bannerbanner
Игровое конструирование и моделирование
Игровое конструирование и моделирование

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

3) Доступность игры для всех потенциальных участников, желающих вступить в игровое взаимодействие, соревнование, проигрывание ролей – независимо от уровня физического, интеллектуального, духовного и социального развития. Неприемлемым с позиции гуманистически ориентированной педагогики является отказ ребёнку в участии в игре (особенно, в случае, когда в ней принимает участие весь детский коллектив), например, по причине каких-либо физических недостатков (инвалидность, физическая или волевая слабость) – подобными действиями создаётся база для разрушения позитивного потенциала личности, развития внутренних комплексов и прочих деструктивных проявлений. Педагог должен быть готовым к тому, чтобы найти достойное место в игре для каждого её участника, используя при этом различные способы:

– введение новых ролей и статусных игровых позиций или изменение уже существующих;

– изменение отдельных правил игры, уравнивающих стартовые возможности игроков или выстраивающих структуру их взаимодействия в оптимальном соотношении;

– создание или привлечение игровых форм, правила и условия проведения которых изначально сглаживают или полностью нейтрализуют тот негатив, проявление которого возможно при участии в игре детей с разным уровнем развития и возможностей.

Обозначенные требования, учёт которых необходим при осуществлении процесса игрового конструирования, предполагают развитие у педагогов-игротехников таких личностных свойств, как любовь к детям и людям вообще, доброжелательность и дружелюбие, толерантность, вариативность и многоаспектность при анализе социально-педагогической ситуации и т.п.

Принцип педагогической целесообразности

Основное требование принципа заключается в необходимости понимания, выделения и достижения педагогами – авторами и организаторами проведения новых форм игровой деятельности – целевых установок создаваемых форм.

Ведь в определённых условиях реализация той или иной формы игровой деятельности может быть не только позитивной, но и нейтральной или даже деструктивной по своему воздействию на личность и коллектив.

Кроме того, необходимо в наибольшей степени использовать богатый развивающий потенциал игровой деятельности. Практически любая игра по сути своей полифункциональна – посредством применения в педагогическом процессе форм игровой деятельности в значительной степени оптимизируются условия для решения, пожалуй, всех педагогических задач (об этом уже писалось в предыдущих разделах).

Следовательно, педагог, осуществляя конструирование новой игры, должен, во-первых, предусмотреть и нейтрализовать негативный эффект новой игровой формы, возможный при определённых обстоятельствах; а, во-вторых, в максимальной степени использовать сущностный позитив игровой деятельности как таковой, при этом правильно расставляя приоритеты (что, опять же, требует максимальной включённости педагога в ситуацию, предшествующую игре).

Ведущим условием, при котором возможна реализация принципа, является профессионализм педагогов-игротехников, под которым понимается профессиональная (предметно-практическая и научно-методическая) подготовленность и морально-психологическая готовность. В представленном контексте основными составляющими педагогического профессионализма, на наш взгляд, являются:

1) Оптимальный уровень сформированности (и стремление к дальнейшему развитию) прогностических, проектировочных и аналитических умений и навыков (способность осуществлять стратегическое и тактическое целеполагание, способность и стремление видеть проблему в разных ракурсах – с позиций различных субъектов игровой деятельности, способность детализировать образ представленной проблемы или структуру игровой формы и др.).

2) Владение игротехником известными в теории и практике педагогики методиками проектирования и анализа образовательной деятельности.

3) Достаточно богатый опыт осуществления практической и теоретической работы, направленной на определение целей и задач, критериев и показателей оценки эффективности той или иной формы игровой деятельности.

4) Знание педагогом контингента, по отношению к которому предполагается реализация конструируемой формы игровой деятельности – особенности группы (количество, половозрастное соотношение, опыт взаимодействия, подготовленность к игровой деятельности, особенности взаимоотношений и пр.) и индивидуальные особенности каждого ребенка (подростка, молодого человека).

5) Знание педагогом своих возможностей (адекватное реальности представление о степени развития своего творческого потенциала и определённых качеств личности), необходимых для достижения целей и решения задач, обозначаемых при конструировании новых форм игровой деятельности.

6) Активная гражданская и творческая позиция педагога, осуществляющего функцию игрового конструирования в своей профессиональной деятельности.

7) Необходимый уровень сформированности и потенциала развития таких личностных качеств, как корректность, чуткость, тактичность, толерантность.

Принцип новизны

Основное требование принципа вытекает из родовой потребности любого растущего человека в новом опыте, новой информации, новых образах и формах организации и самоорганизации различных направлений жизнедеятельности.

Каждому ребенку для дальнейшего полноценного функционирования в окружающем его мире (как социальном, так и природном) необходимо получение огромнейшего объёма разнородной и разнообразной информации. Ощущая внутреннюю потребность в активном освоении этого мира, ребёнок находится в естественном и непрекращающемся поиске нового, ранее не изведанного, не испробованного. Одна из основных гражданских и профессиональных задач любого педагога заключается в том, чтобы способствовать не только поддержанию этого врождённого интереса каждого ребёнка к жизни, миру и себе, но и дальнейшего развития этого интереса в позитивно направленном русле.

К сожалению, в действительности данная задача далеко не всегда решается и даже далеко не всегда она вообще бывает обозначена и выделена. В результате реализации подобных подходов нередко происходит, наверное, самое страшное, что может произойти в душе и сознании растущего человека – пропадает искренний, живой интерес к проживаемой реальности, пропадает врождённое стремление к исследованию мира и погружению в себя. При этом, давно известно, что человек, не получающий сильных, позитивных эмоций в результате занятий интересным и увлекательным (а, значит, и радостным для него) делом, чаще всего, в конечном результате, для получения этих самых эмоций (а в них нуждается любой человек) будет использовать не самые социально приемлемые средства: психоактивные вещества (алкоголь, наркотические и токсические препараты), неоправданный риск (занятия различными видами псевдоспорта, рискованные поступки «на спор» и т.п.), принадлежность к группам асоциальной или даже антисоциальной направленности (экстремистские и криминальные группировки, религиозные секты и т.п.).

Особенно актуален этот вопрос, когда речь идёт об игровой деятельности. Потребность в осуществлении игровой деятельности также является врожденной потребностью любого человека. Причём, данная потребность в той или иной степени проявляется в течение всей жизни человека. Более того, удовлетворение интереса к освоению окружающего мира просто невозможно без реализации такого рода поисковой активности в процессе игровой деятельности. Ребёнок полноценно развивается только через игру – это аксиома известна и понятна любому профессиональному педагогу и родителю. По отношению к взрослому человеку данное положение также подходит – стоит вспомнить многочисленные спортивные, азартные, народные, телевизионные и прочие игры, не говоря уже о карнавалах, праздниках и пр. – любая из этих форм удовлетворяет природную и социальную потребность каждого человека в игровом поведении.

Кроме того, обучаться через игру не только ребенку, но и молодому, взрослому человеку значительно более интересно, а, следовательно, и более эффективным становится процесс обучения. Именно поэтому так популярны в последние десятилетия различные игровые формы организации процесса обучения не только детей, но и взрослых: игровые тренинги, ситуационно-ролевые и коммуникативные игры, деловые игры и т.п.

Но самое главное обстоятельство, предполагающее необходимость постулирования требований, выражающих принцип новизны, заключается в одной из основных, сущностных особенностей игровой деятельности. Игра – это свободная деятельность, оптимальное (естественное, гармоничное, искреннее) включение в которую со стороны ребенка возможно только в том случае, когда ребёнку (любому человеку, независимо от возраста) интересно. Ни одна сила не сможет заставить ребёнка играть – он может имитировать игру, но в этом случае игра теряет свои развивающие, воспитывающие и обучающие возможности. Следовательно, необходимо предлагать растущему человеку принимать участие в тех игровых формах, которые заведомо представляют для него интерес. При этом интерес они должны представлять не только для него, но и для всего детского (подросткового, молодёжного) сообщества, в рамках которого организуется та или иная игровая форма. Очевидно при этом, что одним из основных условий оптимального удовлетворения педагогически организованной игровой деятельности интересам детей, подростков и молодёжи является именно способность педагогов постоянно обновлять свой игротехнический «репертуар», постоянно удивляя и заинтересовывая таким образом своих воспитанников.

Требования, выражающие принцип новизны:

1) Необходимо периодически обновлять игровой инструментарий педагога, привлекая новые формы (созданные самим педагогом, найденные в литературных источниках, периодической печати, извлечённые из опыта других педагогов-игротехников), либо модифицируя, перестраивая уже существующие формы, обновляя и перерабатывая отдельные элементы структуры игры.

2) Необходимо отслеживать (посредством наблюдения, бесед, экспресс-опросов) изменение уровня заинтересованности воспитанников в участии в определённой игровой форме на разных этапах её проведения. Активная и адекватная рефлексивная позиция педагога – автора и организатора форм игровой деятельности – является одним из условий успешности его профессиональной деятельности вообще.

3) Необходимо оптимальное владение педагогом не только знаниями о половозрастных особенностях поведения и развития детей, подростков и молодых людей, но и, в целом, знание индивидуальных отличий своих воспитанников (их интересов, личностных потребностей – явных и скрытых, интеллектуальных, физических, материальных и духовных предпочтений и т.п.). Без этого условия невозможным становится адекватное всему комплексу условий реагирование педагога игровыми средствами на определённую ситуацию.

4) Необходимо достижение педагогом оптимального уровня сформированности и потенциала развития креативности (гибкость, беглость, оригинальность и точность мышления).

Принцип вариативности

Требования данного принципа напрямую связаны с предыдущими принципами.

Создаваемая педагогом игра должна быть максимально доступна для любого её участника, который при этом имеет право и должен иметь возможность самостоятельно, на основе свободного волеизъявления определять своё место, свою роль и личностный смысл участия в игре. В данном требовании выражается принцип гуманистической ориентированности процесса игрового конструирования.

Принцип педагогической целесообразности также предполагает выдвижение требований, ориентированных на обязательную вариативность организуемой игровой деятельности. В немалой степени это связано с полифункциональным характером самой игровой деятельности (важно только корректно и точно определять то, на решение каких именно педагогических задач ориентирована та или иная игра). Также это связано и с большим количеством и многообразием интерпретации целей педагогического процесса. Многофункциональность игры и многонаправленность педагогического процесса, в рамках которого осуществляется игровая деятельность, а также фактор многосубъектности при постановке целей воспитания и обучения (государство, общество, родители, педагоги, сам ребенок или молодой человек, коллектив – детский или педагогический, формальный или неформальный) – всё это в комплексе даёт просто «взрывную смесь» факторов, которые необходимо учитывать при выборе игры и при её конструировании. Количество, форма и содержание этих факторов субъективно и объективно делают вариативным процесс выбора и конструирования игры.

Источником выдвижения требований принципа вариативности в процессе игрового конструирования является также необходимость осуществления постоянных нововведений в игровую деятельность детей, подростков и молодёжи, вытекающая, в первую очередь, из естественной потребности любого растущего человека в новой, интересной, а также оригинально оформленной и представленной информации. Такого рода потребности растущего человека представляют собою крайне динамичную и изменчивую структуру (постоянно, многообразно и разнонаправлено изменяющуюся под воздействием огромнейшего количества внешних факторов), особенно, если рассматривать их в каждом конкретном случае как неповторимую совокупность определённых и очень специфичных элементов. Данное объективное обстоятельство также требует от педагога стремления к организации игровой деятельности на основе вариативности. Это, в свою очередь, выражается, например, в постоянной готовности к внесению в набор элементов той или иной игры определённых изменений, наиболее целесообразных по отношению к изменившимся условиям (с осознанием и учётом того, что спектр возможных и необходимых изменений может быть крайне широк и многообразен).

Именно обилие возможных ситуаций и множество их сочетаний предполагает, что педагог должен быть готов к тому, чтобы предлагать воспитанникам те игры, которые в наибольшей степени адекватны конкретной ситуации и оптимальны в определённых, обозначенных какими-либо рамками, условиях.

Определяя содержание принципа, мы считаем необходимым выделение следующих требований:

1) Педагог должен быть готов и подготовлен к тому, чтобы оперативно отреагировать на конкретную педагогическую ситуацию средствами игровой деятельности. При этом любая форма должна создаваться или реконструироваться в чётком соответствии с целым рядом субъективных и объективных требований:

– интересов и потребностей воспитанников, которые, как уже отмечалось, не статичны, а, наоборот, представляют собою максимально динамичную составляющую (одну из многих) личности каждого из воспитанников;

– уровня их развития (интеллектуального, психического, духовного, социального и т.д.) – данный уровень также постоянно изменяется, причём скорость и характер таких изменений в каждом конкретном случае протекают по-разному;

– уровня развития коллектива, причём, опять же, коллектива, как группы индивидуальностей, каждая из которых – это гигантский набор особенностей, преобразование которых не прекращается;

– внешних обстоятельств (природно-климатические условия, воздействие иных социальных формирований, учебной нагрузки в школе и пр.), которые, кроме того, что периодически изменяются сами, тоже по-разному воздействуют на каждую конкретную личность.

2) Функционал используемой в процессе педагогической деятельности формы должен соответствовать целям и задачам той программы или определённого этапа в развитии коллектива или отдельной личности, в рамках которых осуществляется этот процесс. Ориентируясь, к примеру, на такую цель, как создание условий для развития коллектива, педагог должен максимально расширять функционал игры, перестраивая и (или) дополняя её структуру: ограничивая возможности игроков (в правилах могут быть обозначены условия, при которых участники выполняют игровую задачу с закрытыми глазами, молча, без помощи рук и т.п.) – одного, нескольких или всех; в большей степени насыщая содержание игровой формы; «усиливая» или просто видоизменяя отдельные элементы структуры игры. Следовательно, пересматривая и изменяя как стратегические, так и тактические (в особенности!) цели организуемого педагогического процесса, которые, будучи подвергнуты воздействию огромнейшего количества факторов, не могут оставаться неизменными (за исключением разве что ведущей задачи, миссии), педагог должен постоянно находиться в процессе перестройки используемых им игровых форм, делая их максимально адекватными выдвигаемым целям и задачам.

Таким образом, если представить обозначенные принципы в нескольких фразах, то они будут выражены в следующих кратких требованиях, представляющих идеологическую базу педагогически организованного процесса игрового конструирования:

1) Игры не должны причинять вреда растущему человеку, а, наоборот, максимально способствовать его развитию.

2) Игры должны соответствовать целям и задачам педагогического процесса.

3) Игры должны удивлять растущего человека – они должны быть новыми и интересными для него.

4) Игры должны быть легко изменяемыми в соответствии со всем комплексом постоянно изменяющихся условий и ситуаций.

Методы и приёмы игрового конструирования

Итак, под принципами игрового конструирования нами понимаются ведущие идеи, выражающие основные правила и требования, объективно предъявляемые к участникам этого процесса, ориентированным на получение педагогически и социально ценного продукта творчества.

Соответственно, методы игрового конструирования – это способы получения обозначенного продукта. Если быть более точным, то методы игрового конструирования – это способы разработки новых форм игровой деятельности, адекватных педагогической ситуации заявленной социальной действительностью.

Как и практически в любом процессе, а, в особенности, в педагогическом и творческом, в процессе игрового конструирования к достижению цели (в данном случае, цель – создание новой, интересной и педагогически целесообразной игры) можно прийти разными способами. Способы здесь – это как раз и есть выделенные нами методы. Ниже представлены десять методов, то есть десять способов, использование которых позволит оптимизировать творческий процесс игрового конструирования. Данные способы представляют собой совокупность определённых правил, приёмов и норм организации процесса игрового конструирования.

В общем то, очевидно, что применять приведённые способы можно как по отдельности, так и в совокупности; как при решении какой-либо одной педагогической задачи, так и при решении целого ряда задач. Другими словами, как с помощью нескольких методов одновременно можно решить одну задачу, так и, наоборот, с помощью одного метода можно решить несколько задач. Применительно к игровому конструированию возможно и такое, что в результате использования разных методов может получиться один продукт, то есть к созданию одной и той же новой игры можно прийти, используя разные способы.

Представленные в данном пособии методы игрового конструирования были выделены и оформлены на основании почти пятнадцатилетнего профессионально-педагогического опыта работы автора в сфере социально-клубной деятельности, детско-юношеского и молодёжного общественного движения и организации летнего отдыха детей и молодёжи.

Необходимо отметить, что изложение собственно методов и, соответственно, их понимание и принятие, в немалой степени зависит от определения сущности отдельных понятий, часто используемых при описании методов игрового конструирования: форма и содержание игры, функциональность игры, игровой атрибут, элементы игры. Поэтому в рамках представления того или иного метода предполагается также использование некоторых комментариев относительно того, как понимается автором каждый конкретный термин.

Метод оптимального изменения в соотношении формы и содержания

Форма игры – это своего рода «оболочка» игры, представляющая в описательном виде некую формулу, в которой в определённом соотношении (последовательность, взаимосвязь, возможный и необходимый объём игрового материала и т.п.) выстроены основные и дополнительные составляющие игры.

Содержание игры – это то, чем наполнена игра, её внутренние составляющие.

Форма игры – это её «оболочка». Содержание игры – это её «внутренности».

Попробуем для представления игры использовать такой образ, как механизм. Форма игры здесь – это внешние характеристики механизма: размеры (длина, высота, ширина), особенности конфигурации, цвет, обтекаемость или угловатость и др. По форме мы чаще всего легко и сразу отличаем один механизм от другого: будильник от холодильника, пылесос от трактора, велосипед от швейной машинки и т.д. Содержание здесь – это детали каждого из механизмов: шестерёнки, болтики, пружины, трубки, поршни, ремни, лампочки и т.д. Содержание каждого из механизмов определяется его функциональным назначением: будильник – будит, велосипед – возит, холодильник – морозит.

Понятно, что во многих случаях можно поменять детали у отдельных механизмов – при этом они, соответственно, могут начать работать как-либо иначе (или вообще перестать работать). Можно также, наоборот, не менять содержание, но изменить внешнюю оболочку, то есть форму. Даже при минимальном уровне развития воображения довольно несложно представить себе автомобиль в форме ботинка (это, кстати, реальный случай) или пылесос в форме тыквы. Кстати, примеров этому мы можем немало встретить в сегодняшнем разнообразном и ищущем оригинальности мире: от различных приспособлений для детей (многие из них стилизованы под какой-нибудь сказочный персонаж или растение) и до карнавальных автомобилей. Например, в африканской стране Гана распространено такое ремесло, как изготовление гробов в форме рыбок, львов, самолетов, автомобилей, бутылок из-под «Кока-Колы» и др. Можно привести немало примеров того, как невзрачный на вид «уазик» вдруг легко обгонял на скоростной трассе новенькую «иномарку» – просто внутри у него вместо старого поставлен мощный новый двигатель.

Другой пример, в большей степени связанный непосредственно с творческой деятельностью. Всем художникам известна такая геометрическая фигура, как квадрат (это форма). И также всем художникам знаком чёрный цвет (это содержание). Так почему же тогда «Чёрный квадрат» Малевича (по сути представляющий собою простейшее сочетание всем известной формы и всем известного сочетания), написанный в 1915-м году, стал самым настоящим «хитом» художественного творчества мирового масштаба?

Точно так же дело обстоит и с игрой.

Казалось бы, простая и неинтересная на первый взгляд форма может по новому и ярко «заиграть», если наполнить её свежим, актуальным, «вкусным» и привлекательным для детей содержанием. К примеру, «замученную» вожатыми игру «Снежный ком» (игра всем известна, поэтому нет смысла объяснять её сути), которую многие дети уже просто ненавидят, легко можно наполнить иным, более интересным содержанием. В частности, в начале какой-нибудь лагерной смены с ярко выраженной «морской» тематикой, где отряды – это «экипажи кораблей», а дети – «матросы». В этом случае каждый участник игры может не только называть своё имя, но и называть какую-либо «корабельную» роль, название которой должно начинаться с той же буквы, что и имя игрока: Кирилл – капитан, Юля – юнга, Света – связист, Андрей – аквалангист, Дима – диспетчер, Гера – грузчик, Лена – лекарь и т.д. Соответственно, в игре необходимо повторять не только все предыдущие имена, но и соответствующие «корабельные» роли. В этом случае, кстати, и имена лучше запоминаются (благодаря достаточно ярким ассоциациям), и происходит погружение в тематику смены, и развиваются эрудиция и оригинальность мышления, да и сама игра проходит, как правило, более ярко и весело.

Или, наоборот, слабое (в смысле яркости и наличия субъективного интереса со стороны детей) содержание может оказаться удивительно интересным и увлекательным, если облечь его в иные формы, заведомо более интересные для участников игры. Допустим, привычно скучный учебный материал школьных уроков может оказаться неожиданно интересным и увлекательным, если просто заменить надоевшие ученикам скучные классно-урочные формы на яркие игровые формы (при условии, конечно же, их педагогической целесообразности). Например, на уроке химии, при изучении кислот, вместо того, чтобы в очередной раз мучительно «допрашивать» учеников, «выпытывая» у них степень выполнения домашних заданий, учитель может организовать игру «Суд над кислотами», для участия в которой заранее могут быть распределены роли «прокуроров», «адвокатов» и «подсудимых». Материалы такого занятия наверняка будут усвоены школьниками, так как процесс этот им интересен.

Наряду с таким образом, как «механизм» можно использовать и другой образ – более простой и очевидный – это образ какого-либо сосуда (ёмкости) и того, чем он может быть наполнен. В данном случае собственно сосуд – это образ игровой формы, а то, чем он наполняется – это, соответственно, образ игрового содержания.

На страницу:
4 из 6