bannerbanner
Россия и мусульманский мир № 11 / 2016
Россия и мусульманский мир № 11 / 2016

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Пока мусульмане России не определятся с этим ключевым вопросом, ни о каком развитии исламского образования не может быть и речи. Будет существовать идеологический вакуум, который будет заполняться зарубежными идеологическими установками относительно ислама.

Другой важной составляющей конкурентоспособности исламского образования является уровень профессиональной подготовки будущих имамов. Сюда входит, например, владение арабским языком.

Очевидно, что овладеть иностранным языком, не имея возможности общения с носителями языка, очень сложно. Поэтому неизбежно встает вопрос о преподавании языка арабами с дальнейшей стажировкой обучающихся. С другой стороны, в арабские страны направлять на обучение российских студентов небезопасно. Существует несколько возможных путей решения данной проблемы. Один из вариантов – пример Казахстана. По инициативе государства был создан аналог аль-Азхара – университет аль-Мубарак. Отличительная особенность вуза – преподавание значительной части предметов на арабском языке преподавателями из Египта. Программа вуза и учебный процесс находятся под контролем государства. Таким образом, выпускники овладевают необходимыми языковыми навыками, не выезжая за рубеж.

Другим вариантом решения проблемы является учреждение российских миссий в странах, где российские студенты проходят стажировку. Данный подход реализуется многими исламскими странами, отправляющими своих студентов на стажировку, или для повышения уровня образования. Например, Турция, Малайзия и Индонезия имеют такие центры в Египте. Они обеспечивают студентов жильем, стипендией, выполняют воспитательные и дополнительные образовательные функции, а также помогают предотвратить чуждое идеологическое влияние.

Уровень профессиональной подготовки будущих имамов связан также:

– с высоким уровнем владения первоисточниками исламского богословия;

– умением будущего специалиста адаптировать свои знания к условиям российского общества;

– формированием собственной богословской школы;

– наличием актуальных богословских научных трудов;

– наличием переведенных на русский язык наиболее известных классических и современных трудов по исламскому богословию;

– восстановлением духовной преемственности в исламском образовании (суфизм).

Развивать вышеперечисленные аспекты можно путем выстраивания системы высшего исламского образования, состоящей из трех уровней:

1) базового исламского образования;

2) магистратуры в светских учебных заведениях по направлению не «Культура ислама», как это существует на данный момент, а «Исламоведение» на базе ИСАА МГУ. Целью обучения является овладение научными методами исследования ислама и навыками профессионального перевода.

3) ежегодного повышения квалификации имамов.

«XI Фаизхановские чтения. Ислам в Рязанской области: Прошлое, настоящее и будущее: Материалы XI Всероссийской науч.-практической конф., г. Рязань, 14 апр. 2015 г.», М., 2016 г., с. 47–49.

Исламские финансы в России: Подспорье для экономики или угроза национальной безопасности?

А. Хохлов, научный сотрудник Казанского регионального центра этнорелигиозных исследований РИСИ (г. Казань)

Ключевые слова: исламские финансовые институты, исламский банкинг, исламское страхование, идеология, законодательство, национальная безопасность, терроризм.

Исламские банковские структуры не могут войти на российский рынок в качестве самостоятельных игроков. Им придется работать в связке с российскими финансовыми институтами и властью1. И в этом заключается серьезная проблема, так как заграничные финансовые интересанты рассчитывают получить мощных лоббистов собственных, далеких от чистого бизнеса интересов. Может ли польза от вливания исламских финансов в экономику РФ перевесить риски подобного рода?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и понять, какие истинные мотивы кроются за актуализацией идеи о приходе на отечественный рынок финансовых услуг исламского капитала, необходимо вкратце затронуть механизмы функционирования исламских финансовых институтов (ИФИ).

В основе деятельности ИФИ лежит религиозное мировоззрение, исходящее из мусульманских доктринальных установок2. Как отмечает марокканский богослов и политический деятель Алляль ал-Фаси: «Коран – это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман “Декларацию прав человека” и “Капитал“»3. Следовательно, экономическая деятельность является инструментом претворения в жизнь мировоззренческих, и в том числе политических, установок. Впрочем, необходимо отметить, что на сегодняшний день среди мусульманских интеллектуалов не существует единой точки зрения на то, каковы критерии в подлинном смысле исламской экономики. Даже в государствах, где нормы шариата являются определяющими в системе политической, экономической и общественной жизни (таких как Саудовская Аравия или Катар), по мнению многих богословов, до сих пор не выстроена эталонная исламская экономическая модель. Дело в том, что экономическая деятельность в этих государствах, равно как и во многих других, строится, в сущности, на принципах, которые сегодня действуют в мире как универсальные. Поэтому суть вопроса на практике сводится не к их принципиальному отрицанию, а к формальному соответствию проводимых по канонам капитализма операций нормам шариата.

Один из отличительных признаков исламской экономики, во всяком случае, на Ближнем Востоке, – доминирование финансового сектора. Но здесь кроется серьезная проблема, поскольку в условиях оперирования современным экономическим инструментарием ссудный процент, и шире – ростовщичество (риба) – как способ извлечения прибыли, неприемлем с точки зрения доктринальных установок ислама. Учитывая этот нюанс, специалист по исламским финансам Р.И. Беккин4 дает такое определение исламской финансовой системе: «Исламская финансовая система есть совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве)»5.

Получение прибыли в исламских банках достигается двумя наиболее распространенными способами, позволяющими спекулятивным образом решить проблему рибы:

1. Исламский банк формально выступает соучредителем бизнеса, который кредитуется, и на основании этого получает определенную долю дохода от этого бизнеса. Указанные операции осуществляются на основе договоров мудараба (и его модификаций)6 и мушарака7.

2. Дисконт. Облигация (сукук) или вексель продается дешевле их номинальной стоимости, а погашается по номиналу. Таким образом, условно получаемый процент отсутствует, а прибыль идет в результате пересчета дисконта. Однако справедливости ради стоит отметить, что данный вид операций большинство исламских юристов не относят к числу дозволенных8, что тем не менее редко влияет на практику.

Вместе с тем исламская экономика не ограничивается исключительно банкингом и торговыми операциями, хотя последние играют ключевую роль в инструментарии исламских банков9. Существует еще одна отрасль – исламское страхование (такафул). Такафул увязывает на себе инвестиционные проекты: страховые компании инвестируют в виды экономической деятельности, разрешенные шариатом (халал), и на основании этого получают прибыль.

Как видим, в исламской финансовой системе существует своя специфика, усложняющая проведение регулятором аудита, что требует специальной подготовки работников контрольных служб.

Лидерами по финансовым операциям, соответствующим нормам шариата в нашей стране, являются республики Поволжья и Северного Кавказа.

Обратимся к опыту Татарстана. Тема организации на территории Татарстана системы исламского банкинга и сопутствующих ему структур регулярно обсуждается в республиканских государственных, независимых и религиозных средствах массовой информации. В Татарстане сегодня уже осуществляется ряд практических начинаний в указанной сфере. Так, при Правительстве РТ с 2011 г. действует Агентство инвестиционного развития (АИР), которое до октября 2014 г. возглавлял Л. Якупов – до недавнего времени главный сторонник привлечения исламского капитала в татарстанскую экономику10. По словам самого Якупова, высказанным им в ходе круглого стола «Построение и практическая реализация исламских экономико-правовых моделей в современной России», проходившего в рамках зимней Школы исламского права и экономики (ШИПЭ) при Казанском федеральном университете в декабре 2014 г., общее количество государственных сотрудников, занимающихся сегодня в РТ зарубежными исламскими финансами, уже превысило 60 человек11.

В целом инфраструктура исламских финансов в Татарстане довольно разветвленная и включает Фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), Татарстанскую международную инвестиционную компанию (ТМИК), Евразийскую лизинговую компанию (ЕАЛК), Ак Барс Банк, финансовый дом «Амаль», страховую компанию «Альянс Жизнь». В конце марта 2015 г. в республике открылось Татарстанское региональное отделение Ассоциации предпринимателей-мусульман России (АПМ РФ). На государственном уровне осуществляет свою деятельность Совет по взаимодействию с международными финансовыми организациями при Президенте РТ. Его статус был повышен в конце 2010 г. путем передачи структуры из ведения правительства президенту.

Начиная с 2009 г. в Казани под патронажем правительства РТ на регулярной основе проходит Международный экономический саммит России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) – Kazan Summit, один из последних состоялся в июне 2015 г.12

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

В частности, одним из потенциальных партнеров исламских банков в России называется банк «УРАЛСИБ».

2

В данном случае мы сознательно опускаем такое явление, как хавала, поскольку данная финансово-расчетная система носит неформальный и неинституциализированный характер.

3

Цит. по: Левин З.И. Реформа в исламе: Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. – М., 2005. – С. 170.

4

Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. – М.: Издательский дом Марджани, 2010. – С. 16.

5

На самом деле шариат – это куда более широкое и емкое понятие, чем право. – Прим. ред.

6

Мудараба – сделка, по которой на основании договора одна сторона – инвестор – предоставляет капитал (денежные средства), а другая – предприниматель – принимает капитал и использует его с применением собственных трудовых ресурсов, в целях получения прибыли и ее распределения между сторонами в соответствии с договором.

7

Мушарака – финансирование через беспроцентные ценные бумаги. В случае мушарака два финансовых партнера акционируют свой капитал в совместное предприятие для получения определенной прибыли. Вся прибыль и убытки делятся между обоими партнерами в соответствии с заранее оговоренной пропорцией, которая может отражать, но не обязательно отражает, долю их участия в капиталовложении.

8

Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) – фетвы / Пер. М.Ф. Муртазина. – М., 2003. – С. 149.

9

См.: Беккин Р.И. Шариат для тебя. Диалоги о мусульманском праве. – М.: Смена, 2010. – С. 88.

10

Несмотря на замену Л. Якупова в октябре 2014 г. на Т. Миннулину, он некоторое время еще курировал вопрос исламских финансов в качестве внештатного советника премьер-министра РТ И. Халикова. Из биографической справки: Линар Якупов, 42 года. Высшее образование получил на факультете экономики и управления Международного исламского университета Малайзии. Работал на должности вице-президента в инвестиционной компании при Международном исламском университете Малайзии, а также заместителя управляющего бизнес-инкубатором в этой стране. В России с 2002 г. занимал посты коммерческого, затем финансового и генерального директора в компании «Татинтелком». В 2006 г. основал и возглавил инвестиционную финансовую компанию «Линова» (ИФК «Линова»). С 2008 г. – директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ) при Российском исламском университете (РИУ), с декабря 2009 г. – президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Входил в состав Совета при президенте Татарстана по взаимодействию с международными финансовыми организациями.

11

Архив автора.

12

Официальный сайт Kazan Summit. URL: http://kazansummit.ru/ (Дата обращения: 06.01.2016.)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2