bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Ю. Ф. Копытов

Идеология России: настоящая и будущая

© Копытов Ю. Ф., 2018

© ООО «ТД Алгоритм», 2018

* * *

Введение

Дорога за справедливостью, украденной хищностью, уходит за горизонт.

«Горизонт отходит. Я за ним…»

М. Светлов

Мы переживаем жестокое время Смуты: во власти – время политических карликов, артистов и женщин. Во власти нет мужского начала. Растёт необратимость разделения общества. Единства в обществе нет и не предвидится. Фиксируется неустойчивое равновесие противоборствующих сил. Верхи скатились в болото хищности и закрепляют существующее положение. «Уроды могут жить долго». Низы пока организовали вязкую оборону против агрессивности либеральной идеологии, но к наступлению ещё не готовы. Пассивность низов связана с отсутствием идеологического единства и организации. Кризис нашего общества идеологический. Нет объединяющего начала (партии, вождей), потому что для образования партии нужна действенная державная идеология (чёткая стратегия). Её пока нет. Следовательно, нет какой-то единой технологии действий. Всё это парализует. Фиксируется возрастающая актуальность в идеологических сдвигах.

Фиксируется жестокий дефицит времени (время работает на хищников). Дефицит времени связан с тем, что идёт мало заметное, но сознательное уничтожение русского этноса (убыль русского населения). Одновременно идёт последовательное вытеснение русского этноса в районы Крайнего Севера и восточные территории.

Как изменить положение? Как активизировать большинство общества в своих устремлениях? Идеология – это ответ на вопрос: что делать и как делать?

Единую сильную нацию, власть, партию и сильного вождя в обществе формирует единая сильная идеология (идеологический стержень).

Влияние личности, облечённой властью, на развитие страны общеизвестно. Особенно это значимо для России, в которой смена левой идеологии на правую особенно ощутима. Сталину в этом отношении неявно приписывают серьёзную недоработку: он не подготовил себе преемника.

У хищной части нашего общества и мировой хищности такая идеология уже есть (это идеология социал-дарвинизма) и потому она (хищность) предельно активна, но другая часть нашего общества находится в пассивном, кризисном состоянии.

Объединение стаи хищников значительно проще, чем организация стада жертв. Всё-таки мир человеческих отношений в обществе не прост. Агрессивность хищной среды требует адекватности представлений. Ответы не могут быть простыми. Они должны быть насыщены новыми теоретическими представлениями о нашем обществе. Настоящее критическое положение в обществе во многом следствие неподготовленности наших гуманитарных наук. Необратимо ушло в прошлое время неуправляемости социальным развитием.

При ознакомлении с работами подавляющего большинства учёных-социологов «технаря» раздражает пустота общих рассуждений, отсутствие конструктивности. «Вижу бороду, но не вижу философа». Остаётся надеяться, что раздражение – это мать новых открытий.

Объектом исследования является наше российское общество, рассматриваемое с точки зрения дифференциальной психологии (соционики) и на языке соционики. Предметом обсуждения является идеология жизни нашего общества.

Цель работы – определить контуры оптимальной идеологии жизни российского общества. Разработка идеологии и выбор вождя – две ключевые проблемы нашего общества. Качество идеологии определяет силу государства.

Когда нация на грани выживания, нужны кардинальные меры, сильные ходы. Но прежде, чем их сделать, надо понять причины положения (поставить диагноз болезни, найти корень зла, происхождение хищности). «Мы не знаем общества, в котором мы живём». Не точно. Мы хорошо знаем наше общество («Фактов всегда достаточно, у нас не хватает только фантазии»), но мы его не понимаем. Понимание даёт только теория. У каждой науки есть своя мечта. Какая мечта просматривается в обществоведении? Создание адекватной теории нашего общества, теории, поставленной временем, – это поиск инструмента для понимания настоящего и поиск оптимальной идеологической конструкции общества будущего России.

В первой части работы выработаны основные представления о структуре нашего общества, необходимые для последующего создания оптимальной идеологии. Во второй части работы изложены собственно основы самой социалистической идеологии.

Другие задачи, которые позволяют достичь поставленной цели, перечислены в содержании. «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль» (Мишель Монтень).

Предлагаемый результат анализа – это гипотеза, идея, скелет. Некоторое множество таких идей должно составить в будущем какую-то жизнеспособную концепцию развития нашего общества. Такая концепция должна лечь в основу будущей объединяющей идеологии общества.

Часть первая

Что есть наше общество?


1. Постановка проблемы идеологии

Вопрос: Чем отличаются наука, философия и марксистко-ленинская философия?

Ответ: Наука – это поиск чёрной кошки с завязанными глазами в тёмной комнате; философия – то же самое, что и наука, только без кошки; марксистко-ленинская философия – то же самое, что и философия, только с криком «поймали».

Старый анекдот

1.1. Что такое идеология

«Истинный гуманизм – это, прежде всего, умение и желание говорить правду».

Б. Паскаль

Проблема идеологии подробно рассмотрена А. Зиновьевым [1] и С. Кара-Мурзой [2]. Автор пытается дополнить и конкретизировать отдельные вопросы идеологии. Крайне важны разные точки зрения на идеологию.

Нельзя забывать, что гибель социализма Советского Союза связана, прежде всего, с поражением его идеологии. Идеология – это духовная сила человека и общества. Идеология в любом обществе есть всегда. Общества без идеологии не бывает. Качество идеологии определяет духовный потенциал государства. Идеологические ошибки власти рано или поздно сказываются и часто трагично. Причём, чем выше культурный уровень общества, тем выше должен быть интеллектуальный уровень его идеологии. Когда власть утверждает, что у неё нет идеологии, это преднамеренная ложь и это означает, что в государстве реализуется сорная идеология хищников, идеология социал-дарвинизма, то есть проводится антинародная политика. Говорят, что все литературные сюжеты крутятся вокруг полудюжины тем. Все государственные идеологии крутятся только вокруг двух: хищной идеологии социал-дарвинизма и социалистической идеологии «семьи».

Что такое идеология? Из литературы приведу только три типовых определения.

«Предварительно идеологию можно определить как совокупность понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т. п. людей обо всём том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения» [1].

«Идеология рассматривается как система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений» [3].

«Идеология – комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире» [2].

Из определений следует, что идеология, таким образом, в самом узком смысле слова есть совокупность идей. Не более того. Расплывчато, не конкретно.

Чтобы выжить в этом прекрасном и хищном мире человек вынужден его изучать, с любопытством и необходимостью. Накопление знания человеком в течение жизни систематизируется, происходит оформление информации в какую-то теорию, модель, мировоззрение. Это необходимое условие любого движения, развития. Культура – процесс накопительный. При этом каждый человек имеет своё индивидуальное представление о нашем мире и о себе. Но просто знание ещё не делает человека сильным. Знание – скаляр, сила – вектор.

Знание становится направленной силой, когда оно преобразуется в некую технологию. Технология создаётся под определённую цель. Использование любого знания заканчивается разработкой технологии, выработкой стратегии, принципа действия. Технология – это концентрированное выражение накопленного знания (форма аккумуляции специального знания). Технология, выбранная субъектом, означает понимание и есть форма освоения, реализации накопленного знания. Технология всегда ограничена в своём знании, т. е. она целенаправленно использует только часть известного знания. Это способ воздействия на объект (материал, сырьё, пассивное общество) и способ материализации знания (превращения его в вещь, продукт, активное общество).

Идеология – это технология, стратегия, целенаправленное знание. Личная идеология человека – это его способ (технология) выживания в нашем мире. Знание, мировоззрение в целом объективны, но личная идеология человека отражает его субъективизм. Человек с рождения целеустремлён, он имеет свои цели и предпочтения, выработанные на основе собственного мироощущения. В отличие от фиксированного знания идеология приобретает вектор. Идеология создаётся под определённую цель (идеал). Идеология человека – это его развёрнутая программа, руководство к действию. Разные идеологии людей возникают из разного понимания ими нашего мира и разных целей. Личных идеологий столько, сколько существует людей. При этом конечная цель этих людей может быть даже одна.

Таким образом, последовательность превращения знания в силу и место идеологии в этой цепи следующие: накопление знания (информации)технология, идеология (стратегия)тактика реализации.

Кроме личной идеологии человека существует государственная идеология. Люди создают государство, чтобы объединённо выжить. Государства, как и люди, живут среди хищников. Но хищники признают только силу. Корабль (государство) должен быть вооружён, и курс корабля (идеология) должен быть однозначно определён. Управляющий орган должен быть один. Иначе корабль среди пиратов погибнет. Поэтому нужна единая сильная идеология внутри государства. В этом мире выживает только сила, соизмеримая с силой государства. Остальные погибают. Отсюда – идеология должна иметь государственный уровень.

Задача государственной идеологии – приучить какое-то множество людей думать и действовать сходным образом (стандартизация сознания людей). Это средство для обработки сознания [1]. Необходима скоординированность действий множества личных идеологий людей. Таково назначение идеологии группы людей, в итоге государственной идеологии. Именно такая идеология, приобретающая силу за счёт единого направления, имеет значение в жизни общества, государства.

Для сравнения значимости индивидуальной и государственной идеологий можно использовать метафору диполей вещества (вытянутые молекулы с разноименными зарядами на концах). Индивидуальные идеологии людей можно представить как хаотически расположенные частицы (диполи). Без внешнего электромагнитного поля они разнонаправленны. Чтобы действие диполей превратить в силу, их помещают в электромагнитное поле, которое цементирует заряды всех диполей в едином направлении. Общество, как только оно приобретает единую идеологию, достигает, таким образом, своего единого понимания целей, приобретает силу.

Любая государственная идеология – это технология (способ) преобразования общества. Это единое стратегическое направление, руководящая идея к преобразованию. Основное назначение государственной идеологии – духовное объединение народа. Это не означает, что личная идеология должна быть принесена в жертву государственной. Они могут и сосуществовать.

Примерами идеологий глобального и эпохального масштаба являются известные мировые религии и марксизм (учение).

Идеология как технология создаётся под определённую цель (идеал), в нашем случае – для создания другой конструкции общества. Это установка на определённую задачу. Вне цели идеологии не существует. Цель любой идеологии – сохранить или изменить создавшееся положение, активизировать деятельность общества в нужном направлении. Цель настоящей идеологии – активизировать деятельность «маргинальной» части общества против хищников, вывести общество из пассивного состояния. Духовно рассеянное, раздробленное общество необходимо объединить. Для того чтобы придать обществу пассионарность, необходимо вооружить его знанием, указать задачи и пути движения. Выражаясь языком военных, идеология обеспечивает «готовую командную вертикаль уже слаженной боевой единицы».

Например, основной целью коммунистической идеологии в некоммунистическом обществе было «обоснование путей превращения данного общества в коммунистическое. Это была установка для действия. Это был интеллектуальный аспект борьбы. Основной целью советской идеологии в сложившемся обществе была апологетика этого общества. Марксизм на самом деле был руководством к действию. Идеология давала единую ориентацию процессу жизни общества» [1].

Основной целью настоящей идеологии социал-дарвинизма (в варианте либерализма) является обоснование единственности существования капиталистического пути.

Технология, стратегия начинает, тактика заканчивает, т. е. создаёт нечто конкретное (систему, конструкцию, вещь, форму). Стратегия – необходимое условие движения. Тактика есть достаточное условие движения. Тактика – конкретный способ реализации выбранной стратегии. Тактика действия определяется выбранной стратегией. Допускаемый плюрализм и демократия в идеосфере – это только допускаемое разнообразие тактик в рамках господствующей стратегии (идеологии).

Правильная тактика позволяет субъекту с честью выходить из самых трудных положений. Правильно выбранная стратегия (идеология) позволяет просто в эти положения не попадать. Тактические проблемы – это всегда следствия неверно выбранной стратегии поведения. Например, в социалистическом обществе никогда не стояли столь остро проблемы раскола общества, коррупции, терроризма, национальной ненависти и другие.

Потребность в идеологии сохраняется, требуется её объединяющая роль в единое общество. Попытки удовлетворения этой потребности можно усмотреть в поисках «национальной идеи», в сочинении всякого рода доктрин, программных заявлениях, в стремлении создания «партии власти» [1, с.83].

Но идеология как целое оценивается степенью адекватности существующей реальности [1, с.29]. Идеология характеризуется силой воздействия на людей – степенью эффективности.

1.2. Структура идеологии

«Правда – настолько великая вещь, что мы не должны пренебрегать ничем, что ведёт к ней».

М. Монтень

Две составляющие играют определяющую роль при создании идеологии человека: его мироощущение (ценности) и мировоззрение (истина о мире). Другими словами, есть две формы отношения человека к миру: аксиологическая (оценочная) и гносеологическая (познавательная).

Ценности конкретного человека – вещь постоянная, а его личное мировоззрение и мировоззрение общества могут изменяться, совершенствоваться.

1. Мироощущение, ценности человека, усвоенные им фактически с рождения (его вера), определяют его субъективное, эмоциональное отношение к наблюдаемой реальности. Мироощущение (онтология) – восприятие человеком окружающего мира, выражается в его настроениях, чувствах. «Мир познаётся через мироощущение» [4]. Мироощущение, прежде всего, даёт представления о добре и зле. Доминирующее мироощущение в обществе (его ценности) определяют его этику. Согласие в вопросах добра и зла – условие выживания народа. Без этого согласия не может строиться система власти. Ценности, т. е. представления о добре и зле и о том, как надо жить человеку, входят в культурное ядро общества и определяют тип цивилизации. «Ценности – самая потаённая, даже святая часть национальной культуры. Они наши и только» [5]. Ценности – основа и фундамент всякой культуры. По сути человек постоянно подвержен диктату ценностей, которые он творчески, через цели и ограничения, должен претворять в жизнь. В подавляющем большинстве случаев именно ценности человека определяют его идеологический выбор. Это основа для принятия той или иной идеологии.

Концептуальная основа идеологии опирается на моральные ценности и интересы, а не на истину (научное знание). Именно разные ценности формируют разные идеологии. Вера придаёт идеологии в целом определённые интересы и формулирует (создаёт) цели. Мироощущение определяет в личности её харизму (убеждения сердца). Его можно определить как матрицу, на которую ложатся наши убеждения ума (наше мировоззрение). Суть идеологии состоит в её концептуальной части.

Есть системный принцип целеполагания – цель, определяющая поведение системы, всегда задаётся надсистемой. Цели системе задаются извне. Общество – это система. В обществе эти цели формирует этика, синтезирующая мироощущения многих людей и выражающая наши ценности и интересы в формулируемых целях. Государство, организующее жизнь этого общества, должно руководствоваться именно этими целями как основополагающими. Все другие цели в обществе носят подчинённый характер.

Мироощущение – субъективный элемент идеологии (концептуальная основа идеологии) первичен по отношению к мировоззренческой части идеологии (науке).

Человек должен знать мир своих потребностей (свои ценности). Он должен знать, кроме того, в какой мере внешний мир соответствует или, напротив, не соответствует этим потребностям.

2. Мировоззрение определяет объективное отношение человека к наблюдаемой реальности (учёт накоплений культуры и современного состояния науки об обществе). В государственной идеологии мировоззренческая (философская) часть должна отражать достигнутое состояние культуры, и прежде всего общественной науки, на настоящий момент. Поведение людей не может не зависеть от теорий, которых они придерживаются. Аналогично, политика государства не может не зависеть от господствующей идеологии (теории). «Идеология – это, условно говоря, только одежда мировоззрения», теория, по которой живёт государство. Интеллект идеологии, её научность, определяется именно текстами мировоззрения.

Идеология принимается одновременно и сердцем (мироощущение), и разумом (мировоззрение). В этой связи идеология не может быть ни истинной, ни ложной. Она может быть только приемлемой или чужеродной. Мироощущение есть фундамент идеологии, мировоззрение – есть наше здание на этом фундаменте, которое мы можем строить и перестраивать бесконечно.

Поскольку мироощущение, концептуальная часть идеологии, принимается сердцем человека, то тем самым уже «доказывается» необходимость выбранной идеологии. Это происходит раньше, чем мировоззренческая часть идеологии набирает достаточную научную силу. Сначала собака не любит кошку… Назначение мировоззренческой части состоит только в доказательстве возможности реализации уже выбранной идеологии и нахождении путей реализации. Систему ценностей мы изменить не можем (мы её просто выбираем), а картину мира мы совершенствуем постоянно и бесконечно, мы делаем её всё более и более адекватной реальности. Совершенствование мировоззренческой части в принципе бесконечно, как вся наша жизнь.

Таковы необходимые условия, чтобы когда-нибудь сказать: «Наше дело правое. Мы победим!» Только после прояснения наших знаний об обществе проблема идеологии должна быть поставлена вновь, но уже на выработанном языке истины.

В жизни людей мировоззрение достаточно консервативно и новые модели науки, метафоры, осваиваются очень медленно. Это является одной из причин кризиса идеологий [5]. Об интеллектуальном уровне идеологии можно говорить только в отношении её мировоззренческой части. Мировоззренческая часть идеологии уже должна соответствовать принципам научности (по крайней мере, некоторым).

Слияние индивидуальной системы ценностей (личного мироощущения) и своего понимания действительности (личного мировоззрения) создаёт личную идеологию человека. Естественно, что число таких идеологий должно быть равным числу людей, т. е. бесконечно большим. Они по своему суммарному действию нейтрализуют друг друга. Суммарный вектор может быть направлен куда угодно теоретически, но практически он всегда сводится только в сторону идеологии социал-дарвинизма (за неимением другой), естественному (произвольному) «падению» в сторону сорности, в итоге, торжеству хищности. Культура требует внимания и поддержки (ухода).

Ценность научного мировоззрения состоит в том, что оно позволяет ввести, преобразовать разнонаправленные мировоззрения множества людей в единое русло, поток, создать единый вектор. В большой степени это приводит к унификации сознания людей. Освоение научного мировоззрения приводит большинство людей к социалистической идеологии семьи. Такая единая ориентация создаёт силу уже непреодолимую для хищников.

Если бы все люди ориентировались на подлинно научное мировоззрение, некий идеал понимания картины мира, то идеологий было бы только две: идеология социал-дарвинизма (идеология хищников) и социалистическая идеология семьи (идеология жертв). Но из-за различия в образовании естественно-научное понимание нашей жизни, общества у всех людей различно. Особенно когда научное мировоззрение отсутствует или ещё несовершенно, философское обобщение не сделано.

Выработка научного мировоззрения и идеологии на его основе – существенный показатель зрелости не только личности, но и определённой социальной группы. Мировоззрение как набор сильных теорий об обществе определяет активное поведение любого человека, вносит элемент пассионарности, делает его свободным и, таким образом, становится основой всего образа его жизни. Когда говорят о несовершенстве идеологии, то неявно подразумевается несовершенство (неадекватность) её мировоззренческой части. Это основной урок советской идеологии.

Для понимания роли мировоззрения в идеологии можно использовать образ географической карты или аэрофотосъёмки. Это карта нашего общества, без которой мы не в состоянии проложить наш маршрут в будущее, называемый идеологией. Эта карта по мере накопления информации постоянно уточняется, идеологических ошибок становится всё меньше.

1.3. Что такое мировоззрение хищников?

«Не в силе Бог, а в правде!»

Александр Невский

В мире идёт постоянная война добра со злом. Мир – это противостояние хищников. Исторически длительное правление хищников выработало и достаточно «обосновало» мировоззрение социал-дарвинизма. В обществе, как и в природе, существует только закон «джунглей», согласно которому сильный поедает слабого. Идеология хищников (её мировоззренческая часть) стоит на принципе конкуренции, идеология жертв (социалистическая идеология «семьи») – на принципах кооперации. Обе идеологии «оправдываются» своим естественным (природным) происхождением. Но естественность хищной идеологии оправдывается естеством выживания сорности, естественностью и простотой разрушения (разрушать – не строить). Главный аргумент хищников прост: «Так устроен мир! Такой мир был всегда! С этим надо смириться». Это не так. Мир – не общество. Не надо путать мир (нерукотворный) и «рукотворную» структуру общества.

Исторически это была первая идеология общества. Но мир многочисленных жертв постоянно, интуитивно и явно, ощущал несправедливость этого хищного мира и искал другие варианты устройства общества.

Естественность идеологии «семьи» оправдывается необходимостью прополки культуры от окружающей сорности. Просто принципы конкуренции (хищности) в природе видны явно, а принципы кооперации значительно более завуалированы. «В русском варианте дарвинизма борьба видов дополняется внутривидовой и межвидовой взаимопомощью» [6].

Кроме того, в природе, как и в обществе, кооперация никогда не бывает бескорыстной. Здесь всегда неявно работает вопрос: «Против кого мы сегодня дружим?» Идеология кооперации на сегодня предполагает, что народные массы дружат против крупной хищности. Антагонистический характер отношений и положений, заложенных в эти две идеологии, приводит к тому, что одна (негосударственная) идеология всегда искусственно принижена и придавлена.

Марксизм как теория жертв был первым действенным противопоставлением теории социал-дарвинизма. Он не был идеально отработанным учением, но это учение позволило объединить, «сцементировать» основные массы жертв против явной агрессии хищников на 70 лет, и это главное.

К этим двум мировоззрениям об обществе человечество пришло после длительного исторического пути, преодолевая сильнейшее сопротивление хищной части. Но до сих пор хищники убеждают людей в том, что другого мировоззрения, помимо социал-дарвинизма, не существует. И пока это им удаётся.

Причины поражения Советского Союза увязаны с несовершенством его идеологии и предательскими действиями властей. Несовершенство идеологии (уроки советской идеологии) будет выявлено в процессе последующего анализа.

На страницу:
1 из 2