Полная версия
По мирам Анатолия Журавлева
Непрестанно молитесь.
За всё благодарите.
1 Фес. 5, 17 – 18
Неожиданности бывают разные
Живя настоящим, для решения постоянно возникающих проблем мы задаем вопросы будущему, а получаем ответы из прошлого.
Когда я прислушиваюсь, как дождь каплями стучит в стекло моего окна, то мне кажется, что это каждая капля пытается рассказать мне свою историю.
То, что произошло со мной давным-давно, сначала «убило» меня, потом «воскресило» и сделало другим человеком. Мудрость к человеку приходит от умения общаться со временем. Часто мы находим случайно так необходимый нам ключ, но потом не знаем самого главного, где же находится та дверь, которую он открывает.
В то утро, когда я проснулся, то почувствовал на глазах своих следы слез, значит во сне я плакал, но содержание самого сна вспомнить не смог, а, может быть, интуитивно боялся сделать это, боясь мучительных объятий жалости и грусти.
Молодой человек растет, взрослеет, постоянно решает какие-либо проблемы, но вдруг наступает пора, когда он все чаще и чаще начинает засматриваться на девушек и молодых женщин и уже не может заставить себя не делать этого. Разброс женщин, на которые молодой человек бросает взгляды, постепенно сужается, пока главной из всех становится всего одна. Только любовь может человеку открыть глаза и увидеть невидимое в самом себе. Все снежинки очень похожи друг на друга, но каждая из них отличается своим узором, не заметным на первый взгляд. Так и с женщинами.
Рассуждая подобным образом, я непроизвольно пытался вспомнить все-таки свой сон, но все мои усилия ни к чему не привели. В глубинах нашей памяти хранится каждая секунда прожитой жизни, но как сложно бывает воспользоваться этим багажом, а наши фантазии являются лишь частицами не прожитой нами жизни.
Я сделал зарядку, а перед тем как выпить чашечку утреннего кофе, вышел вынуть из почтового ящика газеты. Вместе с газетами в моих руках оказался конверт на мое имя и без обратного адреса. Когда с тревогой я вскрыл его, то увидел красочное свадебное приглашение от моей девушки, которую еще несколько дней назад я провожал до дома, ее стройное тело трепетало в моих объятиях, наши горячие губы сливались в долгом поцелуе, а сегодня я вдруг узнаю, что она выходит замуж за другого, о существовании которого я даже не догадывался. Кошмарная неожиданность была похожа на мой забытый ночной сон, только наяву.
Когда мы думаем, что нас любят, то чаще всего мы просто заблуждаемся, но даже подобные катастрофы приносят человеку пользу.
"Что сердце не заметит, того и глаз не увидит", – говорят в народе, а неожиданности бывают как нашими врагами, так и друзьями.
***
Разлука – боль, она в груди моей,
И с каждым днем становится сильней,
Как мне с подобной болью дальше жить?
Хочу с тобою быть, тебя одному любить.
Но это только бред моей мечты,
С тобой сейчас другой, другого любишь ты,
Слова любви лишь для него звучат,
А мне приходится их только вспомнить.
***
Дом, в котором никто не живет,
Он живой и хозяина ждет,
Но ночам свою жизнь вспоминает
И, как люди, о счастье мечтает…
Я люблю посещать этот дом,
Пусть внутри не бываю я в нем,
Но подолгу гуляю в саду
И мечту свою тоже я жду.
***
Икона на стене – тропинка в мир другой,
Где ангел впереди и ангел за тобой,
В нем страха нет, нет зависти и зла,
И помыслы чисты и добрые дела,
Но окунаюсь в жизнь, вокруг печаль,
Я не могу тропинку взять с собой, а жаль,
Знать недостоин я ее с собой носить,
Смириться надо и с молитвой жить.
***
Память хрупкая нить, но не рвется,
Память хрупкая вещь, но не бьется,
Память многое может хранить,
Память надо беречь и любить.
Память, память, спасибо тебе,
Помогаешь мне часто в беде,
Помогаешь друзей выбирать,
От врагов моих реже страдать…
Память, память – ты лучший мой друг,
Память, память – мы две половины,
Но всегда где-то рядом испуг
И абсурдные снятся картины.
Так двояко приходится жить,
Нам за все в жизни надо платить.
***
Цветы лазурь небес в себя впитали,
А люди васильками их назвали,
Цветы дороги и тропинки украшают,
Они всем людям доброго пути желают!
И пусть порой мы их не замечаем,
Но свой заряд успеха все же получаем,
Нам доброты так в жизни не хватает,
Как хорошо, когда природа людям помогает!
Обратное эхо любви
Человек обязан чувствовать себя везде, как рыба в воде, птица – в воздухе, а на земле, подобно крепким деревьям в лесу, преодолевающим все капризы природы.
Кто завистлив, тот и обидчив. Обида – это укрощенная месть, корни которой продолжают жить в человеке. Обиды – насадки тщеславия. Обиды подпитываются тщеславием. Я не люблю тщеславие и ее вечных спутников: лицемерие, ложь, равнодушие, эгоизм, жестокость. Они обычно скрывают свое лицо под маской, чтобы окружающие не могли разглядеть и раскрыть их сущность. Тщеславие всегда желает быть первой на любом празднике жизни, не имея на то никаких оснований. Люди с такой чертой характера бывают щедры на обещания, но у них как бы не хватает времени на выполнение своих обещаний.
Очень многое хорошо начинается, но плохо заканчивается. Мужчина свой внутренний мир обустраивает сам, а женщина в нем все перестраивает по-своему.
Мы учились когда-то в одном классе. При встречах со мной сейчас она мило улыбается и кокетливо приглашает меня к себе домой в гости. Я любуюсь ее маленькой красивой головкой, так хорошо мне знакомыми чертами лица, с чуть припухшими губами, большими голубыми глазами и постоянно отказываюсь под самыми разными предлогами. Она недоуменно смотрит на меня.
"Почему?" – читаю я в ее глазах.
"А потому, – думаю я. – Ты не пустила меня в свое сердце 10лет тому назад, когда я настойчиво твердил тебе о своей любви, а ты в ответ упрямо повторяла: "нет, нет!". Во мне продолжала жить только надежда, и она дождалась момента своего торжества, но тут же исчезла, как пропадают неожиданно призраки. Надежда – дорога к мечте, черпающая сила сама в себе, в ожидании желаемого. Я говорю каждому, что, если твои надежды сбываются, значит ты идешь правильным путем. Надежда не только успокаивает людей, но она приносит им временную удовлетворенность, заряжая сознание положительным зарядом, энергией созидания, которую в данный момент взять просто неоткуда. Человек не в состоянии избавиться от желаний, но в его силах изменить их качество и в этом ему помогает надежда. Обиды – это тучи, беспрерывно проплывающие по небу.
Любить с закрытыми глазами – это увязнуть в болоте своих обид.
"Разлука – та же наука", – говорят в народе.
В жизни за все приходится платить и, если не платишь ты, то платить за тебя придется кому-то другому.
***
Свеча догорает, кутаясь во тьму,
Ты не пришла, почему, не пойму.
Свеча догорит, в доме будет темно.
Свет не включу, а открою окно.
Новые замыслы вдруг прилетят.
Их мне подарит задумчивый сад,
Мысли раскрасят ночные цветы.
Лунная ночь и жасмина кусты.
Магия скрыта в ночной тишине,
Пусть я один, но доволен вполне.
***
Алмазным светом роса искрится,
Но он не греет, глаза слепя,
Холодный свет тот часто снится,
Напоминая мне тебя,
Не согревает твоя улыбка,
Фальшивым блеском людей маня,
А наша встреча была ошибкой,
Но очень поздно понял я.
Крик одиночества
У меня сложилось мнение, что одиночество является одной из дверей, через которую каждый человек может проникнуть в пространство своего духовного мира и побыть там наедине с самим собой, оставив на время все материальные проблемы быта.
В принципе бездуховных людей не существует вообще, но очень многое, как всегда, зависит от того, чем человек заполняет свое духовное пространство, которое является единственной собственностью принадлежащей, только данной личности.
Мир духовности безграничен, но он, как и любая вселенная находится в постоянном движении, а все материальное является лишь строительным материалом подобных вселенных и оправами для возникающих миражей наших страхов и мнимых ценностей.
С такими мыслями я и приехал один поздней осенью к себе на дачу. Дачный поселок к этому времени уже окончательно опустел, а летние домики от холодного и нудного дождя, как бы погрузилась в омут печали.
Когда я бродил по опустевшим улочкам, меня постоянно сопровождали три кем-то брошенных собаки. Они так и не могли понять никак, куда же исчезли их хозяева и когда снова вернуться к ним. Я, конечно, кормил собак. Поев, они все-таки разбегались по своим опустевшим домам.
У вечера года строптивый нрав. Какой красивой осень бывает в начале и такой безликой становится ближе к зиме. Разноцветная музыка листопада давно стихла, ковер из листьев потемнел от непрерывных дождей, но иногда днем в редкие часы, когда тяжелые блуждающие облака вдруг расступаются, то сквозь образовавшееся пространство на землю обрушиваются яркие, теплые лучи солнца, посылая всем прощальную улыбку ушедшего лета, и тогда аромат упавших на траву яблок вытесняет запах сырости и безысходности.
В поведении осени, мне кажется, кроются какие-то тайны. Самое главное в жизни – это прожить ее достойно, а раскрытие всевозможных тайн уже после. Лучше соизмерять свои возможности, чем постоянно "прыгать выше головы".
Печь в доме я топил почти круглые сутки и к этому теплу тянулась всякая живность, особенно птицы. Чаще всего на мой садовый участок прилетали разнообразные нарядные синицы – большие лесные синицы в темной шапочке и таком же шарфике, спускавшимся по горлышку на брюшко, штанишках лимонного цвета, оливково-зеленой накидке и черными в синеву крыльями, и хвостом.
Длиннохвостые синицы появлялись в строгом вечернем наряде – спина, крылья, хвост черные, а все остальное оперение белое с розоватым оттенком. Воробьи и вороны почему-то не прилетали. Всех птиц, прилетавших в гости, я, конечно, подкармливал.
Когда человек долго живет один в отрыве от цивилизации, он незаметно для себя начинает беседовать со всеми: с птицами, рыбами и т.д., и даже с некоторыми предметами. Я, например, по вечерам стал иногда разговаривать с огнем в открытой печи.
И у огня существует свой язык. Огонь – это жизнь, огонь – это смерть, как и любовь.
Засыпал я всегда очень поздно, а по ночам мне снились странные сны. Вот и в эту ночь ко мне в гости пришел странный мужчина, встал у двери и долго молча, стоял.
– Ты узнал меня? – наконец произнес мужчина.
– Не совсем, – ответил я.
– Помнишь школу?
– Помню.
– Помнишь десятый класс?
– Помню.
– Помнишь девочку Юлю?
Вот теперь-то я окончательно узнал его. Это был юноша из параллельного класса, к которому от меня ушла Юля. Красивая женщина, как огромный бриллиант среди россыпи мелочи, и такой была Юля. Да, я тогда был влюблен в Юлю и очень переживал, когда она стала встречаться с другим. Красивая женщина украшает мужчину, с которым она находится.
– Причиной всех моих бед стал именно ты. С самого раннего возраста я любил смотреть фильмы и читать книги, где обязательно одним из действующих лиц был супермен, пусть даже и злодей. Именно характер суперменов нравился мне и умение их всегда добиваться цели во всем, а не зло. Для этого я обязан быть умным, сильным, независимым и решительным эгоистом. Они, черты характера постоянно приказывали мне "надо" и, загнанный в угол этим "надо", я упрямо добивался своего, пусть даже это сначала казалось невозможным. Так произошло и с Юлей. Она любила тебя, но я добился своего, и она назло тебе стала встречаться со мной, а после школы вышла за меня замуж.
В погоне за успехом я забыл одну старую истину, что иногда не стоит спешить. Удовлетворяя свои страсти, человек расплачивается сокровищами своей души и, в конце концов, мои успехи столкнулись с проблемами. Произошло психологическое крушение. Жена постоянно повторяла, что она меня не любит, что любила и любит только тебя, а ты в это время был женат уже и счастлив. Наконец, я не выдержал и оказался здесь.
– Зачем?
– Посмотреть, с тобой она или нет.
– Ее здесь нет.
– Я вижу.
– И мужчина так же неожиданно исчез, как и появился.
"А он украл у меня мою первую и единственную любовь!" – подумал я.
***
Давно слова "к родителям я еду" не звучат.
Пронзает сердце боль и слезы на глазах.
"А вдруг мои молитвы не дойдут до них" – пугает страх.
Я в жизни о любви своей им не успел сказать.
Я знаю, что оазису не быть среди песков,
Пока его не оросит вода,
Как много у меня грехов,
А жизнь – одна, грехи – моя беда.
Молитвы часто я теперь твержу
Я, может быть, прощенье заслужу.
***
Осень, прощаясь, мне улыбнулась
Ласковым, солнечным днем,
И позабытая радость вернулась,
Снова мы будем вдвоем.
Встречи, разлуки и ночи без сна,
Их череда людям очень нужна,
Годы, как воды, уйдут и придут,
Только, что было, уже не вернуть.
***
Это было, я помню, было,
Просто прошлое ты позабыла,
И не хочешь его вспоминать,
Одного заставляя страдать.
Да, я мучаюсь очень и очень,
Надо все позабыть, между прочим,
Но пока не могу, не могу,
Наше прошлое я берегу.
Каждый взгляд помню, каждое слово,
Для тебя все, что было, пустое,
И подобное в жизни не ново,
Но в былом что-то есть дорогое,
Для себя я хочу сохранить,
Без мгновений таких сложно жить.
Рисунок Пиросмани
1
Вера проснулась давно, но лежала с закрытыми глазами и только когда муж осторожно, боясь разбудить ее, вышел из комнаты, она, наконец, открыла их, но вставать по-прежнему не хотелось. Усталость, которая поселилась в ней, давила с каждым днем все сильнее и сильнее, да так, что женщина теперь перестала выполнять даже самую малую работу по дому, переложив эти хлопоты на плечи заботливого мужа.
Как скука является спутницей лени, так и болезнь зарождает в людях чувство безысходности и этот ненасытный, незаметный червячок день и ночь грызет психику человека.
Из кухни раздался резкий свист закипевшего чайника.
«Значит муж на работу еще не ушел, – решила Вера. – Да и как он мог уйти, если всегда перед уходом обязательно заходит ко мне, чтобы сказать что-нибудь ободряющее, веселое, прежде чем на прощание поцеловать. Какой все-таки он у меня хороший!»
Вера слабо и нежно улыбнулась.
"Надо бы заставить себя приготовить ему хотя бы бутерброды",– снова подумала она, но вставать очень не хотелось. Апатия была хозяйкой положения, хотя Вера точно знала, что, когда за мужем захлопнется дверь, она все же сумеет встать и даже попытается чем ни будь заняться, пока силы не покинут ее и тогда опять придется вернуться в так надоевшую кровать.
"Нога споткнется, человек упадет – всему телу достанется. Только свались с ног, а за тычками дело не станет. Подстреленного сокола любая ворона заклюет. Пришла болезнь – вини саму себя", – размышляла Вера. – Без чего не бывает ничего. Что-то здесь не так, а как?
Еще вчера в теле здоровье было, а сегодня неизвестно куда и каким путем сплыло.
И тут Вера вспомнила свой ночной сон-кошмар. Началось все так красиво и хорошо. Цветные краски лета, ласковые волны теплого моря, горячий песок пустынного пляжа и великолепные горы, а они с мужем были орлами. Теплый, ласковый воздух обдувал их тела, поддерживая за широкие крылья, как мать ведет за пальчик малыша, только начинающего делать первые шаги.
Кто сказал, что все горы похожи друг на друга. Не верьте ему, каждая гора – это тайна и отличается одна от другой, надо только уметь смотреть.
Кто сказал, что песчаные пляжи уныло однообразны? То глупый человек. Посмотри внимательно на песок сверху, он дышит, как живое существо, а каждая песчинка имеет свои особенности.
И вдруг она одна оказалась на земле в каком-то гнезде, а рядом с ней лежал и противно пищал какой-то уродец: с огромной головой, ртом, одноглазый, покрытый язвами, не то птица, не то зверь и Вера в страхе проснулась.
Раздался звонок в дверь.
"Кто бы это мог прийти?" – подумала женщина.
Через несколько минут тишину нарушили мужские голоса в гостиной.
"Придется встать", – решила Вера.
2
Я работал психотерапевтом, а мой друг занимался малым бизнесом. В последнее время мы с ним встречались редко. В этот раз он позвонил и обратился ко мне с просьбой – посмотреть его жену. Она ничем определенным не болела, ни на что не жаловалась, но на глазах постепенно угасала и таяла. Друга очень беспокоило ее состояние, и я обещал ему прийти и побеседовать с женой, тем более мы были в хороших отношениях.
Войдя в квартиру, я прежде всего обратил внимание на незнакомую мне картину, висевшую в гостиной.
Современная дорогая рамка резко контрастировала с самим рисунком, который меня сразу сильно заинтересовал. На материале, похожим на кусок клеенки, была изображена молодая девушка в летний ясный день. Она в нерешительности стояла у воды, подставив себя жарким лучам солнца.
Яркая зелень виноградника и буйное разноцветье трав резали глаза на фоне световых пятен облаков на воде.
Картина походила на стилизацию под детский рисунок, но приглядевшись внимательнее, вы невольно попадали в плен ее тонкого очарования и уже ощущали живую трепетную душу гениального художника, восхищенного увиденным и сумевшего перенести это на полотно через обыкновенные краски. В наивно примитивной поэтической манере письма чувствовался глубокий драматический внутренний мир, живущий своей жизнью.
Вся картина была написана широко и размашисто неудержимым вдохновением. Грациозная фигура девушки в белом завораживала, будто сотканная из лучей солнечной ткани, она так и светилась молодостью, радостью жизни и счастьем.
Контрастно выделялись удивленные, огромные черные глаза, густые брови и пышные волосы. От этой кажущейся наивности веяло утверждением красоты, философией молодости и силы.
– Что, нравится?
– Да.
Я и не заметил, как бесшумно в комнату вошла женщина.
– Привет.
– Здравствуй.
– Мне тоже, прелестная картина, мое самое любимое приобретение. Я даже сейчас не верю, как мне повезло. Что это – улыбка удачи или судьба.
Слово "судьба" подействовало на меня, словно луч прожектора осветивший черную темноту туннеля неведомого. Информационное пространство простирается от глубокого прошлого до далекого будущего, а воспоминания на машине времени свободно путешествуют в нем, но их поджидают всевозможные "ловушки" и тогда некоторые люди испытывают на себе психологические перегрузки, которые проявляются в виде различных психологических заболеваний, когда стрессы воздействуют так, что связь с настоящим рвется и человек может оказаться в чужом для него мире, окруженный знакомыми лицами, но совершенно не понимающими его.
Никто из нас не знает, как работает интуиция, но почти все мы в тот или другой отрезок времени прибегаем к ее услугам, потому что это самый реальный шанс принять в данный момент правильное решение. Иные миры могут передавать людям свою информацию через музыку, слова и другими способами, через сочетание цвета, света, мозаику непонятных знаков, символов и т.д., и т.п. особенно через неслышимую акустику времени. Только сложив все выше перечисленное человек сможет увидеть четкую картину хронометражей.
Висевшая на стене картина умела "говорить".
– Кто же автор этого полотна?
– Пиросманишвили, он мой любимый художник и удивительный человек.
Мы оба долго смотрели на картину, а когда повернули головы, наши взгляды встретились и слились.
– Вера, я не буду скрывать от вас цель моего столь раннего визита и скажу прямо, что хотел бы по просьбе вашего мужа немного побеседовать с вами, если вы, конечно, не возражаете.
Она на минуту задумалась и тихо выдохнула:
– Хорошо.
– Тогда я покину вас, – сказал друг и быстро удалился.
Мы остались в комнате одни. Я передвинул кресло в подходящее место и продолжил.
– Располагайтесь, как вам будет удобно.
Она, мило улыбаясь, повиновалась.
– Ну вот, сейчас попробуйте расслабиться. Главное, ни о чем не думайте и смотрите мне в глаза. Раз, два, три....
Вера слушалась, как прилежный маленький ребенок.
– Вам хорошо и уютно. Теплая волна времени подхватывает ваше сознание. Вы видите море. Ровно шумит прибой. Ваши руки и ноги деревенеют. Вот вы, как птица, взлетаете над водой и летите, летите, летите…
Теперь было очень важно в нужный момент остановить этот невидимый полет.
Голова у Веры закружилась, а потом провал памяти.
3
Мы познакомились с ним в винном погребке, который я тогда только что оформил живописью, и его хозяин в благодарность угощал меня бесплатно вином и обедом.
Старик, после не знаю какого стакана, все же согласился съездить со мной в родную деревню, без этого я уже не мог спокойно жить в этом городе. Тифлис мне нравился, но и пугал. Он для меня оставался чужим, хотя без него я свою жизнь тоже не представлял, навсегда оторвавшись от родных корней.
Огромный город делился на две части: старый Тифлис и новый, совершенно непохожие друг на друга. Здесь одновременно уживались Азия и Европа, не вступая между собой в противоречия.
Новый город благоустроенный, с трехэтажными зданиями, хорошо освещенный, с театром, банком, всевозможными конторами, редакциями и т.д. А рядом старый город, где узкие, кривые улочки, густо заполненные маленькими домиками с многочисленными пещерами лавок и харчевен, расставленных где попало и как придется.
Лучше всего я чувствовал себя на базаре. Жизнь там была крикливая, шумная, с руганью на разных языках, с постоянным скрипом бесконечных телег и громкой музыкой десятка одновременно играющих шарманок.
Но сердце мое все равно оставалось в деревне, в небольшом домике с деревянной калиткой забора, где меня обычно провожала и встречала любящая мама, хотя она работала с утра до ночи.
Мои верные друзья – овцы да бараны, собака, кошки, гордые петухи, зорко посматривавшие по сторонам, образец семейного устройства, суетливые куры с выводком желтеньких, нежных, забавных цыплят.
Вспоминая эту картину, я снова переношусь в счастливое детство, к давно ушедшему и невозвратному, а боль оставленного периодически пронзает душу и долго тревожит сознание.
И еще маленькая девочка, словно красивая, нарядная живая кукла, которая так любила меня, и которая сейчас уже превратилась во взрослую женщину.
Я задумался.
Психике людей, вероятно, больше вреда приносят ожидания событий, которые могут произойти с ними, чем происходящие потом на самом деле. Гипноз прошлого живет в каждом человеке и редко кому удается полностью рассеять эти чары.
Я обязательно должен нарисовать ту девушку, которая скорее всего уже замужем и счастлива.
Выехали мы из города ближе к вечеру, захватив с собой в дорогу приличное количество вина и закуски.
Старая, разбитая телега скрипела, покачиваясь из стороны в сторону, но на охапке сена сидеть было вполне комфортно.
"Прощай город, до свидания, моя любимая женщина, приютившая нищего художника и заботливо оберегающая его. Если бы ты знала, как я люблю тебя, как мне тяжело покидать твой приветливый дом, но я не могу больше здесь оставаться. Мне так необходимо хотя немного побыть в родной деревне, набраться сил и вдохновения, подышать воздухом свободы и вернуться обратно".
Я сделал глоток вина, закрыл глаза и тут же из ниоткуда появилась она. Ее бездонные черные глаза смотрели на меня, и я отчетливо ощущал запах тела и волос.
Сплю ли я или это лишь игра моего воображения, полусон-полу грёзы, пережитое или предчувствие свидания, а вдруг мы больше не встретимся?
Я почувствовал глубокий страх, точно такой, который испытал раньше, узнав, что любил ее. Во мне забурлила любовная энергия. Она исходила отовсюду: от ее тихого, грудного голоса, выступающих округлостей грудей, от линии лебединой шеи и прекрасного лица, прикрытого маской прожитых лет.
Телегу резко качнуло, видение исчезло, а сознание вернулось к реальности окружающего мира.
Мы заблудились?
Кто из нас был виноват в этом? Мой возница или я, погруженный не вовремя в свои думы, но факт оставался фактом, и мы решили заночевать здесь. Южная ночь тем временем окончательно вступила в свои права.
–Тпру-у! Спать. Утро вечера мудренее.
Мы глотнули вина, и я, раскинувшись на сене, мгновенно уснул, но во сне мне снова пригрезилась знакомое улыбающееся лицо девочки из детства, к которой я сейчас ехал.