Полная версия
Социальная технология в вопросах и ответах
Нечто подобное характерно и для представителей спецслужб. Для них остальные люди – тоже биомасса. Их учат качественно действовать, точно исполнять, организовывать. Если да, то да, если время 8:17, это не 8:15, и так далее. Остальные люди для них – биомасса, поэтому спецслужбы, если дело требует, не жалеют людские жизни: они считают, что обычные люди свои способности, данные им природой, развивать не стали, так «недоразвитыми» все и выросли.
Вторая составляющая – когда люди различают твердое и пустое, то видна каждая деталь, каждая проблема, событие и тому подобное. Женщины в этом смысле превосходят мужчин, они лучше различают пустое и твердое на бытовом уровне, мелочи лучше видят, поэтому событий в жизни женщин больше, чем в жизни мужчин. У мужчин событий мало: учился, женился, умер. А у женщин каждый день по двадцать событий. Поэтому мужчин раздражает, когда женщина за рулем, включив указатель поворота, сразу начинает поворачивать: мужчинам кажется, что она включила поворотник слишком поздно – только показала поворот, и сразу повернула! А для женщины это – не слишком поздно. Прежде чем она повернула, в ее мире произошло множество событий: включив поворотник, она увидела, что химчистка закрыта, что знакомая женщина, которая всегда в это время здесь с рыженькой собачкой прогуливалась, сегодня идет без собачки – к чему бы это? И уж только потом она повернула!
Это просто другой ход социального времени. У террористов или спецслужб – это, в некотором смысле, особые люди, – у них жизнь насыщена множеством событий. А что это значит? Значит, что жизнь кажется им интересной.
Вот представьте себе ситуацию: воры забрались в ваш дом через форточку и что-то утащили. Скажите, будет вам скучно в этот день? Не будет. Да, будет плохо, но не скучно. Вы будете обсуждать случившееся, кому-то звонить, что-то будет происходить. Так вот у них, у этих «особых людей», нескучная жизнь, а у других людей скучная, даже у тех, кто из этических соображений решил отползти от террористической группы. Отползет в «детский сад» – в обычную жизнь – но там скучно, долго он там не задержится. С товарищами было интересно, каждую секунду случались какие-то события, обсуждения, умные разговоры, точные технологии, многослойные решения, длинные цепочки. А здесь все только доживают – пойду обратно в террористы!
Вот эти два мотива и толкали гимназисток в террористки, помимо рассуждений о справедливости:
1. ценна геройская жизнь товарища и не ценна жизнь обычных людей, толпы;
2. среди героев – интересно, в толпе обывателей – скучно, да и недостойно общество последних «взрослого» человека.
88. Что делать, когда тебя неоднократно куда-то зовут, а ты не хочешь идти?
Надо говорить: «Да, но…». Запомните, нет лучшего способа поддерживать с людьми хорошие отношения и двигаться по своей траектории, чем всегда говорить: «Да». Но при любом «Да» говорить «но», и дальше излагать свои условия. Чтобы не вы отказывались, а от вас отказывались. Когда вы отказываете людям, это нехорошо: даже если человек понимает и принимает аргументы вашего отказа, у него обычно остается неприятный осадок. А когда вы ставите «но», человек не согласен, он вам отказывает, он чувствует, что он вам отказал. Это очень просто.
У вас же есть такие условия, при которых вы бы согласились пойти туда, куда вас приглашают, обязательно есть такие условия. Например, «Да, если мне по работе будет положен ковер-самолет или скатерть-самобранка. Пойду – не вопрос!» Нельзя вести переговоры и думать: отказать или не отказать? Повысьте планку, и всё.
89. Что такое мораль, что такое нравственность, что такое этика?
В разговорной речи мы часто сливаем эти понятия в одно. Есть точные определения каждого из этих понятий – возьмите энциклопедию, посмотрите. Там люди думали, решали, как лучше написать об этом. Там длинные статьи. Пожалуйста, пользуйтесь этим.
Я не буду вдаваться в определения, которые не имеют практической ценности.
Есть определения, которые имеют практическую ценность – будет другое определение, наука станет развиваться в другом направлении! А есть определения, которые являются умственными упражнениями, которые никакой практической ценности фактически не имеют. Язык – прерогатива народа. Когда пытаются объяснять, что значит определенное слово, в то время как в языке оно иначе используется, и говорят: «Нет, оно вот не такое, а такое», – это упражнение ума, ничего больше.
90. С кем стоит и с кем не стоит советоваться? Или любой лишний совет никогда не помешает?
Есть ситуации, когда надо советоваться, и есть ситуации, когда не надо советоваться.
Надо уметь советоваться: иметь для этого скромность, чтобы выслушать советы, и надо иметь решительность, когда советоваться не надо, а надо действовать!
Кто умеет только одно, тот неполноценен как руководитель. Надо уметь и то, и другое.
Макиавелли советовал государям относиться к советам так:
• советоваться не со всеми, а со специально определенными людьми;
• и чтобы они советовали только по тем вопросам, по которым ты их спрашиваешь, и не давали советов по вопросам, по которым их не спрашиваешь;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Дацзыба́о (кит. «газета, написанная большими иероглифами») – рукописная стенгазета, пропагандистский плакат или листовка, получившие широкое распространение в Китае во время культурной революции, после того, как в 1966 году студенты и аспиранты Пекинского университета вывесили дацзыбао, в котором ректор университета и другие преподаватели были названы «антипартийными бандитами». По указанию Мао Цзэдуна текст этого дацзыбао был опубликован в средствах массовой информации, что послужило началом массовых гонений на «ревизионистов». Право граждан на написание дацзыбао закреплялось в Конституции Китайской Народной Республики 1975 года, однако уже в 1980 году было отменено. – Прим. ред.
2
Внимательный читатель, вероятно, уже заметил, что в вопросах местоимение вы пишется с прописной буквы, а в ответах – со строчной. Дело в том, что авторы вопросов обращаются к конкретному человеку, и в этом случае правила орфографии рекомендуют писать местоимение вы с прописной буквы (Вы). В своих ответах автор книги в большинстве случаев обращается к широкому кругу читателей (даже в тех случаях, когда разбирает конкретную ситуацию определенного человека), и здесь правила орфографии рекомендуют писать местоимение вы со строчной буквы, поэтому в целях единообразия в ответах местоимение вы дается только в таком написании. – Прим. ред.
3
Имеется в виду так называемая Группа семи, называемая в России «Большой семеркой», G7 (в период участия России – «Большая восьмерка», G8), международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию, и неофициальный форум лидеров этих стран, в рамках которого их лидеры обсуждают и согласовывают подходы к актуальным международным проблемам. В период с 1991 по 2002 год поэтапно, по схеме «7+1», «Большая семерка» была преобразована в «восьмерку» с участием России. С 2014 года клуб вновь функционирует в формате «семерки» – после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7. – Прим. ред.
4
18 июня 1957 года на заседании Президиума Совета Министров СССР присутствовавшие члены Президиума ЦК КПСС потребовали немедленно созвать заседание Президиума ЦК, что и было сделано. На заседании члены Президиума ЦК Маленков, Молотов, Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин и Сабуров предъявили Хрущёву многочисленные претензии, и семью голосами против четырех было принято решение рекомендовать Пленуму ЦК КПСС сместить Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Шепилов, будучи кандидатом в члены Президиума и не имея права решающего голоса при голосовании (отчего и был назван «примкнувшим»), тоже начал критиковать Хрущева за установление собственного культа личности. Еще до окончания заседания председатель КГБ СССР Иван Серов по согласованию с Хрущёвым доставил в Москву на самолетах военной авиации членов ЦК, известных своей лояльностью к Хрущёву, которым удалось вмешаться в ход уже почти завершившегося заседания и снять с обсуждения вопрос о Первом секретаре. Это заседание Президиума растянулось на четыре дня, и за ним тут же последовал Пленум ЦК КПСС, на котором все, кто добивался снятия Хрущёва, были названы «антипартийной группой» и выведены из состава ЦК КПСС. Фраза «и примкнувший к ним Шепилов» активно муссировалась в советской прессе, поэтому имя этого партийного функционера узнали и запомнили миллионы советских граждан; когда пол-литровую бутылку водки распивали «на троих», и к этому процессу присоединялся четвертый, его называли «Шепиловым». – Прим. ред.
5
Кодекс Наполеона – Гражданский кодекс Франции, разработанный и принятый в начале XIX века по инициативе первого консула Французской республики Наполеона Бонапарта. Кодекс представлял собой масштабную кодификацию гражданского права и дал мощный толчок процессам кодификации законодательства во многих странах мира, в том числе в США и Российской империи. Действует с изменениями и дополнениями и по сей день. – Прим. ред.
6
Концепция четырех стадий петуха метафорически описывает начальные этапы освоения любого искусства или технологии и основана на китайской притче о князе и учителе боевых петухов (В. К. Тарасов. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М.: Добрая книга, 2016. Главы 35 и 36). На первой стадии боевой петух князя слишком самонадеян и рвется в драку, на второй он реагирует на любой крик другого петуха, принимая его на свой счет, на третьей петуха переполняют сила и ярость, прорываясь наружу, на четвертой петух почти готов к схватке: он неподвижен и словно вырезан из дерева, не реагирует на чужие крики, но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.
Ученик на первой стадии отработал приемы борьбы, и ему не терпится сразиться с любым врагом, но с настоящими боевыми условиями он не знаком, все противники для него одинаковы, ибо пока он одерживал лишь воображаемые победы в воображаемой борьбе; у него нет адекватной картины мира, и он не стремится ее иметь.
Ученик на второй стадии напуган реальными поражениями в реальной борьбе, его картина мира оказалась неадекватной реальности, и теперь он стремится иметь адекватную картину мира.
Ученик на третьей стадии уже имеет реальные победы в реальной борьбе, он научился прогнозировать поведение противников, его картина мира адекватна, но его эмоции прорываются наружу, и поэтому он сам остается предсказуемым для подлинного мастера.
Ученик на четвертой стадии непредсказуем, невозможно строить в отношении него какие-либо ожидания, а когда невозможно предсказать поведение противника, остается только бежать! Этот боец одерживает реальные победы в воображаемой борьбе, которая происходит в подсознании его противников. – Прим. ред.