Полная версия
О смысле жизни
Архимандрит Кирилл (Павлов)
О смысле жизни
Любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни и без любви все наши дела благочестия, как то: пост, молитва, воздержание, целомудрие, благотворительность – не будут иметь никакой нравственной цены. Все это не имеет истинного достоинства, если не будет любви к ближнему. И все отличие христианина именно в любви к ближнему. Без любви христианин – не христианин. И христианство – не христианство.
РЕКОМЕНДОВАНО К ПУБЛИКАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИС Р17-707-0275
Часть 1
О Боге и Его Промысле
Истинное учение
Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле, восприняв на Себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем. И о Боге, о существе Его, природе Его и о делах Его; и о происхождении человека, природе его, назначении, настоящем состоянии и будущей судьбе его; и о мире, происхождении мира, природе его, назначении и будущей судьбе мира.
Но что может быть твердым ручательством того, что преподанное нам Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным откровением Бога? Сам, преподавший его, является истинным Богом. И оттого само учение Христово имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, и по своему содержанию и достоинству, и оно, конечно, возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего. В нем нет чужеродной примеси к истине, лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей с ограниченным человеческим умом.
Но несмотря на это, в учении Христовом встречаются такие тайны, которые приводят в недоумение и сомнение некоторых людей, которые мыслят по-человечески, то есть ограниченно. Поэтому полного свидетельства о Божественности учения Христова Его внутреннее достоинство дать не может, для удостоверения требуется более сильное внешнее свидетельство Его Божества и Божественности Его учения. Такими внешними свидетельствами Божества Христова, Его Божественного учения являются прежде всего чудеса, которые Спаситель совершает во время проповеди Евангелия.
Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог…
Возвещая людям о Своем Божестве, возвещая им жизнь вечную, Господь в то же время отверзал очи слепым, возвращал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, насыщал пять тысяч человек, воскрешал уже разлагавшихся. И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог и преподанное Им учение является учением Божественным. И эти свидетельства были бы вполне достаточны, неоспоримы, если бы не одно событие в жизни Богочеловека, которое на время поколебало эту истину.
Событие это – смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на нее ради нашего спасения. Путем смирения, путем крайнего самоуничижения – ради нашего спасения, Господь идет на крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитали за Великого Чудотворца и Бога, видят в Нем только бессилие.
Злобные и лукавые враги злобными насмешками стараются эту истину поколебать. И если бы жизнь Спасителя ограничилась бы только одними страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что бы мы могли сказать этим злейшим врагам и их злобе? Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Стало быть, наша вера стоит в тесной связи с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера наша стоит, если Христос воскрес.
Она падает, если Христос не воскрес. Вот так велико значение Воскресения Христова для нашей веры. Но Христос воскрес из мертвых. И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он – истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. А Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явил Себя Владыкою над жизнью и смертью. Стало быть, Он истинный Бог.
А раз Господь наш Иисус Христос – истинный Бог, то и преподанное Им учение является учением Божественным. И вера наша в Него спасительна, а недоверие, которое врагами Христовыми было явлено, – ложно. Истинны и чудеса Христовы.
На всем творении ясно запечатлен след Божий
На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия – свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.
Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа – это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда пред Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь – преклонись пред величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.
Под образом доброго хозяина разумеется в этой притче Бог
Святой евангелист Лука повествует о том, как Господь Иисус Христос возлежал на пиршестве у одного фарисейского начальника и некто из возлежавших сказал: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14, 15)! И Господь ему и всем присутствовавшим за трапезой предложил в ответ на это следующую притчу: Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 16–24).
Под образом доброго хозяина разумеется в этой притче Бог, Небесный Отец, Который постоянно зовет нас на Свою вечерю, то есть в Царствие Небесное, уготованное нам от сложения мира, наследуемое чрез принятие верою Искупителя нашего Христа Спасителя и готовое открыться под конец этого мира. Рабом, по толкованию Святых Отцов, в этой притче разумеется принявший зрак раба ради нашего спасения Единородный Сын Божий, Который всегда призывает нас: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).
Ближайшим образом эта притча относится к современным Господу нашему Иисусу Христу иудеям и язычникам, которые в течение многих веков приготовлялись действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя и вступлению в Церковь Христову, однако по своему упорному неверию, по увлечению житейской суетой и греховными удовольствиями не восхотели явиться на брачный пир Сына Божия, не вошли в лоно Церкви Его Святой, в то время как и Сам Он, Жених церковный, и друзья Его, святые апостолы и пророки, призывали их на путь покаяния и спасения во Христе Иисусе.
После того, как званые оказались недостойными брачной вечери, Слуга Божий по повелению Своего Господина приглашает на пир всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые с благодарностью отзываются на приглашение войти на пиршество и быть участниками великой вечери. Под нищими, увечными, слепыми и хромыми разумеются люди, действительно обладающие естественными недостатками, которые с большей готовностью отзываются на приглашение Божие следовать за Господом для достижения Царствия Небесного, как говорит об этом и апостол Павел: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 26–29).
Можно разуметь под нищими и убогими людей, несовершенных и в нравственно-духовном отношении, людей, погрязших в заблуждениях и пороках, не одаренных от природы добродетелями, которые, однако, на призыв Господа Своего отозвались покаянием и первыми идут в Царствие Божие.
Одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью
Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос… явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения – стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий!
В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось и пререкание о Нем. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословием и видят в Нем утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедью Своего Евангелия, возвещает людям Божественную истину и святой закон любви и благотворит им – и что же мы видим? Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении.
Странник увидит рассвет и восходящее лучезарное солнце
Дорогие братия и сестры, ни в чем другом так не оправдываются слова Священного Писания, что тако возлюби Бог мир (Ин. 3, 16), как в чудесном событии Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Мы не можем себе представить этой бесконечной любви Божией! Весь род человеческий был овцой, заблудившейся и погибавшей, и ежедневно взывал к Богу устами святого псалмопевца Давида: Заблудих яко овна погибшее, взыщи раба Твоего (Пс. 118, 176). И вот Пастырь Добрый сходит на землю для спасения заблудшей овцы, чтобы положить за нее душу Свою. На протяжении тысячелетий ждал человеческий род обетованного Избавителя – и вот наконец исполняется его желание, его чаяние. Услышаны вопли страждущего человечества, на землю нисходит Солнце Правды и просвещает во тьме лежащий человеческий род.
Представьте себе, дорогие братия и сестры, шествующего по дороге странника, которого застигает вдали от жилищ темная, непроглядная ночь, он сбивается с дороги, не знает, куда идти. Поднялась буря, пошел дождь, от холода, усталости и страха несчастный изнемогает и в отчаянии и ожидании смерти падает на землю. Понятно, какой радостью почтет странник сей ту минуту, когда стихнет буря, перестанет дождь и он увидит наступающий рассвет и восходящее на востоке лучезарное солнце. Подобную духовную ночь, полную мрака, представляла некогда жизнь всего человеческого рода, ночь, длившуюся более пяти тысяч лет.
Премудрость Божия знает, кого каким путем вести к цели
Прежде всего, Бог всеведущ и премудр – все знает и все направляет к лучшему, а мы недальновидны, опрометчивы в своих суждениях, не только не можем постигнуть будущего, но подчас не проникаем в настоящее, близ нас сущее и явное, строим свои планы на пагубу себе.
Бог всемогущ, для Него нет ничего невозможного, а мы немощны, для нас многое неосуществимо вследствие ограниченности нашей природы.
Бог благ, хочет всем нам всякого блага и спасения, а мы злы и развращенны, а поэтому чаще всего себе желаем душевредного и богопротивного. Поэтому как же нам не предавать себя всецело на волю Божию? Пусть судьбами Божиими разрушаются любимые наши желания и предприятия, мы все-таки не должны роптать, малодушествовать. Премудрость Божия знает, кого каким путем вести к предопределенной для него цели.
Обыкновенно всем нам желательно, чтобы мы имели хорошее здоровье, а не страдали бы на одре болезни; отличались бы телесною красотою и силою, душевными способностями, занимали бы в обществе высшие, почетные должности и пользовались славою, а не жили бы в безвестности; хочется, наконец, обладать богатством, а не терпеть крайнюю нужду во всем и жить в бедности. Так наше плотское мудрование внушает нам домогаться этих мирских отличий, и в случае неисполнения своих желаний человек ропщет на судьбу, ропщет на Бога, завидует ближним, и в конце концов получается зло, грех. Но пусть каждый рассудит про себя, смеет ли кто из нас сказать, что он достоин лучшей участи, нежели та, какую даровал ему Бог? А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим. 9, 20–21) – говорит святой апостол Павел.
Правосудие Божие воздает каждому свое. Кто из нас дерзнет утверждать, что, будучи счастлив, он вел бы себя лучше, честнее, благонравнее, богобоязненнее? Вековой опыт показывает противное. Счастье всегда портит, надмевает человека, а несчастье отрезвляет, смиряет его. Очень легко может статься, что при постоянном здравии и благополучии, среди богатства и почестей человек с прекрасными душевными дарованиями зазнается, забудется, сделается надменным душою и неприступным гордецом, властолюбцем, заклятым скрягою, ненасытным развратником и даже отъявленным богоотступником. История еврейского народа, его царей Давида и Соломона, а также история Навуходоносора и повесть об Евлогии-каменосечце подтверждают это утверждение.
Евлогий, пока был каменосечцем, работал весь день, не евши ничего до вечера; вечером же, возвращаясь домой, он отыскивал бедных и странников, вводил их в дом свой и кормил. Такой порядок жизни продолжался у него от самой юности до старости. Однажды преподобный авва Даниил Скитский, удивляясь такой необыкновенной доброте Евлогия, сказал сам себе: «Что было бы с этим человеком, если бы он был богат? Сколько бы он тогда делал всем добра!» И начал молить Бога, чтобы Он наградил Евлогия богатством. Три недели постился старец и совершал усердные молитвы. Однажды ему в сонном видении явился велелепный отрок и сказал: «Лучше для Евлогия оставаться тем, чем он есть теперь; впрочем, ради усильной твоей просьбы о нем я наделю его богатством, если только ты поручишься мне за его душу». Вскоре Евлогий действительно чудесным образом разбогател. Что же стало с богатым Евлогием? Богачу тесна кажется старая его хижина, низко прежнее ремесло; он отправляется в Царьград, там покупает себе великолепный дом, входит в знакомство с вельможами и сам наконец становится вельможею, из трудолюбивого делается изнеженным празднолюбием, из приветливого и гостеприимного – надменным и жестокосердым: приказывает своим слугам странников гнать, а докучливых нищих даже бить. Вот как почести и богатство переменили нравы Евлогия!
Часть 2
О Божией Матери
Она близко к сердцу принимает всякую слезу…
Православная Церковь Христова выше всех созданий земных и небесных почитает честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. По учению Церкви, Она есть единая надежда грешных, спасение всех, притекающих к Ней, от бед и напастей, источник милости и стена необоримая, ходатайство ко Творцу непреложное, упование и предстательство верных, всех скорбящих Радость и обидимых Заступница. Она неусыпно ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Пред Ее взором каждый день, каждую ночь, каждый час и мгновение предстоит бесчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих их погибели, другие отягчены непомерными скорбями и напастями, а иные страдают тяжкими недугами и болезнями; и всех их видит Преблагословенная Матерь Божия.
По Своей беспредельной любви к человеческому роду, Она близко к сердцу принимает всякую слезу, всякую беду и всякий вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет Он к людским неправдам и да избавит рабов Своих от всякого зла. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Являясь Посредницей между Богом и нашими грехами, Пресвятая Богородица не дает возможности нашим грехам восходить близ пред Богом и гласом Своих молитв за нас отражает гласы грехов наших, вопиющих на нас к Богу». Поэтому нет ни одного истинного христианина, который бы со всецелой доверенностью и любовью не возносил своих частных и общественных молитв к Богоматери и не ощущал бы Ее благодатной помощи.
Почему же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице?
Примеры Богоматернего заступления невозможно и перечислить. Примером Ее милости может служить ныне празднуемое торжество в честь иконы Ее «Всех скорбящих Радость». Это было в XVII веке. Родная сестра патриарха Иоакима, именем Евфимия, лежала на одре болезни без всякой надежды на выздоровление. Ее болезнь была неизлечима, так что ее уже напутствовали Святыми Тайнами к отходу в вечность. Лежа на одре после причащения, она стала усердно молиться Спасителю и особенно горячо молилась Матери Божией, говоря: «О всемилостивая моя Владычице Богородице! Услыши меня немощную и помилуй скорбную, уже на одре смерти лежащую. Весь мир Тобою хвалится, и все приемлют неоскудные Твои милости; только я одна лишилась сей благодати Твоей и, конечно, приемлю достойное наказание по моим безмерным беззакониям. Но – о Всемилостивая! Не яростию, ниже гневом накажи меня, но призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня». После молитвы своей она вдруг слышит голос: «Евфимия! Ты так долго страдаешь; почему же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице?» Когда Евфимия с изумлением спросила, где же ей найти такую целительницу, голос ей отвечал: «Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит пред ним молебное пение с водоосвящением, ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление имени Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени». Узнав, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», Евфимия призвала с нею священника к себе в дом и по совершении молебна с водоосвящением получила исцеление.
Всегда Она с нами – ив горе, и в радости…
Дорогие мои, веруйте от всего сердца, от всей души, что Царица Небесная никогда нас не покинет, никогда нас не забудет, что всегда Она с нами: и в горе, и в радости, когда рождаемся и когда умираем, и здесь, на земле, и там, на небе. И для всех Она одинакова: и для праведников, и для грешников, и теперь, и всегда, до скончания века. Ибо Она – наша Мать, неизменная, любящая и спасающая.
Поэтому будем и мы, дорогие во Христе братия и сестры, всегда на Нее, милосердную, с упованием и дерзновением взирать и, кланяясь Ее пречистому образу «Всех скорбящих Радость», смиренно едиными устами и единым сердцем с любовью воспевать, взывая: «Радуйся, Заступнице усердная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Аминь.
«Радуйся, нечаянную радость верным дарующая!»
Дорогие во Христе братия и сестры, совершаемый сегодня праздник в честь иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», открывает перед нами светлую надежду нашего непостыдного упования на предстательство о нас Божией Матери, Ее любовь к христианскому роду – любовь не только к людям безупречной жизни, но и к людям, погрязшим в своих грехах, к людям с нечистою совестью, к людям беззаконным. Недаром Святая Церковь всегда за богослужением в своих молитвах и песнопениях прежде всего обращается к Богоматери, зная Ее неизреченное милосердие и человеколюбие, научая и нас, чтобы и мы в своих скорбях, нуждах всегда прибегали под покров всемощной и милосердной своей Небесной Матери и получали помощь. Вы знаете из истории, что наши предки, русские православные христиане, были людьми очень богобоязненными, они всегда имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери. И Царица Небесная не оставляла тщетной их веру, но посылала всегда помощь всякому, кто с верою прибегал к Ней.
Трудно даже указать такое бедствие или несчастье, от которого не избавляла бы Матерь Божия, когда обращались к Ней с верою и усердною молитвою. Предстательством и заступлением Ее исцелялись страдавшие договременными и неизлечимыми болезнями, воскрешались умершие; многие избавлялись от грозящей смерти, от разбойников, от потопления, от огня, от замерзания. Ее предстательством прекращались общественные бедствия: пожары, голод, войны; целые селения, города и области избавлялись от смертоносных и губительных болезней. Множество и других примеров Ее заступления знают православные христиане. Но что важнее всего – Она неоднократно предотвращала праведный гнев Божий на грешников, вразумляла их и помогала им обратиться от заблуждения на путь покаяния и исправления жизни.
Неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места…
Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.