bannerbanner
В лесах
В лесах

Полная версия

В лесах

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2010
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
24 из 24

47

Слепая медяница – из породы ящериц (anguis fragilis) медянистого цвета, почти без ног и совершенно безвредна. Но есть змея медянка, та ядовита. Лесной народ смешивает эти две породы.

48

Октября 4-го, св. Иерофия, епископа афинского, известного в народе под именем Ерофея-Офени.

49

Апреля 12-го.

50

Картофель.

51

Марта 1-го – Евдокии-плющихи.

52

Дымволок, или дымник, – отверстие в потолке или в стене черной избы для выхода дыма.

53

Кожух – печь без трубы, какая обыкновенно бывает в черной курной избе.

54

Переметная скамья – не прикрепленная к стене, та, что сбоку приставляется к столу во время обеда.

55

Волость на реке Керженце.

56

Созвездие Большой Медведицы.

57

Часть дерева между корнем и стволом или комлем.

58

Говядина.

59

Дынничек – каша из тебеки (тыквы) с просом, сваренная на молоке и сильно подрумяненная на сковородке.

60

Проворный, сметливый, разумный.

61

Курган, кунган (правильнее кумган) – заимствованный у татар медный или жестяной кувшин с носком, ручкой и крышкой.

62

Корчик, или корец, – особого вида ковш для черпанья воды, кваса, для питья сусла и браги. Корцы бывают металлические (железные), деревянные, а больше корец делается из древесного луба, в виде стакана.

63

Оптовые лесопромышленники из Лыскова. Их не любят лесники за обманы и обиды.

64

Волочок, или волчок, – верх повозки или кибитки, обитый циновкой.

65

Пазори – северное сияние. Слова «северное сияние» народ не знает. Это слово деланное, искусственное, придуманное в кабинете, едва ли не Ломоносовым, а ему, как холмогорцу, не могло быть чуждым настоящее русское слово «пазори». Северное сияние– буквальный перевод немецкого Nordlicht. У нас каждый переход столь обычного на Руси небесного явления означается особым метким словом. Так, начало пазорей, когда на северной стороне неба начинает как бы разливаться бледный белый свет, подобный Млечному Пути, зовется отбелью или белью. Следующий за тем переход, когда отбель, сначала принимая розовый оттенок, потом постепенно багровеет, называется зорями (зори, зорники). После зорей начинают обыкновенно раскидываться по небу млечные полосы. Это называют лучами. Если явление продолжается, лучи багровеют и постепенно превращаются в яркие, красные и других цветов радуги столбы. Эти столбы краснеют более и более, что называется багрецы наливаются. Столбы сходятся и расходятся – об этом говорится: столбы играют. Когда сильно играющие столбы сопровождаются перекатным треском и как бы громом – это называется сполохами. Если во время северного сияния зори или столбы мерцают, то есть делаются то светлей, то бледней, тогда говорится: «зори или столбы дышат». Наши лесники, равно как и поморы, обращающиеся с компасом, давным-давно знают, что «на пазорях матка дурит», то есть магнитная стрелка делает уклонения. Случается, что небо заволочено тучами, стоит непогодь, либо метель метет, и вдруг «матка задурит». Лесники тогда знают, что на небе пазори заиграли, но за тучами их не видать. Замечательно, что как у поморов, так и у лесников нет поверья, будто северное сияние предвещает войну или мор. Свойство магнитной стрелки и влияние на нее северного сияния они называют «тайной Божьей силой».

66

Трубка, большею частью корневая, выложенная внутри жестью, на коротеньком деревянном чубучке.

67

Смотник, смотница – то же, что сплетник, а также человек, всякий вздор говорящий.

68

После дранья мочала, луба и бересты.

69

В Ветлужском крае город Ветлугу до сих пор зовут Верхним Воскресеньем, как назывался он до 1778 года, когда был обращен в уездный город. Нижнее Воскресенье – большое село на Ветлуге в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Иначе – Воскресное. Это два главных торговых пункта по Ветлуге.

70

Раменскими лесники зовут жителей Черной и Красной рамени.

71

Суйм, или суем (однородно со словами сонм и сейм), – мирской сход, совещанье о делах.

72

Хвилеватая – мокрая, дождливая и вьюжная.

73

В Поволжском крае так зовут фальшивые ассигнации.

74

Сутырить, сутырничать – спорить, вздорить, придираться, а также кляузничать. Сутырь – бестолковый спор.

75

Зепь – кожаная, иногда холшовая, мошна привесная, а если носится за пазухой, то прикрепленная к зипуну тесемкой или ремешком. В зепи держат деньги и паспорт.

76

Конаться – жребий метать.

77

След на пути от лыж.

78

Путик – прямая длинная городьба из прясел. По обоим концам путика вырывают ямы и прикрывают их хворостом либо еловыми лапами. Лось или олень, подойдя к путику, никогда не перескочит через него, но непременно пойдет вдоль, ища прохода. Таким образом зверь и попадет в яму.

79

Осилье – затяжной узел, куда птица попадает ногой. Пленка – то же, но узел делается из свитого вдвое или втрое конского волоса. Осилья или пленки ставятся по одной на колышках либо на лубочке, на который посыпается приманка.

80

Вещба – тайное слово и тайный обряд, употребляемые при заговорах, рытье кладов, ворожбе и т. п.

81

Притул, или притулье, – приют, убежище, кров; происходит от глагола «притулять», имеющего три значения: прислонить или приставить, прикрыть или приютить.

82

Юркино, Богомолово, Лысково – села на правом, возвышенном берегу Волги. Против них впадает в Волгу с левой стороны Керженец. Эту реку местные жители зовут иногда Левой Керженкой, то есть впадающей в Волгу с левой стороны. В песнях тоже придается ей название левой. Замечательно, что по-мордовски керже, кержень значит левый. В глубокую старину по всему Поволжью от Оки до Суры жила мордва. От нее и пошло название Керженца.

83

Замоина – лежащее в русле под песком затонувшее дерево; карша, или карча, – то же самое, но поверх песка.

84

Лесные реки, впадающие в Ветлугу.

85

Взято буквально из записей кладов.

86

Иверень – осколок, черепок, небольшая отбитая часть от какой-нибудь вещи.

87

Отщербить – отбить, отломить, говоря о посуде и вообще о хрупкой вещи.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
24 из 24