bannerbanner
Пророк Исайя. Перевод с древнегреческого И. М. Носов, обновление 21
Пророк Исайя. Перевод с древнегреческого И. М. Носов, обновление 21

Полная версия

Пророк Исайя. Перевод с древнегреческого И. М. Носов, обновление 21

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Пророк Исайя

Перевод с древнегреческого И. М. Носов, обновление 17


Septuaginta

Переводчик И. М. Носов


© Septuaginta, 2024

© И. М. Носов, перевод, 2024


ISBN 978-5-0051-1423-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

пророк Исайя

Исайя I

Прозрения, которые увидел Исайя, сын Амоса – их увидел по Иудее и по Иерусалиму в царствования Озии, Иоатама, Ахаза и Езекии, которые царствовали в Иудее.

Услыши, небо, и внемли, земля, что сказал Господь: «Я сыновей породил и возвысил, а они отвергли меня. Вол знает устроившего, и осел – стойло господина своего, а Израиль Меня не познал, люди не поняли Меня. Увы, народ бестолковый, народ полный никчемности, потомство лукавое, сыновья беззаконные – вы пренебрегли Господом и прогневали святого Израиля. Зачем, прибавляя беззаконие, еще получаете раны? Каждая голова в болезнь, каждое сердце в печаль, от головы до ног не увечье, так ссадина, так воспаленная рана; нет ни наложения пластыря, ни елея, ни перевязки. Земля ваша – пустыня, города ваши – пожарище, страну вашу перед вами проедают чужие; ниспростертая, она опустошается людьми чужими. Дочь Сиона брошена будет как хижина среди виноградника, как сарай на огороде, как град осаждаемый, и если Господь Саваоф не оставил бы нам потомство, мы стали бы как Содом, сделались как Гоморра».

Услышьте слово Господа, начальники Содома; приникните к Закону Бога, люди Гоморры. Для чего Мне множество жертв ваших, говорит Господь. Я переполнен всесожжениями баранов и жира ягнят; Я крови бычков и козлов не хочу. Когда приходите увидеть Меня, кто это искал от рук ваших? Не прибавляйте топтание двора Моего; несете муку – всуе это; каждение – мерзость для Меня; новолуния ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя – станьте Мне в радость, и не задержу бестолковость вашу. Когда тянете руки ко Мне, Я отвращу очи Мои от вас; если умножите моление – вас не услышу, руки ваши полны крови. Отмойтесь, станьте чистыми, бестолковость перед очами Моими уберите из душ ваших, уймите лукавство ваше, научитесь делать добро, взыщите справедливость, избавьте обижаемого, будьте справедливы к сироте, правосудны к вдове. Идите сюда и обличитесь, говорит Господь, и если бестолковость ваша будет как багряница – Я как снег убелю; будет как пурпур – как шерсть убелю; если пожелаете и услышите Меня – вкусите блага земли, а не пожелаете и не услышите Меня – меч обрушит вас, уста Господа сказали это.

Как стал развратницей город Сион верный, полный справедливости, в котором покоилась правда, а теперь – убийцы? Серебро ваше негодно, торговцы вино разбавляют водой, начальники твои невменяемые – сообщники воров, любящие подарки, гонятся за воздаянием, к сиротам несправедливы, невнимательны к правосудию для вдовы. Потому это говорит Владыка Господь Саваоф: горе крепнущим в Израиле – не уймется гнев на перечащих, и устрою суд для Моих врагов, и наведу руку Мою на тебя, и разожгу тебя для очищения. Невменяемых Я погублю и уберу от тебя все беззаконие, и всех высокомерных унижу, и как прежде поставлю судей твоих, как от начала тебе советующих. После этого наречешься Градом правды, верной столицей Сионом; и после правосудия, после милосердия исцелится пленение его, а беззаконные с бестолковыми сокрушатся. Пренебрегшие Господом скончаются и постыдятся перед истуканами своими, которых сами желали; постыдятся перед садами своими, которых вожделели. Станут как дерево, сбросившее свою листву; как оазис, воды не имеющий. Станет крепость их как соломинка пакли, доход их – как искра костра; и сгорят беззаконные с бестолковыми, и угашающего не будет».

2. Слово от Господа, бывшее к Исайе, сыну Амоса, по Иудее и по Иерусалиму, о том, что: «В последние дни будет открыта Гора Господа, и Дом Бога выше вершин гор, и возвысится над холмами. Все народы приведутся на нее, и многие народы пойдут и скажут – «Придите, и взойдем на Гору Господа и в Дом Бога Иакова, и возвестит вам о Его пути, по которому пойдем. От Сиона выйдет Закон, слово Господа – из Иерусалима». Он посудит среди народов и многих людей обличит; и сломают мечи свои на плуги, и копья свои – на серпы. Теперь народ на народ не возьмет меч; теперь учить сражаться не станут.

Теперь приди, дом Иакова, и пойдем при свете Господа, потому что Он забрал людей своих, дом Израиля – но как в начале наполнилась ворожьбой страна их, как у иноплеменников, и чада многие иноплеменные рождены ими, и наполнилась земля их серебром и златом, и нет числа сокровищам их, и наполнилась земля конями, и нет числа повозкам их. Земля стала наполнена мерзостью дел рук их, и поклонились тому, что сделали пальцы их – и согнулся человек, и унизился муж, а Я им не позволю. Теперь войдите в скалы и скройтесь в земле перед лицом страха от Господа и перед славой силы Его, когда поднимется сокрушить землю. Человек низок, а око Господа с высоты – Он унизит высоту человека, станет выше один Господь в День тот, в День Господа Саваофа перед каждым досадителем и высокомерным, перед каждым заносчивым и высоким, а они унижены будут; и перед каждым кедром Ливана среди заносчивых и высоких, и перед каждым древом дуба Васана, и перед каждой горой, и перед каждым холмом высоким, и перед каждой башней высокой, и перед каждой стеной высокой, и перед каждым кораблем в море, и перед каждым видом красоты кораблей. Каждый человек будет унижен, и падет высота человеческая – станет выше один Господь в День тот, а все рукотворное скроют и унесут в пещеры, в расселины скал, в норы в земле перед лицом страха от Господа и перед славой силы Его, когда поднимется сокрушить землю. В День тот мерзость свою, серебро и злато, которые сделал, чтобы поклоняться – пустышкам и летучим мышам, человек изымет, чтобы войти в норы в прочной скале и в расселины скал перед лицом страха от Господа и перед славой силы Его, когда поднимется сокрушить землю.

3. Теперь Владыка Господь Саваоф заберет от Иудеи и от Иерусалима крепкого и крепкую, силу хлеба и силу воды, могучих и крепких, человека рассудительного и бойца, пророка и умельца, и старшего, и командира, и поразительного советующего, и мудрого смотрителя за строительством, и разумного слушателя. Начальниками их поставлю юношей и насмешников, хозяйничающих среди них. Люди станут нападать – человек на человека, человек на того, кто с ним рядом. Отрок толкнет старика, не чтимый – почтенного; и схватится человек за брата своего или за домашнего отца своего, сказав – «Ты одет, тогда стань предводителем нашим, и пропитание мое от тебя будет!» – И в День тот в ответ скажет – «Я не стану предводителем твоим. В моем доме нет ни хлеба, ни одежды, и не стану предводителем людей этих» – потому что слаб стал Иерусалим, и увяла Иудея; речь их с беззаконием – та, которая у Господа не убеждает; потому теперь унижена слава их, и стыд на лице их стал против них; о бестолковости своей как Содома они объявили и возвестили. Горе душе их, потому что пожелали злое решение против самих себя, сказав – «Свяжем праведного, потому что нам он неудобен» – и вот плод дел своих они вкусили. Горе беззаконному, по делам рук его зло с ним приключится. Люди Мои! Деятели ваши пожинают вас, требующие господствуют над вами. Люди Мои! Ублажающие вас обманывают вас и запутывают пути ваши, но теперь Господь встанет на суд и поставит на суд людей своих; сам Господь придет на суд против главных в народе и против его начальников. Зачем вы сожгли виноградник Мой, и похищенное у бедного – в домах ваших? Зачем обидели людей Моих и опозорили намерение бедного?»

Это говорит Господь: «За то, что дочери Сиона вознеслись и пошли с поднятым подбородком, с поволокой взора и походкой при влачении одежд и танцевании – Бог унизит дочерей-начальниц Сиона, Господь откроет устроение их в День тот. Господь заберет славу одеяния их и украшения их, и заплетание волос, и косы, и серповидные подвески, и ожерелья, и украшение лица их, и составление красоты для похвалы, и роскошь, и браслеты, и прическу, и искусность, и перстни, и серьги, и окаймленное пурпуром, и пурпур внутри, и халаты, которые по дому, и полупрозрачное лаконское, и одежду из тонкого льна, и гиацинтовое, и пурпурное, и лен с позолотой и гиацинтом, и переплетения, и ниспадающие вуали – и вместо приятного аромата будет пыль, вместо пояса препояшешься веревкой, вместо украшения головы златом полысеешь за дела твои, вместо рубашки с пурпуром внутри обернешься в дерюгу, а сын твой красивый, которого любишь, падет от меча, и сильные ваши падут от меча; и окажутся в небрежении и восплачут ларцы с красотой вашей. Ты будешь оставлена одна и сравнена с землей. (4.) И семь женщин схватятся за одного человека, сказав – „Будем есть хлеб свой и наденем одежду свою, но далее имя твое пусть наречется на нас. Сними поношение наше“».

В День тот при решении Бог воссияет на землю со славой, чтобы прославить и возвысить остаток Израиля, и сбереженное пребудет на Сионе, и остаток в Иерусалиме наречется святым – все, о ком пишется для жизни в Иерусалиме. Господь отмоет грязь от сыновей и от дочерей Сиона, и в духе правосудия, в духе сожжения отчистит кровь от среды их; и придет, и каждая обитель горы станет Сионом; и днем облако осенит все окрестности ее как дым, а ночью как свет пылающего огня. Она будет покрыта всей славой и подаст тень для укрытия от жара и чтобы спрятать и от ненастья, и от дождя.

5. И воспою песнь возлюбленному винограднику возлюбленного Моего. В уделе возлюбленного Я виноградник поставил на месте тучном и изгородью обнес, и окружил оградой, и виноградник из отборного винограда посадил, и башню посреди него соорудил, и выкопал в нем подточилие, и стал ждать созревания гроздей – а он принес чертополох. Теперь, человек от Иуды и обитающие в Иерусалиме, среди виноградника Моего будьте справедливы ко Мне. Что еще сотворю винограднику Моему, что не сотворил ему? И теперь Я стал ждать созревание гроздей, а он принес чертополох. В наставшее время Я возвещу вам, что сотворю винограднику Моему. Я уберу изгородь его, и станет для расхищения; сломаю стену его, и станет для попрания; брошу виноградник Мой, и не будет подрезан, и не будет окопан; как на пустыре взойдет на нем чертополох, и повелю облакам не орошать его дождем. Виноградник Господа Саваофа – дом Израиля, человек от Иуды – любимое насаждение; и Я стал ждать устроение Суда, потому что он учинил беззаконие и не устроение правды, но крик.

Горе присоединяющим дом к дому и приближающим угодья к угодьям – для чего вы забрали то, что принадлежит тем, кто окрест? Вы собираетесь обитать на земле одни? Это дошло до слуха Господа Саваофа. Многие дома, хорошие и большие, будут пустыми, и не будет обитающих в них. Где поработают десять пар волов – сделают ведро зерна одно. Сеящий шесть по тридцать пудов сделает меры три. Горе рано пробуждающимся и устремляющимся за пивом, а потом ждущим рассвет – вино сожжет их. С лирами, гуслями, тимпанами и флейтами они пьют вино и на дела Господа не смотрят, они не понимают дела рук Его – пленником народ Мой стал потому, что они без познания Господа, и от голода и жажды воды многие люди мертвы.

Разгулялась у ада душа его, и разверз он пасть свою, чтобы не упустить, и сошли славные, великие и богатые, его прокаженные; и унизится человек, и обесчестится муж – око заносчивое унижено будет. В правосудии станет выше Господь Саваоф, устроением правды прославлен будет Бог Святой; ограбленные будут пастись как бычки, пустующие места отъятые объедят агнцы. Горе как веревкой длинной привязывающимся к бестолковости, как ремнем привязи телицы к беззакониям, сказавшим – «Быстрее приблизится то, что Он сотворит, и мы увидим, как осуществится намерение про святого Израиля, чтобы мы узнали». Горе называющим зло добром, а добро – злом; полагающим мраку быть светом, а свету – мраком; полагающим горькому быть сладким, а сладкому – горьким. Горе в самих себе разумным и понятливым перед собой. Горе сильным вашим, вино выпивающим, и владыкам, пиво мешающим; нечестивого оправдывающим за подарки, а у правого отбирающим законное – за это они как солома от раскаленного угля запылают и раздутым пламенем сожгутся. Корень их станет как труха, лепестки их будут вздыматься как пыль, потому что не пожелали Закона Господа Саваофа, но возмутили науку святого Израиля – и разъярен гневом Господь Саваоф на людей своих, и наложил руку свою на них, и сразил их. И возмутились горы, и появились трупы их посреди дорог как навоз – и среди всего того гнев не отвращен, но еще вознесена рука. Он возьмет знамение от народов далеких и привлечет их от края земли – и легко и скоро придут, и голод не испытают, не изнемогут. Они не дремлят и спать не будут, и не расслабят поясов на чреслах своих. Не ослабнут ремни обуви их; остры стрелы их, натянуты луки их; копыта коней их причтены к твердым камням; как ураган – бег колесниц их. Они устремятся как львы, и стойки как львята – и схватят, и завоют как зверь, и погонят, и не будет от них избавляющего. В День тот от них словно шум волнующегося моря завывать будет, и смотреть будут в землю, и жестокий мрак от недоумения среди них.

6. В год, когда умер государь Озия, я увидел Господа, занимающего место на престоле высоком и вознесенном, и обитель, исполненную славы Его, и серафины встали вокруг Него – шесть крыльев у одного, и шесть крыльев у другого. Двумя они покрывали лица, двумя покрывали ноги и двумя летали, и восклицали один другому, и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля исполнена славы Его». И от гласа, которым воскликнули, была поднята притолока врат, и обитель стала наполнена дымом, и я сказал: «О, я жалкий и поражен, ведь человеком будучи, обитаю среди людей с нечистыми устами, нечистые уста имея, а государя Господа Саваофа моими очами увидел!» И Он послал ко мне одного из серафинов с углем в руках, который клещами он взял из жертвенника – и коснулся моих уст, и сказал: «Этим я коснулся твоих уст. Это уберет твои беззакония и твою бестолковость». И я услышал глас Господа, говорящий: «Кого пошлю, и кто пойдет к людям этим?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал: «Иди и скажи людям этим – „Слухом услышите, и не поймете; глядя, посмотрите, и не увидите. Ожирело сердце людей этих; с трудом послушали ушами и смежили очи свои – да не увидят очами, не услышат ушами, сердцем не уразумеют и не обратятся – а Я исцелю их“». И я сказал: «Доколе, Господи?» И сказал: «Пока не опустеют города до необитания, и дома до небывания людей, и земля оставится пустой – после этого Бог продолжит людей, и остаток на земле будет умножен. Еще есть на ней десятая часть, и снова станут как орешник для обирания, и как дуб, когда опадут желуди его».

7. В дни Ахаза, (сына) Иоатама, сына Озии, государя Иудеи, Раассон, государь Арама, и Факей, сын Ромелия, государь Израиля, поднялись на Иерусалим, чтобы воевать против него, но приступом взять его не смогли, и дому Давида возвестилось слово: «Арам сговорился с Ефремом» – и исказилось лицо его, и лица людей его образом тем, что древо лесное, ветром колеблемое; и Исайе Господь сказал: «Выйди навстречу Ахазу ты и сын твой Ясуб, который оставлен при водоеме у верхней дороги земли суконщика, и скажи ему – „Сохрани безмолвие и не бойся. Пусть не изнеможет душа твоя от двух таких дровяных головешек дымящих. Когда гнев от раздражения Моего совершится, снова исцелю. Сын Арама и сын Ромелия, имея относительно тебя злое намерение, сказали: „Поднимемся в Иудею, и потолковав с ними, вернем их нам, а царствовать в ней поставим сына Табеила“. Но это говорит Господь Саваоф. Это намерение не исполнится и не пребудет, и глава Арама – Дамаск, и еще шестьдесят пять лет, и царство Ефрема исчезнет прочь от людей. И глава Ефрема от Соморов, а глава Соморов – сын Ромелия; и если не поверите, значит, совсем не понимаете“».

И прибавил Господь слово к Ахазу: «От Господа Бога твоего взыщи для себя знамение высокое и глубокое». Сказал Ахаз: «Никогда не стану просить, чтобы не испытывать Господа». И сказал Он: «Так услыши, дом Давида. Мало вам добавлять подвиги людям, так вы Господу добавляете подвиг? Потому даст вам знамение сам Господь. Теперь дева понесет в чреве и родит сына, и назовешь имя Его – Эммануил. Он будет есть масло и мед; и прежде своего познания и предопределения лукавства выберет для себя добро из-за познания Отроком прежде о добре, чем о зле; и когда будет выбирать для себя добро, лукавству не покорится».

«Брошена будет земля, за которую боишься из-за намерения двух государей – Бог все-таки наведет на тебя и на людей твоих, и на дом отца твоего дни, которые еще не приходили. С этого дня Ефрем забран будет от Иуды, и царствование – у Ассирии. В День тот будет – Господь привлечет мух, которые хозяйничают в пределах реки Египта, и пчелу, которая на земле Ассирии. Все они придут и найдут покой в пропастях земли и в расщелинах скал, и в пещерах, и в каждой западне, и на каждом древе. В день тот Господь срежет волосы лезвием великим и упоенным, которое на другой стороне реки государя Ассирии – оно волосы на ногах и бороду, и голову снимет. В День тот будет – человек выкормит телицу вола и двух овец, и от большого количества молока будет делать масло; и будет вкушать мед каждый оставленный на земле. В День тот будет – в каждом углу, где были тысячи лоз винограда на тысячи шекелей, будет пустырь и чертополох. С луком и стрелами придут туда, и пустырь и чертополох по всей земле будет. Каждая гора, на которой пашут, будет распахана, и страх не придет туда, а из-за пустыря и чертополоха будет пастбище овцам и топтание волам».

8. И ко мне Господь обратился: «Себе возьми большой свиток новый, и рукой человека в нем напиши – „Нагло сделай расхищение добычи, ведь рядом стоит“. Поставь поручителей за Меня, людей верных – Урию и Захарию, сына Варахии». И они стали рядом с пророчицей, и приняла в чреве, и родила сына, и мне Господь сказал: «Имя его назови – „Скоро ограбь, нагло отними“ – ведь прежде познания отроком, как звать отца и мать, перед государем Ассирии он заберет в добычу Самарию и силу Дамаска».

И прибавил Господь слово ко мне: «Раз людям этим не пожелать воду Силоама, текущую спокойно, но пожелали иметь Раассона и сына государя Ромелия над вами – вот на вас Господь отводит воду потока великого и крепкого – царя Ассирии и славу его. Он поднимется над всеми ущельями вашими и будет расхаживать по всем стенам вашим, и уберет из Иудеи человека, который может поднять голову или способен что-то делать. Полчище его будет такое, что наполнит широту твоей земли».

С нами Бог. Познайте, народы, и подчинитесь; услышьте до самого края земли. Крепкие подчинитесь. Даже если снова окрепнете – снова подчинитесь. Намерение, которое пожелаете, разорит Господь, и слово, которое скажете, не пребудет с вами, потому что с нами Господь Бог.

Так говорит Господь: «Они убеждаются не сильной рукой, но направлением пути людей этих, болтающих. Вы не называйте трудным все, что трудным назовут люди эти. Страха их не испугайтесь и не поколебитесь – почитайте священным Его, Господа, и Он будет твой страх. Если положишься на Него, Он будет тебе для освящения, а камнем преткновения Им и скалой с останками не будет. Когда дом Иакова расположится в яме и западне, в Иерусалиме многие из них будут без сил и падут, а люди с утверждением приблизятся и сокрушатся, и будут перемолоты».

Тогда откроются без учения запечатлевающие Закон, и скажет: «Я жду Бога, который отвратил лицо свое от дома Иакова, и положусь на Него. Вот я и дети, которых дал мне Бог». Они будут в доме Израиля для чудес и знамений от Господа Саваофа, который обитает на горе Сион, а если к вам обратятся: «Ищите тех, кто вызывает из земли, и чревовещателей – тех, кто пустословит, кто вещает от утробы» – они не народ при Боге своем. Почему пытают мертвых про живых? Он дал в помощь Закон, чтобы не сказали слово, при котором нет подаяния с ним дара. Он приведет на вас жестокий глад, и изголодаетесь, и будете с печалью, и злое скажете начальнику и отцам. И воззрят на небо наверху, и посмотрят на землю внизу – и вот скорбь, мрак и теснота, и стесняющее недоумение, и мрак такой, что не увидеть; а кто среди тесноты их до срока, в недоумении не будет.

Главное, Он делает это, и делает скоро. Земля Завулона, земля Нефталима, путь к морю и прочие, населяющие побережье и другую сторону Иордана, Галилея с народами, пределы Иудеи (9.) – люди, идущие во тьме, вы увидите свет великий. Обитающие на земле в тени смерти, свет будет светить на вас. Многие люди, которых Ты с радостью Твоей привел, ликовать будут перед Тобой как ликующие при урожае, как делящие добычу – потому что убрано будет ярмо, лежащее на них, и посох, который для плечей их. Посох требующих отбросил Господь как в день, который при Мадиам, потому все обустройство, собранное хитростью, и облачение с доходом они совлекут и будут желать, чтобы сожглись огнем – потому что Дитя рождено нам, Сын дан нам, власть Его явилась на плечах Его, и названо имя Его – «Вестник о великом намерении». К начальникам приведу покой – покой и здравие через Него. Великое Начало Его, и нет границ покоя Его на престоле Давида при царствовании Его, чтобы исправить его и в правде и правосудии принять его отныне и на веки времен. Ревность Господа Саваофа совершит это.

Господь послал смерть на Иакова, и пришла к Израилю, и все люди Ефрема и располагающиеся в Самарии познают и во время скорби и вознесенного сердца скажут: «Плиты упали, но вы приходите. Мы расколем камни и порубим шелковицы и кедры, и созиждем себе башню, и Бог низвергнет восстающих на них и на гору Сион, и врагов их рассеет – Сирию от восхода солнца и Эллинов от заката солнца, Израиль полным ртом поглощающих». И гнев на всех таких не отвращен, но еще вознесена рука.

Люди не обратятся, пока не получат рану и станут искать Господа. Господь отъял у Израиля голову и хвост, в один миг и великого, и малого, старшего и удивляющих лица, этот – начало, и пророка, учащего беззаконому, этот – хвост. Объявятся этих людей ублажающие и обманывающие, а обманывают они для того, чтобы поглощать их – потому Бог не порадуется за юношей их и не сжалится над сиротами их и над вдовами их, потому что все они беззаконные и лукавые, все уста говорят неправду. И гнев на всех таких не отвращен, но еще вознесена рука; и как огонь будет гореть беззаконие, и как сухая трава поглощено будет огнем, и среди чащи леса гореть будет, и все вместе с тем, что окрест холмов, поглотит.

От гнева в раздражении Господа сожжена вся земля, как огнем обожжены будут люди. Человек не пожалеет брата своего, но пойдет вправо, и проголодавшись, станет поедать слева, и не насытится человек, вкушая плоть руки своей – съест Манассия от Ефрема, и Ефрем от Манассии, потому что вместе осадят Иуду. И гнев на всех таких не отвращен, но еще вознесена рука.

10. Горе предлагающим зло – зло предлагая себе: уклонясь от справедливости к нищим, лишая правосудия бедных людей Моих, так что вдове им быть для захвата, сироте – для расхищения. А что будут делать в День посещения? Скорбь придет к вам издалека, к кому побежите за помощью? Куда спрячете славу вашу, чтобы не попасть в беду? И гнев на всех таких не отвращен, но еще вознесена рука.

Горе Ассирии, в руке которой посох гнева и раздражения Моего! Я пошлю гнев Мой на народ беззаконный и устрою людям Моим иметь добычу и расхищение, и попрать города, и положить их в пыль. Он не так помыслил, не так в душе посчитал, разум покинул его, и погубление для народов немалое. Когда скажут ему, «один ты – начальник», он скажет: «Разве не я забрал страну выше Вавилона и Халанни, где была построена башня; забрал Аравию, Самарию и Дамаск? И манерой той, что забрал (их) в руку мою – так начальства все заберу. Плачьте, изваяния в Самарии и в Иерусалиме! Манерой той, что я сделал Самарии и рукотворным ее – так сделаю Иерусалиму и его истуканам». И когда все закончит Господь, устраивая на горе Сион и в Иерусалиме, наведет око свое на великий разум и на высоту славы начальника Ассирии – раз он сказал: «Я силой и мудростью в понимании сделаю; заберу наделы народов и силу их отниму, и содрогну населенные грады. Весь обитаемый мир рукой возьму как гнездо, как яйцо покинутое заберу, и нет того, кто меня избежит или возразит мне». – Неужели прославлен будет топор без им рубящего, и превознесена пила без тянущего ее? Подобно этому, если кто-то возьмет палку или дубину. И разве не этой манерой Господь Саваоф пошлет бесчестие в твою честь, и в твою славу будет гореть пылающий огнь? Огнем станет свет Израиля – его Он освятит в пылающем огне, который как траву поглотит вещество. В День тот исчезнут горы, холмы и дубравы, от плоти до души он поглотит (все). Бегущий будет как бегущий от пылающего пламени; остаток их будет числом таким, что и ребенок перепишет их. В День тот будет – теперь к остатку Израиля прибавлено не будет. Теперь спасенные от Иакова не будут поверившими навредившим им, но будут воистину положившимися на Бога святого Израиля. Остаток Иакова при крепком Боге будет; и если людей Израиля как песка в море – остаток их будет спасен. Слово до конца доводя и в правде прекращая, как слово прекращенное во всем обитаемом мире изречет Бог.

На страницу:
1 из 2