bannerbanner
Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия
Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия

Полная версия

Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Стоики являлись фаталистами, поскольку считали, что все в мире предопределено и ничего изменить нельзя. Принципы их философии диаметральным образом отличаются от эпикурейства. Главное этическое требование стоиков состоит в том, чтобы жить в соответствии с естественным порядком вещей (судьбой). Вершиной всех человеческих усилий должно быть достижение добродетели, которая заключается в том, чтобы жить в согласии с разумом, а не с чувствами. Стоики признают четыре основные античные добродетели (разумность, умеренность, справедливость и смелость), но в то же время и их противоположности – глупость, распущенность, несправедливость, трусость. Все остальные вещи для стоиков безразличны. Таким образом, у них нет середины, они видят только крайности.

Поскольку все в мире управляется безжалостной рукой судьбы, человек не в силах повлиять на вещи и события, однако он может над ними возвыситься. Стоики проповедуют смирение с судьбой. Человек должен подчиниться космическому порядку и не желать того, что не находится в его власти. Идеалом нравственных устремлений стоиков являются покой и терпение. Стоический мудрец представляется воплощением мудрости. Он сдержан и терпелив, а его счастье заключается в том, что он не желает никакого счастья. Если человек ничего не может изменить, он должен внутренне справиться. По мнению Л.А.Сенеки, смысл жизни состоит в достижении абсолютного спокойствия, которое достигается в уединении, в отказе от участия в общественных делах.

Неоплатонизм. Данное философское направление, возникшее в период кризиса античной цивилизации, знаменовало собой начало перехода к новой, христианской философии. Идеи христианской религии уже отражаются в неоплатонизме достаточно отчетливо – это и признание божественного принципа в качестве первопричины и основы всего сущего, и противопоставления двух начал – света и тьмы, то есть божественного и материального, и, соответственного, добра и зла. Наиболее ярким представителем этого направления был Плотин, греческий философ, живший в III в. Учение о душе в его взглядах занимает достаточно большое место.

Душа у Плотина является определенным переходом от божественного к материальному. Но в то же время она представляет собой нечто чуждое материальному, телесному, нечто внешнее по отношению к телу, занимающее промежуточное положение между светом и тьмой. Этим его представления в корне отличаются от всех прочих античных воззрений. Душа у Плотина не связана с телом органически, она является частью общемировой души. Тело – этот привязь для души, которую необходимо преодолеть. Акцент делается на духовном аспекте бытия, что ведет к полному подавлению всего телесно-материального, которое в его представлениях является средоточием зла.

Целью развития души является освобождение от всего телесного и соединение с божественным принципом. Но оно достигается не через разум. Единственным способом приближения к божественному Плотин считает экстаз, который достигается душевным сосредоточением, отторжением мысли и подавлением всего телесного. Поэтому данное учение по своей сути является мистическим.

Таким образом, разум, бывший главной ценностью античного мира, в воззрениях античных философов о душе также являлся ключевым моментом. Другой особенностью данных учений является их тесная связь с этикой. Неоплатонизм явился завершением античной философии, впервые в ее истории отрицая возможности разума.

Глава 3. Психологические воззрения в восточных религиозно-философских учениях

Идеи о душе в учениях Востока, главным образом, древней Индии, неразрывно связаны с общими представлениями о космическом порядке и мировом единстве. В этом их особенность. Данные воззрения мы находим еще в древних философских текстах

– Упанишадах, относящихся к VIII – VI вв. до н. э. В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает первичная сущность – Брахма, универсальный космический принцип, безличный дух. От него произошли индивидуальные души всех живых и неживых объектов нашего мира. Индивидуальная душа носит название атман. Отделившись от первоисточника, атман продолжает сохранять с ним связь, и остается его частью. Таким образом, атман как духовный принцип, являющийся частью мировой души свойственен всем элементам мира.

Неотъемлемой частью учения Упанишад является концепция круговорота жизней (самсара) и тесно связанный с ним закон причин и следствий – карма. Человеческая жизнь воспринимается как бесконечный круговорот реинкарнаций, где атман воплощается каждый раз в новом теле. Условия и события каждой новой жизни человека определяются его предшествующими поступками, главным образом, его поведением в прошлой жизни, или кармой. Например, если человек много страдает в жизни, считается, что он это заслужил. Если он это осознает, не жалуется и никого не винит, мужественно переносит все лишения, то в будущей жизни он будет находиться в лучших условиях. Следовательно, каждое событие в жизни человека – результат его предшествующих поступков, и поэтому он сам творит свою карму.

Такое объяснение очень подходило для оправдания кастовой системы, издавна сложившейся в Индии. Индийцы, принадлежащие к низшим кастам, верили, что будущие воплощения помогут им изменить кастовую принадлежность; если будут вести праведную жизнь, то в следующих инкарнациях они смогут родиться брахманами или кшатриями. Поэтому социальное положение человека является результатом его поведения в прошлых жизнях.

Круговорот жизней души может быть бесконечно долгим. После смерти атман покидает тело, сжигаемое на погребальном костре, но под влиянием закона кармы воплощается в новом теле. И так до

бесконечности. Череда таких воплощений, где душа человека неосознанно крутится в колесе самсары, согласно древним текстам, говорит о том, что человек идет путем отцов. Но есть и другой путь. На него вступает человек, который начинает познавать истину. Суть познания состоит в осознании тождества атмана и Брахмы, то есть индивидуальной и мировой души. Иными словами, человек должен понять, что его душа связана с Богом, и что цель ее развития состоит в том, чтобы вернуться к первоисточнику, обогатившись опытом земных воплощений. Человек, который осознает единство мировой и индивидуальной души, изменяет свой образ жизни и начинает освобождаться от бесконечного круговорота самсары, рождений и смертей. Таким образом, он вступает, как учат Упанишады, на путь богов, в итоге чего выходит из под влияния закона кармы и больше не воплощается в физическом теле.

Эти идеи древних Упанишад – о тождестве мировой и индивидуальной души, о карме и самсаре – стали исходным пунктом всех последующих религиозно-философских учений Индии и по сути своей сохранились до наших дней. Главной целью всех этих учений является, во-первых, осознание единства души с Богом и ее стремления вернуться к своему первоисточнику, во-вторых, поиск путей, или практических методов достижения освобождения.

Дальнейшее развитие и наиболее полное воплощение эти идеи древних текстов нашли свое воплощение в философской системе Веданты, которая формировалась на протяжении многих столетий и на которое до недавних пор ссылались многие идеологи индуизма. В данном учении индивидуальные души, порождаемые мировой душой, носят название монад. Видимый материальный мир в представлении Веданты является иллюзией, или майей, которая также рождается из первоисточника. Поэтому нам только кажется, что существует физический мир, на самом деле его нет, или он представляет собой сплошной обман.

Причина иллюзии кроется в незнании того, что единственной реальностью является Брахма, с которой идентифицируется всякая человеческая душа. Выход из круговорота рождений заключается в осознании и рассмотрении всего с точки зрения этой высшей истины. Путь к достижению этого знания лежит в соблюдении нравственного кодекса и в медитации, которая понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемам Упанишад. При медитации важна помощь учителя.

Для достижения освобождения души в рамках религиозно- философских систем индуизма еще в давние времена возникли различные системы психологических и эзотерических практик, которые сохранились и до наших дней. Они различаются лишь по способам достижения конечной цели. Наиболее известными из них являются йога, тантра и джайнизм.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2