Полная версия
Сюжет Благовещения в западно-европейской гравюре XV-XIX вв: иллюстрированный справочник; каталог выставки гравюр
Сергей Стародубцев.
Сюжет Благовещения в западноевропейской гравюре XV–XIX вв
Автор выражает глубокую благодарность Наталии Веденеевой, Марине Марусовой, Любови Стародубцевой и Сергею Филатову за поддержку и советы при подготовке каталога-справочника. Всю отвественность за ошибки и неточности в тексте несет автор.
1. О проекте справочника-каталога
Предлагаемая публикация является одновременно кратким справочником-введением в тему Благовещения, а также каталогом выставки, основанной на оригинальном гравюрном материале XVI–XIX вв.
Выбор темы был обусловлен рядом причин. В первую очередь, в результате случайного стечения обстоятельств нам оказалась доступна небольшая коллекция выдающихся гравюр Дюрера, Кранаха, Рубенса, Гольциуса на сюжет Благовещения.
Эта подборка листов была настолько интересной и редкой, что возникла идея создания выставки, поскольку специально найти подобные листы на антикварном рынке или в частных собраниях в настоящее время практически невозможно.
Дополнительным стимулом для начала работы над проектом оказался тот факт, что мы обнаружили только одну предшествующую выставку на эту тему в мире и ни одной в нашей стране.
Размышляя над концепцией выставки мы предположили, что само событие Благовещения было бы интересно рассмотреть в рамках более широкого контекста, а именно общения Марии с Богом-отцом, фактического возникновения христианства, непорочного зачатия, начала нового летоисчисления и других. Эти темы в большей или меньшей степени освещены в первой статье каталога-справочника.
Во второй статье мы затрагиваем тему представления сюжета Благовещения в изобразительном искусстве, прежде всего, в живописи и гравюре. В ней кратко рассматриваются проблемы, с которыми сталкивались западноевропейские художники разных эпох при изображении этого христианского сюжета.
В третьей, собственно каталожной статье мы даем обоснование концепции выставки и подробное описание экспонатов.
Мы посчитали необходимым в данной публикации привести основной, до настоящего времени, апокрифический текст о жизни Марии – протоевангелие от Иакова
В заключении мы приводим краткий список литературы и ссылки на интернет-источники.
Сама выставка планируется к показу в апреле 2019 года.
2. Важный религиозный сюжет
Рождение Иисуса Христа, появление новой мировой религии, названной в честь ее главного проповедника, изменение летоисчисления – все эти события произошли после появления архангела Гавриила с вестью от Бога перед Марией, которое впоследствии стали называть Благовещением. Для людей внутри религии этот сюжет связал в одно целое ветхо– и новозаветные библейские истории. Событие Благовещения оказалось настолько важным, что первые богословы даже предлагали начать новое времяисчисление не с рождества Христа, а именно с момента Благовещения.
Можно упомянуть римского аббата Дионисия Малого, который в начале VI в. н.э. на основании сложных расчетов предлагал ввести новое летоисчисление с предполагаемой даты Благовещения.
Сам сюжет Благовещения изложен только в одном каноническом[1] христианском тексте – Евангелии от Луки:
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.[2]»
Впервые же в канонических текстах Мария косвенно упоминается в послании апостола Павла к Галатам (54 г. Н.э.) "…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону"[3]
Что касается более подробных сведений о рождении и жизни Марии, то информация об этих событиях содержится в нескольких апокрифических[4] источниках, среди которых основными являются: «Протоевангелие Иакова»[5] «Евангелие Псевдо-Матфея[6] а после 1952 – «Bodmer Papiri[7]
Апостол Иаков Младший
Фрагмент из листа с изображением апостолов.
Монограммист IF
1524
Гравюра на дереве
35×15 мм (изображение)
Частное собрание
8 сцен из жизни Марии
Фрагмент из хромолитографии XIX века
По миниатюре из часослова XV века. Франция.
(Полное изображение и описание см.12 в каталоге выставки)
Согласно этим источникам, события развивались следующим образом:
У бездетных жителей Назарета Иохима и Анны долго не было детей. Их обращение к Богу было услышано и у них родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства она выделялась среди сверстников живостью ума и нравственным поведением. В 3 года родители отвели ее в Храм, где она провела свое детство вплоть до 12 лет. Сцена "Введение во храм" является одной из самых распространенных в религиозной живописи Возрождения и Барокко.
Введение во Храм
Неизвестный западноевропейский художник XVII–XVIII вв
Холст, масло
33×45 см
Италия (?)
Частное собрание
Затем священнослужители Храма обратились к Господу с вопросом, как им поступить с Марией, потому что срок пребывания ее в Храме закончился, и она достигла совершеннолетия. И Ангел Господень сообщил первосвященнику Захарии, чтобы он собрал вдовцов Израиля и выбрал из них мужа Марии. Всем вдовцам первосвященник раздал посохи, и только из посоха Иосифа вылетела голубка, определив таким образом, кому стать мужем Марии.
Обручение Марии.
Фрагмент гравюры
Филипп Пигуше ок. 1490–1514
1496
Резцовая гравюра на меди
1496
37×22 мм (фрагмент)
Иллюстрация из Часослова Симона Востра
(№ 17 в каталоге выставке)
* * *Обручение Марии
Лист из серии «Жизнь Марии»
1502–1506
Альбрехт Дюрер 1470–1524
Гравюра на дереве
293×209 мм (изображение)
Рейксмузеум, Амстердам
Так Иосиф, который был намного старше Марии и имел детей от предыдущего брака, стал мужем Марии. Когда он уехал заниматься плотницким ремеслом, Мария, наряду с другими чистыми девами Израиля, была вызвана в Храм, и ей поручили вышивать пурпуром.
Когда Мария в одиночестве занималась рукоделием, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил весть о ее непорочном зачатии. Поэтому сцена Благовещения так часто изображается с Марией, занимающейся рукоделием. В это время Марии было 16 лет.
Мария, занимающаяся рукоделием, перед Благовещением.
Фрагмент гравюры.
Филипп Пигуше ок. 1490–1514
Резцовая гравюра на меди
1496
37×22 мм (фрагмент)
Иллюстрация из Часослова Симона Востра
(№ 17 в каталоге выставки)
Всю свою жизнь Мария и Иосиф прожили в Назарете в провинции Галилея. Там же произошло и само событие Благовещения.[8]
Рождение же Иисуса Христа случилось недалеко от Вифлеема, куда направлялся Иосиф с беременной Марией на перепись населения, которую в то время проводил римский император Октавиан Август.
Портрет императора Октавиана Август.
Фрагмент гравюры
Неизвестный гравер нач. XVIII века
Резцовая гравюра
1710
85×75 мм (фрагмент)
(№ 3 в каталоге выставке)
В Назарете до 30 лет также провел свою жизнь сын Марии – Иисус Христос. Отсюда идет часто упоминаемое в религиозной литературе его второе имя Назарейский или из Назареи. Назарейцами также называли его апостолов, а уже значительно позднее, в начале 19-го века, так стали называть художников-романтиков, часто отображающих в своих произведениях период жизни Христа в классических ренессансных традициях.[9]
Вид Назарета
Фрагмент гравюры.
По рисунку Дж. Х. Софтона 1860–1923
Неизвестный гравер
Гравюра на дереве
1892
120×130 мм (фрагмент)
(см. № 2 в каталоге выставки)
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Ветхом и Новом завете. Впервые он предстает перед пророком Даниилом с вразумлениями и с предсказаниями о грядущем в далекие времена конце света[10]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Канонический текст: «признанный церковью в качестве священного писания, входящий в состав канона». (Малый академический словарь)
2
Евангелие от Луки 1:28–38
3
Послание Галатам 4:4. Только на соборе в Эфесе в 431 г. н.э. Мария была провозглашена "матерью божьей"
4
Апокриф – Произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое церквью как недостоверное (Словарь Ожегова)
5
Речь идет об апостоле Иакове Младшем, предполагаемом сыне Иосифа, мужа Мария от его предыдущего брака. См. ссылку на текст в библиографии.,
6
Другое название «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя». См. ссылку на текст в библиографии»,
7
«Bodmer Papiri» представляет собой корпус текстов, найденных в 1952 году в Египте. Ныне находятся в библиотеке Bodmer Foundation в Швейцарии и частично в Ватикане. Датируется 200-м г н.э. В разделе V корпуса рассказывается о детстве Марии.».
8
Евангелие от Луки 1:26, смотри ссылки на другие Евангелия: от Матфея 2:23, от Марка 1:9, от Луки 2:39,51; 4:16
9
О Назарейцах в искусстве: Cordula Grewe. "Painting the Sacred in the Age of German Romanticism." Aldershot: Ashgate Books, 2009.
10
Книга пророка Даниила 8:16, 9:21.