bannerbanner
Долг врача и гражданина
Долг врача и гражданина

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

За свой самоотверженный труд он был представлен генерал-губернатором Пермского края к награде – ордену Святого Владимира «За многолетнюю безупречную службу», которую получил в 1811 г. В 1820 г. Ф.Х. Гралю была объявлена самим императором Высочайшая признательность, в 1826 г. – награждён орденом Святой Анны 2 класса, в 1833 г. – удостоен Императорской короны к ордену Святой Анны. Это была достойная оценка его бескорыстного труда и любви к людям. Свою врачебную деятельность Ф.Х. Граль продолжил, и, выйдя на пенсию, в городской больнице, работал там безвозмездно.

В 1835 г. в последний путь огромная толпа горожан и жителей окрестностей Перми, провожала своего «святого доктора». Крестьяне на руках донесли гроб своего благодетеля до места его захоронения. Он нашел свое упокоение на Архиерейском кладбище, у ограды кафедрального собора, в месте, где были похоронены почётные граждане Перми.

Память о враче-бессребренике, святом человеке, до сих пор жива. В 1997 г. в Перми была учреждена медаль памяти Федора Граля, которая вручается жителям Пермского края за выдающиеся заслуги в разных сферах деятельности, в том числе и в медицине. В 2003 г. городской клинической больнице было присвоено имя Ф.Х. Граля, в 2005 г. по предложению Пермского благотворительного фонда им. доктора Ф.Х. Граля перед зданием больницы № 2 установлен памятник этому врачу-гуманисту.

Средства для памятника доктору Федору Гралю собирали семь лет. В осуществлении народного проекта «Восстановление памятника доктору Федору Гралю» приняли участие власти Перми и Пермского края, 11 больниц, свыше четырех тысяч жителей, сорок организаций. На постаменте памятника начертаны слова: «Народному доктору Федору Христофоровичу Гралю – основателю Пермской губернской медицины (1798)»[22].

Врача-гуманиста Федора Петровича Гааза (1780–1853) по праву также называли «святым доктором». О нем в народе говорили: «У Гааза – нет отказа». Особенное его попечение составляли ссыльные, те, кто находился в тюрьмах. Будучи главным врачом московских тюрем, он не только лечил их, но и был во всем ходатаем за них.


Ф.П. Гааз


Его мировоззрение формировалось под влиянием многих немецких врачей и преподавателей Йенского университета, где он изучал медицину. Принципы доктора Ф.П. Гааза, которыми он руководствовался в своей профессиональной деятельности, отражены в опубликованной им книге «Моя поездка в Александровские воды 1809–1810 гг.». Здесь говорится о месте медицины среди других наук, положении врача в обществе, его служении и долге. Медицину он назвал царицей наук, потому что её главная цель – забота о здоровье человека. Она и самая трудная среди всех наук, потому что все составляющие её задачи не могут быть полностью учтены. И только от таланта, профессионализма врача зависит, насколько полным будет их решение. «Знания врача, – писал доктор Ф.П. Гааз, – требуют уважения, а его положение – почтительности». Но ему необходимо нести определённые обязанности по отношению к больным, «здоровье больных должно быть первой целью врача»[23]. К качествам истинного врача Ф.П. Гааз относил все его познания, направленные обратить на пользу больного, граничащие с готовностью самопожертвования. Главной целью его жизни являлось служение страждущим. Ф.П. Гааз осуждал тех медиков, которые в угоду своего честолюбия и любви к деньгам, нарушали свой долг и жертвовали здоровьем больных ради своих низких целей.

Ф.П. Гааз был счастливым человеком, об этом писал в своём духовном завещании. Он любил своих больных, каторжников, бедных, обездоленных и был ими любим. Ф.П. Гааз любил медицину, своё дело, которому посвятил самого себя, всю свою жизнь. Что может сделать человек, который спешит делать добро? Что сделал за свою жизнь «святой доктор» Ф.П. Гааз?

• 1832 г. – устройство тюремной больницы на Воробьёвых горах;

• 1833 г. – отмена «прута», замена его кандалами;

• 1836 г. – замена тяжёлых кандалов «гаазовскими», облегчёнными, обшитыми кожей или сукном; открытие школы для детей арестантов;

• 1844 г. – открытие больницы при Старо-Екатерининском приюте;

• 1846 г. – отмена поголовного обрития ссыльных;

• 1843–1853 гг. – в неурожайные годы собрал 11 тысяч рублей серебром на пропитание арестантов;

• 1829–1853 гг. – на средства, собранные доктором Гаазом, выкуплено 74 крепостных, в эти же годы Гааз 142 раза ходатайствует о помиловании осуждённых, смягчении наказания и пересмотре дела[24].

«Торопитесь, спешите делать добро» – такова была духовно-нравственная позиция Ф.П. Гааза и Ф.Х. Граля. Вся профессиональная деятельность врача должна быть направлена только во благо больных.

2. Последователи «святого доктора» Ф.П. Гааза

В полицейской больнице, служившей для приёма больных, поступивших «по внезапным случаям, для пользования и начального подаяния бесплатной помощи»[25], созданной при участии Ф.П. Гааза, среди больных оказался еврейский мальчик. Он пришёл из Литвы с партией сирот, солдатских сыновей и воспитанников из приюта. Его выходил этот «святой доктор» – вылечил от тяжёлой горячки. Затем он был крещён с именем Николай. После выздоровления он стал учиться под руководством Ф.П. Гааза оказывать помощь больным, ухаживать за ними.

Позже Николай Агапитович Норшин (1809–1897), освоив первоначальные знания в области медицины, поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета. В дальнейшем Ф.П. Гааз не оставлял без внимания своего воспитанника. Вместе со своим другом врачом-хирургом А.И. Полем они одобряли желание Н.А. Норшина работать в провинции, в Старой Рузе, где молодой врач имел большое поле деятельности, мог совершенствовать свои знания и умения. За все время пребывания в Рязани достойный воспитанник Ф.П. Гааза пользовался большим уважением среди врачей и своих пациентов, отличался добрым характером, всегда старался помочь и как врач, и как человек бедным и обездоленным.

Доктор Ф.П. Гааз вёл постоянную переписку со своим питомцем Н.А. Норшиным, направляя его на путь гуманистических принципов истинного служения. В одном из своих писем к Н.А. Норшину он писал: «Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить»[26].


Л.Л. Гиршман


В основе профессиональной деятельности многих врачей прошлого, их нравственных принципов лежали неразрывно связанные между собой понятия долга и совести, христианское человеколюбие. Они были близки по духу «святому доктору» Ф.П. Гаазу и шли по пути, им предложенному.

Другом страждущих был профессор Харьковского университета, директор клиники Леонид Леопольдович Гиршман (1839–1921). Окончив в 1860 г. медицинский факультет Харьковского университета, он уехал совершенствоваться в хирургии за границу. После возвращения читал курс офтальмологии в Харьковском университете. Рабочий день Л.Л. Гиршмана начинался рано утром в клинике – это были лекции и занятия со студентами, затем приём амбулаторных больных, операция и обход стационарных больных, с 5 часов – до поздней ночи приём больных на дому независимо от звания и общественного положения. Его коллеги, студенты отмечали необычную работоспособность Л.Л. Гиршмана, его человеколюбие. В «Адресе от студентов-медиков», посвящённом Л.Л. Гиршману студенты называли его своим Учителем: «Учитель, научи же и нас трудной науке <…> в больном видеть своего брата без различия религии и общественного положения, научи нас любить правду, пред ней одной преклоняться. Отдаваясь всей душой мгновенным порывом к добру, мы часто быстро падаем духом. Научи же нас, где черпать ту силу, чтобы до преклонных лет сохранить чистоту и свежесть идеалов, чтобы жизнь, пригибая наше тело к земле, не сгибала, не старила нашего духа. Учи же нас ещё многие и многие годы, дорогой учитель, отдавать свои силы и помыслы служению больному брату, не извлекать корысти из несчастья ближнего, не делать ремесла из священного призвания нашего»[27].

Фёдор Андреевич Рейн (1866–1925) окончил в 1890 г. медицинский факультет Московского университета и продолжил учёбу на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии. Далее он совмещал педагогическую деятельность на этой кафедре с врачебной работой в нескольких московских больницах.


Ф.А. Рейн


После защиты в 1894 г. докторской диссертации на тему «О подкожных повреждениях почки» стал профессором Московского университета. С 1912 г. Ф.А. Рейн – главный врач Первой Градской больницы им. Н.И. Пирогова. В годы Гражданской войны, несмотря на разруху, интенсивно работал в больнице, оперировал, читал лекции. Ночами также, живя при больнице, был бессменным дежурным. Такое служение благотворно сказывалось на его коллегах, студентах. Ф.А. Рейн являлся достойным продолжателем традиций Ф.П. Гааза. Он долгое время возглавлял научное «Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова».



Павла Николаевича Серебренникова (1849–1917) называли «пермским Гаазом». Он и его жена, Евгения Павловна (Солонина – фамилия до замужества), в 1885 г. поселились в Пермской губернии. П.Н. Серебренников в 1876 г. окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, в 1885 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Работая в Перми, сочетал обязанности врача и преподавателя гигиены в заведениях духовного ведомства.



Евгения Павловна Серебренникова (1854–1897) свое первоначальное образование получила в Екатеринбургской гимназии, затем прошла обучение на высших курсах акушерок в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. вышла замуж за доктора П.Н. Серебренникова. Во время Русско-турецкой войны была сестрой милосердия в военном госпитале. В 1878 г. удостоена за участие в войне знаком Красного Креста и медалью. Е.П. Серебренникова – первая из российских женщин-медиков стала врачом-офтальмологом. Получив после экзаменов в Санкт-Петербурге в 1878 г. звание врача, позже в 1883–1885 гг., специализировалась по глазным болезням у двух профессоров – В.И. Добровольского и И.Х. Магавли. Е.П. Серебренникова прошла врачебную практику в общине святого Георгия на амбулаторных приемах в Санкт-Петербурге. С 1885 г. она – врач-офтальмолог в Пермской губернской Александровской земской больнице. Здесь, по её инициативе, открылось первое в России глазное отделение, которым Е.П. Серебренникова руководила. За медицинской помощью сюда приезжали из многих городов и губерний. Десятки тысяч больных получали облегчение, обретая зрение благодаря многочисленным операциям и лечению. Не успокаиваясь на достигнутом, стараясь принести пользу страждущим, Е.П. Серебренникова совершенствовала свои знания по офтальмологии за границей – в Берлине, в Висбадене, в Париже у известных профессоров в области офтальмологии.

Это была замечательная семья врачей-гуманистов, единодушных в желании приносить пользу своему Отечеству, исполняющих долг врача и гражданина. П.Н. Серебренников был известен не только как хороший врач, но и общественный деятель. В 1887 г. по его инициативе было организовано Общество помощи слепым, построено двухэтажное здание для училища слепых. Он был врачом бедняков, бесплатно их лечил в амбулатории и на дому, состоял бесплатным врачом в Обществе типографских рабочих. В своих выступлениях П.Н. Серебренников говорил о том, что каждый врач должен стремиться подражать «святому доктору» Ф.П. Гаазу в своей любви к больным.

Другом больных, «народным доктором», выдающимся «врачом-человеком» называли екатеринославского врача Ивана Васильевича Лешко-Попеля (1860–1903). Он был человеком и медиком, понимающим свой долг перед больными не только в назначении лекарств, но вниманием и добротой. Его современники сравнивали И.В. Лешко-Попеля с Ф.П. Гаазом. Он был не только профессионалом, но и любящим «отцом» для своих пациентов. В 1886 г. после окончания Петербургской военно-медицинской академии его направили в 54-й резервный кадровый батальон в Екатеринославле. Многих своих больных лечил бесплатно, оставляя деньги на столике на молоко и продукты, нужные для усиленного питания. И.В. Лешко-Попель был членом Екатеринославского медицинского общества, одним из трёх судей чести в филиале Петербургского общества взаимопомощи. Он исполнял обязанности бесплатного дежурного врача в городских больницах. Заботясь о больных, бедных лечил бесплатно, выписывал рецепты по сниженным ценам. В 1903 г., спасая тяжело больного ребенка, И.В. Лешко-Попель заболел и умер. Но люди его не забыли: его именем назвали бесплатную больницу для бедных и улицу в Екатеринославле.


В.А. Франковский


Близким ему по духу, своим человеческим и профессиональным качествам был Владислав Андреевич Франковский (1816–1895). В конце 1840-х гг. он, будучи ординатором терапевтической и акушерской клиники, после окончания медицинского факультета Харьковского университета принимал активное участие в борьбе с эпидемией холеры 1847–1848 гг. на Юге России. Долгие годы был действительным членом Харьковского благотворительного общества, работал в губернской больнице, военном временном госпитале. В.А. Франковский являлся инициатором создания в Харькове городской детской больницы, открывшейся в 1878 г. Во время Русско-турецкой войны (1878–1879) как врач, оказывавший безвозмездную помощь больным и раненым, был награждён знаком Красного Креста.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гиппократ. Избранные книги / пер. с греч. М., 1936. – 85 с.

2

Склярова Е.К. История медицины / Е.К. Склярова, Л.В. Жаров. Ростов н/Д, 2014. – С. 69.

3

Цит. по: Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины. М., 2012. С. 201–202.

4

Склярова Е.К., Камалова О.Н. Философские аспекты викторианского здравоохранения / Е.К. Склярова, О.Н. Камалова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 1. С. 104.

5

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 58.

6

Сорокина Т.С. История медицины: в 2 т. – Т.2. М.,2018. С. 162.

7

Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины. М., 2012. С. 551.

8

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 70.

9

Цит. по: Лучшев В.И., Ильинский Ю.А., Баткаев Р.Б., Куликова Е.А. А.Ф. Билибин и деонтология // Российский медицинский журнал. 1998. № 4. С. 61–62.

10

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 83.

11

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Беседы с русским народом. М.:, 2004. С. 99.

12

Надеждин Н.Я. Новые направления в науке. М., 2004. С. 45.

13

Петровский Б.В. Хирург и жизнь. М., 1989. С. 74.

14

Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 180.

15

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. М., 2004. С. 123.

16

Там же. С. 150.

17

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 155.

18

Цит. по: Харламов Е.В., Киселева О.Ф. Российская школа бескорыстия. Ростов н/Д, 2013. С. 213.

19

Блохина Н.Н. Врачи-гуманисты – современники Ф.П. Гааза // Клиническая медицина. 2012. № 7. С. 76.

20

Блохина Н.Н. Указ. соч. С. 76.

21

Там же.

22

Циммерман Я.С. Доктор медицины Федор Христофорович Граль – незабвенный народный («святой») доктор Пермской губернии // Клиническая медицина. 2016. № 12. С. 952.

23

Цит. по: Н. Блохина. Врач. Гуманист. Учёный // Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. М., 2002. С. 255–256.

24

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 32–33.

25

Харламов Е.В. Киселева О.Ф. Российская школа бескорыстия. Ростов н/Д, 2013. С. 121.

26

Доктор Гааз / сост.: Ю.Г. Куликов. Ставрополь, 1989. С. 300.

27

Цит. по: Н. Блохина. Врач. Гуманист. Учёный // Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. М., 2002. С. 255–256. [Электронный ресурс]: http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/blohina.htm Дата обращения 31.10.2017.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2