Полная версия
Даосский нэйгун. Древние китайские методы работы с энергетическим телом
Как только мы пробудили энергетическое тело, можно приступить к перемещению Ян-ци по всему организму. Это период омоложения, которым больше всего славится даосизм. Качество нашей внутренней энергии повышается, и ее поток свободно циркулирует по телу, питая и снабжая ткани организма. Человек, занимающийся нэйгун и достигший этой ступени практики, выделяется из толпы, ведь его тело приобретает необычайную пластичность, за которой в то же время скрывается великая сила.
Достижение внутренней вибрацииНа этой ступени мы начинаем воспринимать различные субстанции и функции тела как вибрационные частоты. Мы установили связь между умом и внутренней энергией и теперь способны управлять своими движениями просто силой мысли. Это важный этап, дающий нам способность понимать природу своих взаимоотношений с внешней Вселенной.
Превращение ци в шэньТеперь мы готовы приступить к работе над изменением природы своей внутренней энергии, чтобы она подпитывала наше сознание. На этом этапе мы получаем доступ к уровням восприятия, которые изменяют сознание, – к ним стремятся последователи любой духовной традиции. Эта высокая ступень обучения сопровождается явными признаками успеха.
Превращение шэнь в ДаоКонечная стадия нэйгун – это превращение чистого сознания в пустоту. Боюсь, что на этом мои познания заканчиваются, ведь сейчас я нахожусь именно на этой ступени. Я почти уверен, что вы можете продвинуться и дальше, занимаясь нэйгун, но я предпочитаю рассказывать лишь о том, что испытал сам. О дальнейшем обучении нэйгун у меня есть только теоретическая информация, но поскольку я этих ступеней не достиг, то и не могу уверенно говорить о них. Слишком часто люди распространяют сведения, основанные на теоретических измышлениях, а не на непосредственном опыте. Так возникают заблуждения.
Философия – корень нэйгунВосток по праву считается родиной многих великих философских школ. Чтобы внутреннее искусство действительно считалось детищем Востока, оно должно иметь различные философские корни. Современные учителя внутренних искусств как на Востоке, так и на Западе обычно игнорируют философию и целиком сосредоточиваются на практиках, которым их научили. Этот подход серьезно ограничивает пользу, получаемую от занятий. Философия лежит в основе всех внутренних искусств, и нэйгун здесь не исключение.
Как понять происхождение всего?
Конечно же, вернувшись к началу!
Глубинная истина нэйгун заключается в том, что сразу после рождения мы начинаем заболевать. Как только мы вступили во взаимодействие с внешним миром, мы уже встали на путь саморазрушения, который даосы называют «судьбой» (кит. мин). Если мы хотим приобрести хорошее здоровье и достичь духовного освобождения, нам необходимо научиться обращать этот процесс вспять – такая практика называется «возвращением к Источнику». Идея движения назад, к своему изначальному состоянию, западному уму может казаться странной, для древних же китайцев такое движение было вполне логичным. Они также верили, что перемены, происходящие внутри нас по мере взросления и старения, – это отражение процессов, идущих во Вселенной вокруг нас. Поэтому для объяснения наших внутренних процессов они использовали язык метафор, взятых из внешнего окружения. Так осуществлялась связь между микрокосмом и макрокосмом.
Согласно даосскому учению, внешнее окружение – это макрокосм. Внутренняя часть нашего тела – микрокосм. Микрокосму для существования необходим макрокосм, и наоборот. Различные энергетические изменения, происходящие в макрокосме, отражаются в микрокосме, и поэтому наша «внутренняя вселенная» – точная копия «внешней Вселенной» (см. рисунок 1.3).
Рисунок 1.3. Микрокосм и макрокосм
Важно понимать, что микрокосм и макрокосм являются таковыми только относительно друг друга. Внутри микрокосмов находятся другие микрокосмы – или «внутренние вселенные» находятся внутри других «внутренних вселенных». Для наших молекул и атомов наши физические тела фактически будут макрокосмами. Если мы сможем понять этот принцип, тогда у нас получится построить прочный фундамент для изучения природы Дао.
Наши взаимоотношения с внешней средой можно понять еще лучше, рассмотрев принцип трех сил в космологии Дао. Три силы – это энергии Неба, Человека и Земли.
Небо – воплощение чистой, нетронутой энергии Ян, а Земля – физическое проявление энергии Инь. Энергия человеческих существ представляет собой сочетание двух этих энергий, и наше бытие полностью зависит от Неба и Земли. Главная задача даосских искусств – воссоединение двух этих энергий, чтобы мы могли использовать их в собственных целях. Это совершенно естественный элемент нашего энергетического пробуждения и важная часть процесса нэйгун. Некоторые из моих учеников испытывают страх при мысли о подключении к энергиям Неба и Земли. Таким людям я объясняю, что при изучении такой сложной и экзотической системы, как нэйгун, часто бывает необходимо постараться лично ощутить, что на самом деле стоит за цветистыми терминами. Мы ищем корень дерева и не отвлекаемся на все его ветви и листья.
Рисунок 1.4. Три силы
Как люди, мы часто забываем, что принадлежим к большому миру, который даосы назвали Небом и Землей. Со временем мы все больше отдаляемся от своего естественного состояния и теряем связь с тонкими силами планеты. Как мы, живые существа, можем духовно развиваться, если полностью забыли о своих корнях? Мы стремимся развить интеллект с помощью науки и физических средств, но на самом деле лишь все больше отдаляемся от истины, лежащей в основе нашего существа. Нужно искать не счастья материального благополучия, а радости связи с Космосом. И это одно из важнейших положений даосской философии и практики.
Дао и УцзиДао – это изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее. Дао бесформенно и бесконечно. Согласно учению Лао-цзы, оно может проявиться в мире человека только через наше сознание. Дао содержит в себе неисчерпаемый потенциал для всего живого, и если мы сможем связать свой ум с энергией Дао, то поймем смысл бытия. Это очень сложная концепция, и, чтобы постичь ее, необходимо «испытать» Дао на практике, а не просто теоретически узнать о нем.
Путь, который можно пройти,
не есть вечное Дао.
И то, чему можно имя дать,
не есть вечное Дао.
Безграничное небытие Дао существовало задолго до всего остального. Это сочетание двух полярных противоположностей, которые в даосизме называются Инь и Ян. До творения Инь и Ян не были обособлены; они сливались в вихревую массу кинетической энергии, которую в даосской космологии изображают просто как сплошной круг (см. рисунок 1.5).
Рисунок 1.5. Уцзи
Еще одно название этой энергии – Уцзи, что означает «Безграничность». Уцзи – это способ, которым Дао проявляется на духовном плане существования. Это бесконечная масса информации и энергии, порождающая семена как для энергетического, так и для физического планов. Сущность силы, называемой Уцзи, – абсолютная неподвижность, а информация, содержащаяся в Уцзи, остается неактивной. Если вспомнить современную западную космологию, то Уцзи – это состояние до Большого Взрыва.
В глубине человеческого сознания содержится эта неподвижность, хранящая неактивную информацию. Состояние Уцзи находится в самом ядре нашего существа и содержит в себе программы для каждого аспекта нашего физического, духовного и ментального «я». Мы называем эти программы изначальной природой. Сразу после рождения наша изначальная природа ярко сияет, но по мере того, как мы взрослеем и взаимодействуем с другими людьми, наше сознание искажается, а изначальная природа оказывается скрытой глубоко внутри нас.
Такое итоговое состояние в даосизме называется «приобретенным». От этого приобретенного состояния нам и необходимо избавиться. Только тогда мы сможем вернуть себе свое изначальное состояние бытия и тем самым воссоединимся с Уцзи и Дао.
Тайцзи, движущая сила творенияСогласно даосской философии, неподвижность не может существовать без движения. Когда достигается состояние полной неподвижности и абсолютного покоя, рождается спонтанная и естественная форма движения, которую даосы называют Тайцзи.
Тайцзи рождается из центра Уцзи и проявляется в виде энергетической волны, закрученной по спирали, как показано на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6. Тайцзи – спиральная сила
Эта спиральная волна выходит из центра Уцзи и разделяет духовную энергию Уцзи на две полярные противоположности, называемые Инь и Ян.
Чтобы понять природу Уцзи и Тайцзи, можно рассмотреть эти два элемента следующим образом. Уцзи содержит потенциал для существования, но представляет собой чистый холст. Лишь когда в действие вступает движение-Тайцзи, существование проецируется на чистый холст Уцзи. Это один из самых сложных принципов даосизма и один из ключевых факторов осознания природы нашей истинной сущности. Если Тайцзи служит лишь для создания проекции существования, то реально ли оно? Согласно учению даосизма, искажения возникают только из-за полярности Инь и Ян. Тайцзи проецирует реальность на Уцзи в соответствии с Инь и Ян – так реален этот мир или нет? Этот вопрос будет снова и снова возникать у вас во время практики нэйгун, а потом медитации. Ответ можно получить только эмпирически, но не интеллектуально.
Если во Вселенной происходит какое-либо изменение энергии, то оно вызвано силой Тайцзи, исполняющей роль катализатора процессов изменения, развития и прогресса. Поэтому Тайцзи и называют «движущей силой творения».
Согласно даосской философии, без движения не существует покоя, и наоборот. При достижении состояния полного умиротворения и неподвижности возникает спонтанное и естественное движение. Это сила Тайцзи.
Инь и ЯнСпиральная сила Тайцзи породила Инь и Ян. Эти две противоположности изначально были двумя частями, образующими великое Дао.
Термины Инь и Ян хорошо известны всем, кто сталкивался с традиционной китайской медициной, но чаще всего их смысл люди понимают неправильно.
Инь часто называют «темной» и «женской» силой, а Ян – «светлой» и «мужской». Но лучше понимать Инь и Ян как противоположные качества покоя и движения соответственно.
Обычно Инь изображается черным цветом или, как в Ицзине, прерывистой чертой. Ян – это белый цвет или сплошная черта (см. рисунок 1.7).
Рисунок 1.7. Инь и Ян
Если Уцзи – чистый холст, то Инь и Ян – краски, накладываемые на него. На этом этапе существуют только две краски, черная и белая, и никаких промежуточных. Но очевидно, что жизнь не состоит из одних лишь крайностей. Существуют не только полная тьма и яркий свет (черное и белое), но и бесчисленные цвета, тени и полутона. Все, что находится между ярким светом и полной тьмой, состоит из сочетания этих двух качеств. Нет ничего постоянного между тьмой и светом, лишь бесконечное движение между двумя полюсами. Сила, вызывающая это движение между полюсами, – Тайцзи. Когда спиральная энергия Тайцзи добавляется к противоположностям Инь и Ян, то образуется символ, показанный на рисунке 1.8.
Рисунок 1.8. Символ Тайцзи
В природе взаимообмен между Инь и Ян проявляется в виде определенной частоты, как видно на рисунке 1.9. Положительный полюс (+) есть Ян, отрицательный полюс (–) есть Инь. Взаимодействие между крайними точками и образует вибрацию.
Рисунок 1.9. Частота вибрации
Все во Вселенной, осязаемое и неосязаемое, создается из вибраций различных частот. Согласно физике, любая элементарная частица есть вибрация. Если смотреть на все существующее под таким углом зрения, то можно увидеть, как Инь, Ян и Тайцзи сочетаются друг с другом, порождая все во Вселенной из пустоты.
Различные частоты энергетических вибраций, существующих на энергетическом плане, представлены в даосизме восемью символами, которые называются триграммами, а по-китайски – гуа. Эти восемь символов объясняются в Ицзине, или «Книге Перемен». В этом священном трактате содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной.
Каждая из восьми гуа состоит из комбинаций трех черт (линий), которые могут быть прерывистыми или сплошными. Прерывистая черта символизирует Инь, а сплошная – Ян. Чтобы заниматься нэйгун, не обязательно глубоко понимать Ицзин. Достаточно знать, что в этой книге описаны различные сочетания элементов Инь и Ян и каждое из сочетаний имеет свою частоту вибрации.
Рисунок 1.10. Восемь гуа – сакральных символов
Рисунок 1.11. Сверху вниз: Кань-гуа; вибрация Кань-гуа; Кань-гуа в виде волны
Есть всего две симметричных гуа, в которых присутствуют и Инь, и Ян. Это Кань и Ли, или «Вода» и «Огонь». Во всех остальных гуа Инь и Ян распределены несимметрично. Чтобы понять это, нужно многократно повторить вибрацию гуа, создав длинную волну, как показано на рисунке 1.11 на примере Кань-гуа.
Ли-гуа (Огонь) образует почти такую же волну с единственным отличием – изначальной энергией. Иньское начало порождает Кань, а Янское – Ли. На рисунке 1.11 видно, что начальная точка – Инь, поэтому мы имеем волну Кань.
Частоты Кань и Ли – это первичные отображения симметричных комбинаций Инь и Ян. Они образуют символ Инь и Ян (см. рисунок 1.12), который предшествует символу Тайцзи. Символ Инь и Ян состоит из концентрических кругов и демонстрирует проявление двух энергий, содержащих движение и покой в равных пропорциях. Центральный белый круг символизирует пустоту и показывает, что в сердце движения находится потенциал для совершенного покоя, или Уцзи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.