Полная версия
По следам дроздовцев…
Спустя год или два после моей поездки в Америку я познакомился со вторым томом книги капитана В. М. Кравченко «Дроздовцы: от Ясс до Галлиполи» в Исторической библиотеке, что в Старосадском переулке в центре Москвы.
Прочитав оба тома «Дроздовцев», я со временем все чаще стал задавать себе вопросы: а что же было потом? Как складывались судьбы чинов Дроздовских частей в изгнании? В каких странах они расселились? Кем стали все эти подпоручики, корнеты, штабс-капитаны, фейерверкеры, стрелки в мирной жизни? На каких поприщах запечатлелись их имена? Участвовали ли они в антисоветской борьбе в межвоенный период? Как они отнеслись к войне между Третьим рейхом и СССР? Существовало ли после Второй мировой войны Объединение дроздовцев? Все ли воспоминания дроздовцев о Гражданской войне были изданы?
Отчасти ответы на эти вопросы я нашел в начале века нынешнего в воспоминаниях Н. А. Раевского. Помимо автобиографических повестей: «Восемнадцатый год» и «Добровольцы», а также «Дневника галлиполийца», он весьма подробно в рукописи «Орхание – София – Прага» описал свою жизнь в Болгарии, включая поездки по стране и встречу с генералом Туркулом, которого он впервые увидел и говорил с ним уже в Болгарии. Свое повествование Раевский довел до 1934 г. Вполне возможно, что об этих воспоминаниях знали его однополчане, проживавшие в Праге в 1920–1930-х гг. Но они предпочитали о них не вспоминать после 1945 г. Как те, кто остался на берегах Влтавы, так и те, кто ушли на запад в конце Второй мировой войны. Делалось это для того, чтобы не навредить своему однополчанину, оказавшемуся по другую сторону железного занавеса. Именно поэтому в книгах, изданных дроздовцами после Второй мировой войны, даже само имя Н. А. Раевского не упоминается. Впрочем, как и других однополчан, кто остался по другую сторону железного занавеса. За исключением разве что о. Исаакия (капитана И. В. Виноградова).
Логичнее всего было предположить, что после выхода в свет «Дроздовцев: от Ясс до Галлиполи» в 1976 г. или сам капитан Кравченко, или кто-то из его более молодых сослуживцев, тех самых «баклажек», о которых писал генерал Туркул, продолжит его дело и напишет третью книгу, которую логичнее всего было назвать «Дроздовцы после Галлиполи». Этим вполне мог бы озаботиться председатель Дроздовского объединения в США подпоручик Н. Е. Новицкий. Будучи кадетом, он участвовал в походе дроздовцев из Румынии на Дон весной 1918 г., а потом в боях и походах Дроздовской дивизии. И если это было ему тяжело, поскольку он был без малого ровесником века, то написанием продолжения полковой истории мог бы заняться его преемник на посту председателя Дроздовского объединения корнет В. Н. Бутков – сын полкового священника дроздовцев. Но, увы, никто из ветеранов-дроздовцев и их потомков не пожелал принять эстафету от капитана Кравченко.
Так или иначе, в августе 1996 г. благодаря помощи моей североамериканской родственницы Н. П. Мейнгард состоялась моя первая поездка в Прагу. Несколько дней я жил на квартире у Ольги Георгиевны Кельчевской, урожденной Губиной, дочери галлиполийца Г. А. Губина, неподалеку от станции метро «Панкрац». Она училась вместе с моей родственницей в гимназии. Именно от нее я впервые услышал рассказ об о. Исаакии. Согласитесь, одно дело читать о том или ином человеке, пусть с очень яркой судьбой, в перестроечном журнале «Юность», а другое – слышать о нем из уст современника. Ее отец был дружен с капитаном Г. А. Орловым. Саму О. Г. Кельчевскую родители водили в русский детский сад, воспитательницей в котором работала В. А. Фридман (ур. Андреянова), бывшая сестрой милосердия в Дроздовской дивизии и галлиполийкой.
В крипте Успенской церкви на Ольшанском кладбище я тогда же сфотографировал своим «Кодаком»-мыльницей доску с именами сестер Андреяновых и мужа одной из них, В. П. Шапиловского.
Вот так я вышел на города и веси, где когда-то оставили свои следы легендарные дроздовцы, по которым можно мысленно повторить их крестный путь в изгнании: протянув нить от берегов Босфора через Балканы и Чехословакию, Белград и Париж, Вену и Зальцбург за океан, в Сан-Франциско и Лос-Анджелес.
Само собой, были долгие часы, проведенные над книгами в Исторической библиотеке, в Военно-историческом архиве в Лефортово, в архиве на улице Пироговской (Российский государственный архив РФ) в Москве.
Собранный к началу нового века материал просился на бумагу, и я решил написать свою книгу. Причем писал ее параллельно с работой над кандидатской диссертацией со всеми сопутствующими обстоятельствами. Книга вышла в издательстве «Рейтаръ» тиражом 300 экземпляров и, как принято говорить в таких случаях, давно уже стала библиографической редкостью.
Книга «Дроздовцы после Галлиполи» имела самые благожелательные отзывы у коллег-историков. Рецензию на нее написал в газету «Дворянский вестник» известный московский историк С. В. Волков, а Г. З. Иоффе, более известный своими работами в СССР до начала 1990-х гг., опубликовал рецензию в «Новом историческом вестнике» РГГУ.
Но с тех пор прошло десять лет, и собранный за это время материал, как мне представлялось, не должен был лежать под спудом. Вот так родилась у меня идея написать своего рода продолжение «Дроздовцев после Галлиполи», которое будет существенно отличаться от первого издания. Я решил построить его, внеся коррективы не только в хронологию, но и в географию.
Как и в Предисловии к первому изданию, мне хотелось поблагодарить: Н. П. Мейнгард (ур. Миловидову) (ум. 2014) (США), И. А. Павлову (Каутскую) (США), О. Г. Кельчевскую (Чехия) (ум. 2003), С. Н. Забелина (США) (ум. 2008), о. Александра Лисенко (США), А. В. Копршивову (Чехия), Л. Е. Ходкевича (Болгария), двух русских дам – одну из Праги (Чехия), а другую из Каракаса (Венесуэла), а также историков, исследователей, литераторов, со стороны которых я встречал неизменную дружескую и профессиональную поддержку в процессе работы. Это московские историки С. В. Волков, С. В. Карпенко, В. Ж. Цветков, петербуржский историк К. М. Александров, исследователи А. Ю. Бушин (Уссурийск) и С. Г. Зирин (Ямбург – Кингисепп), литератор Д. В. Кузнецов (Калуга), профессор А. А. Корнилов (Нижний Новгород). А также члены Вологодского общества памяти чинов Дроздовской дивизии В. И. Смирнов и П. Н. Полетаев.
Исследование осуществлено без поддержки Российского гуманитарного фонда. Хотя заявленная тема имеет отношение к теме проекта № 11-31-00350а2 «Военная элита в годы Гражданской войны 1917–1922 гг.». Равно как и без поддержки Дома русского зарубежья имени А. И. Солженицына, Конгресса русских американцев (КРА), Общества потомков галлиполийцев во Франции и далее по списку.
В. Г. Чичерюкин-МейнгардтЦарьград
Когда уголья будут гаснуть, тронь их щипцами и ринутся искры и запляшут, а ты сядь ближе и слушай шепот огня. Сядь ближе, наклонись так, чтобы тихий багрянец озарил твое лицо, и слушай.
И. С. Лукаш. Голое полеПервой столицей иностранного государства, которую могли увидеть чины Русской армии, включая и дроздовцев, был Царьград – Константинополь – Стамбул. О Вещем Олеге, прибившим свой щит на врата Царьграда, они читали, будучи гимназистами, реалистами, семинаристами, кадетами. Наверняка им приходилось читать о Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., когда русские войска остановились на расстоянии дневного перехода от столицы Блистательной Порты. Сейчас, т. е. осенью 1920 г., с ними находился «дедушка» фон Манштейн-старший, который, будучи молодым офицером, в 1878 г. побывал в Царьграде и охотно делился воспоминаниями со своими сослуживцами. Название турецкой столицы фигурировало в военных сводках в годы Великой войны 1914–1918 гг., участниками которой были многие дроздовцы. Но тогда, в ноябре 1920 г., далеко не каждый русский военный был в состоянии любоваться красотами экзотического восточного города на Босфоре. Они только что совершили изнурительный переход из Севастополя в Константинополь. А самой эвакуации из портов Крымского полуострова предшествовали последние арьергардные бои с красными.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.