Полная версия
Сказки про людей и краски. О. Кипренский
Сказки про людей и краски
О. Кипренский
Галина Евгеньевна Ветрова
© Галина Евгеньевна Ветрова, 2019
ISBN 978-5-4496-3889-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Дорогие родители! Меня зовут Галина Евгеньевна Ветрова. Я много лет проработала в музеях Саратова и Москвы.
«Сказки про людей и краски» – продолжение «Сказок о художниках», которые я придумала и начала писать для московского издательства «Белый город» в 1997 г. Первые сказки были опубликованы в апреле 2001 г., имели большой успех и много раз переиздавались. В одной из рецензий ее автор, А. Отрощенко, точно обозначила задачу, которую я себе ставила, тогда незнакомым мне словом: «детский нон-фикшн». В самом деле, сказка в этих текстах вроде нарядной скорлупки, в которой «упакован» правдивый рассказ о художнике.
Издательство вскоре привлекло к созданию новых сказок много других авторов, а я, спустя несколько лет, опять начала писать сказки «в стол». Но теперь они стали длиннее, предназначены для детей постарше, и рассказывают в основном не об одной картине, а о главных произведениях мастера.
Судьбы многих из русских мастеров трагичны, и я пыталась намекнуть на это, чтобы даже маленький человек понял, что искусство – не развлечение. А зачем нужно искусство малышу, ответить легко – для развития тонких душевных «чувствилищ», которые определяют лучшие качества человека и помогают сформировать интересы и способность сопротивляться агрессивной внешней среде.
Родители могут сами определить, когда они могут прочитать ребенку (это лучше всего) ту или иную сказку. И, конечно, надо быть готовым к вопросам – их наверняка будет много, ведь речь идет о XIX и даже XVIII веках.
О. Кипренский. Автопортрет.
1820 г. Уффици, Италия
Как время художника на путь истинный
наставляло
Время было всегда.
Но никто не считал секунды и не строил планов на день или на месяц, не «убивал время» и не «дорожил» им, пока на земле не появились люди.
Эти смешные двуногие, которые сначала понимали только «день» и «ночь», постепенно сумели поделить Время на секунды, месяцы и годы, научились расставлять знаки Времени – строить памятники, записывать даты больших событий, войн и праздников.
С людьми Времени стало гораздо интереснее! Ну что возьмешь с динозавров да саблезубых тигров? Рычат, ревут и уплетают друг друга!
А люди постоянно что-то изобретали, возводили и разрушали города, придумывали чудны́е моды… Но главное – менялись сами! И оказалось, что сильнее всего изменяет Время то, что нельзя увидеть или потрогать. Это чувства, мысли, вкусы людей! А вот это уже отражалось во всем – как люди выглядели, какие строили дома, как себя вели… И именно это делало Время непохожим на то, каким оно было «вчера» и станет «завтра».
Задолго до того, как появилась фотография, хитрое Время научилось узнавать людей, которые могли запечатлеть его для будущих поколений. Как ни странно, чаще всего это были не короли и полководцы – они делали Историю. А вот рассказать или показать Время лучше всего получалось у художников и писателей, музыкантов и архитекторов. И Время стало искать таких людей в разных странах, (потому что в каждой стране оно было разным), чтобы потомки помнили прошлое и не повторяли своих ошибок, умели отличать одну эпоху от другой и гордиться тем, какими бывают люди.
Иногда Время, словно море, покрывалось высокими волнами. Тогда начинались революции и сражения, появлялись необыкновенные герои, происходили трагические и удивительные события. Такие Времена случались не однажды, и всегда были совсем разными.
И вот однажды, около двухсот лет назад, пришло такое Время и в нашей стране, России. Потом его назовут «романтическим».
В России всегда были люди, которых привлекали не знатность и богатства, а свобода, честь, благополучие не только для них самих, а для каждого человека. Но тогда их вдруг появилось много. И какие это были люди! Умные, талантливые, самоотверженные… Необыкновенные! В них, как в зеркале, Время увидело, что оно стало совсем другим!
Значит, нужно найти художника, который сумеет показать меня тем, кто родится много лет спустя, решило Время. И он должен быть портретистом!
Вскоре оно остановило свой взгляд на молодом человеке, который только что закончил обучение в Академии художеств и считался очень талантливым.
«Во-первых, – думало Время, которому теперь особенно нравилось все необычное – имя: Орест! Кипренский! И это мальчик, который родился в деревне, крепостным! Почему-то человек, которого считают его отцом, дал ему имя греческого героя и придумал фамилию Кипрейский, которую теперь переделали в «Кипренский»! Разве не странно?
А его приемный отец – Адам Карлович Швальбе. По рождению немец – и русский крепостной! Чудно́!
Юноша красив, умен, любит людей! Всегда готов помочь товарищу. И какой пылкий, самолюбивый, гордый! Не похож на других – никогда не знаешь, что ему в голову придет.
Хочет стать знаменитым, готов работать для этого без отдыха. Но и независимым умеет быть – а это очень важно.
Ну что ж, – решило Время. – Я позабочусь о его судьбе».
И устроило так, чтобы Орест застал своего приемного отца в минуту, когда тот думает, что совсем один. Чтобы увидел его совершенно по-другому и загорелся желанием написать портрет.
Так и вышло. И портрет получился удивительным!
Швальбе словно выходит из полумрака. Он уже не молод, но сохранил силу, властность, ум. Человек он, может быть, и суровый, но точно не злой. Видишь его лицо – и сразу чувствуешь, как глубоко уважает его приемный сын. Трудно поверить, что этот могучий человек – не свободен, что он подневольный. Но выражение лица, невидящие глаза, тяжелая рука, крепко сжимающая посох…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.