Полная версия
Архангел Метатрон. Первый и Последний
В Библии имя Метатрона непосредственно не упоминается, оно встречается в книгах Еноха, которые не входят не в еврейский, не в христианский канон. Шведский учёный Гуго Одеберг, первый издатель и комментатор Третьей книги Еноха, считает, что имя Метатрон происходит от имени персидского бога Митры и сравнивает их титулы, возможности и обязанности, такие как Посредник, Заступник, Князь Мира42. Такая же мысль приводится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье «Каббала», причём имя Метатрона дано в другом написании, где второй буквой указана «и»: «…замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией»43. В еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона в статье «Метатрон» представление о влиянии Митры на происхождение имени Метатрон подвергается сомнению: «И если некоторые черты Митры и не трудно будет найти у М., то отсюда нельзя решительно заключить, чтобы представление о Митре превратилось в М. Притом название языческого божества никогда не нашло бы дороги в еврейство»44.
Латинское слово metator переводится как «измеритель», «посланник», «землемер»; «межевщик, обозначающий границы». Ещё значения слова mētātor – квартирмейстер, отмечающий место для лагеря, офицер римской армии, которого обычно посылали вперед отряда, чтобы приготовить место дислокации. Такое значение ассоциируется с действием Высшего ангела Божьего, указывающего путь израильскому народу через пустыню из египетского плена.
Необычное имя Метатрона, возможно, связано с его земным происхождением, он один из двух людей, которые после земной жизни стали архангелами. Второй архангел, Сандальфон, был ранее пророком Илиёй, и в их с Метатроном именах прослеживается сходство строения и окончания. Имена других архангелов заканчиваются на -ил (-эль), и они изначально были созданы Творцом как ангелы, то есть никогда не были людьми. Это окончание указывает на их божественное происхождение, на слово «Элохим» – древнееврейское имя Бога, то есть «Господь», а слово «ангел» означает Посланец Божий. Этимологическое значение слова «ангел» (греч. аттелос) и есть «вестник» и «посланник», еврейское слово «малах» или «малеак» (ангел или посланник) имеет тот же смысл и на иврите означает «мой посланник», то есть посланник Бога, или «ангел, в коем пребывает Бог». Большой интерес представляет сравнение этимологии слов «мелек» (царь) и «малеак» (ангел или посланник), которые являются огласовками одного корня. Метатрон имеет оба этих титула – Царь Мира и Небесный посланник. Но образ Метатрона может не совпадать с традиционным образом ангела, как его принято описывать и изображать – с крыльями и в белых светоносных одеяниях. Метатрон, облаченный в сияние света и действующий от лица Бога, не ангел, но как ангел по восприятию, и он выше ангелов, он есть посланник Бога, соотносимый с понятием Мессии. Разве имеет какой-нибудь ангел титул Мессия? Нет, так можно говорить только о человеке. Возможно, именно поэтому имя Метатрон не содержит окончания -ил (-эль), которое есть в именах всех других архангелов. В Библии несколько раз упоминается высший Ангел Господень как представитель Бога и его помощник во всех делах и описываются встречи с ним. Его ещё называют Ангел Лика, Ангел Присутствия или Ангел Завета. Этот Ангел явился Аврааму, который собирался принести в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:11,15), Моисей встретил этого Ангела, когда пас овец своего тестя Иофора (Исх. 3:2); этот Ангел выводил сынов Израилевых из египетского рабства – «двинулся Ангел Божий, Ангел, в котором Имя Моё» (Исх. 14:19). На иврите имя этого ангела Сар ха-паним (Sar ha-panim) означает «Князь Божественного Лика» или «Князь видимого образа». Метатрон является видимым образом Бога, его также называют Ангел Господень, Ангел лица или Ангел присутствия (евр. «лицо или видимый образ», в англ. переводе – «присутствие»). Другие эпитеты, встречающиеся в талмудической и раввинистической литературе: Ангел Завета, Князь Лика, Метатрон, Мимра Господень45, одеяние Шехины и Мессия. Шехина (Шхина) имеет глубокий образ и символичное значение – это «видимое присутствие Бога», или видимый образ Бога. Метатрон и Шехина находятся в неразрывном союзе и постоянно взаимодействуют. Метатрон есть аспект Шехины, они предстают то в мужском, то в женском обличье, непрерывно перетекая из одного пола в другой в постоянной пульсации и взаимодействии. Другое имя Шехины – Матрона или Матронита, которое отличается от имени Метатрон одной добавленной буквой. Иногда Метатрон пишется как Мататрон. Это тоже свидетельство родства и единства двух главных небесных посредников – Шехины и Метатрона.
У Метатрона семьдесят имён, все они перечислены в Третьей книге Еноха в главе 48D. Когда рабби Ишмаэль в Третьей книги Еноха спрашивает Метатрона: «Каково имя твоё?», Метатрон отвечает: «У меня семьдесят имен, по числу семидесяти народов на земле» [3 Енох, гл. 48D46]. Список имён и их объяснение приводятся также в книге еврейской мистики, непосредственно связанной с Метатроном и названной «Сефер аХешек», или «Книга семидесяти имён Метатрона».
Одно из первых имён в этом списке – ангел Яхоэль, с ним отождествляют Еноха-Метатрона. Другие написания имени ангела Яхоэль (Yahoel) – Ягоэль, Йахоэл, Йоэл, Иаоил, Иоэль. Многие черты этого ангела соотносимы с Метатроном. Яхоэль был учителем человечества, наставникам Авраама и Моисея, который научил их Торе и открыл тайны Небесного Престола. Имя Яхоэль заключает в себе краткое написание несказуемого Имени Бога, поэтому его называют Малый Яго (Малый Яхве), а Яго (Йахо, Яхве) – это сокращённая форма тетраграмматона «Взойди к Господу (Йуд-Гей-Вав-Гей)», или «малый YHWH». Оно упоминается в Талмуде (Исх. 24:1) и считается связанным с именем Метатрона и производным от имени Яхве. Тем самым имя Метатрона соотносят с Божьим Именем, которое является меньшим проявлением непроизносимого священного имени Господа в иудейской традиции. Титул Метатрона как Малый Яго (Малый Яхве) встречается прямо или завуалированно как в Талмуде, так и в более поздних текстах апокрифов. Шолем Гершом, исследуя этот вопрос, пишет: «Вполне возможно, что имя «Малый Йуд-Йуд» из-за его еретического подтекста было намеренно исключено из рукописи Талмуда»47. В позднейших апокрифических текстах Метатрон открыто признаётся «малым Яго». В главе 12 Третьей книги Еноха написано: «Он возложил мне его на голову и дал мне имя «Малый YHWH» пред всей Своей свитой в выси, как написано: «Моё Имя в нём» (Исх. 23:21)» (3 Енох)48.
Численное значение имени Метатрон по гематрии равно 314 (мэм-тэт-тэт-рэйш-вав-нун: 40 +9 +9 +200 +6 +50 = 314), что совпадает с числовым значением имени Бога Авраама – Шаддай (Шаддаи, Shaddai – Всемогущий, Всесильный; шин-далет-йуд: 300 +4 +10 = 314). Рабби Раши, крупнейший средневековый комментатор Талмуда, писал: «Наши мудрецы говорили, что этот (ангел) Метатрон, ибо его имя подобно Имени его Властелина: его имя имеет то же числовое значение (314), что и Всесильный (шин, далет, йуд – Шаддай – одно из имён Бога)»49.
Имя Архангела Метатрона (Archangel Metatron) иногда встречается в таком правописании: Метатерон (Metateron), Мерратон (Merraton), Метараон (Metaraon), Миттрон (Mittron).
Латинское слово meta переводится как: 1) пирамидальная фигура, конус, пирамида; 2) конец, предел, граница. Второе значение очень ёмкое. Любая реальность, любой проявленный мир всегда имеет границу формы, которая и определяет пространство, а следовательно, и время. Метатрон можно перевести как граница Трона, граница творения, что подталкивает нас к пониманию значения названия сакральной модели Куб Метатрона, являющейся фундаментом и базой построения Мира.
Особенно хочется обратить внимание на перевод слова «мета́» (с ударением на последнем слоге) в украинском языке, родном для меня. Мета́ – это цель. «Мета-трон» можно перевести как Цель Трона, то есть цель верховной власти и всемогущества. А цель – одно из самых значимых понятий в жизни человека. Выбор цели, при этом обязательно личной цели и только самостоятельно, без давления извне, – это главная задача человека, цель определяет вектор жизни и концентрации энергии, личная цель определяет развитие человека. Однокоренные слова – «целесообразность» и «цельность». Целесообразность – основа управления, самоуправления и взаимодействия, это базовое понятие широко применимо в кибернетике, можно сказать, это основа понятия «жизнь», критерий отделения живого от неживого. Цельность – синоним единства, основа строения и осознания мироустройства. Все эти смыслы можно увидеть в имени Метатрон, раскрывая и познавая его цельный образ глубже.
И самое интересное значение имени Метатрон, имеющее непосредственное отношение к теме исследований автора и к созданию им практических систем, приборов и устройств, связано с переводом греческого слова μέτρον – «мера, измерение». Это значение указывает на то, что Метатрон служил измерением всего – Бога, Мира, космоса. Представление об измерении тела Бога в иудаистских источниках рассматривается в традиции Шиур Кома50. Можно трактовать это значение шире: измерение всех объектов и явлений, всех дел человека и живых существ, их запись в Книге Жизни и оценка на каждом этапе развития до Божьего Суда. Но мера и измерение – это не только слова и философия, но и конкретный инструмент построения пространства Мира и всех его объектов в любой мерности. Это Куб Метатрона.
Происхождение Метатрона. Метатрон и Енох – преображение человека Еноха в Архангела Метатрона
Истоки формирования образа Метатрона в иудаизме, в талмудических источниках восходят к седьмому патриарху Еноху, который прожил 365 земных лет, но не умер, не прошёл через смерть, а был взят на небо за свои праведные дела Богом и стал Его помощником, высшим ангелом и архангелом, получив после трансформации новое имя Метатрон. Енох является одним из двух людей, взятым Богом с земного плана в Небесное Царство и ставшим там архангелом – высшим по статусу среди других ангелов и архангелов и первым помощником Бога. Второй хорошо известный человек, ставший архангелом без прохождение через смерть, – это пророк Илия, названный после преображения Сандальфон.
Ено́х (Эно́х, ивр. Хано́х; греч. ᾿Ενώχ) – это седьмой допотопный патриарх начиная с Адама и Евы, прадед Ноя. Про Еноха известно из пятой главы Книги Бытия: он «ходил пред Богом», сохранил безупречность во время своей земной жизни, был посвящён в высшие знания, прожил 365 лет (Быт. 5:23), после чего «и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22—24). Точная дата рождения Еноха не известна, некоторые источники считают, что Енох жил за 4000 лет до Р. Х. Сын Еноха Мафусаил семь дней не дожил до Потопа, который был в 1656 году от Сотворения Мира, в 2105 году до н. э. Жизнь Еноха продолжительностью 365 лет значительно короче жизни его предков и потомков; в самом числе 365 прожитых на земле лет жизни Еноха можно увидеть символическое указание на количество дней солнечного года. Благочестивая безупречная жизнь Еноха, потомка Сифа, является контрастом к жизни седьмого поколения потомков Каина, повинных в кровопролитии (Быт. 4:23—24). В поздних апокрифах также написано, что Енох не умер. И это его фундаментальное отличие от других патриархов и людей. Следовательно, Енох является вечноживущим человеком. Отсутствие прохождения через процедуру смерти и прижизненное преображение в высшее духовное существо подобно ангельскому – очень важные моменты, они указывают на исключительный опыт и путь, пройдённый человеком. Обо всех других предках Ноя, в отличие от Еноха, чётко прописано: «и он умер». Бог взял Еноха на Небо «так, что не видел смерти» в награду за благочестие (Евр. 11:5).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Никитин Альберт Николаевич (р. 1936) – советский и российский учёный-исследователь, академик РАЕН, д. т. н., профессор, лауреат Государственной премии РФ (2002), автор патентов в области систем и устройств предотвращения природно-техногенных катастроф, систем энергопитания и автоматики, робототехники, информатики, медицины и бионики.
2
Псевдоэпиграфы (греч. pseudepigrapha – «писания с ложной надписью» от pseudos – «вымысел» и epigraphē – «надпись») – произведения, известные под именами значимых и авторитетных библейских людей и пророков глубокой древности (Иеремия, Енох, Моисей, Соломон и др.), но не вошедшие ни в латинский, ни в греческий библейский канон.
3
Полонский, С. Вот имена… М.: Грааль, 2002.
4
Сантала, Р. Миссия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Иерусалим, Керен Ахва Мешехит; СПб: Библия для всех, 2004.
5
Книга Зогар (Зоар, Зохар, Сэфер хa-Зohap, «сияние») – основная и самая известная книга каббалистической литературы. Основное содержание книги Зогар – комментарий к Торе.
6
Сантала, Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний.
7
Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) – итальянский мыслитель и гуманист эпохи Возрождения. Изучал Каббалу, древнееврейский, арабский и халдейский языки. Основные сочинения: «900 тезисов, навеянных философией, каббалой и теологией», «Речь о достоинстве человека» и др.
8
Mirandulae (De arte cabalistica, I, p. 752): «Dcnuo Simon ait, pater noster Adam, rursus ex Seth nepotem suscepit, memor chis Cabalac, quam sibi Raziel tradiderat quod ex sua propagatione nasceietur homo futurus salvator. Quare vocatus est Enos, id est, homo». Цит. по: Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996.
9
Гематри́я (или гиматрия) – сумма числовых значений входящих в слово (фразу) букв, поскольку каждая буква еврейского алфавита имеет свое числовое значение. Гематрия используется для раскрытия тайного смысла слова.
10
Таргум (ивр. букв. «перевод, интерпретация») – общее название для переводов Ветхого Завета на арамейский язык.
11
Мишна́ (ивр. букв. «повторение») – первый письменный текст, который содержит основные религиозные предписания иудаизма, включает 6 разделов и 63 трактата. Часть Устного Закона, переданного, согласно традиции, Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). При возникновении опасности того, что устное учение будет забыто, мудрецы записали его в виде Мишны.
12
Талмуд (ивр. обучение, более позднее название – Гемара) – учение, посвящённое Мишне, свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Имеется два Талмуда: Иерусалимский (Талмуд Ерушалми) и Вавилонский (Талмуд Бавли).
13
Мидра́ш (ивр. букв. «изучение, толкование») – раздел Устной Торы, входящий в еврейскую традицию наряду с Письменной Торой, включающий её толкование и интерпретацию. Различают аггадический и галахический мидраши.
14
Тантлевский, И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания. М.: Мосты культуры / Гешарим, 2002.
15
Иаоил (Яхоэль, Yahoel, Ягоэль, Иоэль, Йахоэл, Йоэл, Иаоил, Иоэль,) – первое имя в списках «Семидесяти имён Метатрона», на которого переносятся черты и поступки этого ангела, которого считают учителем человечества, духовным наставником Авраама и учителем Моисея, передавшим им Тору, тайны мира Престола и Страшного Суда. Имя Яхоэль заключает в себе сокращённое несказуемое Имя Бога, поэтому его называют «Малый Яго» (Малый Яхве) – наименование, которое также является тайным возвышенным именем Метатрона.
16
Психопомп (греч. ψυχοπομπός – «проводник душ») – существо, дух, ангел, божество или человек, во многих религиях или художественных произведениях, ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид. Роль проводника – не свершение суда над умершим, а предоставление безопасного прохода.
17
Генон, Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. Глава «Царь Мира».
18
Меркурий – в древнеримской мифологии бог, покровитель торговли, в древнегреческом пантеоне Меркурию соответствует Гермес. Гермес был покровитель магии, алхимии и астрологии, посланник богов и проводник душ умерших (психопомп) в подземное царство Аида, изобрёл меры, числа, азбуку и обучил им людей, первым ввёл месяцы и исследовал ход небесных светил, поэтому Гермес имеет титул Трисмегист («трижды величайший»). Гермес в Египте ассоциируется с Тотом. Открыв ртуть, средневековые алхимики назвали новое вещество именем бога Меркурия.
19
Хёвайц [Гурвиц], З. Книга Лилит. М.: Клуб Касталия, 2010.
20
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона [Электрон. ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Метатрон.
21
Тантлевский, И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания.
22
Zohar. Pt. III. Fol. 118b; Pt. III. Fol. 456 о Шехине: «Она госпожа Небесной школы, именуемой Обитель пастырей, это школа Метатрона, понимаемая как одежда или форма, усваиваемая Шхиной». Цит. по: Уэйт, А. Э. Каббала. М.: Центрполиграф, 2015.
23
Zohar. Приложение III. Fol. 287a; Pt. IV. Fol. 314. Цит. по: там же.
24
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона [Электрон. ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Метатрон.
25
Тантлевский, И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания. – М.: «Мосты культуры / Гешарим», 2002.
26
Йосеф Дан (Joseph Dan, р. 1935) – израильский учёный, изучающий еврейский мистицизм, автор более 60 книг, профессор Еврейского университета в Иерусалиме (The Hebrew University of Jerusalem).
27
Гершом Шолем (Gershom Scholem, 1897—1982) – еврейский философ, историк религии и мистики.
28
Дан, Й. Тайное учение хасидов ашкеназа. Цит. по: Либес, Иеуда. Иешуа – Князь Лика и ангелы трубного звука [Электрон. ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/1100117.html.
29
Gordon, C. H. Two Magical Bowls in Teheran. Цит. по: Хёвайц [Гурвиц], З. Книга Лилит. М.: Клуб Касталия, 2010.
30
Тантлевский, И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания. – М.: «Мосты культуры / Гешарим», 2002.
31
Симха Полонский (Пинхас Полонский (при рождении Пётр Ефимович Полонский; род. 1958) – израильский исследователь и популяризатор иудаизма, автор оригинальных работ и книг.
32
Рабби Шимон бар Йохай (Рашби, II век) – один из виднейших еврейских законоучителей, основоположник каббалы, считается автором книги Зогар.
33
Полонский, Симха. Вот имена… М.: Грааль, 2002.
34
Там же.
35
Уриэль (Уриил, «свет Божий, или Бог свет есть») – архангел, в 1 Енох описывается как «ангел грома и колебания».
36
Текст Книги Еноха (2-я ч., гл. 37—71 о Страшном Суде и небесном устройстве носит название «Книга образов») различается в разных рукописях и переводах. Здесь используется перевод с немецкого А. В. Смирнова (первое изд. 1888 г.): Смирнов А. В., прот. Книга Еноха: Историко-критическое исследование (магистерская диссертация) [Электрон. ресурс]. URL:
https://ru.wikisource.org/wiki/Книга_Еноха.
37
Здесь и далее выделение текста жирным шрифтом автора.
38
Шолем, Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры, 2004.
39
Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания.
40
Цит. по: Небесные Посредники. Иудейские истоки ранней христологии: Сб. статей. М.: Институт св. Фомы, 2016.
41
Шолем, Г. Основные течения в еврейской мистике.
42
Odeberg, Н. 3 Enoch or the Hebrew Book of Enoch. Cambridge, 1928.
43
Каббала // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь [Электрон. ресурс]. URL: http://www.infoliolib.info/sprav/brokgaus/1/1882.html.
44
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона [Электрон. ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Метатрон.
45
Мимра Господень (Мемра Господень) – в переводе с арамейского означает «Слово Божие».
46
Тантлевский, И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания.
47
Шолем, Г. Основные течения в еврейской мистике.
48
Тантлевский, И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира – Книга Созидания.
49
Раши. Санхедрин 38б. Санхедрин – один из 10 трактатов четвёртого раздела (Незикин) Мишны, которая является частью Талмуда.
50
Шиур-Кома («размер тела», подразумевается «тело» Бога) – эзотерическое произведение, рассказывающее об «измерении тела Господня». По своему мистическому характеру этот документ относится к группе таких текстов, как «Хейхалот», «Метатрон» и «Eнох».