
Полная версия
Живопись Сибири второй половины XX – начала XXI века в контексте визуализации культуры
Визуальный образ, как правило, отличается от своего аналога в реальной жизни, но при этом их общей чертой остается множественность значений, представленных набором зримых качеств [133, с. 18]. Визуальному понятию свойственны простота, прозрачность, в определенном смысле однозначность выражаемого значения. В этом визуальное понятие сходно по своей структуре с вербально-логическим. Содержание визуального понятия может быть представлено в виде «четкой и ясной пространственной конфигурации формы» [14, с. 67].
В психологии принято делить визуальные образы на две категории – образы визуального ряда и образы ощущения визуального ряда. Образы визуального ряда возникают в нашем сознании после прохождения изображения через органы зрения. Образы ощущения визуального ряда – это те же изображения, но возникающие при отсутствии реального зрительного образа. Ощущение зрительного ряда иначе называется «визуальным воображением». Визуальное воображение в процессе своей активности преобразуется в визуальное мышление. Визуальное мышление по своей сути является мышлением образами. Это чувственно-образный мир. Восприятие внешних объектов возможно, если в памяти человека содержатся похожие образы. Образная модель, возникающая в процессе визуального осознания видимого объекта, может трансформироваться вместе с изменением значения воспринимаемого предмета.
На основе визуального образа в случае согласования с рациональным, логическим опытом зрителя возникает четкий зрительный образ. Это происходит тогда, когда будут отслежены образные элементы, установлены связи между ними, прослежена их динамика, преобразующие моменты и произведена точная вербализации. Невербализованной останется глубинная иррациональная часть – та, что, собственно, проецирует визуальный образ.
Также следует рассмотреть такой аспект сознания человека, как визуальное восприятие. Человек воспринимает окружающий его мир посредством вложенных визуальных привычек – образов, стереотипов, категорий [13, с. 187]. Возможно возникновение сложностей при трансляции визуального образа, так как воспринимающий субъект (зритель) может обладать отличной от автора произведения искусства визуальной базой. В этом кроется причина непонимания авторской трактовки образа зрителем.
Восприятие живописного произведения несколько отличается от обычного восприятия в жизни. Разница состоит в наличии рамки, а также в сочетании восприятия плоской проекции и воссозданного объема. Рама или границы картины, как правило, прямоугольные или квадратные, иногда овальные, круглые. Они задают некоторый порядок, относительно которого существуют предметы внутри картины. В результате творческого процесса возникает некий вещественный объект (картина), все элементы которого согласованы. Отличительным качеством подлинного произведения искусства является целостность. Все части картины или иного художественного объекта должны быть связаны внутренним и внешним единством, выраженным в видимой форме. Подобное качество определяется как потенциальное единство, так как оно содержится даже в раздробленных фрагментах некогда целого произведения.
Подводя итог сказанному, следует заметить, что визуальный образ обладает такими качествами, как наглядность, независимость от языкового барьера, точность передачи информации о видимых объектах. Образы визуального характера обращаются непосредственно к языку образов зрителя. Как существенное качество визуального образа можно отметить его вариативность в способе переработки информации в зависимости от уровня интеллектуальной подготовки зрителя. Высокий уровень коммутативности, скорость передачи информации, её мгновенная «считываемость» – все это делает визуальный образ наиболее востребованным в современной культурной ситуации. Обращение к более прочному виду памяти – зрительной памяти – также делает визуальный образ удобным средством для трансляции сообщений различного характера. Все перечисленные качества визуального образа обусловливают возможность мгновенно донести до реципиента принципиально трудные для вербального способа передачи информации понятия. Последнему способствует и то, что визуальный образ обладает большим ассоциативным рядом, нежели вербальный образ, а также вариативностью ассоциативных связей.
1.3. Визуализация культуры как процесс
В современных условиях художники работают иногда в двух или трех сферах одновременно, совмещая работу дизайнера, живописца или графика. Идет процесс культурного обмена между дизайном и станковым искусством, давно переставшими быть антагонистами. Процесс этот отвечает общей тенденции визуализация культуры.
Одним из первых признаков наступления новой визуальной эпохи можно считать возникновение абстрактного искусства в начале XX века. Появление новых видов и жанров изобразительного искусства в XX веке потребовало создания новой системы, позволяющей сделать искусствоведческий анализ произведений и дать им соответствующую оценку. Существенный перелом произошел в самой эстетике возникло иное отношение к миру. Чувственное восприятие происходящего (радость, тоска, восторг) ранее описывалось только вербально. В современном искусстве принципиально неизобразимые категории, пройдя процесс визуализации художественным воображением, преобразуются в видимые образы. Созданные таким способом образы могут существовать автономно, независимо от своего создателя. Такая «самостоятельность» визуальных образов стала возможна после появления массмедиа, что, в свою очередь, является одним из основных признаков информационной эпохи. Необходимо также сказать, что визуальные образы, находясь в пространстве информационного поля, представляют собой некую реальность, вызванную к существованию искусством.
Постмодернистские установки в современном искусстве актуализируют тему замещения видимой и осязаемой реальности. Возможность визуальной имитации практически всех предметов и явлений, открытая в начале XX века, лишила смысла такие противопоставления, как «искусство – жизнь». Появилась гипотеза, что вся действительность, весь материальный реальный мир, так же как и его отдельные явления, постижимы посредством визуальных образов. Высказывается также мнение, что «суть вещей» дана в образе формального устроения и в визуальных схемах по типу идеального мира, описанного в эпоху античности.
Для видимой реальности в XX веке художники начинают составлять своеобразный «банк» визуальных образов, соответствующих минимальным составляющим элементам действительности – «пластическим знакам». Подобная деятельность, осуществляемая на границе науки и художественного творчества, набирает силу и постепенно выводит визуальность на приоритетные позиции в современной культуре. В современном обществе человек практически все свое время, как личное, так и отданное обществу, проводит в среде, искусственно созданной дизайнерами. Реальность расчленяется на отдельные визуальные образы, считываемые человеком в виде определенных знаков. Декоративная среда организует сопутствующие эмоции, помогающие восприятию искусственно созданной реальности в виде знаков и символов. К каждому эмоциональному состоянию человека дизайнерами подобран определенный «видеоряд».
Продолжительное нахождение в искусственно созданной дизайнерами среде приводит к тому, что современный человек начинает воспринимать реальность – как рукотворную, так и природную – на уровне комплекса визуальных образов, антагонизм искусства и жизни теряет смысл. К реальным, даже созданным помимо людской воли объектам, человек в современном мире начинает относиться как к художественному образу. Различные явления, имеющие в своей основе художественное (произведения искусства) и нехудожественное (реальные вещи и события) содержание, осмысливаются как равным образом имеющие отношение к действительности.
На уровне живописи в XX веке происходит трансформация эстетического статуса картины. Из произведений искусства уходит конкретность, они перестают «изображать что-то» или быть «про что-то», «о чем-то», иметь жестко зафиксированный сюжет. Произведение искусства само становится неким объектом. Картинная плоскость, воспринимаемая ранее исключительно двумерно, сегодня сама становится объектом искусства.
Фактура холста для художников начала XX века (Поль Гоген, писавший на мешковине, Павел Филонов, предпочитавший бумагу) была принципиально важна, так как «визуально-тактильное качество вещи» [120, с. 108] считалось существенно влияющим на восприятие содержания. В настоящее время художник вступает в «спор-диалог» с реальной поверхностью холста, видя при этом свою задачу в разрушении картинной плоскости. Художники разрушают плоскость холста, придавая ему рельефность или нарушая его целостность. Картина утрачивает заложенный в нее смысл, она сама материализует его [176, с. 289].
Произведение искусства утрачивает связи с местом своего изначального назначения – поверхностью материальных объектов (интерьер музея или выставочного зала). Картина начинает существовать автономно, как объект реального мира. Литературная описательность в картине утрачивается, вместе с этим уходит качество иллюстративности, фиксирование смысла, содержания. Обрамленный образ становится автономным, самодостаточным по смыслу, подобно другим визуальным объектам. Составляющие картину элементы делаются составляющими непосредственно самого визуального образа произведения.
В XX веке визуальность больше не маскируется под классические произведения искусства, а действует как самостоятельная область культуры. Картина выстраивается формальными средствами, поэтому её эмоциональный подтекст одномоментно считывается. Такие категории, как стиль, жанр, художественная ценность, оказываются несостоятельными при ее восприятии. Обозревая картину, зритель считывает только визуальную форму, вызывающую некие ассоциации и аллюзии, с помощью которых он пытается дать ей оценку. Основой восприятия становится внешний вид картины, ее визуальные качества, оцениваемые исходя из опыта или интуитивно, подсознательно. Акцентирование внимания на характеристиках внешнего облика картины, её визуальной формы снимает ограничения, накладываемые на живописное произведение спецификой искусства. Современной картине открывается больше возможностей для верификации образов.
В современном мире изобразительное искусство не только реагирует на происходящие события, но и влияет на формирование перемен в общественном развитии. В ходе XX века из определения пластических искусств ушло название «изящные», они стали именоваться «визуальными». Термин arts visuells (visual arts) вводит искусство в действительную, реальную жизнь, шаг за шагом вытесняет определение beaux-arts, используемое в XIX веке повсеместно. Определение beaux-arts, основанное на принципах старой эстетики [58, с. 128], не отражает в полной мере настоящего состояния искусства, так как не способно охватывать все поле проявлений искусства на современном этапе. В русском языке в начале XX века термин «изобразительное искусство» приходит на смену «изящным искусствам» и «свободным художествам».
Вселенная нашего современника может быть описана в терминах, используемых в изобразительном искусстве, таких, к примеру, как гармония и ритм. Одна из характерных черт современного искусства состоит в том, что искусство становится прообразом для реальности, а не наоборот, когда действительность являлась питательной средой для искусства.
На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: точна та визуальность, которая делает видение сродни языку [133, с. 78]. При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них. Можно сказать, что целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.
Таким образом, основной причиной востребованности визуального образа в современной культуре можно считать смену вербальной парадигмы визуальной. Сегодня идет процесс установления нового отношения современного человека к реальности как к визуальному образу. Кроме того, художники в ситуации наступившей эпохи visual arts вместо beaux-arts активно используют визуальные образы в своих произведениях: идет процесс взаимного обогащения дизайна и станкового искусства. Произведение искусства в настоящее время строится на формальных принципах и эмоционально воспринимается напрямую.
Произведения современного искусства наряду с художественными образами содержат визуальные, отсюда и интерпретация произведения искусства должна включать как первые, так и вторые параметры. Очевидно, что процесс установления визуальной эпохи в мировом культурном пространстве требует более пристального изучения со стороны искусствоведческого знания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.