Полная версия
Диадох, Симеон, Илья, Феолипт. Издание 2-е
Симеон Новый Богослов (XI век)
«Благодарения Богу»
(I)1. Благодарю, поклоняюсь и припадаю к Тебе, Господин всего и всесвятой Царь, что недостойного сущего помиловав, как свыше сам захотел, меня Ты и почтил, и прославил – ведь прежде, чем миру от Тебя быть, всего меня в себе имея, словом и образом Твоим меня прославив, Ты почтил – и не ради меня или ради иного по образу и по подобию Твоему всего из не сущего привел, царем всех земных соделав – но во славу Твоего великолепия и благости.
Благодарю Тебя, что все мои прошения и желания во благо, по нам, рабам Твоим, обещаниям, исполнил – на что надеялся я и желал – даровал Ты и более недостойному Неба и земли, сказал же: «Все, что попросите среди знания Меня, веря – получите».
Благодарю Тебя, что когда одного из Твоих святых я пожелал увидеть – поверил через него обрести милость у Тебя – Ты, безмятежный, сам не только это сотворил и на Твоего искреннего раба, безмятежного, говорю, и святого Симеона указал, и дорогим ему стать мне благоволил – но и тысячи других, на которые я не надеялся, даровал мне блага.
2. Откуда, где несчастному мне знать, что пребывает так добр наш Владыка – чтобы желание постиг Тебя;
откуда, где уведать, что открываешь Ты себя к Тебе грядущим, идущим еще в мире, чтобы узреть Тебя взыскали;
откуда, где бы знать, что такой радости и отрады удостаиваются принимающие среди себя свет Твоего благого дара;
откуда, как несчастному мне знать, что Дух Твой Святой поверившие в Тебя принимают – ведь совершенно верить в Тебя считал и все иметь, и думал, что боящимся Тебя Ты даришься – и совершенно ничего не имел, как впоследствии на деле познал это;
откуда, где бы знать, Владыка, что будучи незрим и невместим, Ты зришься и вмещаешься внутри нас;
откуда, где когда-нибудь помыслить, что сотворившему все Владыке соединиться с людьми, которых Ты сам создал – и богоносными их делаешь, и сыновьями Твоими творишь – чтобы желать это я начал и принять это от Тебя взыскал;
откуда знать мне, Господи, что имею такого Бога, такого Владыку, такого Заступника, Отца и Брата, и Государя – Тебя, ради меня обнищавшего и образ раба принявшего?
3. Итак, человеколюбивый мой Владыка, никак ничего из всего того я не знал; если в божественных писаниях, которые святые Твои изложили, заглянув, однажды о том и прочитал – отнесся как к говоримому о чем ином или к неким иным, и без чувств ко всему написанному располагался, и помыслить об этом никак не мог;
и слушая глашатая Твоего Павла, вопиющего и говорящего: «Что око не видело, ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило, что приготовил Бог любящим его» – полагал невозможным в плоти пребывающему быть в понимании, и считал, это только по любочестию сказано, и не думал, жалкий, что всем, любящим Тебя, от Тебя это бывает;
откуда, как мне знать, что каждый, в Тебя верящий, суставом Твоим бывает, сияя благодатью божества – кто в это верит? – и будет безмятежен, безмятежного Бога безмятежным суставом став;
откуда, где бы знать, что Ты взамен пищи чувственной бессмертным и нетленным хлебом ради Тебя алчущих непресыщающим бываешь, и жаждущих – источником бессмертным, и плащом сияющим ради Тебя облеченных в простую одежду; и слыша говоримое через Твоих глашатаев, в грядущем веке и только после Воскресения я понимал (этому) быть, и не думал – более теперь это совершается и перед великой необходимостью этого мы стали.
4. О том не думал я, всесвятой Царь, и никогда того не желал, и не просил взять что-то у Тебя – но свои грехи помня, только их прощения искал, да ходатая и старца обрести, Владыка, как прежде я сказал, желал, да по его молению и моему ему порабощению пусть в будущем обрести мне многих прегрешений прощение; но потому, что встречал всех единодушно говорящих, «теперь на земле не быть такому святому» – в большую печаль впадал, однако, никогда этому не верил, но таким отвечал: «Господи мой, сжалься! Настолько диавол Владыки Господа сильнее стал, что к себе всех привлечет и свою участь даст, и никто не будет оставлен для части Бога?»
5. Думаю, человеколюбивый Царь, для того в быта тьме и среди зла бывшему мне свет святой Твой воссиял, и в самом Тебе указал Ты Твоего святого, и что Твоему рабу Павлу сотворил – когда его, гонящего Тебя, призвал через божественное Твое явление, когда увидел он Тебя и спросил, «кто ты?», и не сказал Ты: «Я – Сотворивший Небо и землю», «Я – все из не сущего к бытию Приведший», и не сказал, «Я – Сущий», или «Бог Саваоф», или «Бог отцов твоих», или другое что называя из Твоей славы, но изрек ему: «Я – Иисус назарянин, которого ты гонишь» – чтобы он знал въяве, что Ты есть, воплотившийся ради нас Бог, которого он гнал – это и мне Ты сотворил, Владыка – святого Твоего Симеона указать мне благоволил;
6. и когда божественный свет все и меня, несчастного, осветил, ночь пресветлым днем соделав, меня Ты удостоил на Твоей высоте Твоего божества как на небе со страхом Тебя видеть в божественной славе Твоей рядом стоящим; и ни венцом каким, ни одеянием светлым, ни изменившимся пониманием не украсив себя, но с нами живущим и всегда на земле воочию пребывающим – таким Ты показал мне себя на Небесах. Почему так? – Да не быть там, мне явленному, одному, а с нами – другому, да уразумею я, да не – введясь в заблуждение – от доброго Пастыря уклонюсь, потерянная я овца.
7. Но ведь и это случившееся чудо не уразумел я, жалкий: ленью и мелочами помалу будучи украден, в прежнее зло и горшее впал; а Ты, милосердный и долготерпеливый Царь, никак от меня не отвернулся, но через Твоего святого меня возвратил и к его святым стопам припасть удостоил, рукой Твоей державной и плечом широким свыше из мира обмана и мира вещей и удовольствий извел, от всего телесного и душевного меня удалил – о, чудо, о, к нам любовь и сострадание Твое, человеколюбивого Бога – и поставил в ряд работающих для Тебя, и затем, Владыко, святого Твоего молитвами не только моих неописуемых зол прощение, но и все реченные блага мне дал, более же сам всем для меня стал;
8. и когда в том свете божественной славы сияя, к Нему приблизившись, в покаянии и вере стопы Его схватив, ты поклонился – сразу почувствовал я божественное тепло, затем малую воссиявшую светлость, затем от Его слов божественное вдохновение, затем от этого огонь сердечный, через неиссякающий поток слез ключом бьющий, затем в моем уме луч тонкий, быстрее молнии прошедший, затем как свет в ночи, и как облако светлое, малое и пламенновидное мне на мою главу село – и лежал я на лице, и совершал молитву, а затем воспарил и внедолга узрел себя на Небесах.
9. Затем, когда размышлял я, чему виденному быть, нечто другое, выше всего этого, преславнейшее настает: когда в сновидении лукавыми бесами я искушался, и к страсти истления механически влекся, и противостоял жестоко, и Тебя, Господа Света, призывал в помощь – пробуждение свершилось, и от рук искушающих неврежденным избавился я, и своему почину и мужеству, более недвижимости моей к страсти дивился и помышлял, «откуда неведомо эта победа, чтобы и во сне я противоборствовал и крепче противников и врагов моих был, и против державы их преславно одержал ради Христа победу»; и о, чудо – сразу, хотя (Ему) на небе быть мнил, внутри себя Его увидел – Тебя, говорю, моего содетеля и государя Христа, и тогда познал: быть Твоей победе – ведь Ты сотворил мне победить диавола!
10. Однако, не внял я, Владыко, что это Ты был, из праха меня сотворивший и все это благо мне даровавший, еще не внял, что то сам Ты был, негордый мой Бог и Господь – ведь еще не был я удостоен услышать Твой глас, чтобы Тебя узнать, еще не было, чтобы Ты мне сказал сокровенно – «это – Я»: недостойным я был и нечистым, уши души имеющим еще загражденными грязью греха и очи мои удержанными неверием, невниманием, чувствительностью к страстям и мглою – и все же Тебя, Бога, так я видел – не увидев, не заранее поверив, что (это) Бог – ведь что видеть, видиться кем, и не уразумевал, что то Бог или Божия слава – то так, то иначе мне показываемая – однако, Он необычайно чудом меня поразил и радостью всю душу мою и сердце наполнил – что само, мнится мне, тело мое приняло от той радости неизреченной.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.