Полная версия
Луи Станислав Сортан по прозвищу Львиное Сердце. За Бога и Короля. Выпуск 20
Луи Станислав Сортан по прозвищу Львиное Сердце
За Бога и Короля. Выпуск 20
Виталий Шурыгин
© Виталий Шурыгин, 2019
ISBN 978-5-4496-2645-5 (т. 20)
ISBN 978-5-4493-7910-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Луи Станислав Сортан
На этот раз мой рассказ будет о Луи Станиславе Сортане, одном из множества рядовых шуан и вандейцев, что взяли в руки оружие весной 1793 года, поднявшись против безбожной республики, за Бога и Короля. До нас не дошли их портреты, в те времена не было фотографии, а заказать себе портрет мог позволить дворянин или состоятельный буржуа (в качестве иллюстрации я использовал несколько открыток, вышедших во Франции в конце XIX века), но дошла история их жизни.
Кстати, многие вандейцы и шуаны прожили долгую жизнь, как, к примеру, Луи Шарль Поль Кокро, что прожил 98 лет! (1767—1865) и на открытках фотографии настоящих шуан.
Луи Станислав вступил в Королевскую и Католическую Армию в шестнадцать лет, не достигнув призывного возраста, так что ему не угрожал непосредственно призыв 300 000 рекрутов в республиканскую армию, послуживший началом восстания, и прошел весь путь с ней до конца. Мало того он участвовал и в шуанерии 1794—1796, 1799 и даже 1815 года (не многие шуаны прошли столь долгий боевой путь, тысячи и тысячи из них пали в бою), а в 1831 году стал во главе собственного партизанского отряда.
Итак, я начинаю свой рассказ.
Глава первая
20 февраля 1777 года в семье шорника Филиппа Сортана из Сен-Жорж-Сюр-Луар (город в департаменте Мэн и Луара) родился мальчик, названный при крещении Луи Станиславом. Крещение произошло в тот же день в городской церкви Сен-Жоржа. Дядя Луи Станислава, Жан Баптист Сортан, был городским священником.
Мать нашего героя, урожденная Мадлен Делатр, была так же родом из Сен-Жоржа.
Сен-Жорж-Сюр-Луар
Это была глубоко верующая католическая семья, и маленький Луи Станислав получил соответствующее воспитание. Седла Филиппа Сортана славились на всю округу, и семья не бедствовала, мальчик с детства помогал отцу в работе, планируя продолжить ремесло отца.
Но все планы разрушила революция, не принесшая обещанного процветания, а скорее наоборот, налоги и сборы выросли в разы, чем при «старом режиме»! Мало того, республика открыла гонения на веру и священников, что отказались служить антихристу, ввела новый календарь, в котором нет места воскресеньям и церковным праздникам, отрешила от власти, заключила в тюрьму и казнила Короля!
арест священника
А когда она потребовала от добрых католиков еще и проливать кровь, защищая эти «завоевания революции», выпустив декрет о призыве 300 000 рекрутов, то Вандея, а с нею и Бретань с Нормандией, восстала!
В ночь с 23 на 24 февраля 1793 года Конвентом был принят декрет о наборе 300 000 рекрутов для защиты «завоеваний революции». Стоит сразу же отметить, что подобный принудительный рекрутский набор был впервые за всю историю Франции! В Королевской Франции служба в армии была добровольной и формировалась она, как сейчас модно говорить «на контрактной основе». После революции, служба в армии была так же добровольной. В августе 1792 года в Бретани набирали волонтеров, то есть добровольцев (!) и этот «добровольный призыв» вызвал такое возмущение у крестьян! А сейчас, уже молодые неженатые люди или вдовцы, от 18 до 45 лет, без детей, в количестве 300 000 должны идти в армию принудительно, без всяких «хочу, не хочу».
Причем тяжесть набора падала именно на крестьянство, буржуазия могла легко откупиться, горожане-патриоты, как правило, уже сами служили в национальной гвардии по месту жительства или же несли службу в многочисленных муниципальных учреждениях, оставались, только крестьяне. День начала призыва, был зафиксирован как 10 марта 1793 года, при этом еще, призывники должны были сами явиться на призывные пункты!
Но во многих местах Бретани, из-за их удаленности, этот декрет был прочитан только 10 марта, в частности в департаменте Иль и Вилен, поэтому массовые волнения там начались на неделю позднее. Однако 10 марта, в Анжу и нижнем Мэне молодые люди уже идут из деревень в Лаваль с криками «Да здравствует Король!», «Долой Нацию!». Улицы города запружены призывниками, размахивающими палками и кричащими «Да здравствует Король! Долой Республику!».
13 марта, в центре Ренна слышны крики «Да здравствует Король!», 14 марта, то же самое повторяется в Ванне, 15 марта, в Понтиви. С 10 по 25 марта пылает Мэн, Нормандия, Бретань!
Повстанцы громят здания городской администрации, сжигают списки призывников, долговые расписки и прочие налоговые документы, жгут даже бумажные ассигнации (крестьяне признают только «настоящие деньги», монеты из золота серебра и меди)! Они разоружают «патодов», как презрительно называют «патриотов», сторонников революции, и немногочисленную национальную гвардию, освобождают заключенных в тюрьмах.
Луи Станиславу недавно исполнилось 16 лет, 20 февраля 1793 года, он не подлежит призыву, но все равно вступает добровольцем в формирующуюся Королевскую и Католическую Армию! Дальнейшая его судьба связана с Гаспаром де Бернаром де Мариньи начальника артиллерии повстанцев. На данный момент, у вандейцев имелось 11 пушек разного калибра взятых в бою у республиканцев! Де Мариньи осмотрел каждую пушку, поговорил с каждым человеком, что был к ним приставлен. Задача казалась неподъемной, но Гаспар принялся за дело, в первую очередь учить будущих канониров. Он знает, какую громадную роль может сыграть поддержка артиллерии в бою, как огонь артиллерии может преломить ход битвы и принести победу! Он будет лично отбирать и учить людей, что захотели стать канонирами, и стараться во время каждой новой битвы захватить максимум орудий у противника.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.