bannerbannerbanner
Теология святого имени
Теология святого имени

Полная версия

Теология святого имени

текст

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В «Упадешамрите» перечисляются шесть признаков истинного гуру: «Любой разумный человек, способный контролировать свою речь, желания ума, импульсы гнева, похоти, языка, желудка и гениталий, может учить людей по всему миру». Духовный учитель есть также ачарья, тот, кто учит своим примером. Человек, привязанный к наслаждениям, корыстный, эгоистичный, не может быть духовным учителем, сколь бы блестящим интеллектом он ни обладал».

В «Катха-упанишаде» (1.3.14) говорится:

uttiṣṭhata jāgrata prāpya varānnibodhata |kṣurasya dhārā niśitā duratyayādurgaṃ pathastatkavayo vadanti ||

«Встань, проснись, найди великих и узнай о них; мудрецы описывают путь: он острый, как лезвие бритвы, труднопроходимый, труднопреодолимый».

Шри Кришна Чайтанья утверждал: «Сначала стань совершенным сам, а потом можешь учить». Наставления гуру должны соответствовать предписаниям ведической литературы. Гуру утверждает, что духовное знание есть конечное благо для человечества, поэтому он сам ведет жизнь, являющую собой образец отречения от материальных наслаждений.

В Агни-пуране (293.17—18) говорится: «Твердый (дхира), чистый, занятый преданным служением, практикующий джапа-медитацию и другие методы, достигший духовного совершенства, ведущий аскетичный образ жизни, искусный в духовной практике, сведущий в писаниях, говорящий только истину, способный правильно поощрять и наказывать ученика, – такая личность называется гуру».

Того, кто объявляет себя учителем, но не соответствует этому положению, следует отвергнуть. В Махабхарате (Удьога-парве, 179.25) сказано:

guror apy avaliptasyakāryākāryam ajānataḥ |utpatha-pratipannasyaparityāgo vidhīyate ||

«Ученик должен отвергнуть гуру, который привязан к чувственным наслаждениям, а не к практике бхакти; который не знает, что можно делать и что нельзя; и который отступил от пути чистой преданности из-за дурного общения или пренебрежения к вайшнавам».

В Падма-пуране говорится:

ṣaṭ-karma-nipuṇo vipro mantra-tantra-viśāradaḥavaiṣṇavo gurur na syād vaiṣṇavaḥ śva-paco guruḥ

«Ученый брахман, совершенный во всех областях ведического знания, не может стать духовным учителем, если он не вайшнав, но вайшнав, рожденный даже в самой низшей касте, может стать духовным учителем». [Цит. по 2; ком. к 5.4.7].

В «Адвайта-тарака-упанишаде» (16) говорится:

guśabdastvandhakāraḥ syāt ruśabdastannirodhakaḥ |andhakāranirodhitvāt gururityabhidhyyate ||

«Слог „гу“ означает „тьма“, „неведение“, слог „ру“ означает „разрушение этой тьмы“. Тот, кто способен рассеивать тьму неведения, известен как гуру»15.

В «Шри Гуру гите»16 (23, 24, 32) говорится:

gukārastvandhakāraśca rukārasteja ucyate |ajñāna grāsakaṃ brahma gurureva na saṃśayaḥ || 23 ||gukāraḥ prathamo varṇo māyādi guṇa bhāsakaḥ |rukāro dvitīyo brahma māyā bhrānti vināśanam || 24 ||gururbrahmā gururviṣṇurgururdevo maheśvaraḥ |gurureva parabrahma tasmai śrīgurave namaḥ || 32 ||

«Сказано, что слог «гу» – это тьма, а слог «ру» – свет. Без сомнения, гуру есть высшее знание, устраняющее тьму невежества.

Первый слог «гу» представляет принципы такие, как майя, а второй слог «ру» – высшее знание, которое разрушает иллюзию майи.

Гуру – это Брахма. Гуру – это Вишну. гуру – это Господь Шива. Воистину гуру – Парабрахман. Поклоны Шри гуру».

Различные тексты призывают к осмотрительности в поиске правильного гуру и предостерегают от выбора неправильных. Например, в Агамах говорится, что гуру, владеющие Ведами, шастрами и т. д., многочисленны. Но трудно найти гуру, который владеет Высшей Истиной. Гуру, которые лишают своих учеников их богатства, много. Но трудно найти гуру, который устраняет страдания учеников17

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ряд публикаций об Именах Божьих в восточном христианстве указаны в конце библиографии к данному изданию.

2

Цит. по Шри Чайтанья Махапрабху. Шри Шикшаштака (Восемь замечательных наставлений) / С «Шри Санмодана Бхашйьей» Шрилы Бхактивиноды Тхакура и комментариями Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами.

3

Шесть предметов Веданги – это фонетика (śikṣā), поэтический метр (chandas), грамматика (vyākaraṇa), этимология и лингвистика (nirukta), ритуалы и обряды (kalpa), астрология и астрономия (jyotiṣa).

4

В Muktikopaniṣad (30—39) указывается список из 108 Упанишад.

5

К Упаведам относятся: Аюрведа, Дханур-веда, Гандхарва-веда, Астра-шастра, Стхапатья-веда, Шилпа-шастры и др.

6

18 основных Пуран: Вишну-пурана, Нарадия-пурана, -падма-пурана, Гаруда-пурана, Вараха-пурана, Бхагавата-пурана, Матсья-пурана, Курма-пурана, Линга-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана, Агни-пурана, Брахманда-пурана, Брахма-вайварта-пурана, Маркандея-пурана, Бхавишья-пурана, Вамана-пурана, Брахма-пурана. Упа-пураны: Санаткумара-пурана, Нарасимха-пурана, Брихан-нарадия-пурана, Шива-рахасья-пурана, Дурваса-пурана, Капила-пурана, Вамана-пурана, Бхаргава-пурана, Варуна-пурана, Калика-пурана, Самба-пурана, Нанди-пурана, Сурья-пурана, Парашара-пурана, Васиштха-пурана, Деви-бхагаватам-пурана, Ганеша-пурана, Хамса-пурана.

7

К смрити принято относить: Дхарма-шастры, Пураны, Итихасы, Веданги, Агамы.

8

В своем комментарии к этому афоризму «Брахма-сутры» Шри Мадхвачарья говорит: «К ведическим писаниям относятся „Риг-веда“, „Яджур-веда“, „Сама-веда“, „Атхарва-веда“, „Махабхарата“, „Панчаратра“ и изначальная „Рамаяна“ Валмики. Любые произведения, подтверждающие выводы этих писаний, также следует считать ведической литературой. Что же касается книг, которые противоречат ведическим писаниям, то они лишь вводят читателей в заблуждение». (Цит. по 3; ком. к 3.6.147).

9

Санскритское слово vеda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid-, «знать», родственного праиндоевропейскому корню ueid-, означающего «ведать», «видеть» или «знать», т.е. «ведающий» как знаток и как повествующий «знающий». Monier-Williams, 2006, p. 1015; Apte, 1965, p. 856. Оно родственно праиндоевропейскому *ueidos, греческому (ϝ) εἶδος «аспект», «форма» – источника греческого корня ἰδέα, русскому ведать, разведать, отведать, заведовать, английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen («знать», «знание»), норвежскому viten («знание»), шведскому veta («знать»), польскому wiedza («знание»), латинскому video («я вижу»), чешскому vím («я знаю») или vidím («я вижу»), и голландскому weten («знать») (см.: Pokorny’s 1959 Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch s.v. u (e) id).

10

«…Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарвана – четвертая [веда], итихаса и пураны – пятая, веда вед, правила почитания предков, наука чисел, искусство предсказаний, хронология, логика, правила поведения, этимология, наука о священном знании, наука о демонах, военная наука, астрономия, наука о змеях и низших божествах – [все] это лишь имя». Чхандогья-упанишада (7.1.4). Цит. по: Упанишады: В 3 т. – перевод А. Я. Сыркнина – М.: «Наука». Главная редакция восточной литературы. Научно издательский центр «Ладомир», 1991.

11

В комментариях Куллука-бхатты на «Ману-самхиту» (2.1) говорится: «Известно два вида Шрути: ведическая (вайдики) и тантрическая (тантрики)». Как форма божественного откровения (шрути) Тантра имеет самостоятельное значение и происхождение (подобно первоначальным писаниям Вед).

12

Брихадараньяка-упанишада / Пер. с санскр., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. – М.: «Наука», НИЦ «Ладомир», 1991/ См. также: «Веды оставляют того, кто считает веды отличными от Атмана» (Брихад-араньяка-упанишад, 5 брахмана, 7).

13

Упанишады в 3-х книгах. Кн. 2-я. Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. – М.: Наука, Ладомир, 1991. – С.175—186.

14

Оригинальный санскритский текст, найденный Баладевой Видьябхушаной в «Sabda-Kalpa-Druma» и «Prameya-ratnavali» 1.5—6, утвержадает: «sampradaya vihina ye mantras te nisphala matah».

15

Слово Гуру упоминается в самом раннем слое ведических текстов. Гимн 4.5.6 Ригведы, например, описывает гуру как «источника и вдохновителя познания себя, сущности реальности» для того, кто ищет: idaṃ me agne kiyate pāvakāminate guruṃ bhāraṃ na manma| bṛhaddadhātha dhṛṣatā gabhīraṃ yahvaṃ pṛṣṭhaṃ prayasā saptadhātu ||6|| – Rigveda 4.5.6. (См.: Joel Mlecko (1982), The Guru in Hindu Tradition Numen, Volume 29, Fasc. 1, page 35).

16

Сканда-пурана, Яджнявайбхава-кханда, 13—20

17

Цит. по Georg Feuerstein. Tantra. – Shambhala Publ., 1998. p. 91—94.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2