Полная версия
Личность и власть
Самокритичность у эгоцентристов полностью отсутствует. Они не замечают своих недостатков и промахов. Никогда не мучаются угрызениями совести.
ХОМОЦЕНТРИСТЫ в личностном ряду представляют собой золотую середину. Обладают адекватной самооценкой, объективно оценивают свои достижения (не преувеличивая их, но и не принижая). В одежде не чураются следованию моды, но без излишеств, стараются одеваться достойно с учетом обстоятельств. В меру выражают свою сексуальность.
Прически соответствуют возрасту, без экстравагантности, но в духе времени и разумных модных тенденций. Мужчины, как правило, волосы не красят. Женщины нередко красят, но без использования кричащих цветов.
Женщины-хомоцентристы для повышения своей привлекательности активно используют макияж, но не чрезмерно. Мужчины с данной направленностью личности макияжем практически не пользуются.
Мужчины и женщины следят за своим телосложением, время от времени прибегая к его коррекции с помощью разумных диет и физических нагрузок, но скорее заботясь о своем физическом самочувствии, чем о внешности. Среди них редко встречаются люди с излишней полнотой. Они, как правило, контролируют состояние своего здоровья, обращаясь в случае необходимости к врачам. В целях поддержания своего самочувствия в рабочем и бодром состоянии, многие из них занимаются спортом. К косметическим операциям могут прибегать, но в целом относятся к ним критически. Нанесение татуировок на свое тело, в основном, считают мало приемлемым для себя, хотя и могут допускать незначительные отступления от данного правила (небольшие татуировки, имеющие определенное личное значение).
Хомоцентристы в меру самокритичны, но не занимаются самобичеванием. Признают свои недостатки и промахи, если они действительно имели место. Могут испытывать угрызения совести, но без самоедства.
Глядя на хомоцентристов, понимаешь мудрость народного изречения – «золотая середина». Избранием термина «хомоцентризм» для обозначения данного типа направленности, хотелось подчеркнуть разумную человечность личности – человекоцентризм.
Б. Отношение к другим людям.
Отношение к другим людям проявляется в оценке и выборе ближайшего окружения, в оказании или неоказании помощи другим людям, поведении в конфликтных ситуациях, распределении обязанностей в процессе совместной деятельности.
СОЦИОЦЕНТРИСТЫ стремятся, прежде всего, видеть у других людей положительные качества, аналогичные их собственным. В связи с этим они порой ошибаются, принимая показушные достоинства отдельных личностей как действительно существующие. Тем не менее, среди устойчивого близкого окружения у них со временем оказываются такие же социально ориентированные личности, как и они сами.
Основой подбора друзей и товарищей у социоцентристов являются симпатии и бескорыстность, готовность в случае необходимости оказывать помощь другим, участвовать в различных благотворительных акциях, искренне сопереживать нуждающимся в помощи, нередко даже незнакомым им людям (особенно детям и инвалидам), но не через спекулятивные фонды.
Не терпят в отношениях с окружающими лжи и обмана, предательства в любом виде (например, супружеской измены). Сами проявляют преданность друзьям и товарищам даже в сложных ситуациях. Прямо излагают свои взгляды. В спорных ситуациях социоцентристы занимают принципиальную позицию. Из-за этого нередко становятся инициаторами конфликтов с окружающими, порой проявляя бескомпромиссность и категоричность, страдают отсутствием гибкости в отношениях с оппонентами. При возникновении конфликтов с собеседниками, друзьями, коллегами и т.д. «разбор полетов» начинают с себя. Если они неправы, то свою вину признают сразу, не выкручиваются и не пытаются перекладывать свою вину на других, а порой чужую вину берут на себя.
Искренне радуются удачам и успехам друзей, товарищей, коллег. Нередко и сами выступают инициаторами их поощрения различными инстанциями, если они того заслуживают. Социоцентристы не стремятся добиться успеха за счет других. Терпеть не могут лесть в свой адрес и никогда не льстят другим.
Уважают и любят родителей, свято выполняют перед ними свой сыновий или дочерний долг. К своим детям относятся с любовью и в целом справедливо, но порой чрезмерно требовательно и даже сурово, не допуская снисхождения.
В процессе совместной деятельности с другими людьми стараются брать на себя основную нагрузку, но от других требуют такой же самоотдачи, как и от самих себя, при их выполнении своей части работы. В этих случаях о них иногда говорят так: «Сами не живут и другим не дают». Стремятся бескорыстно оказывать помощь тем, у кого что-то не получается при решении общих задач. Никогда не приписывают себе чужих достижений и результатов (например, авторство книг, которых не писали).
ЭГОЦЕНТРИСТЫ в других людях видят, прежде всего, своих конкурентов, часто подозревая их во всех «смертных грехах». Среди окружающих отдают предпочтение тем, кто может быть им полезен для удовлетворения их личных корыстных интересов и потребностей. Бескорыстных отношений не признают. Неоплаченной помощи от них не дождешься. Считают, что отношения с партнерами по работе и общению нужно строить по принципу: «Ты мне – я тебе». А еще лучше, когда выгода от общения и взаимодействия с другими, складывается только в их пользу. Дружбу рассматривают как инструмент в достижении личных целей. Эгоцентристы легко бросают и меняют друзей, если им это выгодно. Лицемерие и ложь – их обычные средства общения. Любят лесть (только лесть может компенсировать их завышенную самооценку) и сами льстивы в адрес тех, от кого зависит достижение их корыстных целей (обычные подхалимы), хотя в действительности к объекту восхваления относятся, чаще всего, негативно. При общении не любят слушать других, предпочитают говорить сами, в основном, о себе, хвастаясь, часто употребляют местоимение «Я» («якают»).
Обидчивы, потому что в любых шутках по своему адресу видят насмешку, а в любой критике или даже иронии на свой счет усматривают незаслуженное оскорбление. Но сами нередко зло и с сарказмом отпускают шутки в адрес собеседников. Эгоцентристам, страдающим завышенной самооценкой, всегда кажется, что окружающие их недооценивают, поэтому часто по этому поводу могут конфликтовать с теми, кто их недооценил (справедливо или нет – не имеет значения). Порой обиды затаивают, не проявляя их внешне. Мстительны. За нанесенный им мнимый или реальный урон (материальный или моральный) рано или поздно стремятся отомстить сторицей. В этих целях могут строить козни, а иногда осуществлять и более радикальные акции (вплоть до убийств).
К родителям относятся утилитарно, нередко пренебрегая своим моральным долгом перед ними, могут допускать по отношению к ним даже враждебность, если не получают от родителей ожидаемых благ (например, денег и «правильных» обещаний по разделу наследства). О своих детях часто проявляют чрезмерную заботу, порой, не считаясь с потребностями и интересами самих детей, оценивают их (также как и себя) некритически, потому что они «свои – их чада».
Неуступчивы в спорных ситуациях, всегда стремятся добиться необоснованных уступок от других, независимо от того, правы или нет. Свою вину перед другими почти никогда не признают, даже если сами очевидно виноваты.
Завистливы. Эгоцентристы болезненно переносят удачи друзей, товарищей, коллег, считая, что именно они, а не коллеги, заслуживают того успеха, который почему-то сваливается на голову окружающих. Готовы чужие достижения приписывать себе (и приписывают). При выполнении совместной деятельности стараются особо выпятить свою роль в достижении конечных положительных результатов, принижая значение вклада в дело других участников процесса. В случае неудачи, себя стремятся выставить невиновными, а основную ответственность за провал дела, как правило, возлагают на соратников.
ХОМОЦЕНТРИСТЫ смотрят на других людей трезвыми глазами. Более гибко, чем социоцентристы и эгоцентристы, подходят к построению своих отношений с другими людьми. Они не столь категоричны в оценке недостатков эгоцентристов и радикализма социоцентристов, полагая, что в ряде случае необходимо иметь нормальные отношения с личностями разной направленности. В основном, близкое окружение формируют из лиц с качествами, аналогичными своим, как правило, на бескорыстной основе, однако могут поддерживать контакты и с нужными людьми (как в своих личных интересах, так и близких им людей, а также дела). Готовы помогать другим, но при этом рассчитывают на взаимность, пусть и в отдаленном будущем, когда сами будут нуждаться в такой помощи. Не всегда стремятся к установлению дружбы, удовлетворяясь устойчивыми приятельскими и ровными взаимоуважительными отношениями с ближайшим окружением. В основном, остаются верными своим обязательствам, которые берут на себя перед близкими и партнерами по работе и общению. Допускают компромиссы. Свою очевидную вину признают, но в спорных ситуациях порой не торопятся с самокритикой.
Бывает, что и обижаются, но готовы прощать искренне раскаявшихся, только не предательство. Порой могут и отомстить, если нанесенные обиды оказываются особенно болезненными, однако мстительными их не назовешь.
Хомоцентристы иногда выражают зависть к успехам других, но, как правило, добавляя при этом: «Завидую Вам белой завистью». В принципе, умеют радоваться достижениям окружающих, если те добились их заслуженно. Лесть не приемлют, но похвалу в свой адрес любят, если их хвалят за реальные успехи в различных областях. В общении с собеседниками могут говорить им неправду во имя поддержания желаемого уровня отношений, но в приемлемых пределах (не перегибают палку).
Родителей почитают, заботятся о них в случае необходимости. Детей любят, проявляя к ним необходимую требовательность, однако могут допускать и поблажки.
Осуществляя совместную деятельность, нагрузку стараются распределять «по справедливости». За других работать не испытывают желания (не любят нахлебников), но при необходимости могут помочь в интересах достижения общих результатов. За удачи и неудачи в ходе выполнения совместной работы готовы нести равнозначную ответственность.
В. Отношение к материальным условиям бытия.
Материальные условия бытия составляют денежные средства, жилище, предметы обихода, включающие в себя и личный транспорт, одежду и, если имеются, драгоценности. Отношение к ним проявляется в создании своих материальных условий бытия и в их использовании.
Для СОЦИОЦЕНТРИСТОВ материальные условия бытия вторичны. Они относятся к ним как к средствам достижения других целей, являющихся для них действительно жизненно важными и одновременно социально значимыми. В основном, социоцентристы отрицательно относятся к денежному накопительству (презирают раболепие перед «золотым тельцом»). Свое жилье обустраивают без излишеств, не стремятся к избыточному расширению метража и увеличению количества комнат, довольствуясь обычными коммунальными удобствами, но, в случае необходимости, обходятся и без них. Могут иметь автомобиль, однако рассматривают его (как говорил Остап Бендер) в качестве средства передвижения, а не роскоши. В одежде непритязательны, одеваются не из дорогих бутиков. Предметы роскоши в их пользовании, практически, отсутствуют. Золото и бриллианты очень редко украшают социоцентристов, даже женщин (последних, если украшают, то по минимуму).
В целом для создания материальных условий бытия прилагают столько усилий, сколько требуется, чтобы обеспечить себя необходимым. Обычно на эти цели у них нет ни времени, ни желания, так как социоцентристы одержимы решением социально значимых задач.
Готовы поделиться с другими тем, что имеют, если кто-то из окружения в этом нуждается. Они никогда не страдают жадностью. Если несут какие-то материальные потери, то долго не горюют об утраченном.
Практически, все ЭГОЦЕНТРИСТЫ стремятся к созданию себе супервысоких материальных условий бытия, проявляя при этом особую любовь к деньгам. И если для социоцетристов материальное благосостояние является средством достижения других целей, являющихся для них жизненно важными и одновременно социально значимыми, то для эгоцентристов материальное благополучие, чаще всего, превращаются в главную самоцель, согласно которой оно должно постоянно улучшаться. Их желание в данном направлении, как правило, является непрерывным и ненасытным. В реализации этого стремления эгоцентристы исходят из принципа: «Для достижения цели любые средства хороши», среди которых «хорошими» нередко оказываются ложь, обман, подкуп, шантаж и др.
Но следует отметить, что если в плане создания себе материального благополучия все эгоцентристы довольно похожи друг на друга, то в плане использования достигнутых материальных благ могут существенно отличаться. В этой связи условно их можно разделить на две категории: накопители и транжиры. Имеются и варианты на основе сочетания названных типов.
Эгоцентристы-накопители тоже бывают разные. Одни из них копят преимущественно деньги, сводя к минимуму траты, даже на себя (одеваются очень просто и имеют небогатый гардероб в целом, скромно питаются, проживают в заурядном жилище, обделяют своих близких и т.п.) – над «златом чахнут». Литературный пример – Корейко из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Материально никогда и никому не помогают. Другие страдают «вещизмом». Превращают свои жилища в склады. В советское время некоторые держали на антресолях целые коробки хрусталя (не помещавшегося на полках сервантов, но бывшего дефицитом, которого не было у других), а на полы стелили по 8-10 ковров (один на другой, столько на полу не требуется, виден лишь верхний ковер, но пусть лежат). Само обладание этими вещами грело душу.
Эгоцентристы-транжиры стараются жить в демонстративной роскоши, сверхкомфортальных и крупногабаритных жилищах с дорогостоящей инфраструктурой и обстановкой (например, с золотыми унитазами и ваннами, изготовленными из камней-монолитов). Для своего гардероба отводят целые комнаты. Их стремление к роскоши приобретают черты патологии. Часто безмерно украшают себя драгоценностями в виде золотых цепей, крестов, перстней – мужчины; колье, кулонов, сережек, клипс, колец, перстней, браслетов – женщины, порой превращающиеся в «новогодние елки». Многим из того, чем владеет, эта категория эгоцентристов, они вообще не пользуются. Нередко материальные условия бытия, которые создают транжиры, по стоимости превышают их доходы (в том числе и преступные). В связи с этим они часто оказываются «в долгах как в шелках». Причем долги порой приобретают огромные размеры. В конечном итоге, время от времени, все это заканчивается бегством от кредиторов или арестом (потому что приобретенное богатство, как правило, наживается преступным путем). Выручить в подобных случаях могут только «прочные и надежные» связи с самыми высокопоставленными представителями власти. Однако такими возможностями обладают немногие.
Помогать материально другим транжиры не склонны, хотя могут осуществлять отдельные благотворительные акции, но не бескорыстно. Например, Абрамович, будучи губернатором Чукотки, много построил в этом крае домов для жилья и общественного назначения за «свои» (что вызывает большие сомнения) деньги. В связи с тем, что в тот период посадили Ходорковского, предприняли жесткие санкции по отношению к Смоленскому, Гусинскому, Березовскому, которые были вынуждены эмигрировать, представляется, что Абрамович стал «благотворителем» для того, чтобы, пожертвовав часть, сохранить большую составляющую своих капиталов.
Наиболее адекватны в отношении к материальным условиям бытия ХОМОЦЕНТРИСТЫ. Они стремятся создавать комфортабельные условия бытия, соответствующие современному технологическому и эстетическому уровням. Это характеристика в первую очередь относится к их жилищу и местам проведения досуга. Они пытаются достойно в стоимостном отношении одеваться (разнообразно и со вкусом), но без чрезмерности. В этих целях стремятся иметь высокую зарплату, но получаемую официально («в белую»), соответствующую их трудозатратам и квалификации. Для них девиз: «Чтоб ты жил на одну зарплату» не оскорбление, а основной принцип жизни. Не чураются получения дополнительных доходов за счет незначительной «халтуры». Хомоцентристы живут по доходам, но время от времени берут и кредиты, по которым исправно рассчитываются, не скрываясь от кредитодателей.
Откликаются на нужды других, оказывают материальную помощь нуждающимся по мере сил, однако считают, что основные социальные проблемы граждан обязано решать государство. По их мнению, трудоспособные члены общества должны обеспечивать себя сами.
Г. Отношение к труду.
Данная категория отношения проявляется в выборе того или иного вида деятельности, а также в качестве и интенсивности трудозатрат в процессе ее осуществления.
СОЦИОЦЕНТРИСТЫ готовы выполнять любую деятельность и в любых условиях, если это необходимо в интересах страны и общества. Их труд можно охарактеризовать как сплошной и непрерывный трудовой подвиг – трудовой героизм. Они являются социальными трудоголиками, в связи с этим их не нужно принуждать трудиться интенсивно. Ярким олицетворением подобного отношения к делу является пример Павки Корчагина на строительстве узкоколейки, которая потребовалась для перевозки дров в замерзающий город. Это такие, как он, не считаясь ни с какими трудностями, по зову сердца, оказывались главными энтузиастами в восстановлении народного хозяйства страны после Гражданской войны, занимались ликбезом в массах, строили новые заводы, комбинаты и электростанции в годы первых пятилеток (были героями ударных строек). Возрождали СССР после Великой Отечественной войны, поднимали целину, прокладывали БАМ и создавали многое, многое другое. Для социоцентристов в те времена молодежный лозунг: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть», был не просто лозунгом, а являлся внутренним смыслом жизни. Деятельность они считали не корыстным делом, а средством личного вклада в решение социально значимых задач. Персональные блага, которые приносит выполняемая ими работа (или могла приносить), имеют для социоцентристов подчиненное положение.
ЭГОЦЕНТРИСТЫ к труду относятся совсем по-другому. Деятельность для них является, прежде всего, необходимостью для удовлетворения своих корыстных интересов и потребностей. Интенсивность осуществляемых ими трудозатрат, в основном, определяется тем, насколько они способствует получению личных благ. На этом пути они могут быть даже трудоголиками, но в отличие от социоцентристов, исключительно с меркантильными целями. В связи с этим и выбор характера деятельности эгоцентристами часто определяется не столько их личными профессиональными увлечениями, сколько возможностями повышения своего материального благосостояния.
Описанное выше отношение к созданию материальных условий бытия, может побудить их стать и на преступный путь, предусматривающий возможность «потрудиться» не только в правовом поле. В качестве подобных разновидностей «труда» эгоцентристов могут быть: мошенничество (обман пенсионеров, оказание негодных медицинских услуг, продажа товаров-фальсификатов, реализация предметов эрзац-искусства и т.п.), проворачивание финансовых афер (обналичивание псевдоНДС, увод доходов от налогообложения, незаконный вывод денег за границу, рэкетерство и т.д.), заключение фальшивых договоров, предусматривающих получение денег за услуги, которые и не собираются оказывать т.п. Они нередко делают займы в банках и у физических лиц, изначально не намереваясь их возвращать, оформляют кредиты по фальшивым документам. Особым цинизмом отличаются рейдерские захваты эгоцентристами квартир и иной недвижимости, присвоение чужого наследства по подложным документам посредством имитации своего родства с наследодателями.
Однако есть эгоцентристы, которые кардинально иначе относятся к труду, неактивно. Это обычные лодыри («дармоеды»). Они вообще не хотят трудиться. Их главная задача – найти способ пользоваться плодами труда других. Нередко в качестве «дойных коров» у них выступают родители (особенно матери), супруги (в основном, мужья), любовники (любовницы). В советское время их называли тунеядцами.
Но эгоцентристы все же могут трудиться и на пользу обществу, если социальные условия их деятельности не будут позволять им совершать асоциальные и противоправные действия, когда действовать в социально одобряемом плане для них будет более выгодно, чем наоборот.
ХОМОЦЕНТРИСТЫ, как правило, стремятся заниматься той деятельностью, к которой испытывают определенное пристрастие (влечение). Занимаясь, в основном, тем, что им нравится, они трудятся достаточно интенсивно и обычно достигают неплохих (а могут и отличных) результатов. Среди хомоцентристов порой появляются и трудоголики, если выполняемая деятельность их особенно увлекает. Они, практически, не бывают ленивыми работниками. Однако трудиться предпочитают без авралов.
В их отношении к работе немалое значение имеют приобретаемые благодаря ей личные блага. При этом в целом хомоцентристы остаются в правовом поле, но могут заниматься и деятельностью, допускающую отступления от строгого соблюдения законов, если это, практически, не осуждается общественным мнением (выполнить чей-то заказ, сделать кому-то ремонт, иногда «таксовать», заниматься репетиторством и т.д.). Однако свои основные материальные условия бытия они формируют почти полностью за счет «белых» доходов – оплаты за реальные результаты их труда с выплатой государству всех причитающихся при этом налогов.
Д. Отношение к социальным условиям бытия.
Под социальными условиями бытия понимается формальный и неформальный социальный статус личности среди окружения, в обществе и в процессе выполнения трудовой деятельности.
Среди ближайшего окружения социальный статус личности определяется уровнем ее авторитета, проявлением уважением к ней со стороны окружающих.
Социальный статус в обществе личность приобретает благодаря своей общественной активности (в общественных организациях различной направленности, партиях, религиозных движениях и т.д.).
Статус, который личность получает в ходе осуществления трудовой деятельности, подразделяющуюся на производственную, политическую, военную, научную, творческую, педагогическую, оказание услуг и иную, варьируется от простого исполнителя до руководителя самых разных рангов (от рядового работника до Президента страны). При этом участник трудового процесса может обладать различного рода регалиями и званиями (заслуженный артист, герой труда, профессор, академик, лауреат различный премий и т.п.).
СОЦИОЦЕНТРИСТЫ занимают активную жизненную позицию и среди своего ближайшего окружения проявляют себя как честные, принципиальные, неподкупные люди, верные своему слову. Их часто выдвигают на общественные должности, где нужно проявлять бойцовские качества в борьбе за народные интересы. И социоцентристы с готовностью ввязываются в «бой», как правило, добиваясь поставленной цели.
Обладая развитым чувством справедливости, они вступают в различные общественные организации, борющиеся за права и духовное развитие сограждан, в том числе и в политические партии (но не в право-либеральные или «Единую Россию»). В силу своей активности, нередко занимают в них руководящие должности, однако становиться общественными начальниками не стремятся, не расталкивают локтями других на этом пути.
В КПСС социоцентристы вступали по убеждениям и искренне строили светлое коммунистическое будущее. Именно про них говорил Маяковский, что если б из них делали гвозди, то не было бы тверже гвоздей.
В трудовой деятельности почти всегда достигают больших результатов, так как работают только добросовестно, стремясь полностью выполнять поставленные задачи с максимальным качеством. Достигнутые социоцентристами результаты часто заслуживают высоких отличий, но они далеко не всегда их получают, потому что в связи со своей принципиальностью и правдолюбием нередко конфликтуют с вышестоящим руководством. Поэтому «обиженные» вышестоящие начальники почти всегда вычеркивают их из списков на награды и кандидатов в руководители. Однако достижения социоцентристов бывают порой столь очевидными, что они все же награждаются и даже выбиваются в руководители в том или ином виде деятельности, но движение наверх у них, как правило, не бывает значительным. Руководители-социоцентристы не нужны были ни в советское время (с угодниками высшему начальству работать и служить было удобнее), ни тем более в настоящую пору (теперь им редко удается получить награды и пробиться даже на небольшую руководящую должность). Возможно, спрос на них появится в будущем, когда в нашей стране в действительности начнут строить социальное государство.
ЭГОЦЕНТРИСТЫ стремятся создавать себе ближайшее окружение из «нужных» людей и занимать в нем статус «нужного» человека. Они удовлетворяются проявлением к ним видимости уважения, его формальной демонстрацией.
Могут принимать активное участие в общественных организациях, особенно, в различных благотворительных фондах, стараясь занять в них должности, имеющие отношение к распределению жертвуемых на благие цели (помощь детям, инвалидам и т.п.) средств, чтобы поживиться на чужой беде и неравнодушии добрых людей. При этом свои истинные намерения прикрывают суперзаботой о сирых и убогих, выбивая слезу у сочувствующих. Участвуют в работе различных НКО, в организациях по защите объектов культуры и восстановлению храмов. То есть, во всех социальных проектах, где можно набить карманы, но всегда под прикрытием достижения «благих» целей.