bannerbanner
Держава Рюриковичей. Первая часть
Держава Рюриковичей. Первая часть

Полная версия

Держава Рюриковичей. Первая часть

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Вначале здесь господствовали кочевники индоевропейского (арийского) происхождения, т.е. люди белой расы. Примерно до VII века до Р. Х. здесь господствовали киммерийцы, потом, с VII века до Р. Х., Северным Причерноморьем и Приазовьем владели скифы, но во II веке до Р. Х. их вытеснили сарматы. Скифы и сарматы были родственными племенами, они имели общее туранское (иранское) происхождение. Они пришли сюда с востока, из Северного Ирана (Турана). Но вот после Рождества Христова южнорусские степи стали заселяться новыми завоевателями, на сей раз с севера. В I веке в бывшую Скифию пришли аланы, или асы-аланы, потом сюда пришли готы, вытесненные славянами из Центральной Европы, и поселились среди алан. Аланы и готы были племенами германского происхождения. Здесь же, в лесостепной полосе Северного Причерноморья, обитала восточная ветвь славян – анты.

Надо сказать, что в первые века после Рождества Христова вся Европа и часть Азии были заселены народами европейской расы. Одни из них жили в пределах Римской империи, другие – на её окраинах (германские и славянские племена). Но вот постепенно в Азии, а потом и в Европе стало заметно присутствие кочевых народов желтой расы.

В Сибири, Центральной Азии и на Дальнем Востоке до Рождества Христова жили многочисленные племена людей белой расы. Они создали очаги древних культур и цивилизаций. Так, на Алтае и в Западных Саянах (Минусинская котловина) археологи находили поселения людей с признаками высокой культуры, которая по своей древности и развитости не уступала древним культурам Египта и Междуречья (Афанасьевская культура III тыс. до Р. Х.). Но вот в первые века после Р. Х. сюда начинают проникать кочевые племена людей желтой расы, и европеоидное население стало уходить в Европу, например, народы уральской языковой семьи, к которым относились финны.

Теперь обширные степные пространства Южной Сибири и Средней и Центральной Азии оказались заняты различными кочевыми племенами, из которых впоследствии образовались тюркские и монгольские народности. Отсюда, как из кипящего котла, начиная с IV века от Р. Х. в течение более тысячи лет выплескивались на Европу орды различных завоевателей. Как правило, первые удары кочевников принимали славянские народы.

Первыми, кто начал движение новых кочевников, были гунны. Историки, описывая гуннов, говорили, что они чрезвычайно дики, свирепы и безобразны внешне. Славяне называли их «дыевыми людьми», т.е. людьми дьявола. В 370 году гунны появились на Северном Кавказе и на Дону. Подчинив себе алан и антов, они с их помощью разбили готов. В V веке гунны, а также значительная часть антов, алан и готов ушли в завоевательный поход на Запад, положив начало великому переселению народов. Их главная орда остановилась между реками Дунаем и Тисой (современная Венгрия). В этой местности на короткое время образовалась сильная гуннская держава, царем которой был Аттила. Аттила начал войну против Западной Римской империи, но потерпел поражение от римско-германского войска в битве на Каталанских полях в 451 году. А после смерти Аттилы в 453 году гуннское государство распалось, часть гуннов поселилась на берегах Дуная, другая часть вернулась в черноморские степи. От тех времен на Северном Кавказе сохранились аланы, предки осетин, и касоги, предки адыгов.

В VI веке от Р. Х. в Монголии произошло объединение племен, которые создали свое государство под названием Тюркский каганат. Он оказал огромное влияние на судьбу народов, населявших Великую степь. Вождь этой державы назывался каганом. Тюркские каганы враждовали с киргизами (хакасами), жившими в верховьях Енисея и в горах Алтая. Тюркский каганат распался, и огромные орды кочевников, которых называли тюрками, начали свое движение на запад, в Европу.

В VI веке, как вы уже знаете, на славянских землях в Прикарпатье появились авары, они подчинили своей власти славян и обложили их непосильной данью. Славяне начали покидать свою территорию, и это послужило началом славянского расселения по Европе. Но недолго просуществовал и Аварский каганат, он был разгромлен соседними народами, и авары откочевали на Северный Кавказ. От них ведут свое родословие лезгины.

Вслед за аварами в Европу пришли новые тюркские кочевники – болгары. Вначале они поселились в Прикаспийских степях. В VII веке союз болгарских племен распался под ударами новых кочевников – хазар. Часть болгар, во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай. Здесь болгары были поглощены южными славянами, но передали им свое племенное имя и стали во главе образовавшегося Болгарского государства. Другая часть болгар ушла в верховья Волги. Здесь, на землях, расположенных в нижнем течении Камы и на средней Волге, они образовали самостоятельное государство – Волжскую Булгарию.

Оставшиеся в Прикаспии болгары и другие народы подчинились хазарам, которых возглавила тюркская династия Ашина (царственные волки). Так возникло новое государство – Хазарский каганат. Хазары вели полукочевой образ жизни. Зимой они жили в городах, а весной выходили со своими стадами в степи на пастбища. Скотоводство оставалось их главным занятием, но наряду с ним они занимались земледелием и разводили виноградники. Во главе Хазарского государства стоял каган (царь), окруженный богатыми сановниками. Каган жил в городе Итиле, расположенном недалеко от устья Волги. Другим значительным хазарским городом был Саркел на Дону.

В VIII веке в Хазарский каганат из Закавказья проникает большое количество евреев. В короткое время евреи взяли в свои руки богатую торговлю каганата, а затем они пробрались к власти в результате принятия хазарской знатью иудейской религии. Теперь, помимо кагана, страной управлял каган-бек. Власть кагана стала символической, фактически и тайно страной управлял каган-бек, который должен быть обязательно иудеем. Каган-бек командовал армией, объявлял войну, заключал мир. Каган обязан был входить в покои каган-бека только задом и босыми ногами. Но, кроме иудеев, в Хазарии было много христиан и магометан.

Хазары победили славянские племена, которые жили к ним поближе, и заставили их платить им дань. Летописец Нестор говорит о дани, которую хазарам платило славянское племя полян.

Из «Повести временных лет» о том, как хазары брали дань с полян: «И нашли их [полян] хазары сидящими на горах этих и в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма [дома] по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань, княже: мы доискивались её оружием острым только с одной стороны – саблями, и у этих оружие обоюдоострое – мечи. Станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и иных земель». И сбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению».

«Откуда пошла Русская земля»

Свою «Повесть временных лет» летописец Нестор начинает такими словами: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Русская земля возникла в соединении трех начал – рождения русского народа, образования Древнерусского государства и Крещения Руси.

1. Этническая основа русского народа. Влияние природы страны на характер и историю народа. Этническую основу русского народа составили племена восточных славян, заселивших в VII-VIII веке территорию Восточно-Европейской равнины. Древний летописец Нестор в своей «Повести временных лет» дает нам название этих восточнославянских племен. Около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, около полян, в лесах по берегам Припяти, – древляне, к западу от полян и древлян жили бужане, или волыняне, и белые хорваты. Между Припятью и Двиной жили дреговичи, по берегам Двины осели полочане, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи, вокруг озера Ильмень поселились ильменские славяне. На берегах реки Сожи жил радимичи, по реке Оке – вятичи, на юге, по реке Десне и по рекам Сейму и Суле, жили северяне, по Днепру и Пруту (вплоть до устья Днепра и северного побережья Черного моря) – уличи и тиверцы. Все эти славянские племена – древние предки русского, украинского (малорусского) и белорусского народов.

Самым первым и самым развитым восточнославянским племенем были поляне, которые жили на границе со степью (полем), почему и получили название полян. Легенда гласит, что на Днепре поселились три брата: Кий, Щек и Хорив, и была у них сестра Лыбедь. Каждый из них жил со своим родом на горах, которые потом были названы их именами. И возвели они город, и назвали его в честь старшего брата Киевом. В VIII века у восточных славян, помимо Киева, были еще города – Новгород у ильменских славян, Полоцк в земле полочан, Чернигов у северян и Смоленск в земле кривичей.

Последними восточнославянскими племенами, которые заселили Восточно-Европейскую равнину, были радимичи и вятичи. Пришли они на берега рек Сожи и Оки в VIII веке с берегов реки Вислы. Как повествует летописец Нестор: «Радимичи и вятичи от ляхов. Было у ляхов два брата: Радим и другой Вятко. Пришел и поселился Радим на Соже, и от него назвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались вятичи».

Колонизуя Восточную Европу, славяне на севере и в бассейне Оки селились в землях, занятых финскими и балтийскими племенами: чудь, корела, весь, меря, мурома и голядь. Славяне были сильнее, красивее и мужественнее окружающих их племен, поэтому они стали здесь хозяевами. Но славяне не уничтожали местное население, а селились около их поселков и жили мирно. Потом, когда появилась соседская община, славяне с финнами и балтами смешались в один народ. Так началось складывание великорусской нации. На её антропологический тип и говор большое влияние оказали финские племена. Как писал известный русский историк В.О. Ключевский: «Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако, примечают и некоторую стороннюю примесь, а именно: скуластость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос, особенно типичный великорусский нос, покоящийся на широком основании».

Таким образом, русский этнос начал складываться из хозяйственно-территориального союза восточнославянских племен с присоединением к нему некоторых финских и балтийских племен. Завершением этого процесса стало создание единого государства и установление единой религии. На эти факторы в истории России оказали влияние наши северные и южные соседи.

Но прежде чем говорить об образовании Древнерусского государства и установлении христианской веры на Русской земле, рассмотрим такой фактор, как влияние природы страны на национальный характер и историю народа.

Национальный характер и история народа складываются под влиянием человеческого духа и внешней, или физической, природы. Человеческий дух или дух народа формируется под религиозным влиянием. Для русского народа это было его языческое прошлое и христианское настоящее. Об этой составляющей характера русского народа и его истории мы поговорим позже. Сейчас остановимся на природном факторе.

Национальное становление русского народа происходило на территории так называемой Восточно-Европейской, или Русской, равнины. Еще эту территорию можно назвать Восточной Европой или Европейской Россией. Это огромная равнинная территория, на севере ограниченная морями Северного Ледовитого океана, на западе – Карпатскими горами, на востоке – Уральскими, на юге – Кавказскими горами. Обширность и равнинность территории были первыми факторами, повлиявшими на характер и историю русского народа. Отсюда можно вывести такие черты характера русского человека, как широта души, щедрость, спокойность и уравновешенность натуры.

Второй природный фактор России – это её климат. Восточно-Европейскую равнину можно разделить на четыре климатических пояса: арктический (выше полярного круга), северный, или холодный (зона тундры), средний, или умеренный, охватывающий срединную полосу русской равнины (зона лесов), и южный, теплый, или степной. В то время арктический пояс был еще не заселен, северный был заселен крайне редко, значит, русский народ формировался в умеренном и южном климатических поясах или в северной и степной Руси.

Северная Русь – это сплошные лесные массивы: на Крайнем Севере – хвойные, в средней полосе – смешанные, а в лесостепной полосе – широколиственные леса. Среди них пробивали себе дороги истоки великих рек с многочисленными притоками. Почва здесь была тяжела для сохи и плуга земледельца, а также скупа на урожай. Территория лесной Руси была подвержена действию трех циклонических ветров: с Арктики, с Атлантики и с южных морей (Черного и Средиземного), поэтому климат, более суровый на севере и востоке, был менее суров на западе и юге. Климат здесь характеризовался не особенно суровой, но продолжительной зимой и умеренно теплым, иногда засушливым летом. Весна – поздняя, с частым возвратом холодов, а осень прохладная и дождливая. Все это определило более позднее освоение и малолюдность огромных лесных массивов северной Руси.

Иную картину представляла Причерноморская, или степная, Русь. Низовье трех великих рек: Днепра (Борисфена), Дона (Танаиса) и Волги (Ра, а потом Итиля) – это бескрайние степные просторы. Широкие лощины, в которых ютились лесные массивы, богатая луговая растительность, черноземные почвы, более мягкая, чем в лесной полосе зима, и жаркое лето – все это создавало благоприятные условия для развития земледелия и скотоводства. Поэтому люди появились здесь значительно раньше, чем на севере Восточно-Европейской равнины. Однако кочевники, проносившиеся с востока на запад, постоянные войны и набеги не давали возможности осесть здесь земледельческим племенам. Кочевники-скотоводы на долгие века оставались в этих местах хозяевами. Много воды утекло с тех пор, пока плуг северного землепашца и казака распахал эти плодородные земли. Исключение составляло лишь среднее Приднепровье, вклинившееся в зону владычества кочевых народов, где начиная с VIII века сосредоточилась основная масса славянского населения.

Суровость климата и постоянная борьба с кочевниками выработали в русском человеке упорство, выносливость, воинственность и способность преодолевать любые лишения и опасности.

Географы относили Россию к Европе, но многие историки считали ее Азией. В этом был парадокс ее исторического развития. Как писал В.О. Ключевский: «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой, но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в нее влекли Азию».

2. Начало образования Древнерусского государства. «Призвание варягов». Вначале образовались государства у южных и западных славян. Так, в 681 году на землях южных славян образовалось Первое Болгарское государство во главе с династией кочевников-болгар. В VIII-IX вв. на землях западных славян в долине реки Моравы образовалась Великоморавская держава, появились первые Сербские княжества и Хорватское государство. Наконец, во второй половине IX века образовалось Древнерусское государство.

Прежде чем начать повествование об образовании Древнерусского государства, нужно дать определение государства и выяснить, каковы этапы становления первых государств в истории народов.

Государство – это аппарат управления народом с помощью верховной власти и законов. Каждое государство вытекало из родоплеменного управления. Его существование предполагало существование централизованной власти (княжеской, королевской или царской), аппарата управления народом (чиновников, войска, судей и т.д.), а также наличие законов. Для содержания государства на подвластное население власти налагали налог (дань). Каждое государство выполняло две функции: поддержания порядка и законности внутри страны и защиты своей территории от внешних врагов. Первые государства проходили три этапа своего становления: усиление власти военных вождей, появление союза племен и образование централизованной власти.

Вначале происходило усиление власти военных вождей (князей) внутри племен. Вожди уже больше не выбирались народным собранием племени, они передавали свою власть по наследству сыновьям. Кроме того, помимо народного ополчения, вожди создали постоянное войско – дружину. Дружина подчинялась только вождю. Такая форма правления получила название военной демократии.

Угроза нападения от внешних врагов вынуждала ряд племен объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой образования более прочных объединений – государств. Так на территории, где формировался русский народ, к середине IX века образовалось три политических центра, или союза племен. Первый политический центр был в бассейне реки Оки и верховьях Волги (славяно-финский союз против хазар). Второй центр – это Приднепровье, вокруг племени полян, где политическим центром был Киев. Целью этого союза была борьба с хазарами и контроль над водным торговым путем «из варяг в греки». И наконец, политический центр вокруг Новгорода, который объединил северных славян и финнов в борьбе с набегами варягов, а также с целью контроля торгового пути из Балтийского моря в Черное море.

Объединение политических центров восточного славянства и начало образования Древнерусского государства связано с событием, которое русские летописцы назвали «призванием варягов». Об этом событии мы узнаем у летописца Нестора в его «Повести временных лет».

Собственно летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, живший в конце XI – начале XII веков, мог описывать только современные ему события: летопись прерывается на 1110 году. Значит, он пользовался какими-то другими первоначальными летописными источниками и его летопись была ничем иным, как летописным сводом. Так как не сохранилось других русских летописей, то его летопись получила название Начальной летописи, или Летописи Нестора (память его Русская Православная Церковь отмечает 27 октября, или 9 ноября по новому стилю). В свою очередь его Начальная летопись была включена в более поздние летописные своды. В наиболее древнем составе она содержится в Лаврентьевском и Ипатьевском списках. Начальная летопись состоит из трех частей: «Повести временных лет», «Сказания о крещении Руси при Владимире» и Киево-Печерской летописи. Основной частью Начальной летописи является «Повесть временных лет» Начинаясь с библейского повествования о рассеянии народов после потопа, она рассказывает об истории славянского расселения. Собственно описание русской истории по годам начинается с события «призвания варягов». Заканчивается ее повествование 1054 годом.

Хронологическое описание событий русской истории летописец Нестор начинает с 6360 года от сотворения мира, или с 852 года от Рождества Христова. В этот год некие русы совершили поход на Царьград при царе Михаиле. Далее первый русский летописец переносит свое повествование на север. В 859 году ильменские словене и ряд соседних им племен изгнали со своей земли варягов, которым они платили дань. Но после этого у них не стало порядка, и начались раздоры. В 862 году по совету новгородского старейшины Гостомысла пять племен – два славянских (ильменские словене и кривичи) и три финских (чудь, весь и меря) направили послов к варягам, к племени русь с просьбой прийти к ним и стать у них князьями. Послы сказали: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: приходите княжить и владеть нами». И вот из Южной Прибалтики (предположительно с острова Рюген или Сааремаа) к ним на княжение приходят три брата из варягов-русов – Рюрик, Синеус и Трувор – вместе с родами своими. Рюрик стал княжить в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске. С призвания князей-варягов, т. е. с 862 года начинается история государства Российского. Так как эти князья были из племени русь, то от них и земля наша прозвалась Русью.

Существует несколько исторических источников, повествующих об этом событии. Приведем свидетельства из двух:наиболее раннего источника «Повести временных лет» (XI в.) и более позднего исторического источника – «Сказания о князьях Владимирских» (начало XVI в.).

Из «Повести временных лет» о призвании варягов: «В лето 6370. Изгнавша варягов за море, и не даша им дани, и почаша сами с собой володети. И не было в них правды, и встал род на род, и быша в них усобица, и воевати почаша сами с собой. И реша сами себе: «Поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И поидоши за море к варягам, к руси. Сице бо зваху те варяги русь, яко другие зовутся свеи (шведы), другие урмане (норвежцы), англяне (датчане), другие гете (готы), тако и си. Реша руси чудь, словене, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами». И избраша три брата с роды своими, пояша по себе всю русь, и придоша; старший Рюрик, сяде Новгороде, а другий Синеус, на Беле озере, а третий Изборск, Трувор. И от тех варяг прозвася Русская земля…»

Из «Сказания о князьях Владимирских»: «Август, кесарь Римский… Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающие в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешнего времени зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О, мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некого князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был имени Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик».

Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. Рюрик принял власть над всей северной Русью, а также присоединил к ней еще города: Полоцк, Муром и Ростов. В каждом городе он поставил править своих воевод-дружинников для суда и сбора дани. Так на севере Восточной Европы на смену родоплеменному управлению с постоянной кровной враждой и усобицами пришло начальное государственное управление в форме военной демократии. В 879 году умер Рюрик (день его преставления отмечается 8 марта по новому стилю), передав княжение своему родичу Олегу и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот еще был очень мал.

В эти же времена власть варягов-русов распространилась и на Киев. Вот как об этом повествует первый летописец. Двое воевод Рюрика Аскольд и Дир, не получившие в управление городов, со своими дружинами отпросились у него пойти походом на Царьград. Когда они плыли по Днепру, то увидели городок и спросили у его жителей, кому он принадлежит. Жители ответили им, что этот город основали три брата Кий, Щек и Хорив, которые владели им, но они давно умерли, а жители Киева и вообще поляне подчинены хазарам и платят им дань. Аскольд и Дир заняли Киев и освободили полян от дани хазарам. Отсюда в 866 году они предприняли поход на Царьград, но их войско было разбито внезапно поднявшейся бурей. Летопись повествует о чудесном спасении Константинополя посредством заступничества Пресвятой Богородицы. После этого Аскольд и Дир и многие их воины приняли крещение от греческих проповедников.

На страницу:
4 из 7