати. Вот они останавливаются около кровати с безнадежно (априори) больным, «сроки которого – сочтены».
Врач, указывая на больного (указующим) перстом, вполголоса говорит, обращаясь к медсестре: – «Кадавр!»
«Кадавр» – это значит – труп.
Через некоторое время больной – выздоравливает (sic!), и благополучно покидает больницу.
Рассказывающий этот случай, вузовский преподаватель философии, говорит: – «Видите, как одно слово – вылечивает больного!».
Слушающий этот рассказ, думает про себя: – «Как же, как же! Этот врач (да, и рассказчик тоже) не знает Кто в Доме Хозяин!». В данном случае, у врача в «плане» – смерть больного – «медицина бессильна!». Но, у Того, Кто в Доме Хозяин – другие планы[1]…
Здесь мы покидаем «остановку»: читателю понятно, что «рассказывающий» – атеист, «слушающий» – православный человек; и разговор[2] между ними идет на разных языках.
«Врач – инструмент Бога» – это отлично понимал хирург и священник Лука Войно-Ясенецкий. И, поэтому перед каждой операцией он обращался к Богу с молитвой и просьбой о помощи; и все его операции были успешны.
То же касается и выдающегося русского полководца Суворова Александра Васильевича – без молитвы и обращения за помощью к Богу он не начинал ни одной битвы, ни одного сражения. И, поэтому никогда – не проигрывал.
Спрашивается, какой язык выберите Вы для общения друг с другом, с водителем и пассажирами «транспортного средства» – государства, гражданами которого мы являемся?
И, повторим, как это повлияет на движение нашего «транспортного средства»? И, доедет ли оно до пункта назначения или перевернется в пути, растеряв и передавив большую часть своих пассажиров?
Выбор какого языка решит проблему единства пассажиров, двигающихся к тому пункту, который предопределен Промыслом Божьим?
Наверное, вы выберите язык, на котором общаются те пассажиры, которые понимают язык Того, Кто в Доме Хозяин – язык Водителя, Штурмана, Рулевого…
В разговорах мы часто употребляем такое понятие, как адекватность – т. е. насколько правильно мы понимаем окружающий нас мир, вселенную; «адекватность – по определению Фомы Аквинского – соответствие предмета и истины о нем».
Последние полтора века для нашего государства – современной России – не прошли безследно. Духовный подъем 40-х гг. прошлого столетия, ознаменовавшийся победой 1945 года в Великой отечественной войне и рост числа православных в России в конце XX – начале XXI века, совпали с выбором определенной частью общества пути вестернизации – т. е. принятия западного образа жизни; пути, приводящего к духовному оскудению, коммерциализации общественной жизни, утере государственного инстинкта и важнейших духовно-исторических ориентиров.
Или, другими словами, определенной и достаточно большой частью населения была утеряна адекватность по отношению к окружающему нас – миру, удовлетворяющая не только потребительским человеческим инстинктам, нужным для материального существования в земной жизни, но и согласующаяся с требованиями, предъявляемыми к человеку Создателем – для жизни вечной. Язык общения с Богом – этой частью общества – был утерян, и оно перестало понимать «сигналы», посылаемые Создателем, перестало ощущать силу Божественного Присутствия.
В связи с этим, именно в этой части общества остаются вопросы, которые часто не находят своего удовлетворительного объяснения, остаются без ответа и, в конце концов, пропадают, предаются забвению, «за кормой корабля» – который мы называем Россия – несущегося в неизвестность.
Именно поэтому, основное внимание в книге уделено феномену – автор считает его основным в истории России XX века – феномену деления российского общества на красных и белых (см. статью в интернете «Красные, белые и…русские»); которое и явилось причиной «инверсии общественного сознания» – когда знаки оценок социальных явлений меняются на противоположные.
Случайный набор таких оценок, часто взаимно противоречащих одна – другой, и порождает такое явление в обществе, как «когнитивный диссонанс» (познавательная разноголосица); мешающее молодежи познавать естественные, гуманитарные и исторические предметы, плодотворно воспринимать, адекватно оценивать, понимать и исследовать эволюцию социальных процессов.
Инверсия общественного сознания, о которой народ русский предупреждался святыми отцами и православными публицистами более, чем полтора века тому назад (правда, в других терминах), произошедшая не без участия слуг лукавого, внедренная с помощью процессов «демократизации и упрощения» общественной жизни (Леонтьев К.Н.), лишила многих способности обнаруживать и различать сигналы, которые посылаются нам Всеведущим Богом, Пресвятой Троицей.
Эти сигналы посылаются нам на каждом шагу, но, конечно, в «одеждах случайности» – наша свободная воля для Творца – священна.
Связь между деяниями человеков и отражением этих деяний в Небесных Рукописях определенна и несомненна.
В книге «Власть, проси мудрости у Бога…» делается попытка, основываясь на фактах, приведенных в достоверных литературных и святоотеческих источниках – отразить эту связь.
12 апреля 2015 года народ православный отмечал Великую Пасху. Зазеленели леса, поля, рощи и парки городов России. Народ выходил на улицу с Крестным ходом и славил Христово Воскресение.
9 мая Россия отмечала 70-летие Победы в Великой отечественной войне. После военного парада по Красной площади прошел марш «Безсмертного полка» – народ шел с портретами отцов и дедов – войнов, отдавших свои жизни «за други своя». Полумиллионное шествие сильно напоминало грандиозный крестный ход православного люда в праздник Рождества Христова, или в Великую Пасху.
II. Пикник на обочине… истины
(размышления о феврале 1917 года)
«Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога»
свт. Иоанн ЗлатоустЭлиты имеют свойство рождаться, развиваться, процветать и деградировать. На исходе второго тысячелетия от Рождества Христова российская аристократия, в союзе с немалой частью военной верхушки и интеллигенции, не выдержав натиска революционных и демократических сил как внутреннего, так и внешнего происхождения, в феврале 1917 года предала Самодержца Российской Империи (“Кругом измена и трусость, и обман!”); упразднив тем самым духовный каркас государства, принадлежащего не только русской культурно-исторической цивилизации, но и – по своему благому влиянию – всему мiрy.
Те, кто раскачивал корабль русской государственности в последние полстолетия перед февральской революцией, последние годы, месяцы, дни и часы – хорошо известны; известны их мемуары, письма, документы; известны их, в большинстве своем, трагические судьбы. Известно, что вина их – безмерна! Многие из них были потомками вырождающихся аристократических родов, получивших в свое время высокие и не очень – титулы, по наследству или за выдающиеся государственные заслуги.
Но, худо-бедно, эта элита просуществовала почти тысячелетие и обеспечила существование великого государства по всем социальным параметрам имеющего право именоваться вторым раем после изгнания человека из Эдема. И помогала им в этом – титульная нация – русский народ.
Нелишне отметить, что даже до 1861 года при крепостном праве, социальная ответственность всех членов русского общества была настолько высока, что государство представляло собой, как бы, одну семью, где каждый отвечал за младшего по положению и подчиненности в обществе. Это давало веские основания оппонентам закона об отмене крепостного права высказывать свою точку зрения.
Очевидно, такие личности, как помещица Салтычиха, с ее безчеловечным обращением с крестьянами – были черными точками на фоне белого квадрата; но инверсия общественного сознания, над которой хорошо поработали СМИ, превратила белое в черное. Нам, нынешним, чтобы понять это, нужны были кровавые уроки XX века, но многим и они не пошли впрок.
А, что же, новая послереволюционная элита? При всей ее любви к естественным наукам она “размазала” естественную пирамиду власти и взялась строить государство с искусственно выравненными – “свободой, равенством и братством”; выявив при этом свою шизофреническую раздвоенность мировоззрения, сознания и мышления.
Что и не замедлило сказаться в процессе этого строительства. Раскулачивание, расказачивание, голод 1921-22 гг., 1932-33 гг., процессы над «буржуазными специалистами-вредителями», «контрреволюционными попами», офицерством и другими «остатками паразитирующих классов» – это миллионы жертв между 1917 г. и 1941 г.
И еще – миллионы – в войне 1941–1945 гг. Но, гораздо страшнее, чем физическое уничтожение “остатков паразитирующих классов”, была попытка уничтожения традиционных основ Православия, подмена Истины бездуховными суррогатами “кодексов чести”, “норм коммунистической морали”, званий “борцов (!?) за светлое будущее”.
Крутой поворот к политике авторитаризма и возврат к духовным традиционным основам Российского государства в конце 30-х гг. позволили отразить иноземное западное нашествие в 1941–1945 гг., целью которого было: уничтожить, поработить нацию; окончательно сломить ее духовный стержень, Православие; завладеть “жизненным” пространством и ресурсами империи.
Обратите внимание – фильмы с участием Л.Орловой и других больших народных артистов, отличающиеся значимым социальным и мобилизационным содержанием и вошедшие в золотой фонд не только советского, но и мирового кино, создавались, в основном, именно в то время, когда народная масса жила на духовном подъеме “надеждой, верой и любовью” – это конец 30-х, 40-е, и 50-е гг. – время кратковременной симфонии, когда светская и духовная составляющая государства действовали, говоря техническим языком – синфазно, в определенной гармонии.
Однако “перемирие” между основной массой населения и правящим слоем с инородным мировоззрением – оказалось временным. Ведь еще с февраля 1917 года, атеистическая и богоборческая политика руководителей страны, зарождающейся элиты, состояла только в одном – отгородить население страны от Невидимого Мира, Творца, Его Промыслительных знамений. Для этих целей была оболгана и скомпрометирована статистика (“Существует ложь, большая ложь и… статистика”). События, наподобие тех, которые потрясли население г. Самары (быв. Куйбышев) в 1956 году (“Стояние Зои”) и подвигли его к массовому крещению – тщательно скрывались и замалчивались.
Документальные свидетельства проявления Воли Высших Сил – например, в битве под Сталинградом, при взятии Кенигсберга (ныне Калининград) и т. д. – уничтожались или прятались за семью замками. Завеса, которую строили правительственные и партийно-хозяйственные руководители страны между человеком и Богом, намного превосходила по своим «охранительным» параметрам “железный занавес” между СССР и Западом.
При Хрущеве Н.С. гонения на Православную Церковь достигли чуть ли не уровня 20-х, 30-х гг. послереволюционных лет – было закрыто более половины храмов и приходов из 20 тысяч, восстановленных в сороковых годах. В брежневские времена антирусский вектор ударил по коренному православному населению – Россия безвозвратно потеряла многие тысячи деревень ввиду их, якобы, экономической безперспективности. Террор в явной или скрытой форме в отношении носителей веры и национального духа продолжался в течение всего советского периода истории СССР.
Не только в советские времена, но и сейчас, в “демократическом, капиталистическом” государстве кадровый отбор на руководящие посты предполагает тщательное отсеивание русского православного люда. И, это – при внешней видимости содействия государства восстановлению православных приходов, храмов и монастырей.
Всегда зависимое от Запада – во времена Сталина эта зависимость была наименьшей, но все-таки и она тоже была – руководство страной почти весь XX век и первое десятилетие XXI века по своему инородному мировоззрению и образу мышления являлось антиподом русского культурно-исторического типа. Об этом в широкой печати “простодушно” проговорился один из высших руководителей СССР в период его кратковременного правления Ю.В.Андропов: “Мы не знаем народа, среди которого живем!” А, ведь он жил среди этого народа почти всю жизнь!
74 года руководство страны в своих деяниях использовало “социалистическую” модель, но она, очевидно, изжила себя.
В августе 1991 года в стране произошел переворот – генетические и духовные потомки тех, кто совершал революцию в феврале 1917 года, решили убрать одряхлевшую партийную элиту, конвертировать власть в деньги и собственность и заняться спекуляциями на биржевых рынках; что и было успешно проделано в течение нескольких последующих лет.
Народ, с учетом прошедших семи десятилетий советской власти, на переворот отреагировал адекватно – т. е. равнодушно. Очевидно, не видя большой разницы между большевизмом, “демократическим капитализмом” и, надо думать, в перспективе, и – “христианским” социализмом.
Постсоветский патриотизм, явившийся естественной реакцией значительной части общества, сохранившей в себе душевные качества коллективизма, порядочности и добросовестности, при изменении социальной обстановки от атеистической в советские времена до, прямо-таки, сатанинской в последнее двадцатилетие, проявил и естественный же инфантилизм, воспитанный этой самой советской властью.
Поэтому, нас не должен удивлять “искренний гнев некоторых авторов, которые утверждают, что при советской власти было воспитание, образование, комсомол и таких моральных и криминальных безобразий, какими переполнена история «демократической» России, не было”.
Или: “Нам советская власть дала образование и поэтому мы должны уважать ее за это. и т. д.
Во-первых, должно понимать, что «золотое советское время» опиралось на платформу русского православного традиционного сознания, платформу, умело замаскированную официальной пропагандой, лозунгами и пустыми философско-идеологическими теориями.
Правила, обычаи, традиции человеческого общежития определялись опытом и константами русского культурно-исторического цивилизационного мира.
И, в этом смысле процесс христианизации широкой массы населения продолжался весь XX век, ослабевая, может быть, только в периоды сильного угнетения и преследования православного коренного населения. Духовно же, народ все советское время ежовыми рукавицами жестко держался в рамках богоборческой революционно-большевистской практики и идеологии с соответствующим “воспитанием” и “образованием”.
Вот это-то “воспитание” и “образование” и вымело чисто “горницу души” большой части общества, не посеяв в ней благих зерен. Поэтому, многим, честным и порядочным, но пока что еще далеким от Бога людям, даже и сейчас трудно понять, что творцы «новой» демократической России – выходцы и воспитанники советской системы.
“Сотни тысяч нынешних мошенников, киллеров, проституток, родителей, бросающих своих детей, взяточников, коррупционеров, олигархов, политиков, торгующих интересами Родины, были комсомольцами, коммунистами, членами профсоюза.
Все они учились в советских школах, институтах, университетах, слушали политинформации, проходили курсы политучёбы…
И что самое страшное – они воспитывались в советских семьях.” (Алексеев О. “Господи, прости!”, РД, 25.01.2009 г.) Пустота в душах, оставшаяся от советских времен, если не наполняется Богом, заполняется известно кем – “еще более злейшими бесами”!
Духовный инфантилизм и раздвоенность мировоззренческой доминанты значительной части общества – устойчивое наследие советских времен. И, именно оно является препятствием для единения российского общества и выработки алгоритма действий, направленных на конструктивные шаги по государственному строительству.
Да, были стальные линкоры, могучие ракетоносцы, танковые армады (“гремя огнем, сверкая блеском стали”) могучей империи; но многие даже и сейчас не отдают себе отчет в том, что индустриальная и военно-техническая имперская мощь СССР была заложена в 40-х, начале 50-х гг. прошлого столетия; и ее инерции, в том числе и инерции (подъема) духа работников ВПК, хватило лишь до середины 70-х гг. того же столетия.
При Н.Хрущеве и Л.Брежневе межличностная бытовая, производственная, творческая “благодать” 40-х и 50-х гг. в трудовых коллективах медленно, но верно стала исчезать, коррелируя с упадком духа в обществе. К началу 80-х гг. площадка для подготовки переворота августа 1991 года – была готова.
Средства массовой информации (СМИ), имеющие в России полуторавековой опыт “окучивания” населения, достигли в своем деле невиданного искусства. Обратите внимание, названия многих изданий (“бренды” МК, КП, АиФ и т. д.) сохранились с советских времен, делают свое дело и неплохо себя чувствуют.
Мифотворчество вкупе с развязностью и примесью гомеопатических доз правды оболванивает народ так же эффективно, как и в конце XIX века в преддверии революции 1905 года.
До сих пор в моде “раскрученные ” еще во второй половине XIX века писатели, получившие “золотую карту” за стартовые творения, «воспевающие» (неявно) самоубийства или убийства (Л.Толстой, Л.Андреев, М.Горький и т. д.).
Интеллигенция непроизводственных сфер деятельности так же активно участвует в политологии, обществоведении, всяческих экспертных фондах и сообществах.
И, так же, как и в советские времена, идут активные дискуссии вокруг НЛО, исчезнувших племен майя или ацтеков, процветает отрасль фантастики.
Именно там, где нет Бога, интеллигенты – энтузиасты ищут рецепты счастливой жизни, модели комфортного жизнеустроения; не догадываясь, что этот пикник на обочине Истины, по крайней мере, в личностном плане, когда-нибудь – заканчивается.
Спаси нас Господи!
III. «Инверсия» общественного сознания
«…слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.»
Лк.6:49Любое промышленное предприятие снабжает свою сложную, может быть, высокотехнологичную продукцию, инструкцией для пользователя (покупателя): «Инструкцию по использованию промышленного изделия…».
Два тысячелетия назад Творец, Вседержитель тоже дал людям свою «Инструкцию по использованию…» – Святое Евангелие. В этой «Инструкции…» сказано все, чтобы человек, благополучно преодолев земной путь, обрел вечное блаженство в Мире Невидимом – Небесном Царстве.
В конце XIX-го и в начале XX века народ стал пренебрегать этой «Инструкцией…» и забывать многие ее положения. Немало нашлось людей, которым взбрело в голову, что они знают «устройство» человека лучше, чем Кто бы то ни было. Что из этого вышло – известно. «Практика – критерий истины…»
Зададимся вопросом: «Кто знает «устройство» человека лучше, чем его знает Творец?…»
Великий русский бас Федор Иванович Шаляпин в своих мемуарах вспоминает, как в начале XX века (1911 г.) в заключительной сцене оперы “Жизнь за царя” (в советское время “Иван Сусанин”) он – в соответствии со сценарием, а, может быть, и по велению сердца – встал на колени, обратившись лицом к императорской ложе с присутствующим там Государем. Тогдашние средства массовой информации, подняв против великого певца дикую травлю и обвинив его в “великодержавном шовинизме”, вынудили его оправдываться.
Оправдывался Шаляпин по принципу: дескать, меня неправильно поняли. Какая-то часть общества сочувствовала оперному артисту, но побеждала “во мнении” – другая его часть. Мы простим Федору Ивановичу этот проступок, поскольку сознание общества, служению которого он отдал всю свою жизнь, уже было искаженным и отравленным испарениями предреволюционной атмосферы.
В театре сидели, грубо говоря, пособники революции 1905 и 1917 года. Которые, впрочем, этого не сознавали; и для которых аксиома “Не убий” и “возлюби ближнего своего, как самого себя…”, уже приобретала расплывчатое содержание. Иначе как объяснить начавшийся в это время разгул террора против государственных служащих, губернаторов, полицейских, чиновников. Развязанный во второй половине XIX – начале XX века, этот террор подпитывался и возгревался моральным сочувствием террористам именно этой части общества – общества с искаженным сознанием. (Спустя одно-два десятилетия после февральской революции остатки-осколки этой части общества в эмиграции осознали свою деструктивную роль в жизни России; это осознание отражено в многочисленных мемуарах, воспоминаниях, рукописных документах).