bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Сложная, многосоставная конструкция права, включающая в себя правовые акты, закон, подзаконные нормативные правовые акты, правовые обычаи, договоры, доктрину и т. п. демонстрирует, что право имеет саморегуляционные механизмы. Так, например, правовая доктрина является фактором корректировки проектируемого и действующего законодательства. Действие договора, не имеющего нормативного содержания, делает жизнь правовых норм многоплановее, разнообразнее. Жизнь правовой нормы «входит» в жизнь людей, что особенно ярко может проявляться в сфере частноправовых отношений. Вместе с тем очевидно, что право, присутствующее в бытии социумов в том или ином виде, обладает универсальными признаками. Базовым элементом конструкции универсальности права предстает единство свойств человека как родового существа, что было доказано как теориями общественного развития, так и психоанализом, достижениями философской и правовой антропологии. К онтологическим основаниям универсальности права можно отнести необходимость, приоритетную полезность, обязательную социальную выраженность, диалектическую связь с основными формами бытия и сознания человека, что порождает ориентацию права и человека на справедливые, разумные, добросовестные начала его жизни. Существо разграничения философии права и теории права состоит в онтологических началах понимания права.

«Философия права не соперничает с теорией права, поскольку она располагает своими источниками. Если теория права довольствуется объяснением, согласно которому основу права составляет слагаемая воля в лице института государства, то философия права, обращаясь к онтологическим основаниям права и рассматривая иные его дискурсы, не только размышляет над тем, что движет волей государства, но и находит другие причины возникновения, становления и развития права»[19]. Очевидно, что в данном случае акцент сделан на онтологических основаниях понимания предмета философии, ее назначения.

По мнению С.С. Алексеева, «философия права представляет собой науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии. Она предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, для каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»[20]. В данном подходе к пониманию назначения философии права, по существу – ее предмет, можно выделить онтологические основания, мировоззренческие, аксиологические.

Другими авторами очерчивается круг вопросов, которые рассматриваются философией права: 1) о смысле и сущности справедливости – один из важнейших вопросов философии права, который подчеркивает связь с нравственной философией, можно его также трактовать как вопрос об обосновании возможности естественного начала в праве; 2) о нормативно-принудительной силе права, т. е. почему человек через волю должен подчиняться праву, и как действует механизм властного принуждения; 3) о происхождении, сущности и значении позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, – он обеспечивает оправдание позитивному праву; 4) об отношении личности к праву как в процессе соприкосновения с правовой реальностью на чувственно-эмоциональном уровне, так и в процессе познания норм и структуры права на рационально-теоретическом уровне[21].

Анализ научной и учебной юридической литературы (в области философии права появляется все большее количество научных и учебных изданий) показывает, что отсутствует одно-единственное всеми принимаемое формулирование предмета философии права. Это вполне объяснимо, учитывая, что и само право не имеет однозначной и всеми признаваемой трактовки, выраженной в определении, которое зависит от типа правопонимания, тех методологических, мировоззренческих, аксиологических подходов, которые доминируют в данной правовой концепции. Предмет философии права следует соотносить с объектом, функциями и задачами философии права.

Объект философии права – правовая реальность, находящаяся в постоянном развитии, преобразовании (прошлое, настоящее, будущее права как важнейшего основания социальной реальности) в связи с развитием человечества и индивида. Правовая реальность – вся совокупность явлений, отношений, институтов, процессов, в которых право присутствует, участвует, влияет прямо или опосредованно на них. Это правовое бытие, правосознание, правовая культура, правоотношения, формы права в зависимости от существующих правовых семей, правовые качества индивида.

Предметом философии права является постижение сущности, появления, назначения права в единстве и в связи с бытием человека. Очевидно, что предмет философии права многомерен, сложен. Более того, он может получать уточнение, конкретизацию в зависимости от направлений философии права, отражающих те функции, которые ей свойственны. Таким функциями являются онтологическая, аксиологическая, гносеологическая, методологическая, герменевтическая, мировоззренческая, воспитательная, причем все функции сопряжены как с задачами, так и с предметом философии права.

Так, например, онтологическая функция отражает изучение универсальных оснований права, его происхождения, назначения, места права в общественном бытии в целом, а также сущности правовой реальности, универсальных оснований права, его происхождения и назначения.

Аксиологическая функция отражает измерение права как значимой, актуальной и сравнимой с иными социальными ценностями жизни человека и его сообществ. В аксиологической функции совокупно присутствуют оценочно-объективные, и персонифицированно выраженные мнения относительно правомерного и направомерного, нормативного и ненормативного, должного и сущего. Аксиологической оценке подвержены нормативные правовые акты, другие источники (формы) права, правовые концепции, стратегические документы в области права.

Гносеологическая функция предназначена для того, чтобы стремиться к поиску и установлению такой совокупности знаний, которая бы позволила полномерно отразить изучаемую совокупность, а возможно, и всю полноту вопросов научного познания. Однако нужно учитывать, что гносеология как теория познания применима ко всем сферам деятельности человека, нацеленным на обретение знаний. Гносеология может определяться и как направление философии права, и как область, использующая совокупность методов познания, а своим предметом она может иметь истину (абсолютную, относительную, конкретную). Весьма близка к гносеологической функция методологическая, состоящая в выработке, апробации и обосновании определенных способов, подходов, алгоритмов научного поиска. Эта функция основана на использовании методов, которые получают классификацию в зависимости от их назначения. Герменевтическую функцию философии права можно выделить отдельно или включить ее в состав гносеологической или методологической. Герменевтическая функция позволяет формировать методологию толкования текстов, имеющих юридическое значение (договор, концепция развития права), и отдельно, что особенно важно, при толковании законов. По существу философско-правовые основы позволяют с помощью герменевтической функции осуществлять толкование закона и выходить на интерпретацию его смысла, назначения в части применения правовых норм.

Мировоззренческая функция философии права раскрывается через само сочетание двух слов в слове «мировоззрение», т. е. воззрение на мир. Но это воззрение носит не произвольный и спонтанный характер. Это системно сформированный взгляд, отражающий научные юридические знания и правовую реальность, в которую погружены право и человек в их взаимодействии. Мировоззренческая функция предполагает учет основополагающих образов правового бытия человека (онтология), ценностную оценку права в соотношении с процессами правогенеза, осуществление познания, позволяющего корректировать или сохранять мировоззренческие предпосылки.

Воспитательная функция имеет отношение к философии права в большей степени как учебной дисциплине. Обучающиеся получают последовательные, систематические знания относительно права и его значения в жизни индивида, общества в целом. Философия права осуществляет воспитательную функцию в единстве с другими юридическими учебными дисциплинами, показывая наиболее существенные, теоретически выраженные стороны действия права.

Объект и предмет философии права должны быть взаимосвязаны и реализуются в функциях, отражаются в ее задачах. Задачами философии права являются следующие:

 выяснение предпосылок, условий, факторов появления права в жизни человека и общества в целом; рассмотрение необходимости в праве на фоне эволюции человечества;

 определение социальной полезности, ценности, функций права;

 изучение назначения права в связи с назначением государства, его роли и соотношения с обществом;

 рассмотрение соотношения права и закона, права, государства и закона, обоснование теории правового государства и гражданского общества;

 определение места права в жизни человека в современных условиях и в связи со смыслом и целеполаганием жизни человека и трансформацией права как явления, воспроизводимого усилиями человеческого сообщества;

 установление различия и единства права и «неправа», нравственности, совокупности этнонациональных, религиозных норм, воли, ненормативного принуждения, соотношения права и справедливости, свободы, юридического и фактического равенства;

 изучение правовой культуры, бытия и сознания индивидов, социальных групп, общества;

 исследование места и роли права в соотношении с экономикой, психологией, информационно-коммуникационными технологиями, научно-техническим и технологическим развитием;

 философское обоснование наличия правовых семей, функционирования правовых систем, правопорядков, назначения юридической науки и практики;

 изучение и обоснование методов, функций юридических наук, результативности научных исследований, правовых теорий и их значения в общефилософском правовом знании.

Задачи философии права могут изменяться и дополняться, что предопределено ходом развития человечества и появлением новых факторов, сопровождающих бытие человека, и в связи с этим новых ролей права. Определение совокупности задач позволяет определить основную цель, которую может преследовать изучение философии права. Цель философии права – установить онтологические основания права, стремиться к поиску истины о назначении права.

Таким образом, нами рассмотрены необходимые при изучении учебного курса «философия права» понятия: «объект», «предмет», «функции», «задачи», «цель». Были задействованы различные точки зрения, сложившиеся исторически и присутствующие в современном философско-правовом дискурсе. Представлено авторское понимание онтологических оснований универсальности права, подтверждающих необходимость и актуальность права для отдельного человека и его сообществ; формулирование и объяснение вышеприведенных понятий и их взаимосвязи способствует пониманию отличия философии права от юридических наук, научных направлений.

Вопросы

1. Дайте определение понятий «объект» и «предмет» философии права.

2. Какие точки зрения относительно назначения и роли философии права в познании права Вам известны?

3. Какие функции философии права Вам известны?

4. Назовите и объясните задачи философии права.

5. Каковы онтологические основания универсальности права?

Литература:

1. Алексеев С.С. Право – азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права: Пер. с нем. / Ред и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. – В.С. Нерсесянц. М., 1990.

3. Зорькин В.Д. Философия права: прошлое, настоящее и будущее // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Под ред. В.В. Миронова, Ю.Н. Солонина М., 2010.

4. Кальной И.И. Философия права: СПб., 2006.

5. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М., 2008.

6. Миронов В.В. Еще раз о специфике философии // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. № 3.

7. Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914. Т. 1.

8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М., 2008.

9. Философия права: Курс лекций: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2011.

10. Хабриева Т.Я. Конституционные реформы в современном мире // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 7. С. 579–586.

11. Чернавин Ю.А. Проблема предмета философии права // Вестник московского государственного областного университета. Сер. «Философские науки». 2013. № 3. С. 70–76.

12. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1990.

13. Шершеневич Г.Ф. История философии права. 2-е изд. СПб., 1907.

§ 2. Методология философии права

Понятие «методология» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают совокупность методов, приемов исследования, применяемых в какой-либо науке в процессе познания и преобразования действительности. К такому пониманию примыкает характеристика методологии как самого применения методов в научном познании. Во-вторых, под методологией понимают теорию методов, или учение о методе научного познания. В любом случае методология представляет собой учение о методе, это область знания, изучающая средства и принципы организации познавательной деятельности. Метод – это путь познания. Наука есть путь научного познания в отличие от, например, религиозного пути познания. Метод научного познания обозначает познание в науке – путь научного постижения истины – в отличие от ненаучного пути познания. Выражение «метод научного познания» является синонимом понятия «наука». Путь научного познания, или путь познания в науке, изучает гносеология (единство и различие с понятием «эпистемология» показано в § 2 гл. 3 «Гносеология права» настоящего учебного пособия). Исследователь находится в состоянии познавательного творческого поиска, т. е. ищет новое – новые факты, новые задачи, новые способы решения задач. В таком случае путь познания есть странствие с неопределенным итогом, путь научного странствия.

Содержательной частью процесса познания являются три его взаимосвязанных аспекта: онтологический, логический и методологический[22]. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Онтологический аспект познания предполагает получение знаний о внешнем мире. В сфере финансового права он нацелен на получение знаний о финансовом законодательстве и практике его применения. Систематизация полученных знаний в форме, например, классификации есть реализация логического аспекта познания. В случае выработки знаний о самом процессе познания, о процессе формирования мышления исследователя и применяемых в данной отрасли знания и конкретном исследовании методах будет реализовываться методологический аспект познания. Поскольку все эти аспекты относятся к области научного познания, то включены в сферу эпистемологии, но не исчерпывают ее.

В теории познания в свою очередь выделяется специальное логико-методологическое направление – область логико-методологической рефлексии над познанием. Следует помнить, что в научном познании путешествует прежде всего мысль, принадлежащая человеку, сообществу, человечеству. Это означает, что на пути научного познания мы должны находить прежде всего мысль. При этом она должна быть в движении, а ее движение должно быть направлено к цели, переходить от одного пункта к другому. Метод – последовательность действий на основе четко осознаваемого и контролируемого идеального плана в самых разных видах познавательной и практической деятельности[23].

Если не соотносить научное познание с другими видами познания, а двигаться вглубь именно научного познания, то надо отметить, что научное познание и научный путь познания не одно и то же. Они различаются как общее и частное. Научный путь познания есть способ решения конкретной научно-исследовательской задачи, это научное исследование. Соответственно различаются «методы научного познания» и «научно-исследовательские методы». В области правоведения методы научного познания ведут к выработке обоснованных критериев, ориентиров, принципов и подходов при формировании концептуально-теоретического знания и практического применения этих инструментов в области юридической практики.

В группу «научно-исследовательские методы» входят методы эмпирического и теоретического уровней конкретной области знания, частнонаучные (частноправовые) методы, актуальные как для теории права и государства, так и для отраслевых юридических наук. Такое разделение условно, но оно необходимо с инструментально-методической точки зрения, поскольку в реальном познавательном процессе используются различные познавательные возможности движущейся мысли, различные средства и различные методы в ее подходах к познаваемому предмету с целью проникнуть в его сущность, овладеть его природой.

Научный метод есть конкретизация пути научного познания. Научный путь (научный метод) исследования некоторой проблемы конкретизирует путь научного познания. Научный метод есть целесообразное движение по пути научного познания. Когда мы говорим о пути решения научной задачи, нет необходимости пояснять, что поиск осуществляется в рамках науки. Далее требуется использовать специально-научную терминологию для обозначения конкретного научного метода – например, метод сравнительного правоведения при изучении общих и отличительных признаков правовых систем.

Можно также говорить о научном пути решения практической задачи. Задача практическая, а способ ее решения – научный, т. е. соотносимый с научными путями познания, с научными методами познания. Важно, что в данном случае имеется в виду не строй научного мышления с его общелогическими принципами – обоснованность, последовательность и т. п., а применение конкретного научного метода на практике – например, в производстве генно-модифицированных продуктов.

Что включает в себя путь научного познания? Представим себе автомобильный навигатор. Он устанавливает маршрут от точки «А» к точке «Б», указывая повороты и ориентиры. Навигатор прокладывает маршрут, маршрутизирует движение и ничего более. Он не устанавливает правила дорожного движения, не определяет стиль и манеру вождения. Однако водитель должен непременно обладать знаниями дорожных правил и навыками вождения, если намерен доехать до цели, или хотя бы проехать значительную часть пути без аварий. Как всякий путь, метод включает в себя предписания, т. е. указания на то, какие правила, как, когда и где следует соблюдать при движении. Правила представляют собой условия движения. Метод есть указание на условия, при соблюдении которых можно достичь желаемого результата. Водителю необходимо что-то вроде «дорожной карты». Это и есть научный метод – метод научного исследования. Научный метод есть предписания по соблюдению определенных правил на пути познания.

Научный метод включает в себя, таким образом, определенные регулятивы – регуляторы движения, т. е. предписания познания, некоторые обязательные требования к нему. Роль подобных правил-регулятивов выполняют методологические принципы. В пути используются не только правила путешествия, или движения к познавательной цели, но и целый набор, арсенал вспомогательных средств. Они применяются в определенной последовательности, задаваемой предметом (поскольку мысль в познании движется по предмету). Последовательность применения различных средств составляет метод научного исследования. Методы в правоведении представляют собой системную совокупность стадий исследования, шагов, действий, которые нацелены на решение теоретико-познавательных задач.

Научный путь познания включает в себя научные методы в узком смысле, как операциональные способы познавательной деятельности, частные исследовательские инструменты, и средства – познавательные техники и методики. Таким образом, понятие метода в научном познании включает в себя три уровня объектов: 1) метод науки, обозначающий путь научного познания, область науки; 2) научный метод как синоним программы научного исследования, системы познавательных средств; 3) инструментальный научный метод как средство из арсенала науки, включаемое в программу научного исследования.

Содержание методов, последовательность и основания их применения в процессе научного исследования и изучает методология. Методология любого исследования является одним из его ключевых моментов, определяющим фактором, поскольку на этой основе формируется инструментарий исследователя. Таким образом, важнейшая функция методологии – обоснование методов исследования. Методология – тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности[24].

Методологии присущ рефлексивный характер, т. е. «оглядка» исследователя на себя, на характер и формы своей познавательной деятельности, осознание методов и приемов, посредством которых исследуются явления, например, правовой реальности. «Методология есть мышление, обращенное вовнутрь себя»[25].

Методология познания есть технология познания – вся совокупность познавательных средств и обоснованных предписаний по их использованию в какой-либо науке. В то же время методология есть учение о технологии познания. Расхождения во взглядах теоретиков касаются соотношения методологической теории и собственно методов исследования: входят или не входят в состав методологии методы научного исследования и можно ли сводить методологию лишь к перечню методов и их характеристик?

Сформирована и дополняется структура методологического знания в науке. Она носит уровневый характер: от наиболее общей теории организации познавательной деятельности до философско-методологических теорий ее особенных областей. Методология развивается на уровне философского осознания познавательной научной деятельности вообще, далее – на общенаучном уровне, затем – на междисциплинарном уровне науки и, наконец, на уровне отраслевой методологии, вплоть до методологии частных наук. Методология отраслевых юридических наук − это продолжение общеправовой методологии.

Так, цивилистическая методология – не автономное и самодостаточное явление, а одна из граней общенаучной методологии, имеющей три уровня – общий, особенный и единичный. Цивилистическая методология исследуется на уровне единичного. Методологическая модель в рамках цивилистики может различаться за счет индивидуализации необходимого для гражданско-правовых исследований набора методов, методик, методологических компонентов, стереотипов и ценностей, которые изымаются из общеправовой методологии, а не создаются самой цивилистической наукой[26].

Вместе с тем нельзя не учитывать, что в области отраслевых юридических методологий как публичного, так и частного права, а также в области уголовного, гражданского, административного процесса существуют исследовательские инструменты (методы) юриспруденции как конкретные юридические средства исследования права. Поэтому, шествуя в научном познании от общего к частному, от философии к философии права, а от нее к общенаучным методам и далее к частнонаучным (частноправовым), вполне очевидно можно постулировать наличие совокупной методологии конституционного права, гражданского права, уголовного процесса.

Вопрос о структуре методологии, ее месте в системе наук имеет принципиальный характер, поскольку касается методологической функции теоретического знания. Какого уровня теория может быть основой метода: только философская теория или частнонаучная тоже? Если только философская теория, то и методология может быть только одна – философская. Последняя точка зрения подвергается критике, поскольку методологическую ценность в науке она закрепляет только за философскими понятиями и принципами. Ошибочность такой позиции вытекает из неправомерного стремления поставить знак равенства между, например, диалектическим и частнонаучными методами исследования, приписать философии функцию непосредственного воздействия на ход конкретно-научного познания.

Любая область знания стремится к самоопределению по отношению к другим областям знания и в том числе к уяснению своего места в системе научного знания, а значит, предполагает классификацию наук и научных дисциплин как вне себя, так и внутри себя. Так, философия права образует вторую часть юридической науки, являясь сферой масштабного познавательного обобщения для всех юридических наук. Невозможность или сложность решения какой-либо локальной отраслевой или даже теоретико-правовой проблемы предполагает обращение к философии права, использованию методологии, свойственной ей. В таком контексте философия права «объединяет фундаментальные исследования мировоззренческого характера во всех юридических науках, посвященные вопросам, находящимся за пределами позитивного права и его применения, а также проблемным аспектам внутри позитивного права и правоприменительной деятельности, не поддающимся решению посредством обычных юридико-позитивистских научных средств»[27].

На страницу:
2 из 3