bannerbanner
Астрология Каббалы и Таро
Астрология Каббалы и Таро

Полная версия

Астрология Каббалы и Таро

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8

Но дионисийские мистерии предполагают подъем от Земли к Истоку, в то время как образ Шута описывает движение в другую сторону: от Истока в неизвестном направлении. Вакханалия – это нарочное, силовое, а не спонтанное безумие, а потому кровавое, а не мирное и волшебное, чудесное, как у Шута. Дионис Загрей – трагический, вовсе не шутовской образ (как и фигура полюбившего этот образ Ницше), он связан со страданием. Символ экстаза Диониса – виноград – это традиционный символ Малькута, а не Кетера. И земное плодородие не является темой этой карты, хотя ее соотносят со всеми видами энергии – и в частности, фаллической, рождающей жизнь и побеждающей смерть. Но безумный Шут над пропастью шутит жизнью, он безразличен к жизни и смерти и очевидно не склонен страдать или бесноваться. Шут свободен от этого мира, и даже его озарения – это не чувственный экстаз, а холодная ясная интуиция Урана. И Шута нельзя назвать сумасшедшим. Сумасшедший зациклен на своих ошибках, а Шут не ошибается. Его энергия идет прямым путем от Кетера, оттого он – безгрешен.

Поэтому в безумце-Шуте, спокойно идущем по краю пропасти, иногда видят Спасителя. Кроули соотносит языческую фигуру первоапрельского дурака с христианской встречей весны – Пасхой. Эту идею иллюстрирует на карте Кроули голубь Святого Духа и меч Грааль в руках Шута. Западноевропейский сказочный образ святого Грааля близок к этой карте, обозначая то, что в русских сказках называется «не знаю что», непредсказуемую и неизвестную силу, которая спасает героя из безвыходной ситуации. Но это спасение – неожиданно, спонтанно, происходит на краю пропасти и награждает героя без меры. Карта Таро здесь интересна тем, что стремится изобразить не какое-то невообразимое спасительное чудо, но самого человека в роли своего спасителя (здесь можно вновь увидеть присущий западу личностный, марсианский акцент). Бывает так, что человек выступает спасителем для других, но обычно, оказывая кому-то такую, уранически-неземную, чудесную помощь, он сам и не ведает об этом. Карта Шута – это как раз тот случай, когда правая рука не знает, что делает левая. Услышав слова благодарности, он удивится: ведь он и не собирался помогать. Просто силы неведомые поставили его в странную ситуацию, откуда он, как рыцарь Грааля Парсифаль, с честью вышел, почему-то не сорвавшись в пропасть, а это явилось для кого-то спасением. Но именно так проявляются альтруизм и гуманность планеты Уран.

И это тот единственный случай, когда нам дано реально помочь ближнему. Когда же человек считает, что может кого-то спасти, разбудить, научить, он не обладает скромностью Безумного, который претендует лишь на роль Шута или юродивого, если вновь обратиться к русской традиции. А значит, и лишен его реальной, изначальной энергии, его близости к истоку. «Юродивый» родственно слову «уродливый», но в некоторых славянских языках слово «урода» значит красота. Шут выше того и другого. В мире нет изначально некрасивого – любое творение прекрасно как Божье творение, оно оправдано фактом своего существования. В сфере Урана величие и скромность, красота и уродство, сила и слабость, богатство и бедность не различаются. Небеса Урана выше нашей привычной оценки добра и зла. И чтобы избежать неверного понимания, традиция делает акцент на нищете, юродстве, шутовстве, слабости Безумного: не своей силой он будет спасен и спасет других. Лишь следующая карта, Маг, отдает власть в руки человека. Но у Мага никогда не будет того размаха, той силы, щедрости и красоты, которая есть у Шута. Маг получает лишь ту силу, что может удержать в руках, а это ничтожная доля от космического потенциала человека, единого со всем человечеством. Поэтому религии нередко выступают против магии как начала, сдерживающего человека и лишающего его изначальной свободы – единственного достояния безумца-Шута.

Люди порой дурачатся, чтобы не лишиться свободы. Нулевой аркан Таро призывает к спонтанному образу действий, возможно даже к откровенному шутовству или абсурдному поступку, который может оказаться выходом из тупика. Дерзайте! Шутите! Положитесь на русское авось! Кривая вывезет – это как раз тот случай, когда она окажется прямой дорогой к чуду! Но вы можете даже не замечать чудесного, если не хотите. Можете не верить – ведь вы свободны! В тот момент, когда мы свободны, мы безгрешны – как Спаситель. Мы не боимся крокодила судьбы и не замечаем пропасти, куда бы непременно упали, испугавшись его. И мы не падаем, несмотря ни на что, – вот только таких мгновений не удержать. А человек удержать хочет, хотя бы запомнить свои озарения. Поэтому Шут и становится Магом, теряя высшую привилегию своей свободы.

Алистер Кроули посвящает нулевому аркану такой стих[14]:

«Познай Ничто! Все пути разрешены невинному.Чистое безумие – ключ к посвящению.Будь ни мужчиной, ни женщиной, но двумя в одном.Будь молчалив, и ты можешь найти копье и Грааль.Иди один и пой! Во дворце короля тебя ждет его дочь».

В гадании – как узкопрактической проекции на человеческую жизнь – карта Шута трактуется как опасности всего нового и неизведанного, спасение от них и неожиданная перспектива. Но за этим стоит более широкий смысл высшего творчества, Творения на пустом месте, из всей полноты своего существа.

БЕТ – МАСТЕРСТВО МАГА (I аркан) – МЕРКУРИЙ

Буква бет, вторая по счету, происходит из иероглифа «дом». По этой аналогии она символизирует организацию пространства и то мастерство, которое может его организовать, выстраивая дом Вселенной, так же как и храм человеческой души. Это статичное, упорядочивающее начало, которое имеет женскую закрепляющую природу и потому именуется Матерью, подобно Бине.

Бет – тот канал, который соединяет Кетер с Биной. Он связывает то, что находится за пределом всяких определений, и память о нем: образ, чувство или слово, при помощи которых постигнутое сохраняется для Разума. Мифологический образ бет – образ земли, возникающей из океана: маленького комочка суши, которому потом дано стать Вселенной (таким комочком для нас может оказаться воспоминание о невыразимом). Прикосновение к божественному оказывается домом и пристанищем для разума человека, где он может отдохнуть, не притязая более ни на что. Но то, что оказалось воспринятым, становится основой мудрости, связываемой с этим каналом.

Спонтанное творчество Урана-Алефа впервые фиксируется и осознается, и потому эпитеты Бога этого цинарота – «бог ясности» или «бог определяющийся». Бет – это начало концентрации, первотолчок к определению, корень всей последующей определенности и человеческой памяти, дающий возможность раскрыть и отобразить в ином изначальную божественную сущность. И разум, соответствующий ему, именуется «разумом света, изображения ивеликолепия» – великолепия того, что изображено. Фиксация связана с принципом отражения – и этому цинароту неслучайно соответствует цифра 2: отражение удваивает мир, разделяя его на две части: одна из них заново творится каждый миг и бесследно исчезает, как затихнувший звук (алеф), а вторая лишь отражается, но сохраняется в сознании (бет). Обе эти части мира полностью ирреальны; по отдельности не существуя, вместе они составляют основу бытия. Бет – изначальный принцип повторения, который впервые позволяет говорить о самом существовании. Поэтому его иногда называют Сыном, выражающим идею Алефа-Отца.

Отражение, рефлексия является сутью разума людей, и этому цинароту сопоставлена двойственная природа планеты нашего интеллекта – гермафродита Меркурия. Соответствующая ему карта Таро в гадании может символизировать обучение или медитацию, в собственном смысле этого слова – «размышление», когда в разуме ясно проступает образ мира, идентичный изначальной природе самого сознания. Наш разум-Меркурий – это по сути пара стоящих друг напротив друга зеркал: сами они плоские, но их отражение друг в друге создает образ бесконечной глубины, неизмеримого пространства, волшебного дома Вселенной. Отражение предполагает иллюзию – неслучайно создает его бог-обманщик Меркурий, трюкач Гермес! Это иллюзия мира, но без нее мира нет.

Это волшебное создание мира из ничего, из одной только способности повторить то, что само по себе не существует, позволяет увидеть Бога или человека Магом, изображенным на карте Таро. Легендарная символическая картинка пирамиды Хеопса изображает Мага с поднятой правой рукой, в которой он держит жезл (иначе говоря, волшебную палочку). Равные концы жезла символизируют ключевой закон астрологии, Каббалы и Таро: «что наверху, то и внизу». Именно этот закон, который веками пытаются постичь посвященные, – то, что дает возможность сознанию проецировать себя в мир. Маг владеет этим законом – а потому правит стихиями: первоэлементами, из которых он организует свое Творение. Перед ним на кубе – символ организованного мира – атрибуты стихий, которыми он повелевает. Символы первоэлементов-стихий в Таро – это жезл или факел (огонь), меч (воздух), кубок (вода) и диск (земля). А над головой Мага изображается знак бесконечного времени – змея, кусающая свой хвост. Символизируя собой сознание, контролирующее первоэлементы мира, Маг дает возможность вечного существования Вселенной, и с этим арканом соотносится понятие «живущей природы». Живущей в веках – как и сознание, которое, будучи отражением природы и способом ее сохранения, попутно строит себя из тех же первоэлементов огня, воздуха, воды и земли; а на Земле – из тех же электрических небесных разрядов, атмосферного пространства, неизведанных бескрайних морей и бесконечно малых атомов материи, из которых создан мир.



Алистер Кроули решил изобразить на карте Мага не просто палочку, а увитый двумя змеями жезл Гермеса. Это, несомненно, правильно и сразу указывает на то, что волшебное орудие Мага – принцип отражения бесконечного в бесконечном. Здесь уместно вспомнить, что исторически жезл Гермеса – знак вестника и парламентера. Маг может высказать, донести до нас весть, которую Шут лишь являет собой. Если Шут, не осознавая себя, отождествляется с Творцом, то карта Мага предполагает отчетливое видение себя, и видение необыденное, с позиции Высшего (Кетера). Неслучайно это первая по номеру карта Таро: любой путь начинается с самоосознания и самоопределения.

Кроули так трактует эту карту:

«В истинном я – смысл истинной воли.Познай себя через свой путь.Точно вычисли формулу своего пути.Создавай свободно, принимай радостно,Анализируй пристально, воплощай полностью.Работай – Всемогущий, Всезнающий иПрисутствующий —в Вечности и ради нее».

Предпоследняя фраза говорит о принципах действия четырех стихий, которыми повелевает Маг. Стихия огня (жезл) символизирует творение, воды (кубок) – восприятие, воздуха (меч) – анализ, земли (диск) – закрепление в материи. Энергии для творения нужна свобода; чувства, чтобы они могли воспринимать, не должны быть перегружены; в мышлении важно внимание; в реализации необходима полнота. Это уже проекция первоэлементов в человеческую жизнь – которая, как и сам процесс Творения, в этой карте предстает перед нами изощренным мастерством игры волшебника-Бога. В современной интерпретации Кроули мы можем видеть Мага «играющим» с первоэлементами. И как мы говорили выше, от символов первоэлементов ведут начало трефы, черви, пики и бубны современных игральных карт.

Сознание наследует от спонтанной природы Духа элемент игры. Однако, в отличие от Алефа, цинарот Бет соединяет Кетер уже не с «Древом милосердия», а с «Древом суровости», и «игра» сознания уже не свободна. Она ведется по жестким, строго определенным правилам и заданным «сверху» установкам: Маг знает, что он делает. Соответствующий Гермесу в Египте бог разума Тот изображался в виде ибиса, так как ибис подолгу стоит на одной ноге без движения как бы в созерцательной позе: он символизировал фиксацию потока сознания. И если карта Шута обозначает озарения, то карта Мага – знание законов. Манипулируя с предметами, сознание отражается в них и этим максимально раскрывает и определяет внутреннее «я» человека, его истинную суть. Маг теряет абсолютную свободу воли Шута, но добавляет к воле знание, делающее его мастером своего дела.

В жизни человек выглядит знающим и посвященным во что-то в роли Мага, но не в роли Шута. Когда человек наиболее близок к божественному, он не выглядит мудрецом: здесь он самый обычный человек. Хотя знание присуще Шуту в большей степени, чем Магу, он не стремится управлять своими мыслями и энергиями – а потому и не владеет ими. Образ Шута бескорыстней и выше, и то, что есть у Шута, дано всегда и всем. Но Маги (будь то целители или ученые) во все времена ценились больше, потому что манипулировать с инструментом своего разума – делая его воистину творческим орудием! – умеют немногие. А это именно то, что сейчас в большой степени определяет направление эволюции рода людей.

Шут един со Вселенной. Рациональное меркурианское сознание, как и свой дом, отделяет человека от остального мира. Воплощая принцип отмежевания, ограничения, конечности, оно ставит перед ним моральную проблему жизни и смерти (см. таблицу): ведь сознание содержит в себе смерть, фиксация омертвляет окружающий мир, и чем иным, как только смертью, может быть окончательное самоопределение? Так может, лучше отказаться от познания и быть живыми, как живая природа? Но сознание предопределено не только к тому, чтобы замыкаться на себе, согласно принципу Бины. Бет соединяет в себе завершенность Бины с всеобщей целостностью Кетера, смерть – с жизнью и ее истоком. Сознание причастно к абсолютному злу разделения и смерти, но оно же строит вечность мира и связывает нас с ним. И потому, как сказано в Сефер Отийот, мир является домом для тех, кто не забывает о строительстве дома. И это позволяет трактовать карту Мага как убежище и защиту. Так в мифологии боги-предки сатурнианского типа заботятся о выживании людей, творя сам человеческий род, определяя его судьбу и наследуя роль творцов Вселенной.

В этом смысле Маг – Логос, а бет – случайно высказанное Шутом Слово, которому было предопределено стать Космосом и которому алеф дал звук, чтобы оно прозвучало.


Здесь возникает параллель Мага и Логоса-Христа, и мы немного остановимся на ассоциациях западноевропейского мышления, связанных с первым арканом. Логос – бог мысли и речи Меркурий; распятие – кадуцей; два разбойника – две змеи кадуцея; Мария – это просто Майя, мать Гермеса, с солнечным «реш» во чреве. Христос спускается в ад подобно тому, как Гермес служит проводником в страну умерших. Гермес возвращает Орфею умершую Эвридику – Иисус воскрешает дочь Иаира. Для коллективного бессознательного нашей православной культуры подобные ассоциации чужды и выглядят почти кощунственными.

Конечно, борясь за чистоту аналогий, мы скажем, что такие ассоциации более всего говорят о том, как античное сознание, создавшее миф о Гермесе, готовило почву христианству, дабы передать факел культурной традиции и мысли из рук в руки новой религии. Но надо понимать, какую великую роль для европейского средневекового сознания играл Меркурий. Он выступал хранителем всякого знания, проводником в тайны мира, универсальным растворителем алхимиков, посредником между ржавчиной и золотом, и вместе с планетой Венерой находился между Землей и Солнцем: подобно тому, как Христос и Дева Мария являются посредниками между нами и богом-Отцом. Это представление, наряду с картой Мага, должно направить на верный путь тех астрологов, для которых Меркурий является отнюдь не гидом в мир сознания и души, а лишь покровителем торговли, бухгалтеров и менеджеров. «Никто не может прийти к Отцу, как только через меня», – если это и вправду приложимо к Меркурию, как полагали западные искатели, тогда как ошибаются те люди, которые не ценят достижения интеллекта! Отвергая помощь разума-Мага раньше срока, мы лишимся лучшего, надежнейшего, а может, и единственного возможного для нас проводника в мир иной!

ГИМЕЛЬ – ЖРИЦА ИСТОКА (II аркан) – ЛУНА

Третья по счету буква гимель образована от иероглифа «верблюд», что позволило связать ее с образом выхода из дома.

Гимель соединяет исток-Кетер с солнечным миром Тиферета, проходя через невидимый сефирот Даат, который находится как бы в другом пространстве, чем остальное дерево, и потому не соединен с другими сефиротами никакими явными каналами. Посредническая функция Даата, связующая божественный и человеческий миры, проецируется на цинарот Гимель, для которого эта роль передатчика скрытой высшей воли в явленный мир становится основной. Мифологическая аналогия этого процесса – Солнце, непостижимым образом рождающееся из-за моря. А по «Сефер Отийот» Гимель – «волна, катящаяся сквозь мир». Волна космического ритма, возбуждающая резонансы жизненных событий, передающие эстафету этого ритма дальше, – волна невидимого взаимодействия, охватывающая весь земной шар.

Связуя космос и человечество, эту волну небесной воли транслирует сквозь себя Жрица, изображаемая на втором аркане Таро. На карте Алистера Кроули она играет на струнах лиры – согласно античному мифу, этот инструмент приписывается Гермесу-Меркурию. Меркурий создает лиру разума-интеллекта, инструмент оперативной памяти. В этом смысле Жрица служит проводницей волн времени путем их фиксации, унаследованной от цинарота Бет. Дрожание струн ее лиры создает инерцию этих волн и память о них – которая потом позволяет им воплотиться в солнечном мире материи. Жрица осуществляет связь высшей триады сефирот с нижней шестеркой, так же как это делает невидимый разум-Даат. А с последним сефиротом Малькутом Тиферет соединяет Йесод. Функции Гимель и Йесода подобны.

Астрологически трансляция скрытого в явленное – это принцип Луны, которому неслучайно соответствуют и канал Гимель, и сефирот Йесод. Но если с Йесодом связывается статическое представление о едином механизме устройства мира, то третий, лунный, цинарот демонстрирует нам работу этого механизма в динамике всеобщего круговорота. В «Сефер Йецира» он соотносится с понятием Природы.

И на карте Таро на голове Жрицы – коровьи рога Изиды – характерный символ Луны. Ее лицо наполовину скрыто покрывалом: Жрица являет собой таинство воплощения – невидимый пока процесс, который проявит свою силу лишь в следующем цинароте. Но на коленях она держит раскрытую книгу или свиток, в которой изначально уже записано все, что должно быть. А Кроули кладет Жрице на колени лук Луны-Артемиды, целомудренной охотницы, отстоявшей независимость от мира олимпийских богов, и покровительницы живой природы, в особенности тонкого процесса рождения жизни (вспомним ее ипостась Артемиду Илифию). Это подчеркивает чистоту Жрицы, позволяющую ей быть безупречной передатчицей динамики изначального. Подобно этому чистота Йесода служит фильтром сформированных Ходом структур перед их материализацией.



В первой триаде букв алеф являет волю творящего Бога-Отца, бет – совершенство Бога-Сына. Гимель, как совершенный исполнитель воли, предстает на карте Таро в пассивном женском облике, где акцент делается на восприимчивости к потоку и его непосредственной передаче. Отождествляясь с вечно изменчивым потоком, Жрица, в своей девственной чистоте хранящая связь с Высшим, символизирует бессмертное материнское начало, не дающее прерваться бесконечному потоку жизни. Элифас Леви соотносит этот аркан с зарождением жизни во всех трех мирах: в Брия, Йецира и Асия – или в мире прошлого, настоящего и будущего.

Лунный облик Жрицы позволяет назвать ее душой. Но что такое душа, как не память о времени, как не способность сохранить то эфемерное, что навсегда исчезло? В этом суть покрывала света, окутывающего Жрицу: третьего покрывала, которое скрывает под собой изначальное Ничто. Благодаря этой способности Гимель пересекает бездну, в которой находится сефирот познания Даат, и доносит до мира Йецира – до мира качеств – изначальную идею творения. Божественное имя этого цинарота – Гадоль – переводится как «великая форма». Это та изначально данная форма, которую принимает в мире невидимая волна, каждый момент заново охватывая собой единство жизни.

Гимель – не человеческая душа, она равно та память о времени, которая присутствует у звезд Галактики, в молекулах камней, в растениях и животных и лишь потом – в человеке. Но образ верблюда рождает ассоциацию с пересечением пустыни, бездны этого тленного мира человеческой душой. Наша душа должна оказаться в одиночестве, в пустоте, чтобы хоть на момент ощутить трансцендентное Ничто, тишину Вселенной, и так вспомнить материнский исток, откуда она возникла. Именно из этой абсолютной и бескачественной пустоты рождается ощущение полноты Бытия, как из одиночества – материнская лунная любовь ко всем живым существам. Тишина настраивает душу в резонанс с миром, позволяя увидеть и услышать его гармонию. Горбатый верблюд – волна резонанса – несет душу сквозь безмолвие к рождению звука.

Вот слова Кроули об этом аркане:

«Чистота – это жизнь для Высшего, и Высочайшего.Будь Артемидой для Пана.И читая в книге Закона,прорвись сквозь покров Девы (Жрицы)».

Цинарот Гимель называют также вратами храма: пропуская космический поток на Землю, эти врата открывают жаждущему таинственный путь к иному Бытию. Жрица-Изида снимает покров со своего лица перед теми, кто достоин ее увидеть. Неслучайно с этим цинаротом соотносится индуктивный разум, выявляющий внутреннее наружу и связанный с познанием истины изнутри себя.

Один из символов этого цинарота, изображенный на карте Кроули – кристалл. Пропуская сквозь себя материнские влияния Гимель, человек отмывает кристалл своего «Я»: на земле он постигает свою божественную природу. Он видит, что может следовать Высшему, лучшему, что есть в нем: это лучшее и образует кристалл, хранящий его сердце. Это та часть его души, которая может стать бессмертной: ведь она создает его бессмертное тело, когда происходит воплощение, так как цинарот Гимель связывает между собой Кетер и Тиферет. А Тиферет есть сердце человека и та центральная точка, где сходятся между собой внешний и внутренний миры, высшее, творящее, и низшее, животное, «Я» человека, где происходит их отождествление между собой. И через этот центр возможно привнесение в мир новых архетипических идей, рождающихся в мировом океане Кетера.

Тиферет как то, что уже воплощено и что центрирует в себе всё, мыслится реальным проводником космической воли с небес на Землю. И за образом невидимой деятельности Жрицы скрывается невидимая пара Тиферета – Даат, который держит ключи знания. Вспомним, что он соответствует партнерскому знаку Весов и Хирону и в дереве рисуется пунктиром: его как бы нет, он – лишь отражение Тиферета. Но именно Даат связывается с познанием, которое явилось причиной изгнания Адама и Евы из рая. И Гимель, как нисходящий поток движения энергии, тоже соотносится со спуском из Эдема на Землю Адама и Евы – но и с понятием Святого Духа, как чистого посланца небесной воли. Поэтому именно Жрица, путь которой проходит сквозь невидимый сефирот познания, но не оскверняет ее девственной чистоты, открывает нам невидимые миры Даата.

И все же главный акцент аркана Жрицы-Изиды, снимающей свои покровы, – не в познании. Через канал Гимель проходит путь воплощения, поэтому если Алеф – воля, Бет – знание, то Гимель – это действие. Это правильное движение души, интуитивно истинное, единственное, которое оправдывает покидание «дома» и выход в мир. Как этот выход, оно может соотноситься с понятием богатства, которое душа находит в мире, но также и воздаяния, которое она получает, открываясь потоку высших сил. Опускаемая этим потоком в воплощенный мир, душа попадает в круговорот счастья и неудач. Она покидает бесплотный идеальный мир Кетера, зато обретает полноту существования, предоставляемую Солнцем-Тиферетом. Тогда душа сталкивается с моральной проблемой, отмеченной в «Сефер Йецира»: желать ли ей не покидать блаженного изначального счастья или терпеть неудачи, на которые обрекает ее действие в низших, несовершенных, мирах? Но душа находит счастье и в самих неудачах, в самом действии, потому что движение вниз к воплощению – суть самой ее природы: цель волшебной игры Жрицы на инструменте, который создал Маг.

На страницу:
7 из 8