bannerbanner
Горнозаводское кольцо Прикамья. Путеводитель-справочник по горно-геологическим памятникам Пермского края
Горнозаводское кольцо Прикамья. Путеводитель-справочник по горно-геологическим памятникам Пермского края

Полная версия

Горнозаводское кольцо Прикамья. Путеводитель-справочник по горно-геологическим памятникам Пермского края

текст

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Богоявленский храм


Рядом с воеводским домом находится богато украшенная Богоявленская церковь (1687—1695 гг.). Храм интересен сохранившимся интерьером и резным иконостасом с иконами XVII – XIX веков. В храме действует Музей древнерусского искусства. Интересно, что в позапрошлом веке колокольню этого храма надстроили, в результате чего просел фундамент. В советское время надстройку убрали и восстановили исходный шатёр, и сегодня об этом напоминают следы деформаций на стенах. В одном из углов ограды храма находится часовня св. апостолов Петра и Павла постройки конца XVIII века.

Далее, на улице Набережной, мы можем найти ещё несколько кварталов старинных домов постройки конца позапрошлого века, в том числе: дом рабочих электростанции (Набережная, 89, 1900-х годов постройки), здание уездной земской управы (Набережная, 97), дом Филимонова (Набережная, 116). Неподалёку находятся корпуса Казенного винного склада (Советская, 58), построенные в начале прошлого века и занятые сейчас магазинами и офисами. А на улице Революции, которая проходит мимо Соборной площади, сохранились старинные магазины (ул. Революции, 55, 57, 61) и жилой дом (ул. Революции, 65/105). Улица Революции раньше называлась Александровская. Непосредственно рядом с главным архитектурным ансамблем проходит улица Всеобуча, бывшая Никольская, на которой находится здание Городской управы или Общественный банк Черкасова (Всеобуча, 86). Немало зданий, построенных во второй половине XIX века, находится и на главной улице центральной части города: имени 20-летия Победы, бывшая Преображенская. Это прежде всего здание бывшего Соликамского Духовного училища (20-летия Победы, 89), особняк солепромышленника А. Н. Дубровина (20-летия Победы, 92), здание бывшей городской женской 8-классной гимназии (20-летия Победы, 94, 1912 год постройки), дом Общественного собрания или дом купца Баранова (20-летия Победы, 106), здание уездного казначейства (20-летия Победы, 108, 1905 год постройки), особняк последних солепромышленников Рязанцевых (20-летия Победы, 114), детский приют (20-летия Победы, 126), земская больница (20-летия Победы, 173б, архитектор А. Б. Турчевич, 1892 год). К памятникам архитектуры также относятся кинотеатр им. А. М. Горького (ул. 20-летия Победы, 127, 1934 год постройки), почтамт (20-летия Победы, 144, 1930 год постройки) и банк (20-летия Победы, 122) постройки 1930-х годов.

Из старинных жилых зданий наиболее интересна усадьба Турчаниновых (20-летия Победы, 95 и Советская, 47, №на карте), владельцев медеплавильных и солеваренных заводов. Кстати, улица Советская раньше называлась Турчаниновской. Усадьба построена в 1770-е годы и состоит из трёх зданий, а так как дома были построены до создания генерального плана Соликамска, то они расположены под углом к современной сетке улиц. Интересна история Алексея Турчанинова (1704—1787) – мальчика-сироты, ставшего к концу жизни владельцем нескольких крупных заводов и впоследствии женившемся на своей возлюбленной крепостной крестьянке. А в микрорайоне «Карналлитово» можно увидеть пруд на реке Талица (59°40’34˝ с.ш. 56°46’50˝ в.д.), где в 1731—71 годах стоял Троицкий медеплавильный завод Турчаниновых, с известной на всю Россию фабрикой медной посуды. Несколько медных изделий этой фабрики имеется в Соликамском музее. Некогда, вокруг усадьбы был разбит большой красивый сад.

А теперь настало время дойти до ансамбля бывшей крепости (№на карте), пережившей несколько нападений сибирских татар и вогулов, но не пережившей пожар в XVII веке. Крепость располагалась на небольшом холме, близ берега Усолки, несколько южнее Автостанции и центрального архитектурного ансамбля.


Спасская и Архангельская церкви


На месте сгоревших деревянных церквей возводится характерный для Соликамска тройной ансамбль из летней, зимней церквей и колокольни. Вот Спасская церковь, построенная в 1689—1691 годах. Церковь летняя, неотапливаемая. Как правило, такие церкви были пятиглавыми и богато украшенными. Храм действующий. А рядом небольшая, приземистая и одноглавая зимняя Архангельская церковь, 1712—1725 годов постройки. До 1930-х годов украшением архитектурного ансамбля была колокольня. На другой стороне перекрёстка, по диагонали от этих церквей, ещё недавно находился старейший деревянный дом Соликамска, так называемый дом Петровой, построенный в XVII веке. Простояв более 300 лет, дом не пережил 1990-х годов. Сохранилась только уникальная изразцовая печь. А вообще на улице Набережной, до революции, носившей имя Спасской, сохранилось довольно много старинных домов. Можно представить, как выглядел Соликамск в позапрошлом столетии. На перекрёстке с улицей 1 мая, рядом со Спасской церковью видим старинную булыжную мостовую. По легенде эти камни выложены ещё 300 лет назад пленными шведами.

Продолжая движение по улице Набережной, мы подходим к ансамблю мужского монастыря (№на карте), когда-то прикрывавшего южный фланг города. За время своего существования он несколько раз менял названия: появился как Вознесенский, затем сюда перенесли Спасо-Преображенский Пыскорский, долгое время он был Троицкий. А в советское время постройки бывшего монастыря передали Усольлагу. Через этот лагерь прошёл известный писатель Варлам Шаламов. Ныне здесь вновь возрождается православный монастырь. Монастырь состоит из надвратной церкви Михаила Малеина с колокольней, построенной в 1731—34 годах и Вознесенской, позднее Троицкой церкви, постройки 1698—1704 годов. Интересно, что при археологических исследованиях на территории Вознесенского монастыря в Соликамске был найден жертвенник в виде кострища, около которого обнаружена выкладка из трех конских челюстей. В центре кострища был аморфный кусок кричного железа. Это свидетельствует о культе коня в древности.


Вознесенский (Троицкий) монастырь


Если вновь вернуться к старинной мостовой, то можно выйти к одному из мостов через Усолку. В Заречной части стоит осмотреть два купеческих особняка постройки начала XIX века. К сожалению, в настоящее время оба дома заброшены и находятся в очень плохом состоянии. Первый дом расположен прямо за деревянным мостом (К. Либкнехта, 62) и интересен необычной косоугольной планировкой. Когда в конце XVIII века большинству российских городов сделали прямоугольную планировку, то зачастую не смотрели реки и детали рельефа. Второй особняк находится чуть подальше (Заречная, 72). Построен он был соликамским купцом Иваном Саввичем Лапиным. За открытие новых островов Алеутской гряды в Тихом океане, ему была вручена медаль от Екатерины Великой «величины оной обыкновенная; но вокруг сделана серебряная осыпь, которая имеет издали вид бриллиантов. Носить велено было оныя на груди с бантом из Андреевской ленты», как сообщает В. Н. Берх. Во время своих путешествий он не раз попадал в страшные штормы и полностью терял свой товар. И. С. Лапин был двоюродным братом первого городского головы Перми Василия Германовича Лапина, тоже известного купца и мореплавателя. Особняк построен в 1807 году – об этом говорит надпись на фасаде, но по своей планировке дом больше похож на здания предыдущего столетия со сводчатыми потолками первого этажа и толстыми стенами, Лапин передал его Соликамской богадельне. Интересно, что во многих комнатах дома встречаются загадочные ниши.

Двигаясь по улице 20 лет Победы на северо-восток, в сторону от центра города, мы выходим к ансамблю бывшего Преображенского женского монастыря (№на карте), построенного на средства Евдокией Никифоровной Щепоткиной, вдовы богатого солепромышленника. Оба храма ныне действующие, это летняя церковь Преображения Господня построена в 1683—1692 годах и зимняя Введенская церковь, постройки 1683—1710 годов. Ещё через несколько кварталов мы выходим (№на карте) к церкви жён Мироносиц (1776—1780 гг.), построенной на старом соликамском кладбище на средства солепромышленника Суровцева. От кладбища ничего не осталось, да и сама церковь лишилась колокольни. Храм в настоящее время действует. На новом кладбище, расположенном на другом конце старого центра, можно увидеть небольшую Симеоновскую церковь, построенную в 1907—1908 годах. Долгое время церковь пустовала и теперь восстанавливается.

На следующем перекрёстке сворачиваем налево, на улицу Герцена, и идём по направлению к Усолке, где выйдем к Людмилинской рассолоподъёмной скважине (№8 на карте, 59°39’28˝ с.ш. 56°46’58˝ в.д.). Это память о солеварении, благодаря которому и возник город. Интересно, что при её бурении в 1906 году были обнаружены калийные соли. Это открытие, сделанное техником Н. П. Рязанцевым, стало одной из предпосылок бурения глубоких скважин в 1925 году, когда под руководством геолога П. И. Преображенского вскрыли калийную залежь. Первая вскрывшая ее скважина находится недалеко отсюда – в заречной части города, на её месте установлен памятный знак (59°39’26˝ с.ш. 56°46’42˝ в.д.). Рядом с Люмилинской трубой можно увидеть и бетонную конструкцию с грубо сделанной буквой «с» (59°39’30˝ с.ш. 56°46’53˝ в.д.), которая стоит на месте одной из первых солеразведочных скважин (№3), можно увидеть проржавевшие обсадные трубы.


Людмилинская скважина


А через два квартала от Людмилинской скважины, на улице Клары Цеткин, находится Соликамский ботанический сад (№на карте). Его история начинается с 1731 года, когда Григорий Акинфиевич Демидов (1715—1761), представитель известной династии уральских заводчиков, открыл в своём имении ботанический сад. Он являлся одним из первых в России, тем более существовавшие тогда Петербургский и Московский сады были всего лишь аптекарскими огородами. Много семян растений Демидову передал известный шведский учёный Карл Линней. На территории ботанического сада, прямо в русле реки Усолки, имеется ещё одна рассолоподъёмная скважина (59°39’50˝ с.ш. 56°47’12˝ в.д.).

Но исторический ботанический сад располагался не здесь, а в селе Красное, ныне это микрорайон Соликамска. От автобусной остановки «Красное», спускаемся между серыми пятиэтажками в сторону Усолки. То и дело из-за домов показывается белая колокольня Иоанно-Предтеченской церкви (№10 на карте). Храм строился в 1721—1772 годах и славился архитектурной отделкой и лучшим во всей Пермской епархии колокольным звоном. На храме имеется мемориальная доска в честь ботанического сада А. Г. Демидова. Кроме храма, от старинного села Красное сохранился только полуразрушенный двухэтажный кирпичный дом, окруженный безликими пятиэтажками.

А в микрорайоне Боровск находится уникальный полностью сохранившийся технологический комплекс получения выварочной соли по старинным технологиям. Музей соли расположен в северной части Соликамска, на улице Газеты Звезда, 2. Телефон музея +7 (34253) 3-43-97. Музей был создан на базе Усть-Боровского солеваренного завода, закрытого в 1972 году, последним из солеваренных заводов Прикамья и позволяет познакомиться с технологией добычи и выварки соли. Этот завод был построен в 1882 году в соответствии со старинными технологиями и является единственным полностью сохранившимся в России комплексом по производству выварочной соли. Вокруг музея раскинулись дома микрорайона Боровск начавшегося с промыслового села Усть-Боровая. С тех времен, на ул. Ульянова, рядом с заводом, сохранилось несколько купеческих лавок дореволюционной постройки и избы солеваров.


Усть-Боровской завод


Производство соли начинается с рассолоподъёмной скважины, которую в то время называли трубой. Скважина это самый главный и самый дорогостоящий компонент производства, бурили их вручную, круглосуточно, ударно-поворотным способом по 4—6 лет, хорошим результатом считалась проходка 13 см в день. А чаще скважины бурились гораздо дольше, например Покровская труба на Верхнем Усольском промысле длиной почти 160 м бурилась 38 лет, с 1789 по 1827 год. Глубина скважин редко превышала 200 м. Скважины крепили обсадными трубами, обычно выдолбленными из сосновых брёвен, самая верхняя труба называлась матица, она имела внутренний диаметр порядка полуметра. Только в конце XIX века для бурения начинают использоваться буровые станки с приводом от паровой машины, позволившие сократить время на проходку скважины до 3 месяцев. Для размещения насосов над скважинами строили специальные деревянные рассолоподъёмные башни: «клетки», высотой порядка 16 м. А вот так описывает известный публицист В. И. Немирович-Данченко работу бурение скважины.

«Ее проводили так: вырывалась яма, в которую вгонялась матица – род колоды, давлением сверху, как можно глубже, так, сажень на двенадцать. Она предохраняет колодец от осыпей. Когда это дело закончено, со дна колодца начинают сверлить трубу вниз, тем же первобытным способом, живой силой рабочих (грудью на ворот). Таким образом, должно пробурить землю, каменные породы, каменные залежи соли, на семьдесят пять или восемьдесят сажен, чтобы добраться, наконец, до соляного раствора. Мы входим в башню, где находится эта труба, точно в какое-то подземное царство мрака и сырости, охватывающее нас со всех сторон острым запахом плесени, соляного раствора, испарениями глубоко раненой, в самые недра свои, земли. Жутко становилось здесь. Снизу слышно хрипение нагнетательного насоса, точно там, в вечной тьме, приковано сказочным колдуном, какое-то громадное чудовище, и бьется оно, и жалуется, и исходит кровью, бессильное разорвать свои крепкие цепи. Отсюда лестницы ведут вверх, чем выше, тем больше ощущается запах сернистого водорода. Работа идет быстро, отовсюду доносится урчание сильно подымающегося вверх, и сбегающего по другим трубам вниз, раствора, довольно густого, равного 24° насыщения по реометру Боме. Сквозь шум воды доносятся визги, скрип и глухие удары машин, равномерно делающих свою работу. Голова начинает кружиться, кажется, что и сам обращаешься в какое-то колесо, обязанное подчиняться паровому движению, без сознания, без противодействия.»


Выварка соли. Фотография из фондов Соликамского музея соли


Добываемый рассол по системе деревянных желобов или труб перетекал в соляные лари. Соляной ларь предназначался для отстаивания рассола и испарения лишней воды. Из ларя рассол самотёком подавался на варничные чрены. Варницы представляют собой срубы квадратного или прямоугольного сечения, высотой до 7 м, в которых находилась большая сковорода: чрен (црен), склёпанный из «полиц» (листов железа). Позднее стали появляться и кирпичные варницы. Варницы разделялись на чёрные и белые (появившиеся в конце XIX века), отличавшиеся наличием дымовой трубы. Топливом служили дрова, главным образом берёзовые. На выварку 10 пудов соли использовалась сажень дров. Лишь с конца XIX века некоторые варницы Усолья и Лёнвы были переведены на каменный уголь. Рассол на чрене кипел, вода испарялась и осаждалась соль, которую для окончательной просушки перегружали на полати, установленные над чреном. За вываркой соли следил специальный рабочий, называемый поваром. Дадим слово В. И. Немировичу-Данченко: «Рассол медленно кипит, булькая и отделяя сероватый пар. Его варят, пока он не начнет густеть. Рабочий, называемый поваром, следит за этим и, в известный момент, определяемый только навыком, чутьем, останавливает огонь. Соль оказывается наполовину готовой, ей дают немного постоять. Когда она, из синеватой, побелеет, ее длинными граблями сбрасывают на полати, обтекать. Мягкая и влажная, она шлепается туда густой кашей.

– Голос подает! – замечает повар. – Она на разные голоса у нас, не готова еще к употреблению…»

Высушенную соль фасовали в большие мешки и отправляли на хранение в соляной амбар («магазейн»). Амбары располагались по берегам судоходных рек, в них хранили соль, вываренную в течение всего года (примерно 100 000 пудов соли). По весне соль перегружали в барки и отправляли потребителям. Мешки с солью переносили специальные работники соленосы, ими работали как мужчины, так и женщины, от постоянного воздействия соли уши у них портились, отсюда и пошла поговорка «пермяк – солёные уши». Для мужчин нормой был мешок соли весом 5,5 пудов (около 90 кг), для женщин 3 пуда (около 49 кг). Попробуйте-ка просто поднять такой мешок! Вот как описывает В. И. Немирович Данченко женщин-соленосок. «Соленосками на заводах старой конструкции служат тоже женщины. Они же лямятся, т. е. тянут барки и речные суда до усольских варниц. Все эти работы бабы исполняют непременно с пением, тогда как мужики сосредоточенно молчат. Видел я и гребцов-баб. Они мне живо напомнили далёкое Поморье. Так же, как и там, молодцами, не зная устали и шибко накатываясь на ручку весла, гребут усолянки; так же, как те, причалив, не обнаруживают вовсе устали. Но у поморов физическая сила понятна: рыбы вдоволь, да и поморские промыслы развивают здоровье.

– А у нас они с соли.

– Как так?

– Крепнут с соли. Посылают же врачи на соляные ванны».

Лишь в конце XIX века на некоторых сользаводах появляются узкоколейные железнодорожные пути с вагонетками, ёмкостью 650 кг, что существенно облегчило положение соленосов. Работа на сользаводах была очень тяжёлая, работали по 12—14 часов в день за небольшие деньги, в соляных варницах было очень жарко и душно. Из-за тяжёлых условий работы В. И. Немирович-Данченко навал соляной промысел «истинным рабочим адом». Несмотря на некоторую модернизацию, общая конструкция сользаводов оставалась неизменной на протяжении столетий.


Соленосы. Фотография из фондов Соликамского музея соли

Раздел 2.2 Верх-Боровая

Древнейшие следы добычи соли в Прикамье, старейшая кирпичная церковь Урала. На осмотр достопримечательностей, с учётом качества дороги от Соликамска, потребуется около 2 дней. Село Верх-Боровая расположено в Соликамском районе в 240 км от Перми. Ближайшие гостиницы находятся в Соликамске. Верх-Боровая находится в 20 км на северо-восток от города Соликамска, очень плохая грунтовая дорога в Верх-Боровую ведёт от села Тохтуево. На легковой машине не без труда можно проехать только до деревни Кокорино, да и то есть большие шансы застрять в дождливую погоду, а зимой дорога вообще не чистится. Последние 5 км до Верх-Боровой осилит только подготовленный внедорожник. Естественно, никакой общественный транспорт в те края не ходит.

Маленькое полузаброшенное село посреди тайги таит в себе древнейшие в Прикамье следы добычи соли и старейший каменный храм Урала. Считается, что первые упоминания о поселении на берегу реки Боровой (Боровицы) датируются 1430 годом, это основывается на пересказе историком В. Н. Берхом несохранившейся древней рукописи: «В XV веке вологодские посадские люди Калинниковы завели солеварение возле с. Верх-Боровского при р. Боровой и поставили там пять труб. Скудость рассолов побудила их скоро оставить место сие и переселиться около 1430 года на р. Усолку (нынешний Соликамск), где они и нашли больше способов для продолжения своих промыслов». Ниже мы узнаем, что с этой рукописью не всё так однозначно.

В сохранившихся летописях деревня впервые упоминается в 1547 году как уже крупный населённый пункт, пострадавший от набега ногайских татар, во время которого погибло 40 жителей села. Все источники говорят о том, что это один из старейших населённых пунктов Прикамья. В самом селе сейчас постоянно проживают только несколько человек, большая часть домов оживает только летом, на картах село отмечается как нежилое, электричества, естественно, нет. Очень интересны сельские избы, сохранившие суровый архаичный облик изб северного Прикамья. Крестьянские дома в селе выстроены по схеме избы со связью, где две жилых избы, либо изба и неотапливаемая горница соединяется сенями. К сеням пристраивались массивные бревенчатые крыльца и, как правило, крытый двор. Для предохранения пола от промерзания жилые избы строились на высоком подклете.



В центре села (59°48’47˝ с.ш. 56°53'4˝ в.д.), на высоком берегу реки Боровица (Боровая) возвышается старинный Крестовоздвиженский храм, постройки 1677—1678 годов, считающийся самой старой сохранившейся кирпичной церковью Урала. Церковь была небольшая, одноглавая, с двухсветным основным храмом. Интересно, что в то время ни в Соликамске, ни в Чердыни, на тот момент крупнейших городах Урала, каменных построек не было. В те годы в Прикамье каменное строительство велось только в Спасо-Преображенском Пыскорском монастыре, что находился в селе Пыскор, близ Усолья.

В 1683—1691 годах церковь была расширена, с юга пристроен Георгиевский придел, возведена колокольня. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами с железными стяжками, Георгиевский придел имел деревянное перекрытие. Очень богат декор храма: поражает воображение тонко украшенный портал, живописные наличники из фигурного кирпича. В кокошники двух окон были вставлены изразцы с рельефным изображением восьмиконечного креста, трости, копья и текста из тропаря. Аналогичные изразцы впоследствии были использованы при строительстве Спасской и Богоявленской церквей в Соликамске.

Но настоящей жемчужиной церкви является храмозданная надпись, в три яруса опоясывавшая храм. С большим изяществом из фигурного кирпича выполнены старославянские буквы. Сверху и снизу строки оформлены «веревкой», специальными фигурными кирпичами. Разделителями текста служат изображения павлинов и балясины. Сам текст повествует о возведении церкви: «построена сия церковь во имя честного и животворящего креста Господня и святого великомученика Георгия при благочестивейшем государе царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея и малыя и белыя России самодержце и при великом господине нашем епископе Вятском». Примечательно, что в тексте надписи имеется ряд грамматических ошибок в виде перепутанных букв, которые говорят о том, что каменщики, скорее всего, сами были неграмотны.

Красивая старинная церковь в далёком селе ещё в позапрошлом веке привлекала к себе внимание краеведов, в частности И. Я. Кривощекова, Н. Н. Новокрещённых, П. С. Богословского. В советское время храм был закрыт и заброшен. В 1954 году архитектор Ф. М. Тольцинер сделал обмеры храма и составил проект реставрации, так и не осуществленный. Ныне храм пустует, но поддерживается в хорошем состоянии местными жителями; для предотвращения разрушения сводов трапезной над ней был построен навес из досок. До революции рядом с селом стояла и деревянная часовня. Она находилась к западу от села, на высоком мысу берега реки Боровицы. Около часовни росло дерево, почитавшееся священным.

По записям Дозорной книги 1707 года известно, что построен храм на деньги посадского человека Ивана Ивановича Третьякова. Но ещё в 1910 году краевед И. Я. Кривощеков обнаружил в храме деревянный крест и синодик с упоминанием строителя храма Ивана Калинникова, вероятно потомка легендарных основателей солеварения в Прикамье. Кажущееся противоречие объясняется в той же Дозорной книге, где упомянут «амбар, принадлежащий Ивану Иванову Третьякову, сыну Калинникову». Интересно, что в переписных книгах Соликамска, вплоть начала XVII века Третьяковы-Калинниковы не упоминаются, лишь в переписи 1624 года появляется Иван Калинин со своим дядей Жданом Третьяковым, владельцами соляной варницы и амбаров. А в переписи 1579 по Чердынскому уезду упоминается Максим Калинин, владевший половиной соляной варницы. К этому же уезду относилось и село Верх-Боровая. Соликамский краевед Г. А. Бординских предполагает, что Максим Калинин построил соляные варницы в Верх-Боровой, но затем по скудости рассола забросил и перенёс их в Соликамск, где его потомки владели ими до XVIII века, затем продав их Ростовщиковым. Похоже, В. Н. Берху показывали грамоту именно об этом событии, произошедшем в 1630 году, но, видимо, в грамоте была допущена ошибка. Эта версия согласуется и с археологическими данными. Самый «молодой» археологический слой в урочище «Рассолы», где до сих пор, прямо в русле реки, сохранились старинные рассолоподъёмные трубы, датируется XVII – XVIII веками и очевидно связан с деятельностью купцов Подошвенниковых, купивших в 1617 году заброшенные варничные места на Боровице. Под ним лежит слой XVI века, который Г. А. Бординских и связывает с Калинниковыми. Более древние слои уже относятся к Родановской культуре.

На страницу:
2 из 5