bannerbanner
Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости
Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости

Полная версия

Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

5. Некоторые учат [ученика] этой савитри, как [размеру] ануштубх, [говоря: ] «Речь [и есть] ануштубх, мы обучаем этой речи». Не следует делать так. Следует обучать савитри, как гаятри. И поистине, если знающий это получает большую [награду за обучение], то эта [награда] не стоит и одной строки гаятри.

6. Тот, кто получил бы эти три мира, полные [всего], достиг бы первой строки [гаятри]. Если бы он получил столько, сколько [составляют] эти три знания, то достиг бы второй ее строки. Если бы он получил столько, сколько [есть] наделенного дыханием, то он достиг бы третьей ее строки. Но ее четвертая видимая строка, которая сияет там над миром, никем не может быть достигнута, ибо откуда мог бы он получить такой [дар]?

7. Вот поклонение ей: «Гаятри, ты – из одной строки, из двух строк, из трех строк, из четырех строк, ты – без строк, ибо не пропадаешь. Слава твоей четвертой, видимой строке над миром!» Когда [знающий это] ненавидит кого-либо и [говорит: ] «Да не достигнет он этого», или: «Да не исполнится его желание», то не исполняется желание у того, к кому он приближается с такими [словами], или же [говоря]: «Да достигну я того [желания]».

8. Поистине, Джанака, [царь] Видехи, так сказал об этом Будиле Ашватарашви: «Ты ведь говорил, что знаешь гаятри. Как же [случилось, что] ты стал слоном и несешь [груз]?» Тот сказал: «Потому, что я не знал ее лица, о царь». Огонь – вот ее лицо. Поистине, если даже много [топлива] кладут в огонь, то он все сжигает. И так же, если знающий это совершает даже много зла, он поглощает все это [зло] и становится безупречным, чистым, свободным от старости и смерти.

В Сканда-пуране (Каши кхандам) утверждается:

gāyatrī vedajananī gāyatrī brahmaṇaḥ prasūḥ |

gāyantaṃ trāyate yasmādgāyatrīti pragīyate


«Гаятри – мать Вед. Гаятри – та, кто дает рождение брахманам. Так как она защищает человека, который воспевает мантру, она имеет имя Гаятри»21.

В Курма-пуране (2.14.56) говорится:

gāyatrī vedajananī gāyatrī lokapāvanī

na gāyatryāḥ paraṃ japyametad vijñāya mucyate


«Гаятри – мать Вед. Гаятри осещает все миры. Нет ничего выше Гаятри. Повторением ее обретается всезнание».

В Ману-смрите (2.76—85) о славе Гаятри говорится22:

76. Праджапати извлек из трех Вед звук «а», «у» и «м» и [слова] бхух, бхува и свах.

77. Из тех трех Вед – по одной стопе из каждой – Праджапати Всевышний извлек гимн, посвященный Савитару.

78. Брахман, изучивший Веду, произносящий утром и вечером этот слог «Ом» (акшара) и этот [гимн «Савитри»], предваряемый [произнесением] священных слов (вьяхрити), достигает заслуги, [приобретаемой чтением] Вед.

81. Да будет известно, что три не гибнущие великие священные слова (махавьяхрити), предваряемый слогом «Ом», также трехстопный (tripada) «Савитри» – уста Веды.

82. Кто ежедневно неустанно повторяет его («Савитри») три года, тот соединяется с Высшим Брахманом, став подобным ветру, превратившись в эфир.

83. Односложное слово [«Ом»] – Высший Брахман, удержание дыхания – высший аскетический обет; но нет ничего выше «Савитри»; правдивость превосходи молчание.

85. Жертвоприношение, состоящее из шепотом произносимых [священны формул], в десять раз действительнее жертвоприношения, исполненного согласно правилам [Веды], [и произнесенных] мысленно – считается [превосходящим его] в тысячи раз.

В Вишну-смрити (гл. 55) говорится23:

(10) Праджапати извлек из трех Вед звуки «а», «у» и «м» и [священные воззвания вьяхрити] «бхух, бхувах, свах».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. / Пер. Н. Н Дудко, С. А. Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993 г. 472 стр.

2

Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / пер. с англ. Д. Устьянцев. – М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007.

3

Harvey P. Alper Understanding mantras». State University of New York, 1989

4

Например, V.V. Dvivedi указывает список из 327 тантрических источников в своем исследовании «Luptagama-samgraha» vol. 1, опубликованном Sampumananda Sanskrit Visvavidyalav в Варанаси. См., также: С. М. Неаполитанский, С. А. Матвеев Энциклопедия тантры. – С.-Пб.: Институт метафизики, 2012.

5

См. например: Feuerstein, G. The Deeper Dimension of Yoga.. – Boston, MA: Shambala Publications,, 2003; Jan Gonda. The Indian Mantra. – Oriens, 1963; Understanding mantras. – Delhi: Motilal Banarsidass, 1991.

6

См.: Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Энциклопедия мантр: слова силы, формы преображения, тайные и мистериальные практики в священных традициях. – С.-Пб.: Институт метафизики, 2006. – 511 с.

7

Джохари, Хариш. Инструменты Тантры: мантры, янтры и ритуалы / пер. с англ.: К Семенов. – М.: София, 2014.

8

Э. Вуд. Словарь Йоги. / Пер. К. Семенова. – К. София. – 1996.

9

Сурендра Мохан дас. Теология святого имени. – СПб, Институт метафизики, 2018.

10

«Гаятри» женского рода, произносится с ударением на последнем слоге.

11

Артур Авалон в «Шакти и Шакта» писал: «Имеются некоторые мантры, которые могут быть названы молитвами, такие как великая мантра Гаятри, которая произносится для освещения понимания. Мантру, однако, не следует отождествлять с молитвой, которую можно произносить в любой форме и на любом языке, который выберет поклоняющийся. Молитва может быть, конечно, великой силой, но тем не менее она есть сила отдельного поклоняющегося, и только».

12

Sathya Sai Speaks Vol V – by Sai Baba [Compiled By N. Kasturi] Publisher: Sri Santha Books, 1984. P. 58.

13

Индийский грамматик, живший в 5 веке до нашей эры, составивший Нирукты (этимологические комментарии к Ригведе).

14

Georg Feuerstein, The Deeper Dimension of Yoga: Theory and Practice., (Boston and London: Shambala, 2003), p. 301.

15

Слово «ригведа» – составное (татпуруша), состоит из двух санскритских корней: рич (ṛc, «хвала, гимн, стихи») и веда (veda, «знание»). Ригведа состоит из 10 книг, называемых мандалами. Каждая мандала состоит из гимнов, называемых сукта (sūkta), которые, в свою очередь, состоят из отдельных стихов, называемых «рич».

16

Слово «яджурведа» (yajurveda) – составное слово, состоящее из двух частей «yajus» («правила жертвоприношений») и veda («знание»). Яджурведа состоит из двух основных Самхит: Шукла («белая») и Кришна («чёрная»).

17

Самаведа (sāmaveda) – составное слово, состоящее из двух частей: sāman («ритуальное песнопение») и veda («знание»).

18

vāg vā idaṃ sarvaṃ bhūtaṃ gāyati ca trāyate ca.

19

Цит. по: Упанишады в 3-х книгах. Кн. 3-я. Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. – М.: «Наука», «Ладомир», 1991.

20

Цит. по: Упанишады в 3-х книгах. Кн. 2-я. Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. – М.: «Наука», «Ладомир», 1991. См. для сравнения этот же текст: Древнеиндийская философия. Начальный период: Переводы с санскрита. Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии В. В. Бродова. М.: «Мысль», 1972

21

Ср.: в Gokarṇapurāṇasāraḥ (7.3): vedeṣu sārabhūtatvāt sāvitrīty api kathyate / gāyantaṃ trāyate yasmād gāyatrī ceti tāṃ viduḥ ||.

22

Законы Ману. Манавадхармашастра. Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. И. Ильиным. М.: Изд-в ЭКСМО-Пресс, 2002. – 496 с.

23

Вишну-смрити / пер. с санскр., предисл., коммент. и прил. Н. А. Корнеевой. – М.: Вост. лит, 2007. – 421 с. – стр. 154

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2