bannerbanner
Россия и мусульманский мир № 6 / 2017
Россия и мусульманский мир № 6 / 2017

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Зарубежными учеными данная проблема изучается более пристально, и имеется ряд работ, посвященных неофитам, но и их небольшое количество, более того, они регионально привязаны и сосредоточены на отдельных случаях [6; 8; 9], основываются в основном на глубинных интервью. Если научных работ мало, то СМИ (и зарубежные, и отечественные) очень часто обращаются к вопросу неофитов и почти всегда связывают новообращенных мусульман с терроризмом, акцентируя внимание на отдельных, пусть и громких, случаях. Публикации в СМИ как всегда являются спекулятивными и представляют мусульман-неофитов как террористическую угрозу, игнорируя тот факт, что большинство новообращенных мусульман к терроризму отношения не имеют.

Данная проблема требует пристального и тщательного исследования и анализа, причем комплексного. В статье сделана попытка всесторонне рассмотреть проблему неофитов, изучив имеющиеся отечественные и зарубежные источники, использовав методы социологии – метод контент-анализа, анкетирования, интервью с неофитами, экспертные опросы. Для того чтобы изучить проблему неофитов в России, автором на базе «Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем “Кавказ. Мир. Развитие”», в 2014–2015 гг. было проведено социологическое исследование «Новообращенные в ислам» (выборка 1658 респондентов). Широко при анализе используется компаративный метод, анализ численных данных о радикальных неофитах в ЮФО и СКФО.

Неофиты в религии – явление, насчитывающее тысячелетия. Смена религий и их трансформация – закономерный процесс. Так, сначала были местные языческие верования, затем происходило вторжение мировых религий, параллельно с ассимилированием местных верований, потом шел (а в исламе сейчас идет) процесс религиозных реформаций, разделения, обновления. И этот процесс непрерывен. Борьба за духовную сферу всегда была приоритетной. Миссионерская деятельность всех мировых религий играла и сейчас играет важную роль.

В исламе (особенно фундаментальном) прозелитизм в последние годы стал более активным, особенно активно вторжение новых течений, со стремительной скоростью распространяющихся по миру – и в исламских странах, и проникающих в неисламские.

Так и появляются неофиты (и неофиты мусульманского происхождения (реисламисты, вновь исламизированные) и неофиты немусульманского происхождения).

Под неофитами обычно понимают тех, кто принимает новую религию, но, как выяснилось при опросе духовных лидеров Северного Кавказа, там многие под неофитами понимают тех, кто стал последователем новых для региона течений ислама – салафитов. С подобной проблемой сталкиваются в России и православные (младостарчество или лжестарчество), что Н. Ротач называет уродливым проявлением якобы «высокой духовности», и неофитство рассматривается как «новое освоение утраченной традиции» [13].

Численность фундаменталистских и радикальных исламистских сетей растет с начала 1990-х годов. Подавляющее большинство последних террористических атак в мире имеют одну общую черту – вовлечение новообращенных мусульман. Этот процесс схож во многих странах – в России, США, Австралии, Канаде, Франции, Германии, Филиппинах и т.д. Исламский радикализм и воинствующий джихад быстро распространяются по всему миру. Лидер «Аль-Каиды» Айман Аль-Завахири в 2006 г. поощрил вербовку новообращенных мусульман в западных странах на том основании, что они обеспечивают тактическое и стратегическое преимущества [3, с. 6–9].

Активное участие неофитов в деятельности Исламского государства породило вопрос: «Почему все большее число молодых людей готовы пожертвовать своей жизнью ради ислама радикального направления?» И таких людей уже более 2 тыс. [10].

Все чаще и чаще молодые европейские (в том числе и российские и северокавказские) мусульмане пытаются присоединиться к радикальным исламистским группировкам (ИГИЛ, ISIS, ISIL), воюющим за создание халифата в Сирии и Ираке, и среди них большое число молодых женщин, стремящихся воевать, чаще стать женами боевиков. Наибольшее число западных новобранцев пришли из Франции и Великобритании, меньше из Австрии, Бельгии и Испании [4]. Многие российские неофиты ищут прибежища в северокавказских республиках, вовлекаясь в деятельность террористических структур. Полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов отметил, что «нам известны факты, когда Кавказ становится привлекательным для неофитов, граждан немусульманского начала, принявших и исповедующих радикальные формы ислама, которые потом тоже вливаются в ряды НВФ», и предложил выработать методы и стратегию для идеологической борьбы, образования и воспитания молодежи [12].

Причины, побуждающие неофитов на изменение религиозных убеждений, разнообразны. Они бывают социальными и личностными. Объективные социальные причины обусловлены в первую очередь глобализационными процессами, усилением противостояния Запада и Востока, светского (атеистического и секулярного) и религиозного, (верующего и традиционного), потерей себя и отчуждением, быстрыми темпами снижающейся духовности общества и все большей удаленностью общества от религии и религиозных норм, духовной пустотой, и конечно же нельзя забывать про подростковый радикализм, привлекательность всего самого радикального и яркого. Для потерявшегося в современном мире принятие ислама часто выступает как способ найти себя и свое место в мусульманской общине, вернуть в жизнь религиозные ценности. Так, Сергей Маркедонов (в экспертном интервью, 2014 г.) отмечает, что пока будут гей-парады, будут появляться неофиты. Его позиция близка взглядам Скотта Флауера, отмечающего, что религиозный и политический призыв во многих западных странах проистекает из целого ряда социальных процессов, ослабления семейной солидарности и идентичности, поиска сильных социальных связей, взамен личного вакуума и социального отчуждения. Неофиты здесь выступают против современности, глобализации и светского общества, в любом случае порождающих радикализацию в самоизоляции [3].

Немаловажная причина – активность рекрутеров, широта публикационной активности в Интернете, создание интернет-форумов и социальных сетей, продвижение книг и лекций, онлайн-проповедей иностранных и местных ученых, благотворительной деятельности и т.д. Существуют сайты неофитов и группы в социальных сетях [«Почему Ислам?» http://www.whyislam.ru/ (11 695 участников на весну 2015 г.)].

Социальное благополучие и наличие цели в жизни также являются одним из решающих факторов, так как наиболее радикальные формы религии распространены среди молодежи трущоб и ориентированы на тех, которым нечего терять. Так, чеченская правозащитница, Хеда Саратова (экспертное интервью 2015 г.), в поисках преодоления вовлечения молодежи в радикальные структуры обратила внимание на молодежь, живущую за чертой бедности, отметив, что профилактической работы, предупреждающей радикализацию молодежи, неправительственные организации (НПО) не предпринимают, и вся работа выполняется только правоохранительными структурами (ЦПЭ и др.). Социальные и внутригрупповые связи в исламских группах (новых мусульман) привлекают молодых людей. Взаимная поддержка, благотворительные акции, помощь членам группы, сбор средств посредством социальных сетей оказываются действенными.

Портрет современного неофита неоднороден. Д. Лофланд и Н. Сконовд выделяют три группы неофитов [7]: 1) руководствующихся «мотивированным опытом»; 2) путешественников; 3) духовных искателей – небольшие группы людей, которые открыли для себя ислам, пройдя через несколько других религиозных традиций, движений и культов, они самостоятельно исследуют и анализируют тексты. Подобная классификация актуальна и для российских неофитов.

Очень часто у людей возникает потребность в религии. Так, А. Кес связал принятие ислама со стрессовым напряжением личности (как внутренним, так и в отношениях с внешней средой) [6].

Наше исследование показало, что часто к побуждению о смене религии приводит жизнь среди мусульманского окружения (поэтому очень много неофитов в крупных городах или районах с конфессионально смешанным населением – 85% респондентов), сюда же относятся и мусульманские друзья (очень часто именно друзья вовлекают неофитов в новую религию, среди студентов встречаются случаи, когда проживание в общежитии с мусульманами и пример их сплоченности является побудителем) и иногда самостоятельное изучение ислама – 4%.

Самое частое изменение веры происходит в целях вступления в брак с мусульманским партнером, оно часто бывает формальным, и здесь неофиты редко проявляют заинтересованность в практике и многое здесь зависит от партнера – к какому течению он принадлежит. Для представителя традиционного ислама брак с представителем другой этнической группы часто затруднен, поэтому намного больше браков заключается с представителями «нетрадиционного ислама». Частыми стали случаи, когда после принятия ислама осуществляются поиски партнера и в этом помогают представители этнических землячеств (на Юге России, как показали опросы, прозелитизмом и «брачными вопросами» занимаются обычно дагестанцы), знакомые, а часто все происходит проще и современнее – при помощи специальных социальных сетей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2