Полная версия
Практическое пособие по инструментальной соционике
Экстравертная этика
Это нормы поведения в обществе, позитивного общения между людьми. Здесь важно точно соблюдать этикет, раздавать комплименты, проявлять уважение. Очень ценится всяческий позитив, юмор, при этом – никого нельзя обидеть. Очень сильно ориентирована на социальные статусы, авторитетность кого-либо. Юнг писал про женщин с такой ценностью на первой функции, что они влюбляются всегда только в подходящего человека. Им важно, например, выйти замуж за генерала, но, пардон, генерал – это не человек, а просто должность. Если интровертная этика – это искренние оценки людей, то экстравертная – это компромиссные оценки, сообразно внешней ситуации. Как бы картина, висящая у друга в гостиной – не может быть плохой, чтобы его не обидеть. Наоборот, она – обязательно прекрасная, великолепная, восхищающая своим видом. Девушка с такой сильной функцией общалась с начальником, сразу появились эпитеты позитивные, что-то вроде «у меня все может быть только хорошо под вашим чутким руководством» и все в таком духе. Такая этика нужна, чтобы сплочать людей, делать их единой и дружной командой, друзьями, товарищами. Нельзя открыто демонстрировать свою негативность, это – неприлично. Важно улыбаться, здороваться, вести себя сообразно этикету, как будто на приеме у королевы. При этом настоящее отношение к кому-то часто «загоняется в подполье», люди с такой ценностью как бы «расходятся» и «сходятся» намеками. Я не приду к вам на встречу не потому, что мне не интересны вы и ваше мероприятие, а, естественно, потому, что я буду безумно занят, но – огромное спасибо за приглашение. Я приглашаю девушку на свидание не потому, что рассчитываю на «взаимность», а потому, что у нас в районе есть чудный ресторанчик, в котором – «просто грех не побывать». Это этики именно очевидного плана, они «живут» отношениями между людьми, всегда тактичные, ценят отношения между людьми, живое общение. Важно хорошее отношение к себе, именно поэтому еще она так нужна, нельзя неосторожным словом вызвать к себе раздражение. Потому же, если послушать людей с такой сильной ценностной функцией, то не они что-то делают, а, наоборот, почему-то события всегда происходят с ними. Игорь Калинаускас описывал случай, как женщина всем рассказывала свой сон, в котором генсеки ЦК занимались с ней любовью. Понимаете, не она с ними занималась, а они – с ней! Тут именно отношение к себе на первом плане, что ли. Человек же – некоторую пассивную роль в этом смысле себе отводит, как вторичный персонаж собственной жизни, с которым происходят некоторые события. Я прекрасно понимаю, как в период всех этих «династических браков» такие люди легко «брачевались» с неизвестным человеком просто потому, что ситуация того требовала. Собственное отношение к супругу же отступало на второй план перед его статусом или необходимостью укрепления взаимоотношений между двумя кланами. Может цениться клоунада всяческая, когда всем становится весело, но – никто не должен быть обижен, тут цель – просто позитив отношений всеобщий. Экстравертного этика сложно перепутать с логиком, так как он – чисто внешне всегда добрый, открытый, всячески неконфликтный без серьезной причины, а при причине умеет все равно свести ситуацию к нормальным отношениям. Даже Гитлер чисто внешне – такой добряк был, «свой человек», улыбчивый, детей любил, не похож на убийцу миллионов людей. По моим наблюдениям, экстравертным этикам обоего пола проще, чем кому бы то ни было найти себе «пассию». Они умеют к себе располагать, говорить приятные слова, это многие любят. Даже при не самой симпатичной внешности – такие женщины легко ухитряются находить себе кавалеров в любом возрасте, чего не скажешь про интровертных этиков, у которых все накопленные за годы обиды превращаются в такой вечный «плач Ярославны». А уж мужчины, если интровертным этикам приходится много и долго ухаживать, заваливать вниманием женщин, то экстравертным – часто вообще ничего не нужно делать. Им часто сами женщины готовы оказывать любую помощь, в какой они только нуждаются, потому, что умеют «быть хорошими» для всех, «завоевывать сердца», «влюблять в себя». Дейл Карнеги с его позитивной психологией является ярким представителем ценности экстравертной этики, когда за счет позитивности отношений заводят друзей и все такое. Людям с такой ценностью вообще сложно долго испытывать негатив, он их выматывает, именно поэтому они так старательно «выпиливают» из своей жизни особо характерных носителей ценности интровертной этики. В их случае это, действительно, можно сравнить с энергетическим вампиризмом, но проблема в том, что разделяющие ценность интровертной этики этого никогда не могут понять, так как их это не напрягает, их как раз, наоборот, угнетает необходимость сдерживать свое отношение, в том числе негативное. Часто разделяющие ценность экстравертной этики люди настолько устают от интровертных, что образуют закрытое общество, где «никто – никому слова плохого не скажет», куда вход всяческим хамам воспрещен. Внутри него все как бы называют друг друга по имени-отчеству, раздают комплименты, люди объединяются в необходимости позитива в жестоком мире всяческого хамства в отношениях между людьми. Как недавно сказал Ален Делон, что ему глубоко омерзителен современный мир, в котором не осталось ни капли взаимного уважения, до такой степени, что на склоне лет он уже не боится смерти. Недостатком такой этики является ее нежелание видеть какие-то проблемы, стремление огораживаться от них «стеной позитива», уход от реалий в мир иллюзий. Достоинством является вера в свои силы, что все получится, очень часто это приносит большие результаты там, где разделяющий ценность интровертной этики десять раз все бросит, посчитав все безнадежным. При экстравертной этике в ценностях, особенно на сильных функциях – актуален фильтр поведения с позиции пристойности, чтобы не было троллинга какого-то, конфликтов. На форумах и в социальных сетях часто такие админы придерживаются строгой модерации, «банят» за малейшую попытку создать какой-то негатив, использование нецензурной речи, часто их за это критикуют за «несвободу слова», что, дескать, они не дают всем высказаться искренне. Здесь нельзя выдавать открыто негатив кому-то из окружающих, он должен быть тщательно «закамуфлирован», чаще всего это – скорее намеки и еще надо десять раз убедиться, что никто не обиделся. Лучше критиковать события, а не конкретных людей, и чем более безлично и формально – тем лучше. Если же кому-то кто-то не нравится, то они – просто незаметно расходятся в разные углы и стараются не общаться, чтобы не воспроизводить негатив. Если же высказывается все же негатив, то он должен быть направлен на каких-то однозначных мерзавцев, которым есть, что предъявить по каким-то фактам, а не просто, что они чем-то не нравятся. Мало ли кто – кому не нравится, это – не повод портить здоровую атмосферу товарищества в коллективе. Тут важно часто даже не столько однозначно хорошее отношение к себе, сколько нейтрально-позитивный внешний фон. Это что-то довольно безличное по сути. Просто все шутят, веселятся, в хорошем настроении, никто не «нагнетает атмосферу», что кто-то кому-то не нравится, иначе это выглядит нытьем, «испражнением в уши». Что еще надо, чтобы люди с разными взглядами комфортно между собой общались? Может быть какой-то элемент клоунады, важно уметь делать комплименты. Здесь всегда выражают сочувствие, но чаще в этом больше эмоций, чем реальная готовность кому-то помогать. Свои проблемы каждый должен решать сам, а не утомлять ими всех вокруг. Другое дело, что экстравертный этик умеет сделать так, чтобы вам самому захотелось сделать то, что ему нужно. В этой связи у него может хорошо получаться продавать какой-то товар. Идете вы по базару, а тут выскакивает женщина, заваливает комплиментами, дает попробовать «чудесные орешки», потом желает всяческого благополучия, в такой ситуации хоть немного не купить товара становится неудобно. Такой человек наделяет общество ценностями общечеловеческого характера, среды, культуры. Это не как интровертный этик, который просто свое отношение пытается выдать за всеобщее, наоборот, он ценности среды обращает себе на пользу за счет умения на них грамотно «играть». Он хорошо знает этикет, в этом – его главная сила. Потому его притягивает сферы культуры, традиций. Он разбирается, как подобает родиться, креститься, ухаживать, жениться, праздновать, скорбеть, обедать, отдыхать, в тонкостях ритуалов, в услугах и товарах сферы культуры.
Интровертная сенсорика
Такая ценность ориентирована на то, чтобы физически выживать в окружающем нас пространстве, создавать в нем уют и комфорт. Здесь ценится всяческое гурманство, гедонизм, утехи, массажи, поглаживания. Важна пластика собственного тела, типа йоги там. Важно умение создать себе комфорт даже на кратере вулкана, что-то в духе выживания Беара Гриллса. Люди с такой ценностью умеют сделать так, чтобы внешние какие-то физические невзгоды не причиняли им никакого ущерба и этим гордятся. Смотрел «бой без правил» между Рондой Роузи и Холли Холм, в нем Ронда как танк весь матч гонялась за Холли, а та словно бы приняла удобную защитную стойку, в которой все удары не особо причиняли ей ущерб. Чуть отступала, контратаковала, в результате Роузи немного выдохлась за ней бегать, явно она делала ставку на нокаут, но Холли неплохо отбилась. Причем, попытка «забороть» тоже не удалась, Ронда лишь еще больше устала. В конце боя было видно, что ее уже шатает, но она все равно гонялась за противницей и неистово атаковала, и тут Холм увидела, что Роузи повернулась чуть спиной, и просто с ноги провела туда точный победный удар. На мой взгляд, Холли как раз продемонстрировала силу интровертной сенсорики, это такая защитная по сути своей «штука», немного в духе айкидо. Смогла использовать силу своего тела, здоровья, выдержать «бомбардировку» лучшего «ударника» женских боев без правил, и вымотать ее. От людей с такой сильной ценностью я часто слышу, что, например, кто-то им пытался навредить как-то, а они просто сидели и смеялись над ним. Например, приходил полицейский и хотел вручить повестку в военкомат, а он сказал, что его нет дома и не открывал дверь, посмеиваясь. Люди с такой сильной функцией часто могут вытворять со своим телом всякие невероятные вещи, типа там есть угли, загонять в голову сверло, настолько они уверены в возможностях своего тела. Из них получаются хорошие врачи, массажисты. Сфера создания продуктов питания им близка, кулинария, уход за животными, экология. У них часто в ценностях все, что нужно организму, чтобы нормально функционировать. Типа там, едет он в автобусе, захотел перекусить, достал себя бутерброд и «похавал» тут же «без проблем». Как бы часто нет понимания того, что это может быть неприлично, что запахи еды появляются, которые могут раздражать. Что скажет такой человек? Что голодать вредно, нужно беречь свой организм, «что естественно, то не безобразно». У них очень индивидуальный сенсорный вкус, малейший привкус или ингредиент еды, ее вид может все менять для них в плане ее качества. Интровертные сенсорики умеют увидеть какой-то малозаметный индивидуальный факт окружающей действительности. Например, что у кого-то близко посаженные глаза – значит он жадный. Если ноги высунул в окно машины, то это – обязательно приезжий из Азии. Есть определенный культ любви к собственному телу, могут не любить напрягаться там, типа «я в этой жизни ничего тяжелее стодолларовой купюры не поднимал». У них – часто нестандартные эталоны красоты, восхищаются именно какими-то индивидуальными чертами. Это такие художники, которые могут увидеть прекрасное в стареющей женщине с большим носом, ее стиле, манерах, а фотомодель посчитать «банальной курицей». Им все в жизни надо попробовать на вкус, а вот аскетизм как-то не приветствуют, им это кажется чем-то странным. Тяжело накапливать деньги, так как они же незаметно «улетают» на все эти «радости жизни». При выездах на природу они могут взять с собой все возможные удобства: кресла, гамаки, кальян, даже если это – на одну ночь, тут важно не испытывать ни в чем нужды, все должно быть везде максимально удобно и комфортно. Интровертные сенсорики могут иметь очень странные гурманские предпочтения, так один, например, сказал, что он бы с удовольствием съел толстую такую и жирную гусеницу, если бы ее нашел. В любой ситуации они стараются увидеть что-то индивидуальное, какой-то малозаметный факт и придать ему значение, например, что по небу летит какая-то птичка, у которой странная раскраска перьев. Общепринятые же стандарты оценки видения какой-то конкретики ситуации им кажутся неинтересной «банальщиной», у них борщ в одном и в другом ресторане – это два абсолютно разных блюда, понимаете? Ну как можно сравнить этот ароматный продукт, где выдержано строго определенное нужное время подогрева, со специальным набором специй и ингредиентов, по секретному рецепту шеф-повара – с этим жутким армейским пойлом, где просто за пять минут «порубали» капусту, свеклу, морковь, сало и обозвали это все борщом? Они могут, например, увидеть, что во время трапезы гостю достался кусок арбуза, на корке которого – желтое пятно, и потому предложить ему другой. Кажется ерунда какая-то, но интровертные сенсорики – как бы запрограммированы видеть что-то нестандартное, незначительное для взгляда большинства, и делать из этого целое событие. Здесь нельзя кого-то заставлять что-то есть или пить, как бы понимается, что у каждого индивидуальный организм, «жуй, что дают» – здесь «не прокатывает». Вообще, вся эта социальная успешность в плане достижения, накопления денег, власть, сила, воля, победа в соревновании, спорте – часто не самоцель для таких людей. Цель – пожить «вкусной» жизнью здесь и сейчас, а-ля Карлсон, который не прочь всегда немного «подкрепиться». Абсолютно не стыдно даже попросить поделиться «вкусняшкой», можно ради этого даже как-то унизиться, умолять. Один интровертный сенсорик объяснял, что у женщин надо уметь просить «отношений». Излишняя мужественность, брутальность тут обычно не особо ценится. Один интровертный сенсорик, когда ему делали выговор, то просто говорил, чтобы его не пугали, а то он сейчас при всех просто «намочит штаны». Другой, будучи таким «здоровым детиной за два метра» – признавал себя слабым, даже не сомневался, что он – слабее всех физически. Атлетизм, культуризм, победа в чем-либо – это все кажется таким людям часто чем-то «нездоровым». Зато может цениться физкультура, как способ обрести здоровье. Не считается нужным скрывать впечатление от получения того или иного вида удовольствия: секс, поедание деликатеса, баня, массаж, сигареты, алкоголь, компьютерные игры там – все надо открыто обсуждать, даже «поход в туалет» может стать предметом открытого обсуждения. Если вы в гостях у интровертного сенсорика, то там можно три дня играть в компьютерные игры просто потому, что вы конкретно сейчас получаете удовольствие, и нельзя «кайфоломить», при этом вас не только не потревожат, но еще и будут подкармливать все это время. Нельзя свой организм как-либо мучить, если время обеда, то никакие уважительные причины не могут заставить его отложить. Здесь победитель – не тот, кто сильнее, а тот, кто лучше «пристроился» и получает потребление более высокого качества жизни. В ценностях у интровертных сенсориков часто бывают всяческие «благоухания»: масла, шампуни, духи, они во всех этих вопросах бывают очень разборчивы и капризны. К «гардеробу», интерьеру они подходят скорее с позиции удобства, комфорта, а не стильности. Могут гордиться тем, что у них, например, много карманов на куртке, куда можно что-то положить. Один интровертный сенсорик покупал пластиковую бутыль для воды и минут пять вынюхивал ее нутро, чтобы убедиться, что там точно не хранилось что-то типа бензина, только после этого ее купил. Другой в документальном сериале про продажи домов стучал по двери гаража и по звуку определял, есть внутри него машина или нет, как бы их методы – часто сильно оригинальные. Такой человек хочет вести «вкусную» жизнь, но при этом обесценивает источник наслаждений, словно бы его ощущения существуют отдельно от него, в этом есть некоторая гордость. Когда все в восторге от обеда в ресторане, то он постарается несколько «затушить» их обесценивающим утверждением. Если все ругают еду, то, наоборот, может ее немного похвалить. Часто свойственны безличные реакции на приятные сенсорные ощущения, создающие иллюзию, что ему это не особо нужно. В противном случае он будет ощущать, что источник удовольствия будет иметь над ним власть, а этого нельзя допустить. Такой человек часто бывает упрямым, обычно совсем не к месту. Он так доказывает свою независимость в действиях от окружающих объектов, которые неосознанно воспринимаются значимыми с позиции потребления и восприятия. Такой ребенок демонстративно не доедает кашу, так как ему в ней якобы что-то не нравится – так он самоутверждается в том, что не зависит от еды, которую ему готовит мать. С той же целью может «испытывать свое тело на прочность», что он не зависит от его капризов. Интровертный сенсорик наиболее похож в поведении на дикое животное в том плане, что оно тоже просто ищет себе в мире плотские удовольствия, живет органами чувств. При этом чаще не делит эти «радости жизни» на допустимые и недопустимые так же категорично, как это делает экстравертный сенсорик. Вернее делит, но в этом выборе больше чего-то случайного, вытекающего из индивидуального опыта, чем существующих в обществе стандартов на этот счет. Скорее просто переживает их во всей полноте, может найти в лесу какую-то неизвестную траву и тут же начать втирать ее в свое тело. Его тело – это инструмент получения новых ощущений, в этом важна мягкость, нежность, оттенки вкуса, наблюдательность в отношении чего-то нестандартного. Он может быть мужественным, но может быть и плаксивым. У него часто крепкое здоровье, но он слишком легко обрастает вредными привычками. Поскольку у него нет воли экстравертного сенсорика, то избавиться от них ему сложнее, да и не всегда видится нужным. Ведь это лишает жизнь части «красок». Сложно накапливать деньги, когда кругом столько всего «вкусного». Он часто воспринимается в обществе таким бесстыдником, даже поедание любимого блюда в его исполнении выглядит иногда чудовищно, может есть руками, при этом целоваться с женой, может захотеть съесть вишенку с ее тела, например. Тут бывают такие изыски, которые экстравертному сенсорику никогда не придут в голову. Может быть интересно иногда испытать свое тело на прочность, оно – всегда элемент исследования, интереса. Одновременно такой человек может бояться какой-то ерунды, например, боли от укола шприца.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.