Полная версия
О прощении обид и любви к ближним
Архимандрит Кирилл (Павлов)
О прощении обид и любви к ближним
РЕКОМЕНДОВАНО К ПУБЛИКАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИС Р17-711-0412
Любовь к ближним уподобляет нас Богу, потому что Бог есть любовь
(Слово на день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь светло празднует кончину одного из первых и любимых учеников Христовых, Его наперсника, апостола и евангелиста святого Иоанна Богослова. Святой Иоанн был сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии. До своего обращения ко Христу он был учеником святого Иоанна Предтечи. После обращения ко Христу святой Иоанн уже больше никогда не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Господа Иоанн в числе троих любимых учеников Господа удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира, на Тайной Вечере ему Господь открыл Иуду-предателя. Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн, единственный из учеников, стоял у креста во время страданий Господних, и ему, как чистому девственнику, Господь со креста поручил в Свои предсмертные минуты заботу о Своей Пречистой Матери. До Успения Божией Матери он жил в Иерусалиме, а после Ее Успения – в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово. За проповедь Евангелия он был сослан сперва в Рим, где его подвергали пыткам, и когда яд и кипящее масло не повредили ему, то император Домициан сослал его на остров Патмос, где он и написал книгу Апокалипсис, в которой изложена будущая судьба христианского мира. При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и снова возвратился в Ефес, где и скончался мирно, единственный из всех апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания.
Апостола Иоанна Богослова обычно именуют апостолом любви, потому что он преимущественно проповедовал любовь взаимную друг ко другу. Святой Иоанн был проникнут глубокой любовью к жившим при нем христианам и вообще ко всем христианам и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал любви высокое значение и считал, что исполнения одной заповеди о любви достаточно для спасения. Предание говорит, что когда он глубоко состарился и не мог ходить по разным странам с проповедью Евангелия, то, сидя в своем доме, постоянно повторял приходящим к нему: «Дети, любите друг друга!» Когда его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, то он отвечал: «Кто исполнит заповедь о любви, тот исполнит все заповеди». И в посланиях своих к христианам, дошедших до нас, он часто повторяет: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (см.: 1 Ин. 4,19,8). Кто любит Бога, тот должен любить и ближнего своего, потому что, кто не любит брата своего, тот этим показывает, что не любит и Бога. Как Христос положил за нас жизнь, так и мы должны полагать души свои за братьев. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме (см.: 1 Ин. 3,16; 2,10–11). Равно и в Евангелии апостол Иоанн обращает внимание главным образом на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась Его любовь к людям и которые по преимуществу возбуждают любовь ко Христу Спасителю.
Какие причины побуждают нас, чтобы мы любили друг друга? Прежде всего по своей природе мы братья, потому что все произошли от одного прародителя Адама, а на небе у нас общий Отец – Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и потому должны любить друг друга, как единокровные. Кроме того, составляя одно семейство, как люди, все мы по званию христиан находимся в еще более близком родстве между собою, потому что, по учению апостола Павла, мы составляем одно духовное тело, у коего глава – Христос (см.: Кол. 1,18). Но в каком отношении находятся члены друг ко другу в одном естественном теле? Враждуют ли они между собою? Вооружается ли, например, рука против ноги или глаз против уха? Нет, они между собою действуют согласно, взаимно друг другу содействуют и находятся в таком содружестве, что если один страдает член, то с ним страждут и другие. Если же так действуют неразумные члены, то тем более должны так поступать мы, разумные члены духовного Тела, коего глава – Христос – желает, чтобы мы жили в мире и согласии между собою. Господь Иисус Христос больше всего заповедует, чтобы мы любили друг друга. Вспомните, о чем Он молил и что внушал апостолам пред страданиями Своими. «Отче Святый, – взывал Он к Отцу Своему Небесному, – соблюди их от неприязни, да будут едины они, как и Мы» (см.: Ин. 17,11). «Дети Мои, – говорил Он апостолам, – заповедую вам, да любите друг друга» (см.: Ин. 13,34). Видите, как сильно желал Иисус Христос, чтобы мы жили во взаимной любви.
Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и представил в Себе Самом образец любви к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам, людям. Почему Он, невинный, подвергался тяжким страданиям и распят на кресте, как беззаконник? По той же любви к нам. Почему Он долготерпит нашим грехам и не только милует нас, но еще посылает нам разные дары благодати? По любви к нам. Мы должны любить друг друга потому еще более, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4,8). Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности к нам – человекам, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им. Любовь есть источник и совокупность всех добродетелей, и потому она выше всех других добродетелей. «Ныне, – говорит апостол Павел, – пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (см.: 1 Кор. 13, 13). Без любви все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены…
26 сентября (9 октября) 1960 г.
О любви к ближним. О единении и взаимной любви первых христиан
(Слово на день памяти великомученика Димитрия Солунского)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред престолом Божиим, куда он удостоился переселиться за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда было воздвигнуто страшное гонение против христианской веры. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его был воеводой города Солуни, при этом тайно он был христианином, имея в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере он научил и своего единственного сына Димитрия, который сохранил свою веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее своей мученической кончиной. За благородные и мужественные качества души император Максимиан поставил Димитрия после смерти его отца воеводой города Солуни и приказал ему истреблять в своем городе христиан, но святой Димитрий по приезде в свой город, напротив, дал свободу христианам и сам открыто исповедал себя христианином, о чем было донесено царю Максимиану. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь, и когда убедился, что святой Димитрий – христианин, то приказал заключить его в темницу, и в темнице он был заколот копьями, и таким образом за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о его кончине.
Наше внимание, дорогие братия и сестры, обращает на себя слово из Евангелия, ныне чтенное в память славного великомученика Димитрия. Сие заповедаю вам, да любите друг друга, – говорит Господь Своим ученикам. – Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин. 15, 17–21). Как видим, Господь заповедует своим ученикам иметь любовь между собою и затем предрекает им, что их ожидают скорби, что они будут гонимы и ненавидимы миром, то есть будут ненавидимы людьми, которые не знают и не принимают Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти ради нашего спасения, или отвергаются Его своим поведением; людьми, которые отвергают будущую жизнь и любят
только одну землю и здесь утверждают свое вечное жилище и полагают свою радость в удовлетворении своих страстей; небо для них страна чуждая, они не признают Божественных законов, а руководствуются обычаями века сего: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Вот этот-то мир, прежде возненавидевший Самого Христа, возненавидит и верных Христовых последователей. В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), – говорил Господь. Мир ненавидит истинных последователей Христовых потому, что они не участвуют с ним в его темных, худых, злых делах: жизнь последователя Христова не походит на жизнь миролюбцев[1], он бегает путей их, как нечистот; он живет для их обличения, поэтому он тяжек им, и они не могут его видеть. Он терновая игла для глаз их, это человек самый несносный для мира, поэтому и бывает ненавидим миролюбцами; мир ненавидит добрых еще и потому, что Господь являет Свою великую благодать к добрым людям, но не к нечестивым, а потому из-за зависти преследуют праведных, как это видим на примере многих праведных людей, например, патриарха Исаака, праведного Иосифа и других. За то ненавидят их, что они не участвуют в области греховной тьмы, где властелин диавол, но служат Своему Господу и повинуются Его божественному закону. И эти страдания Господь попускает для нас, для нашей же пользы, чтобы чрез них низложить нашу самонадеянность, испытать нашу верность. Человек в счастье, в довольстве, в почести может легко надмиться и забыть Бога, скорби же очищают нашу душу, и смиряют ее, и приближают нас к Богу. Вот в силу этих обстоятельств Господь и заповедует любить друг друга, иметь взаимное общение и единение между собой.
Любовь свою мы должны распространять на всех ближних, начиная со своих родителей, родственников и кончая нашими недоброжелателями и врагами. Заповедь о любви сама по себе легкая и приятная, потому что сама по себе любовь уже есть высокое наслаждение. Жить в любви и согласии составляет для человека счастье и блаженство. Любовь к ближним иногда требует от нас некоторых жертв, ибо мы по долгу призываемся иногда служить ближним, в чем необходимо, помогать им; но ведь и это доброделание для ближнего доставляет счастье, оно есть самое чистое наслаждение любящего сердца. Пусть ближние наши будут и враги. Бог с ними. Должно и их не только любить, но и добро творить им и молиться за них, потому что не они на нас враждуют, а общий наш враг – диавол. Чрез любовь к врагам и им благотворения враг посрамляется, посрамляется нашей любовью. Любить ближних нам не трудно, а даже приятно. Но не всегда мы ощущаем в себе такие чувства любви по отношению к другим. В нас иногда проявляются самолюбивые чувства, которые заглушают и убивают любовь к ближним. Господь, повелевая нам любить ближних наших, указывает нам и образец любви, меру этой любви, по которой мы должны любить их. Эта мера всегда с нами – это мы сами. Смотри каждый на себя, и как любишь себя, так же точно люби и ближнего твоего. Возлюбиши… ближнего своего, яко сам себе
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Прилепившихся к мирскому.