Полная версия
Россия и мусульманский мир № 2 / 2016
Глобализация – это новая система в развитии, она может заменить холодную войну, последняя, однако, очень живуча. Возникает жесткая мировая глобальная экономика, рычаги управления в ней до сих пор находятся в денежных сейфах атлантистов.
Глобализация, случается, ведет к усилению в политике наднациональных учреждений (ООН, НАТО, «двадцатка», БРИКС). У таких структур налицо, конечно, разные судьбы. Одно дело ООН – самая демократическая в мире планетарная структура. Другое НАТО: замкнутый военный блок, он был создан в 1949 г. как оборонительный, а сегодня стал плацдармом наступательных действий, часто предпринимаемых в обход Совета Безопасности ООН. Такая его политика вносит в мировые дела агрессивность, напряженность и элементы большого беспорядка.
Идеология глобализации все еще не имеет влиятельной концепции, которая сплотила бы человечество перед вызовами ХХI в., а не разобщала его. Люди могут, если захотят, найти дорогу к международному сотрудничеству. Для этого в своем развитии они должны бережно относиться к историческому наследию предков, используя из него все позитивное, особенно от морали. Пренебрежение последней ведет к «arrogance of power» – «высокомерию силы». Чем оно сильнее, тем слабее человечество.
Цивилизации существуют в рамках своих общественных и международно-правовых институтов: законов и договоров, моральных ценностей и традиций. Все вместе они составляют довольно устойчивую международную среду. В деле переустройства мира поэтому лучше не спешить.
По-быстрому, повторюсь, историю человечества делают войны и революции. Необходимы осторожность и мудрость. Ясно одно: социально-экономическое неравенство порождает политический хаос и в умах. Двойные стандарты поведения государств на мировой арене, они, как шлейф, тянутся за атлантистами, разрушают международную стабильность, не дают утвердиться правопорядку.
Основные черты мирового порядка воплощаются в транснациональных взаимодействиях (international interactions), все более взаимозависимом мировом рынке (increasingly interdependent global market), процессе региональной интеграции и глобальной кооперации. В рамках этого развития возникают новые задачи, они становятся общими для человечества (common concerns).
Среди них можно выделить: развитие глобальной экономики как финансово-экономической грани глобализации; глобальное управление мировой экономикой и политикой, их финансами; создание структуры глобальной безопасности, безопасности для всех, а не отдельных привилегированных регионов или групп стран; укрепление международных организаций, в том числе ООН, способных управлять глобальными проблемами во всех их проявлениях; использование в мировых делах человеческого капитала (human capital) с помощью высшего и среднего образования; улучшение, а не ухудшение жизни людей с помощью новых технологий как в сфере промышленности, так и в сельском хозяйстве; приспособление к изменениям климата, деградации окружающей среды; борьба с голодом, болезнями и инфекциями, преследующими людей; сохранение культурного наследия человечества (cultural heritage), в том числе международного права, как средства управления и регулирования международными отношениями, в первую очередь между государствами; создание благоприятных условий для обеспечения людей, в первую очередь в бедных странах, основными продуктами и питьевой водой, квалифицированной медицинской помощью. Без решения этих проблем сохранить позитивные начала в мировой политике невозможно, она переродится в борьбу на уничтожение, и это приведет человеческую цивилизацию к гибели. Есть ли возможность предотвратить такой Апокалипсис?
Почти каждый человек ответит на такой вопрос утвердительно, в том числе и политики высокого ранга. Но, и в этом весь трагизм, одновременно скажут: «все делается правильно, предсказания конца света придуманы». И далее: «применение военной силы – это всего лишь продолжение политики». Такой устойчивый милитаристский спазм в сознании политических элит губит ростки нового мышления, а оно для создания устойчивой и мирной международной среды, где процветают разум и право, совершенно необходимо.
Есть и другая причина устойчивой приверженности ряда политиков и дипломатов политике с позиции силы. Это стремление сохранить в международных делах, насколько это возможно, состояние однополярного мира, добиться покорного признания, что миром правит одна сила США и, когда это необходимо, военно-политический блок НАТО.
События на Украине и вокруг нее сделали силовую тенденцию в мировой политике еще более опасной. Не признаются национальные интересы и безопасность России, затевается громоздкая геополитическая авантюра, не имеющая ничего общего с безопасностью Европы. Вместо укрепления партнерства с Россией взят бесперспективный курс на ее изоляцию и дискредитацию российских лидеров, прежде всего их самой сильной фигуры – президента.
В таких условиях эффективное глобальное управление маловероятно. Большой беспорядок в ряде регионов – это и Большой Ближний Восток, и Афганистан, и Юго-Восточная Европа – будет нарастать. А между тем громко тикают заряды, по крайней мере, трех бомб экологической, гонки вооружений и нищеты бедности. Думать, что они никого не взорвут, наивно. Каждая из них может быть обезврежена только совместными планетарными усилиями.
Консерватизм в современном идеологическом и политическом пространстве России
А. Ширинянц, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М.В. ЛомоносоваИзвестно, что идеологическое кредо Президента РФ выражается понятием «консерватизм»14; любимый концепт Председателя Правительства России – «консервативная модернизация»15.
Прежде чем ответить на вопрос: какое реальное политическое содержание стоит за этими призывами-слоганами16, следует определиться в том, что собой представляет современное идеологическое пространство нашего Отечества и как оно соотносится с пространством политическим.
Политический ландшафт, как правило, рассматривается в структурно-функциональном, институциональном аспектах. Одним из основных институтов государственной власти в России (наряду с Президентом РФ, Правительством РФ, судами РФ) выступает парламент – Федеральное Собрание, которое является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.
Немного арифметики. В Государственной думе Федерального Собрания РФ VI созыва, депутаты которой в 2011 г. были избраны по пропорциональной системе (т.е. по партийным спискам), представлены четыре политических партии, две из которых прямо заявляют об идеологической приверженности российскому консерватизму («Единая Россия»17) и русскому национализму (Либерально-демократическая партия18). Фракция правящей в нашей стране партии «Единая Россия» имеет в своем составе 238 депутатов, фракция ЛДПР –56. Таким образом, 65,32% от общего числа депутатов, принимающих федеральные законы, а также участвующих в формировании Правительства страны и контроле его деятельности, позиционируют себя как «российские консерваторы» и «русские националисты».
Далее, по состоянию на конец июля 2015 г., в РФ было официально зарегистрировано 78 политических партий19, из которых 75 партий обладают правом участия в выборах20. Кроме того, зарегистрированы 54 организационных комитета, ставящих целью создать политическую партию21. Из 76 действующих политических партий порядка 20 партий можно назвать консервативными, так как в своих программных документах они декларируют те или иные консервативные принципы и ценности. Среди остальных партий порядка 15 «околоконсервативных» и «неконсервативных» партий осознанно или неосознанно используют в партийных документах консервативную риторику22.
Если к этому добавить бурно растущее в количестве и прибавляющее в политическом весе Общероссийское общественное движение «Народный фронт “За Россию”», объединившее единомышленников Президента РФ23, то масштабность присутствия консерватизма в современном идеологическом и политическом пространстве страны возрастет еще больше.
Между тем, при анализе современности надо хорошо понимать, что фактор популярности «мема» консерватизма напрямую зависит от степени близости соответствующих «агенсов» (термин В. Декомба) к власти. В данном случае эта позиция отражает, скорее, коммуникацию политической партии с властью, нежели с той или иной общественной аудиторией24.
Смеем утверждать, что многие представители консервативных, традиционалистских, националистических, патриотических и др. партий, претендующие на роль «идеологов» или даже «теоретиков», не всегда четко представляют себе, что же собственно такое «консерватизм», какова иерархия консервативных ценностей, и практически всегда слабо ориентируются в пространстве интеллектуального богатства русской консервативной социально-политической мысли, формировавшей эту иерархию консервативных ценностей. Более того, и в этом мы полностью солидарны с А.В. Репниковым, каждая политическая сила вкладывает в понятие консерватизма «содержание, которое ей выгодно в него вкладывать в данный момент»25.
Приходится констатировать, что консерватизм сегодня в отечественном политическом пространстве – это прежде всего область политической риторики, которая очень часто скрывает неотрефлектированное содержание. Для многих партий ритуальными стали фразы о «государственности» и «патриотизме». Как мантры звучат лозунги, подобные этим: «Наша цель – обновленная сильная Россия!», «Родина, Семья, Честь, Патриотизм, Духовность», «Сохраним себя, сбережем семью, возродим Россию» и т.п. На страницах партийных программ можно встретить термины «российский консерватизм», «либеральный конcерватизм», «консервативный демократический социализм», «левый консерватизм», «социальный консерватизм», «либерал-консерватизм», «неоконсерватизм», «здоровый консерватизм», «гражданский национализм». В этих программах идет речь не просто о консервативной идеологии, но о «национально-патриотической идеологии», об идеологии «российской имперской демократии», о «казачьей идеологии» и пр. Возникает вполне закономерный вопрос: откуда берутся такие «идеологические» основы? На наш взгляд, в данном случае могут быть только два рациональных варианта их появления. Либо их создатели, совершенно не понимая сути консерватизма, изобретают то, что с ним не всегда соотносится, либо мы имеем дело с открытиями в политической науке. В последнем случае авторы этих программ должны дать развернутое научное обоснование своих нововведений. Хотелось бы верить, что те, кто включает в программы эти и подобные им термины и понятия, могут легко растолковать непросвещенному читателю их суть. Если же партийные теоретики и идеологи не могут научно обосновать вводимые ими новые понятия, то очевидно, что деятельность этих квазиконсервативных партий обречена на провал26
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
На эту тему см. мою статью в журнале «Международная жизнь», март 2012.
2
Кокошин А.А. Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. Тенденции на 2020–2030-е годы // Полис. Политические исследования. – 2014. – № 4. – С. 38, 41. (Kokoshin A.A. 2014. Some macrostructure changes in the World politics. Trends for 2020–2030s // «Polis» journal. Political Studies. N 4) (in Russian)/
3
Глобалистика. Энциклопедия. – М.: Радуга, 2003. – С. 1157.
4
Шмелев Н.П. В защиту здравого смысла // Современная Европа. – 2011. – № 2 (октябрь-декабрь). – С. 139.
5
Иванов И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. – М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011.
6
Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. – М.: Проспект, 2014.
7
Там же. – С. 406–407.
8
Гусейнов Абдусалам. Философия мысль и поступок. – СПб. ГУП, 2012. – С. 306–307.
9
Там же.
10
Попов В.В. Стратегия экономического развития. – М.: Высшая школа экономики, 2011. – С. 25.
11
Шмелев Н.П. Указ. соч. – С. 142.
12
См.: Громыко Ан.А. Нищета и голод – грани глобализации // Азия и Африка сегодня. 2014, № 10. (Gromyko An.A. 2014 Nischeta i golod grani globalizatsii // Aziya i Afrika segodnya. N 10) (in Russian).
13
Цит. по: Россия в многообразии цивилизаций. – М., 2011. – С. 53. «Азия и Африка сегодня», М., 2014 г., № 12, с. 2–8.
14
См.: Никонов В.А. Консервативное послание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://er.ru/news/109879
15
См.: Иванов В. Консервативная модернизация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/355942
16
В буквальном смысле, слоган (англ. slogan), собственно, и означает «клич», «призыв».
17
См.: Выступление Председателя Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», Председателя Государственной думы Бориса Грызлова на XI съезде [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gryzlov. ru/index.php?page=publications&id=444
18
«Наша партийная идеология направлена на объединение всех патриотических сил русской нации для национального возрождения страны… ЛДПР сразу же определила в качестве важнейшего своего концептуального постулата идею патриотизма, центральной частью которого стала защита русского народа» (цит. по: Идеология ЛДПР / Под общ. ред. В.В. Жириновского. М., 2010. С. 4–5).
19
Министерство юстиции РФ. Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/ partii/spisok
20
Зарегистрированы Минюстом России, но правом участия в выборах не обладают три политические партии: Общественная организация – Политическая партия «Свежий взгляд России», Общественная организация – Политическая партия «Партия родителей будущего», Общественная организация – Политическая партия «Партия поддержки» (см.: Центральная избирательная комиссия РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cikrf.ru/politparty/sved_min_ yust.doc).
21
Министерство юстиции РФ. Сведения о «действующих» организационных комитетах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/sites/de-fault/files/ok_dlya_sayta_na_22.01.2015.docx
22
Примером таких «околоконсервативных» партий могут служить те партии, которые не относят себя к консервативному направлению, но апеллируют в своих программах к «традиции», к «нравственным принципам, соответствующим традициям России», «духовности», «любви к Родине» и пр. (см., например, программы: Общероссийской политической партии «Народ против коррупции» (http://party-npk.ru/party/docs/?Element_id=11); Всероссийской политической партии «Российская партия садоводов» (http://www.izbiraem.ru/ party/i/244); Всероссийской политической партии «Женский диалог» (http://partiyawd.ru/index. php/about-us/program) и др.). Ярким примером «неконсервативной» партии, пытающейся в своих программных документах что-то сказать о консерватизме, выступает «внеидеологическая» всероссийская политическая партия «ЧЕСТНО» (Человек. Справедливость. Ответственность), которая для «улучшения жизни простых людей» собирается применять «различные меры: консервативные (например, для консервации бесплатности образования и бесплатности здравоохранения)» (http://partiyachestno.org/o-nas/o-partii); в этом ряду и «демократическая» политическая партия «Молодая Россия» – партия «радикальных неотехнологов», отвергающая «идеологическое деление на всевозможных либералов, консерваторов, коммунистов, социалистов и т.д.», но свой перечень «базовых ценностей» открывающая не чем иным, как «целостностью нашей страны, ее традициями», и ратующая за выступление против тех, «кто пытается извне грубо вмешиваться во внутренние дела» (http://minjust.ru/sites/default/files/ basetype/2012/06/molodaya_ rossii_programma-1.doc).
23
См.: Манифест [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onf.ru/ struc-ture/documents-1
24
См.: Baltovskij L., Belous V. Communicative Element in the Activities of Russian Political Parties: Past and Present // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 23. N 7. P. 936–940.
25
Репников А.В. Русский консерватизм: Историографический аспект проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ history/39080.php
26
Некоторые партстроители в этом плане «облегчают» себе жизнь, демонстрируя идеологическую всеядность. Так, например, как нескромно считают авторы программы политической партии «Города России», она «строится на переосмыслении передовой политической мысли всех общественно-политических движений и организаций существующих сегодня в России и мире. Наша программа объединила в себя все достойные программные положения и установки большинства политических партий РФ независимо от их идеологической окраски» (пунктуация оригинала сохранена. – А.Ш.). См.: Программа Политической партии «Города России». Принята на Учредительном съезде 20 мая 2012 г. С. 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/sites/default/files/basetype/2012/06/pro-gramma_gross.doc