Полная версия
Слава и плач Воложинской иешивы
Слава и плач Воложинской иешивы
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2019
ISBN 978-5-4496-3827-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Воложинская иешива была еврейским учебным заведением, слава которого гремела на весь мир. Из ее стен вышли многие значительные фигуры, известные личности. Ее история заслуживает внимания, а ее здание является памятником архитектуры. Но сегодня зданию иешивы требуется реконструкция, оно плачет, взывая о помощи.
В книге пересказано об истории Воложинской иешивы, о проблемах, связанных с плачевным состоянием ее здания и необходимостью реконструкции, о возглавлявших ее раввинах.
I Об иешиве в Воложине
Воложинская иешива на старинной открытке
«Не толькі з усёй Расеі ды Еўропы, але і з усяго свету – з Амерыкі, нават Японіі прыязджаюць сюды вучыцца на рабінаў. (…) і жыды тутэйшыя (…) не трайкочуць яны, як тыя сарокі, чужой мовай; не, яны моцна трымаюцца сваёй веры, звычаяў, мовы…».
(Ядвигин Ш. (Антон Левицкий), 1910) [1]
Воложинская иешива в несколько обновленном виде. Источник: https://vedaj.by/index.php/ru/goroda/minsk/wal/volozhin
1.1 Понятие иешивы вообще и иешивы в Воложине. О создании иешивы в Воложине
«Воложинская ешива со времени основания отличалась от других подобных заведений и методикой обучения, и организацией. Средства на нее собирались не только в Воложине, но и приходили из самых дальних мест, даже из-за границы. В результате ешива оказалась свободной от какого-либо местного влияния и давления». (Александр Локшин. «Древний наш светоч». [2]
Понятие иешивы вообще и иешивы в Воложине
Воложин фото. Воложинская ешива. Источник: http://shtetlroutes.eu/en/the-jeshivot-route/
«Немало ешив, основанных в XIX веке по образцу Воложина, существуют и по сей день в Израиле, Америке и России. Семена, посеянные в ту давнюю пору, продолжают плодоносить и сегодня». (Александр Локшин. «Древний наш светоч…»)
Александр Локшин. «Древний наш светоч…» (Из истории Воложинской ешивы) [2]
Под иешивой принято понимание высшего религиозного заведения, в котором предусматривается изучение Талмуда и ведется подготовка ученых к получению ими звания раввина. Иешива является центром иудейской мысли и местом, где воспитывается духовная элита еврейства.
Иешива, действовавшая в Воложине, была первым высшим духовным учебным заведением, предназначавшимся для подготовки раввинов на восточноевропейских землях.
Иешива в Воложине, 2014, фото: Павел Санько http://shtetlroutes.eu/en/the-jeshivot-route/
Воложинскую иешиву зачастую по праву называют на иврите «Эм Ха-Ешивот» («матерью иешив»). В прежние далекие времена в ней имело место проживание великих раввинов, работавших настолько хорошо, что их имена оказались известны евреям во всем мире.
В иешиве Воложина проходило обучение Рэбхая Кука – главного раввина государства Израиль.
Иешива существовала долгое время, однако ее из-за разных причин 3 раза закрывали. Она вновь открывалась, возобновляя свою деятельность и продолжая свое развитие.
О создании иешивы в Воложине
«Ешивы существовали в каждом заметном городе Западного края, но именно ешива в городке Воложин Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне районный центр Минской области Белоруссии), открытая в самом начале XIX века (по всей видимости, в 1802 году), оказалась первым учебным заведением нового типа и стала своеобразным образцом для других ешив в черте оседлости». (Александр Локшин. «Древний наш светоч…») [2]
Иешива в Воложине. Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/foto-albom/3208.html?id_gallery=4748
Возникновение в Воложине иешивы обязано великому Виленскому Гаону (Элияху бен Шломо Залману) несмотря на ее функционирование уже после ухода Гаона из жизни. Заниматься преподаванием в Воложинской иешиве Гаон поручил лучшему своему ученику – Хаиму Воложинскому (являвшемуся уроженцем этих мест).
Некоторые полагают, что создание воложинской иешивы связано было с необходимостью создания преграды на пути распространения среди молодых людей еврейской национальности хасидизма. Однако это неверное суждение. Александр Локшин в статье «Древний наш светоч» пишет [2]:
Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шауль Штампфер. Источник: http://jgaliciabukovina.net/sites/default/files/doc_file/stampfe-syllabus-kiev.pdf
«Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шауль Штампфер в своем недавнем исследовании отмечает, что открыть новую ешиву р. Хаима побудило отнюдь не стремление противостоять хасидизму. Да и критика этого учения в его главном труде „Нефеш а-Хаим“ отличалась крайней осторожностью, что было нетипично для полемических сочинений того времени. Более того, р. Хаиму принадлежит заслуга установления терпимых отношений между хасидами и их противниками-митнагдим. По преданию, р. Хаим встречался в Минске с р. Шнеуром-Залманом из Ляд – основателем движения Хабад. Во время беседы Хаим Воложинский признал, что оппоненты хасидов часто поступали с последними несправедливо. Исследователь приходит к выводу, что р. Хаим стремился прежде всего помочь молодым людям в изучении Торы, а вовсе не бороться с определенными течениями внутри иудаизма».
Раввином Хаимом Воложинером в своей иешиве было обеспечено использование нового, установленного самим Виленским Гаоном, метода преподавания Талмуда, состоявшего в анализе текстов и понимании их обычных значений.
Таким образом, Воложину суждено было оказаться центром, в который отправлялись юноши-евреи из разных уголков мира, чтобы добиться расширения имевшихся у них базовых знаний.
Согласно преданию [3]:
Элияху Бен Шломо Залман. Виленский Гаон. Источник: https://religions.unian.net/judaism
«В это время в Вильно уже существовали две йешивы, однако раввин Хаим решил основать новую – возможно, чтобы выйти из-под влияния виленской общинной администрации, страдавшей внутренними раздорами, и самое главное, чтобы организовать изучение Талмуда в соответствии со своими собственными взглядами. Он противился традиционно устоявшемуся правилу проживания учеников йешив в семьях, за пределами йешивы. Не хотел допустить попадания учащихся под влияние внешней среды. Для этого он взял на себя обеспечение учеников средствами к существованию. Для сбора средств на йешиву он обратился к еврейским общинам. В результате Воложинская йешива стала не просто местным учебным заведением, а предприятием всей литовской общины (миснагдим) и прототипом всех литовских йешив, основанных после этого».
1.2 Проведение занятий. После смерти рабби Хаима
Проведение занятий в иешиве в Воложине
Здание Воложинской ешивы. Воложин, Виленская губерния. Фотография начала XX века. Источник: http://wiki-org.ru/wiki/Воложинская_иешива
Проведение занятий в иешиве в Воложине официально началось в 1806-м г. Руководимые р. Хаимом поначалу в ней проходили обучение лишь десять юношей. Но иешиве суждено было быстро приобрести большую славу, поэтому на учебу в нее стали прибывать молодые люди со всех уголков мира.
Она стала высоко цениться и в России, настолько, что в 1812-м г. военным губернатором Виленского края р. Хаиму для защиты был выдан документ, являвшийся приказом «всем воинским частям российской армии защищать его и студентов и оказывать им всяческую помощь». В данное время в иешиве уже обучалось сто студентов, для которых было обеспечено возведение деревянного здания иешивы.
Лекции в основном читались самим р. Хаимом, его зятем р. Гилелем, раввином города Гродно, и его сыном р. Ицхаком. Здание иешивы вмещало в своих стенах до четырех сотен слушателей (иногда их было даже еще больше).
Здание бывшей иешивы в Воложине. Источник: http://phys.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Воложинская_иешива
В Воложинской иешиве были свои, строго выполняемые правила, благодаря которым она, собственно, и обрела известность. В нее не принимались все желающие, в ней позволяли учиться лишь юношам, проявлявшим высокие способности в плане понимания Талмуда.
Среди правил иешивы были следующие [4]:
«Слушатели иешивы находились на полном материальном обеспечении. Каждый ученик должен был участвовать в коллективной утренней молитве, которая начиналась в 8 часов. Затем наступало время завтрака. Время от 10 до 13 часов отдавалось изучению Талмуда. После часового обеда опять наступало время молитвы, а затем до 20 часов продолжались занятия».
В Воложине очень пеклись об умении студентов работать самостоятельно. Лекции посещать не заставляли, ешиботники не озадачивались сдачей формальных экзаменов. Рош-ешивой время от времени велись со студентами беседы, и это позволяло ему получать вполне достаточное представление об их достижениях в плане усвоения знаний.
В учебном заведении [2]:
Воложин, иешива, 1964 год. Яичная темпера. Художник – Анатолий Наливаев. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Воложинская_иешива#/media/File:Volozhin_-_ieshiva_1964_Anatoly_Nalivae
«не было отделений или классов, хотя в нем обучались люди с разным опытом и знаниями. Несмотря на возникавшие изредка конфликты, в ешиве многие годы царил дух семьи. Порой молодой учащийся добивался совместных занятий со старшим ешиботником, обычно за скромную плату.
Каждый ученик был предоставлен самому себе, и его успехи зависели от способностей и усидчивости; в то же время все учащиеся проникнуты были духом своей школы: ощущением полной духовной общности. Эта общность проявлялась и в практических делах: учащиеся оказывали друг другу материальную поддержку… Забота о содержании школы и учащихся была одной из обязанностей главы ешибота».
Когда завершалась вечерняя молитва и проходил ужин, некоторые студенты занимались самостоятельно до наступления полуночи, иные отдыхали до 3-х часов ночи, а затем их учеба начиналась вновь.
Образование в иешиве не ограничивалось официальными занятиями, студенты должны были еще усердно заниматься самообразованием.
После ухода из жизни рабби Хаима
Воложинская иешива. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Volozhyn_yeshiva_1
Когда рабби Хаим умер, Воложинскую иешиву возглавил его сын р. Ицхак. Произошло это в 1821-м г. А в 1824-м году российскими властями было принято решение о закрытии учебного заведения, причем имело место издание соответствующего приказа. Несмотря на это продолжилось его функционирование и даже расширение. Количество студентов доросло до двух сотен, и обеспечилось строительство новых зданий.
Иешива в Воложине превратилась в одно из главнейших еврейских учреждений на территории России. А возглавлявшего иешиву раввина российские власти считали одним из лидеров еврейства на просторах всей Российской империи.
Год 1843-й. В данном году российскими высшими властями было принято решение о созыве раввинской конференции с целью обсуждения проблемы, касавшейся еврейского образования (согласно рекомендациям «еврейского комитета»). Р. Ицхака пригласили в город Санкт-Петербург. Это для него оказался хороший шанс [3]:
Воложинская иешива в прошлом
«Он воспользовался этой возможностью, чтобы получить официальное признание йешивы, предъявив в министерстве образования защитное письмо, выданное в своё время его отцу».
Год 1849-й [3]:
«рабби Элиэзер Ицхак Фрид был назначен главой йешивы, а рабби Нафтали Цви Йехуда Берлин проректором».
1.3 После ухода из жизни рабби Ицхака. Кампания правительства против традиционных религиозных учебных заведений
Источник: https://www.imrey.org/нацив-из-воложина
После ухода из жизни рабби Ицхака
Год 1854-й. это был год ухода из жизни р. Элиэзера Ицхака, после чего [3]:
«и рабби Берлин, и внук рабби Хаима, рабби Йосеф Бер Соловейчик, были назначены руководителями воложинской йешивы. Между ними начался спор по поводу методов обучения».
Поскольку наличие спора было способно поставить вопрос о невозможности существования иешивы [3]:
«делегация видных литовских раввинов, в том числе Давид Тевеле из Минска, Иосиф Слуцкий, Исаак Эльханан Спектор из Ковно и Зеев Магид из Вильно, прибыла к Воложин для того, чтобы урегулировать эти споры. Комитет постановил, что рабби Берлин должен быть главным в йешиве, а рабби Йосеф Бер его заместителем. С тех пор йешиву возглавили два человека – галава йешивы и его заместитель».
Кампания российского правительства против традиционных религиозных учебных заведений
Воложинская иешива. Видео на youtube. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ek2dxlbad8o
Период завершения 1850-х годов [3]:
«российское правительство возобновило кампанию против традиционных религиозных учебных заведений – хедеров и йешив. Согласно правительственным инструкциям, кандидатом в казённые раввины мог быть выпускник раввинского училища (с 1873 года – еврейского учительского института). К примеру, казённое раввинское училище в Вильно существовало с 1847 года. Казённые раввины утверждались губернскими властями, от них они и получали свидетельство на звание раввина. Именно казённый раввин представлял еврейскую общину в правительственных учреждениях. В обязанности казённого раввина входило принимать присягу у евреев – новобранцев, вести книги записей рождений, бракосочетаний, смертей, в дни государственных праздников и тезоименинства императора произносить в синагоге патриотические проповеди на русском языке».
Правительством предусматривалось, что [3]:
«казённый раввин явится духовным пастырем общины и будет «наблюдать, чтобы в общественном богослужении и обрядах веры были сохраняемы установленные правила. Объяснять евреям законы их и разрешать встречающиеся в оных недоумения».
Против традиционных религиозных иешив выступали и поборники не являвшегося религиозным знания [3]:
«Они посылали меморандумы назначенному государством еврейскому комитету с просьбой закрыть йешивы как «питомники фанатичных раввинов».
Власти же, скорее всего, полагали, что [3]:
«пока йешивы продолжают существовать, выпускники государственных раввинских семинарий не будут приняты на посты раввинов, и что йешива в Воложине есть главный конкурент государственных раввинских семинарий».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.