bannerbanner
Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи
Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи

Полная версия

Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Нередко внутрисемейные отношения могут складываться под влиянием родственников супружеской пары: в частности, принимает или не принимает ближайшее окружение этот брак. Однако разноэтнические супруги заранее настраиваются на преодоление подобного рода трудностей и стараются на первых порах к ним адаптироваться. Настоящим испытанием на прочность любой молодой семьи, и межэтнической в том числе, является рождение ребенка. Сразу возникает вопрос о национальном самоопределении ребенка: какой язык станет его родным, к какой вере придет их ребенок (в семье верующих супругов).

Безусловно, межэтническая семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. Поэтому от степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов – представителей разных национальностей в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и создается уникальная среда для воспитания детей. В межэтнической семье, как правило, социализация ребенка, его национальная идентификация происходят в особых условиях, поскольку в подобных семьях почти всегда присутствует элемент выбора: языка, культуры, национальности и т. д.

Однако именно в межнациональной семье обеспечивается наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, что формирует терпимость, уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, религии, языку как у взрослых членов семьи, так и у детей.

Поскольку межэтническая семья – это полиэтничная среда, в которой на микроуровне формируется культура межэтнического общения, следовательно, и детям, выросшим в подобной семье, легче вступать в контакты с представителями других этносов, чем детям из однонациональных семей. Характерно, что в межнациональные браки чаще вступают те, кто уже имеет опыт родственного общения с людьми другой национальности.

Таким образом, изучив особенности функционирования и становления молодой семьи, можно сформулировать вывод, что, находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической и правовой систем, молодая семья вправе рассчитывать на поддержку государства для осуществления эффективной социализации. Вышеперечисленные неблагоприятные условия в семье не могут не сказываться на развитии ребенка. Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности. Особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен. Поэтому современная молодая семья вызывает заботу, в первую очередь, психологов, социологов, педагогов и требует серьезной государственной поддержки.

Глава II

Молодая семья: понятие, типология, этапы становления

В русском языке слово «брак» происходит от слова «брать». В аспекте создания новой семьи исторически сложились два значения этого понятия: во-первых, вступая в брак, мужчина «брал» за себя женщину, и, во-вторых, каждая сторона берет на себя некие обязательства в отношении другой. Причем делается это перед значимой инстанцией – перед Богом (в церкви), перед законом (в загсе) и перед людьми (наличие свидетелей при регистрации брачного союза обязательно и поныне). Это придает браку свойство публичности, делает отношения между супругами значимыми в глазах других людей, социума.

Вступление в официальный брак придает мужчине и женщине новый социальный статус. Брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной. Человек, не состоящий в браке, издревле считался неполноценным членом общества, например, в русской крестьянской общине бессемейные крестьяне (так называемые «бобыли», «малые») не имели права участвовать в решении значимых для общины вопросов [30. С. 83–104]. Семья, в которой девушка «засиделась в девках», также значительно теряла в своем статусе перед окружающими.

Таким образом, брак – это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример – так называемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как «заключенный без цели создания семьи» [48]. Следовательно, брак – это исторически сложившаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.

В обыденном представлении понятие «семья» нередко отождествляется с понятием «брак». Исходная точка для существования семьи – это чаще всего заключение брака. Правда, наличие зарегистрированного брака между мужчиной и женщиной необязательно означает, что они – единая семья. Следует рассмотреть несколько наиболее известных определений брака, чтобы разделить эти два понятия.

В Юридическом энциклопедическом словаре дано такое определение брака: «Это свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключающийся для создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов» [цит. по: 18. С. 105]. А.Г. Харчев так раскрывает данное понятие: «Это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности» [52. С. 142]. Ю.И. Семенов считает, что брак есть определенная социальная организация отношений между полами, он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами [46. С. 63].

Таким образом, главный сущностный признак брака – это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода, который влечет за собою известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям. Следовательно, брак – это важная правовая категория, отражающая характер взаимных прав и обязанностей вступивших в соответствующие правоотношения лиц.

Говоря о семье и браке, следует иметь в виду, что возникли они в разные исторические периоды, а также то, что семья представляет собой более сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Семью традиционно определяют как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова семья понимается как группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). А в «Толковом словаре русского языка» В. И. Даля понятие «семья» отсутствует, однако есть понятие «семейство» – «совокупность близких родственников, живущих вместе». Далее читаем: «Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью». В этом же словаре приводятся производные от понятия «семейный», например, семейный – к семье относящийся; семьянин – семейный человек; семейственные связи – семейные, родственные; семейщина – совокупность всего семейного быта; семьиться – обзаводиться семьей, жениться, заводить детей.

В настоящее время довольно интенсивно развивается наука о семье. Изучением семьи занимаются социологи, психологи, философы, педагоги, демографы, и этот список можно продолжить. Появилась новая отрасль научного знания – фамилистика как интегративная наука о семье. Кроме того, в современном научном знании активно развиваются направления:

• социология семьи – изучает закономерности функционирования семьи как социальной подсистемы, историю развития семьи, тенденции ее изменений, чтобы определить вероятностные направления развития современной семьи;

• этнография семьи – изучает историю развития семейного образа жизни как материализованного элемента культуры прошлого, влияние культуры народа на становление и развитие семьи;

• социальная антропология – изучает семью в системе «супружество – родительство – родство» и рассматривает семью под углом зрения этнических особенностей семейного уклада, обрядов, традиций и обычаев;

• семейное право – изучает нормативно-правовые основы становления, функционирования и распада семьи, а также правовые вопросы взаимоотношений между членами семьи (собственности, права наследования, права воспитания, родительских прав и пр.);

• социальная психология семьи – исследует закономерности межличностных отношений в семье, изучает воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы и поведение членов семьи;

• демография семьи – анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, изучает роль семьи в воспроизводстве населения;

• педагогика семьи – рассматривает различные аспекты семейного воспитания и его влияние на социализацию личности, интеграцию ее в общество.

В связи с этим существует и несколько подходов к формулировке понятия семьи. В психологической литературе под семьей понимают малую социальную группу людей, объединенную узами кровного родства и ответственной зависимости. Философское понимание семьи, как вида социальной общности – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. В учебнике «Педагогика» Г. М. Коджаспировой семья определяется как малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В социологии феномен семьи определяется как основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [3. С. 90]. Здесь речь идет о семье, как о триединстве: супружество – родительство – родство. Остальные типы семьи А. И. Антонов называет семейными группами. Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.

Следовательно, семья – это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно важные нужды, а значит, семья – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют четыре характеристики:

1) ячейка (малая социальная группа) общества;

2) важнейшая форма организации личного быта;

3) супружеский союз;

4) многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций [18. С. 54]. В то время как термин «брак» употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренние сущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей и детей, а также родственников.

Брачно-семейные отношения могут регулироваться как юридическими нормами, так и культурными. Например, основным нормативным источником, регулирующим семейно-брачные отношения в настоящее время в России, является Семейный кодекс РФ. Данный законодательный акт характеризует брак как добровольный, равный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи.

В отличие от юридических, культурные нормы регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К числу таких норм можно отнести нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения и др. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов и их бытовой культуры.

Формально основу семьи должна составлять брачная пара. Однако в последнее время количество семей, характеризующихся совместным проживанием, ведением совместного хозяйства, но юридически не оформленных, заметно увеличилось. Социологи отмечают тенденцию снижения желания и готовности населения к заключению брака, особенно характерную для современных развитых стран.

Состояние в фактических брачных отношениях, так называемый гражданский брак, не имеет правового значения в современной России. Гражданский брак, как брачное состояние без регистрации, не порождает семейно-правовых последствий и отчасти может свидетельствовать о легкомыслии в брачных отношениях, о безответственности перед партнером, семьей и обществом. Например, в отличие от некоторых европейских стран, брачный договор в России может регулировать лишь имущественные права и обязанности супругов. Такое ограничение не позволяет, на наш взгляд, с достаточной полнотой упорядочить отношения между супругами. Не установлена совместная обязанность супругов нести расходы по семейному хозяйству. Гражданский брак в России не может считаться браком с точки зрения закона, так как он не содержит прав и обязанностей, которые предполагает официальный брак, хотя с точки зрения отношений друг к другу, своим детям в глазах знакомых и родственников соответствует понятиям «семья», «супружество».

С точки же зрения государства роль официального признания брачного союза, осуществляемого путем его государственной регистрации, важна для упорядочения правового регулирования социальной поддержки семей, устранения неопределенности в сфере юридических прав и обязанностей супругов, их детей и иных родственников.

Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи. В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота и внимание. Семья с социологической точки зрения может существовать и тогда, когда в юридическом понимании таковой не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, которые не состоят в зарегистрированном браке [18. С. 92].

В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями [48]. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Юридически семья может существовать и в том случае, когда семья в социологическом плане уже распалась или вообще никогда не существовала. Так, например, сохраняются семейные правоотношения ребенка с отцом, который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком, однако исправно выплачивает алименты.

Проанализировав понятия «семья» и «брак», перейдем к обсуждению понятия «молодая семья».

В разделе «Общие положения» Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста» [42].

Таким образом, законодательно установленными признаками молодой семьи являются:

1) наличие официально заключенного брачного союза;

2) продолжительность совместной жизни – до 3 лет;

3) граница возраста супругов – от 18 до 30 лет.

В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др. [32. С. 11–12]. В качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именно в зависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принято выделять молодую семью, а также семью среднего супружеского возраста, семью старшего супружеского возраста и пожилые пары.

По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей [36. С. 109–110].

Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые супруги ориентированы, преимущественно, на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

По мнению ряда ученых (Н.В. Высоцкая, О.Э. Дейс, Е.В. Жижко, И.В. Королева, С.Д. Чиганова и др.), более содержательной классификацией является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: репродуктивная, психотерапевтическая, социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая. Рассмотрим эти функции применительно к молодой семье.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но и имеет также огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи. И для них эта функция может быть признана приоритетной. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется – она распространяется среди супругов детородного возраста, в первую очередь – в молодых семьях.

Это вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши», с другой – по высказываниям наших респондентов – нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу в образовании, работе, повышении квалификации, проведении свободного времени, реализации своих способностей. Наконец, духовным и морально-нравственным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – хорошая квартира, престижные вещи, дорогая машина, породистая собака, но нередко в ней нет места ребенку. Молодые семьи по этой причине откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка иногда не планируют вообще.

Психотерапевтическая функция реализуется как способность семьи создать условия для отдыха, восстановления сил, релаксации посредством группового взаимодействия членов семьи. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи. Для молодых семей психологическая функция семьи состоит в превращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта.

Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи. Семья должна стать той нишей, где человек мог бы чувствовать себя защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение.

Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Поскольку семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка, его первичную социализацию, родители должны обладать педагогической культурой, владеть элементарными знаниями педагогики, психологии. Однако молодые супруги, в силу недостаточного опыта, жизненной мудрости, затрудняются порой в выполнении одной из самых важных функций семьи – воспитательной.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2