bannerbanner
Архитектурные памятники России. Рассказы о зодчих и их творениях
Архитектурные памятники России. Рассказы о зодчих и их творениях

Полная версия

Архитектурные памятники России. Рассказы о зодчих и их творениях

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Ирина Синова

Архитектурные памятники России. Рассказы о зодчих и их творениях

Дорогие друзья!

В книге «Архитектурные памятники России» рассказывается о наиболее ярких, интересных и разнообразных архитектурных сооружениях, созданных в разные периоды истории нашей Родины. На территории России представлено всё многообразие архитектурных стилей. Вы познакомитесь с историей русских крепостей, монастырей, храмов, дворцов. Узнаете, кто и как их создавал, как их использовали и какое значение они имеют.

У нас в стране сохранились памятники, которые занесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: это Казанский кремль, Рождественский собор в Суздале, церковь Покрова на Нерли. Преображенская церковь на острове Кижи признана ЮНЕСКО единственным в мире по своим архитектурным достоинствам памятником деревянного зодчества. Многие архитектурные памятники удостоены статуса федерального значения.

Многовековая история русской архитектуры тесно связана с зодчеством различных стран мира.

Византийская архитектура оказала большое влияние на зодчество славянских государств и в частности Древней Руси. Первые каменные храмы Киевской Руси были возведены византийскими мастерами. Традиции каменного (и кирпичного) строительства Древнего Рима были развиты русскими зодчими, талантами которых создавалась единая русская архитектурная школа.

Московский Кремль

«Алтарь России!» – так говорил поэт М. Ю. Лермонтов о Кремле.

Московский Кремль – один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, включающий в себя уникальные памятники зодчества XV–XIX вв., – Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриарший дворец, Оружейную палату и Успенскую звонницу. В начале XVI в. посол германского императора барон С. Герберштейн отмечал в изумлении, что Московский Кремль по своей обширности напоминает целый город.

Московский Кремль – результат совместного творчества итальянских и русских «со всея Руси» мастеров.

Роль итальянцев была во многом руководящей, но при этом ансамбль продолжил русскую художественную традицию. При постройке новых кремлёвских стен и башен иностранные зодчие использовали характерные для Северной Италии элементы (например, формы зубцов и башен, фигуры химер на Спасской башне). Итальянцы внесли значительные новшества и технические усовершенствования.

В дальнейшем стены и башни Кремля неоднократно подвергались частичным разрушениям и переделкам. Шатровые завершения над башнями Кремля, покрытые зелёной черепицей, появились в XVII в.

Архитектурный ансамбль Московского Кремля в 1990-х гг. был включён в Список особо ценных объектов Российской Федерации, а затем и в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Музеи на территории Кремля были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Успенский собор

Успенский собор в Московском Кремле являлся главным храмом города. В течение четырёх веков он был местом важнейших государственных церемоний. В нём происходили коронации царей и избрания духовных владык – митрополитов и патриархов русской церкви. В соборе похоронены почти все митрополиты и патриархи московские. В летописи говорится, что «бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространьством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкови, а мастер Аристотель».

Преподобный Иосиф Волоцкий назвал Успенский собор «земным небом… сияющим, как великое солнце, посреди Русской земли».

Первый каменный Успенский собор построили в 1326–1327 гг. по приказу Ивана I Калиты. Это был одноглавый четырёхстолпный храм. Здесь был похоронен митрополит Пётр. К концу XV в. храм стал ветхим и уже не соответствовал новому значению Москвы. В 1471 г. при поддержке великого князя Ивана III митрополит Филипп направил мастеров для осмотра и обмера Успенского собора во Владимире. По его образцу предполагалось строить новый собор в Москве.

В 1472 г. зодчие Кривцов и Мышкин начали строительство. В 1474 г. частично возведённый собор обрушился из-за технических недосмотров при сооружении. Из Пскова были вызваны новые мастера, но они отказались продолжить стройку. По приглашению Ивана III из Италии приехал архитектор и инженер Ридольфо Фиораванти, прозванный за свои математические способности Аристотелем. В родной Болонье и в других итальянских городах он заслужил славу искусного архитектора и инженера. Аристотель Фиораванти проявил в России все свои дарования, которая, как некогда для живописца Феофана Грека, стала для него второй родиной.

В 1475 г. Фиораванти разобрал стены рухнувшего собора и заложил фундамент нового здания.

В летописи сохранились сведения о том, что Фиораванти совершил поездку во Владимир, Успенский собор которого должен был стать основным образцом для возведения главного храма Руси.

В 1479 г. строительство Успенского собора в Московском Кремле завершилось. Он был построен из кирпича, специально изготовленного Фиораванти, и облицован снаружи блоками белого камня.

Собор имеет глубокий фундамент, под которым забиты дубовые сваи.

План собора был не обычен для русских крестовокупольных зданий. Он подразделяется на 12 одинаковых квадратов. Собор венчают 5 куполов. По сторонам центрального алтаря находятся приделы: Петропавловский, Дмитрия Солунского и Похвалы Богородицы. Просторный интерьер Успенского собора поражал современников «светлостью, звонкостью и пространством».

В 1547 г. здание пострадало от пожара, но вскоре было восстановлено, а к западному фасаду пристроили крыльцо. В 1624–1626 гг. каменных дел подмастерье Огурцов и палатный мастер Талер укрепляли своды собора, переложив при этом подпружные арки. Не сохранили первоначальной формы и покрытия, более всего разрушавшиеся во время пожаров. В течение второй половины XVII в. произошли изменения в алтарной части собора, связанные с размещением там ризницы.

По летописным свидетельствам, после окончания строительства и освящения собор стали украшать живописью.

В 1481 г. «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» устроили в соборе трёхъярусный иконостас. К 1515 г. собор был полностью расписан. В середине XVI в. на наружных фасадах собора появились росписи. В 1642–1643 гг. первоначальные росписи интерьера обветшали и были сбиты вместе со штукатуркой. Более 100 мастеров заново расписывали собор по старым эскизам.

Впоследствии фрески неоднократно реставрировались и покрывались маслом.

В 1914 г. во время реставрации были расчищены композиции «Поклонение волхвов», «Похвала Богородицы», «Рождество Иоанна Предтечи». В 1920-х гг. в Петропавловском приделе были раскрыты фрески «Три отрока в пещи огненной» и «Житие апостола Петра». По манере исполнения и колориту они близки творчеству Дионисия.

В настоящее время в Успенском соборе находятся образцы древнерусской живописи XI–XVII вв. и изделия прикладного искусства. Это медные двери с золотой росписью из Суздальского собора, привезённые в Москву в 1410 г.; «царское место», выполненное в 1551 г. для Ивана IV Грозного, является образцом резьбы по дереву; белокаменное «патриаршее место» XVI в.; бронзовый ажурный шатёр мастера Д. Сверчкова; паникадило и другие светильники – образцы медного литья XVII в.

Архангельский собор

На Соборной площади Московского Кремля возвышается Архангельский собор. Покровитель русских князей архангел Михаил издревле почитался на Руси. В княжеских городах-резиденциях во имя его возводились храмы. Не стала исключением и Москва. В XIII в. там стояла деревянная церковь Михаила Архангела, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Хоробритом. В 1333 г. при Иване I Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом во имя святого Михаила Архангела. В летописи говорится, что он был самым большим из построенных в то время в кремле. Иван Калита стал первым князем, который был погребён в Архангельском соборе. С тех пор собор являлся усыпальницей великих князей, московских князей, русских царей и их ближайших родственников и оставался ею до начала XVIII в.

В конце XV столетия в кремле шло обширное строительство. Великий князь Московский Иван III, принявший титул «Государь всея Руси», решил перестроить первоначальный Архангельский собор. Возведение нового храма было поручено венецианскому архитектору Алевизу Новому. Строительство пятиглавого Архангельского собора продолжалось в 1505–1508 гг. Он стал вторым по величине кремлёвским собором. Величественный храм отличался своей резьбой и орнаментом.

Фасады собора были окрашены под красный кирпич, на таком фоне резьба выглядела очень эффектно. Кровлю покрывала чёрная и красная черепица.

В течение своей истории Архангельский собор подвергался изменениям. Не сохранилась арочная галерея для почётных гостей и зрителей, принимавших участие в торжествах на Соборной площади. Здание собора неоднократно горело и ремонтировалось. Однако смешение разных архитектурных элементов не повредило целостности облика Архангельского собора. Более того, долгое время он был образцом для других церковных и светских построек.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу