bannerbanner
Психическая энергия и здоровье
Психическая энергия и здоровье

Полная версия

Психическая энергия и здоровье

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Сборник

Психическая энергия и здоровье

© Международный Центр Рерихов, 1996, 1998, 2005, 2007

© Т. С. Купава, составление и вступ. статья, 1996, 1998, 2005, 2007

От составителя

Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои зараженные, но сделать это может лишь человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасется ухудшить его, то уже может начаться оздоровление.

Надземное, 413

12 лет назад, когда я впервые познакомилась с книгами Учения Живой Этики, ко мне пришло осознание, что передо мной – медицинский трактат по оздоровлению человечества, а Великие Учителя – это врачи человечества. При чтении этих книг я находила подтверждение своим мыслям: «…Советую не только как Учитель-гуманист, но как врач»; «Не примите это как нравоучение, но как врачебный совет»[1]. Будучи медицинским работником, я всегда искала доступные и естественные методы восстановления здоровья, потому Живая Этика явилась для меня настоящим кладезем всевозможных советов и рекомендаций по естественному оздоровлению.

Путеводителем и незаменимым помощником стали письма Елены Ивановны Рерих[2], в которых она разъясняла многие положения Учения. Елена Ивановна неоднократно давала своим корреспондентам советы по питанию, оздоровлению и призывала их бережно относиться к своему здоровью. Для меня «Письма» стали настольными книгами, в которых я находила ответы на все свои вопросы. Елена Ивановна советовала изучать «Учение Храма»[3], и когда я наконец получила и прочитала эти книги, то нашла в них так же много «медицинских» советов, дополняющих поднятые в Живой Этике темы.

Выписки об оздоровлении, сделаные из книг Учения Живой Этики, были систематизированы мною по темам, выбор которых определился естественно, ибо именно на них Великие Учителя делали акцент. Расположив эти темы в задуманном порядке, я получила оглавление настоящей книги.

«Агни Йога приходит ко времени. ‹…› Можно проследить, как в течение тысячи лет шли волны болезней. По этим таблицам можно составить любопытную таблицу человеческих уклонов, ибо болезни, естественно, показывают негатив нашего существования»; «Состояние Земли требует неслыханного врача. Планета больна…»; «Можно просить всех врачей Мира начать миссию одухотворения сердца»[4], – это лишь малая толика тем, затронутых в Живой Этике. Как донести эти мысли до ученых-медиков, которые ответственны за здоровье жителей всей планеты?

Изучая и анализируя историю медицины, приходишь к выводу, что и в древности, и в Средневековье, и даже в конце XIX в. осознание врачами реальности Высшего мира и его воздействия на земную жизнь было естественным. Это выражалось в разных формах, но суть не менялась. Рассмотрим клятву Гиппократа, которую дают врачи во всем мире. К несчастью, из нее удалили самое главное – осознание Высшего мира. В оригинале клятва начинается так: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией[5] и Панакеей[6] и всеми богами и богинями, беря их в свидетели…»[7] Почему именно эти имена? «В греческой мифологии Аполлон – бог солнечного света, музыки и поэзии, врачеватель богов и покровитель врачевателей. Асклепий – сын Аполлона… считался богом-целителем. Гигиея и Панакея – дочери Асклепия. Гигиея – богиня здоровья. ‹…› Гигиена – от имени богини Гигиеи. Панакея – покровительница лекарственного врачевания»[8]. Современному же врачу осознание присутствия Высшего мира просто необходимо. «Врач должен быть осведомлен о Мире Тонком и Высшем»[9], – обращается Учение к медикам.

Вопросу взаимодействия Миров Живая Этика придает огромное значение. Без осознания Миров иных измерений и различных состояний материи невозможна дальнейшая эволюция человечества. Врач должен вмещать «в себе две основы лечения – духовную и физическую»[10].

На страницах этой книги читатель найдет много указаний о мире Тонком и Высшем, при утрате связи с которыми развивается множество психических заболеваний, о чем предупреждают Учителя: «Главная эпидемия угрожает со стороны психической»[11]. К психическим эпидемиям также ведет массовая распущенность, зависимость от наркотиков, курение, алкоголизм, депрессивные состояния и др. В этом же ряду стоит и преступность: «Давно установлено, что преступность есть болезнь психическая. Также и садизм, и жестокость, и свирепость остаются следствиями той же психической эпидемии»[12].

Великие Учителя дают многочисленные рекомендации, направленные на преодоление психических эпидемий, в них следование нравственным законам занимает главенствующее место: «Давно пора перестать отделять нравственность от биологии»; «Вообще, необходимо разобраться в различных настроениях человека. ‹…› Мыслитель говорил: “Впавший в уныние и обуянный завистью подобен мертвецу”»[13].

Учителя говорят о разрушительном воздействии негативных психологических состояний человека, в которые он погружает себя сам: «Лень ужасна и может граничить с преступлением. Трудно увидеть последствия лени, но она превращает человека в животное»; «Злоба допускает и чуму, и проказу»; «Злорадство порождает сильный яд и повергает человека во Тьму. Не подумайте, что говорю об отвлеченных основах, только о законах биологии твержу»[14].

В параграфах Живой Этики внимательный читатель найдет подтверждение выводу о том, что духовное и нравственное совершенствование – истинная профилактика различных заболеваний: «Также они (люди. – Т.К.) не могут представить, что этика есть практическая фармакопея…»[15] Не может быть отделено тонкое от земного, психическое от физического. Откуда происходит корень многих болезней, в чем их причина? Один из ответов на этот вопрос дан в очерке Н. К. Рериха «Черви», где мыслитель на примере разрушительного воздействия червей-паразитов на организм прослеживает связи между этическим поведением человека и зарождением болезней. «От очень неприметных пошлостей и подлостей разводятся человеческие черви»[16], – пишет Николай Константинович Рерих. Человеку есть о чем задуматься.

Мы живем в век технического прогресса. Никогда еще на Земле не было такого скопления всевозможных устройств, приборов и механизмов, своими излучениями влияющих на пространство и на человека, создающих электрические колебания разной чистоты (радиоволны), магнитные и электромагнитные поля, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, гамма-излучение, радиоактивность и пр. Современные ученые говорят, что наша планета окружена гигантским электромагнитным смогом. И если еще не так давно законы и возможности использования электрической энергии были людям неведомы, то мы вправе предположить, что в мире существуют и другие еще не известные нам формы энергии, может быть, еще более важные для человечества. В Живой Этике сказано: «Все неисследованные энергии относятся человечеством к несуществующим. ‹…› Так лишается человечество самого драгоценного»; «Наряду с механизацией жизни должно происходить изучение высших энергий»[17].

Человеку на новом витке эволюции необходимо осознать тонкие энергии, пронизывающие не только пространство, но и его самого. Пора осознать, что Высшая духовная энергия является первичной – первородительницей всех физических форм энергии. «Все должно исходить от Высшего к низшему, от духовного к физическому, а не обратно. Именно только Высшее может поднять низшее…»[18] – писала своим корреспондентам Е. И. Рерих.

Живая Этика отводит одно из важнейших мест изучению энергии мысли. В настоящей книге эти параграфы собраны в разделе «Мысль». Учение говорит, что человеку пора осознать мощь мысли и научиться ею управлять: «Так, наконец, когда-нибудь человечество поймет значение мыслей…»; «Вообще, нужно привыкнуть, что мысль властвует над судьбою человека»; «Поучительно составить книгу о наносимом вреде от дурных мыслей как для себя, так и для других. Эти мысли являются источником множества болезней»; «Качество мышления надо осознать как целение»[19]. Мышление и сознание являются энергетическими категориями: «Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить»[20].

Эта книга названа «Психическая энергия и здоровье», есть в ней и раздел «Психическая энергия», но, конечно, несколько десятков страниц не в состоянии охватить всю многогранность этого понятия, подробно раскрытого в книгах Учения: «Всеначальная энергия, благодать, психическая энергия, огненная энергия, прана – много названий в разных веках, но смысл един. Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать эту благодать. Но люди далеки от понимания основ Мироздания»[21].

«Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. Нужно уважение к энергии, которая, подобно огню, насыщает все пространство и конденсируется в нервных центрах»[22], – говорится в Учении. Понимание и осознание мощи психической энергии помогут человеку самоусовершенствоваться через свою внутреннюю структуру и стать более здоровым и гармоничным. Здоровье – это и есть гармония, но гармония всех составляющих в человеке.

Давая человечеству книги Живой Этики, Великие Учителя не обошли вниманием вопросы питания, воздействия воды, солнечного света, массажа, лекарств, растительных препаратов. О питании во всех мировых Учениях говорилось достаточно много, но, к сожалению, надо признать, что в этом отношении люди все еще остаются невежественными. В Учении Храма в связи с этим сказано: «Ах, как бесконечно жаль, какая вселенская скорбь от всего этого! Колесо мира ежедневно перемалывает пищу, которая могла бы напитать, укрепить и оживить миллионы истощивших себя человеческих душ – подавленных, недоразвитых, измученных, соблазненных, со сломанной волей, – тех, что ежедневно выбывают из воплощения, в то время как для всех в изобилии существует манна небесная, а следовательно, и жизнь. ‹…› Нет более священной функции, нежели снабжение тела пищей, и нельзя представить себе более унизительного процесса, чем простое насыщение желудка ради удовлетворения аппетита»[23].

В разделе, названном «Психобиология», собраны предостережения, касающиеся особо опасных психических состояний, таких, как одержание, низший психизм и медиумизм. Сегодня эти проявления необходимо уметь распознавать. «На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли отравленную низшими эманациями атмосферу, необходимую для их существования»[24], – писала в своем письме от 5 сентября 1935 г. Е. И. Рерих. Читателю предстоит интереснейший процесс осознания, эмоционального проживания, принятия концепции духовного и физического оздоровления, изложенной на страницах книг Учения Живой Этики. И если эта подборка поможет разобраться в истинных причинах недугов и сделать первый шаг на пути к собственному оздоровлению, составитель будет считать свою цель достигнутой.

Январь, 2005 г.

Татьяна Купава, медсестра

От редакции

Уважаемый читатель! У Вас в руках новое издание книги «Психическая энергия и здоровье». Оно расширено и вмещает в себя не только параграфы из Учения Живой Этики, цитаты из писем Елены Ивановны Рерих (1879–1955) с рекомендациями по сохранению здоровья, но и фрагменты из книг «Учение Храма», касающиеся вопросов питания, воздействия звука и цвета.

Текст параграфов Учения Живой Этики печатается по первым изданиям, экземпляры которых находятся в Мемориальном фонде Научной библиотеки Международного Центра Рерихов (МЦР), и по новым переизданиям книг «Листы Сада Мории» и «Община»:


Листы Сада Мории. Зов. – М.: МЦР, 2003.

Листы Сада Мории. Озарение. – М.: МЦР, 2003.

Община (Рига). – М.: МЦР, 2004.

Агни Йога. 2-е изд. – Рига, 1937.

Беспредельность. Ч. 1. – Париж, 1930.

Беспредельность. Ч. 2. – Париж, 1930.

Иерархия. – Париж, 1931.

Сердце. – Париж, 1932.

Мир Огненный. Ч. 1. – Париж, 1933.

Мир Огненный. Ч. 2. – Рига, 1934.

Мир Огненный. Ч. 3. – Рига, 1935.

Аум. – Рига, 1936.

Братство. Рига, 1937.


Параграфы из заключительной книги Учения Живой Этики печатаются по архивным материалам, хранящимся в Научной библиотеке и в Отделе рукописей МЦР (врем. № 767): «Надземное» (Машинописная копия. Инв. № 555) и «Надземное» (Ф. 1, врем. № 1401, 1402, 1403, 1404, 1405).

В настоящем издании значительно увеличен объем приложения. Очерк Николая Константиновича Рериха (1874–1947) «Черви», написанный в 1935 году, полностью созвучен одной из главных тем книги, а именно теме сохранения здоровья человека и планеты.

Написанная в 1966 г. и публикуемая в новой редакции статья рижского врача-гомеопата Гаральда Феликсовича Лукина (1904–1991) раскрывает некоторые аспекты восточной медицины, в частности Аюрведы. Машинописный оригинал этой статьи, хранящийся в Отделе рукописей МЦР (врем. № 767), не имеет авторского названия, поэтому заглавие «Разумный закон – закон здоровья» принято условно.

В приложение также включена статья «Ради человека», автором которой является составитель настоящей книги, организатор оздоровительного центра «Пропаганда здорового образа жизни – Очищение» (Таллинн, Эстония), медсестра Татьяна Семеновна Купава.

Вслед за составителем, редакция надеется, что представленные в настоящей книге материалы помогут читателю мобилизовать свои внутренние силы и стать творцом своего здоровья.

Часть I

Творите свое здоровье

Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела.

Аум, 57

Так Мы желаем, чтобы врачи и ученые Запада отнеслись справедливо к Нашему сотрудничеству.

Мир Огненный, I, 132

Человек и космос

Если бы врачи чуяли вибрации Космоса, то они усмотрели бы столько целительного.

Беспредельность, 412

Почему Космос ограничивать одною землею и думать, что Космос дал одно убежище человеку?

Беспредельность, 62


Когда планета теряет свое равновесие из-за потери духовного понимания, то неминуемо то, что ждет планету; ибо нет кармического следствия без причины и нет причины без следствия. Проявление, которое вызвано утерею духовных устремлений, конечно, даст те импульсы, которые принесут планете возрождение. Явление физических перемен даст планете понимание Агни Йоги. Упадок финансов даст переоценку ценностей. Искажение религий даст искание нового духовного подвига, потому, истинно, крушение старого мира есть новое утверждение, ибо на явлении новых ценностей Мы даем миру спасение духа.

Иерархия, 374


Когда духовные искания покрывают тысячелетия, как же можно отрицать их достижения! Какие заблуждения происходят на почве отрицания огненных достижений! Так можно утверждать, что невидимые процессы являют человечеству мощь действия. Так нужно понять, что энергия духовная есть стихия космического огня, который движет жизнью и насыщает жизненные проявления. Мощь знания высших энергий есть ключ к Бытию.

Иерархия, 369


Знание, знание, знание, если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Все человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, – против эволюции; потому действия врагов преступны и карма их ужасна. Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества.

Беспредельность, 828


К сожалению, когда Мы скажем о невежестве, что оно есть мрак, это будет печальной действительностью. Человек, погрязший в невежестве и отрицании, гасит свое излучение. Он открывает себя самым опасным болезням, ибо его заградительная сеть ослаблена. Такие гасители Света неизлечимы, и только новый опыт в Тонком Мире может приоткрыть путь дальнейший. Рано или поздно такие люди поймут, что их поведение было нежизненно.

Надземное, 687


Если бы физиология человека дополнилась изучением Мира Тонкого, связующего сущность всех состояний бытия, то наш земной мир сразу бы превратился в новый явленный век. Утверждаю, что шум смятения достиг небывалых пределов, ибо связь миров в полном небрежении.

Сердце, 188


Воздействия Надземного Мира можно разделить на три основные группы: первая – воздействие преднамеренное от одного лица к определенному деятелю; и вторая – воздействие на целую группу; третья – касания Надземные, разлитые по всему человечеству. Такие касания назывались дуновениями высшими. Один философ, желая охарактеризовать такие воздействия, называл их психическим кислородом. Человек не может существовать без кислорода, также он не может избежать воздействия Надземного Мира. Люди ошибаются, полагая, что сношения с Надземным Миром происходят лишь через особо чувствительные организмы. Конечно, через них сношения происходят очень наглядно, но по существу все человечество не лишено постоянных касаний надземных жителей. Пора признать, что Миры нераздельны! Итак, жизнь становится еще богаче и прекраснее; только следует помнить, что законы Тонкого Мира тоже будут тонкими. Таким образом, можно понять, что сношения с Надземным Миром не случайны и не маловажны, как это могло показаться с земной точки зрения. Тоже следует понять, что касания Надземные могут ощущаться часто, лишь бы нравственность деятелей была высока. Мыслитель указывал, что сношения между мирами непрерывны.

Надземное, 780


Люди должны усвоить реальность Надземного Мира, не как нечто сверхъестественное, но как основу земной жизни. Только при реальности Надземного Мира может усовершенствоваться эволюция; тем более, нужно стремиться к такому познанию, что условия современной жизни требуют очищения от ядовитых начал, вызванных самим человеком. На глазах всех происходит отравление и разложение. Люди вводят в жизнь отраву и способствуют разложению своего потомства. Давно говорилось о вреде кровосмешения, но разве оно не происходит теперь в широком размере? Правда, оно способствует сохранению жизни, но внутреннее воздействие приносит непоправимый вред. Кровь смешанная редко совпадает с индивидуальной кровью человека.

Надземное, 765


Одичание и огрубение теперь достигло невероятных пределов. Дикость, наконец, ворвалась в города и опрокинула все насаждения духа. Сознание большинства вернулось к самому темному веку. Стук машины заглушает вопль духа, потому каждый призыв к Миру Высшему есть зов о спасении.

Аум, 109


В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе как же им вернуться? В этом смысл великих событий.

Агни Йога, 14


У Нас не было более сложного времени, как эта смена рас.

Листы Сада Мории. Зов. 1922 г., Сентябрь 29


Первое условие расы – нести дух в жизнь.

Листы Сада Мории. Зов. 1922 г., Октябрь 4


Помощь в духе – сильнейшая.

Листы Сада Мории. Зов. 1923 г., Март 21


Дух может изменить недостатки физического тела; главное – дух.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, XII, 3


Человечество больше страдает от духа, нежели от материи, и лишь когда дух приобщится к закону Космического Права, человечество победит свои духовные недуги. Планета утеряла свое великое и чистое назначение.

Мир Огненный, III, 178


Недуги человечества связаны с психическим состоянием.

Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир.

Мир Огненный, III, 177


Болезни тела заразны так же, как и духа, – простое научное соображение. Ударь по столу – и предметы содрогнутся, тем более удар духа нервы сотрясает.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. I, XII, 4


Осознание ответственности за дух и религию поставлено человечеством на последнее место. Суд человеческий заботится охранить физическое тело, преследуя калечения тела. Но существующие законы и храмы не заботятся о тех миллионах искалеченных духом.

Мир Огненный, III, 216


Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом, и не может он пренебрегать чудесной психической энергией.

Не странно, что врач упоминается в начале записей об Аум.

Следует упомянуть всех, кто ответственны за связь с высшими энергиями.

Аум, 3


Назначение человека на планете мало понимается. Явление космического существа, конечно, должно иметь предопределение, но человечество так слепо устремлено к своему узкому горизонту, что не может прозреть свое космическое назначение. Творчество Космоса дает назначение даже самому малому червю. Все в Космосе творит с назначением, и так же, как явлена относительность человека к низшим существам, так же существует относительность высших сфер. Творчество Космического Магнита предопределяет каждое действие и роль, которую суждено сыграть существам. Потому сферы человеческие назначаются для сотрудничества. Великий Разум напрягает все космические сферы, потому назначение человека имеет как основание сотрудничество и красоту Беспредельности!

Беспредельность, 316


Люди изучают жизнь пчел, муравьев, обезьян; люди изумляются перелетным птицам, их порядку, их стройности, но все же не делают соответственных выводов для улучшения жизни земной. Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полетами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все существует – значит, все ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки.

Община, 114


Есть два вида знания: одно – словами выражаемое, другое – точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить словами, как это понимание происходит, но оно поистине прекрасно.

Наши опыты и полеты приносят чувствознание.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, IX, 1


Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовем женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном.

Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела.

Аум, 425


Привыкнем понимать человека не только как выражение высшего духа, но и как вечно реагирующее химическое соединение. Так мы привыкнем понимать особое значение сочетания человеческих отношений. ‹…› Утвердимся и в том, что ко всем людям установим дружелюбное отношение. Одно из условий Бытия – искренность, иначе говоря, сердечность. Если это основание недостаточно развито, можно его усилить, обратившись к сердцу.

Сердце, 595


Урусвати знает, что земное и надземное должны быть понимаемы как неделимая действительность. Люди много препятствуют такому пониманию. Одни уничтожают земное, другие кощунствуют над Надземным. ‹…› Целость мироздания есть красота, и человек должен полюбить все создание, только тогда он может выполнить свое назначение. ‹…› То же следует сказать о стремлении к долголетию. Когда оно не вызвано особою задачею, оно может даже противоречить закону Природы.

Надземное, 519


Вдумайтесь в слово человек – оно означает дух, или чело, преходящий веками. Вся смена воплощений, вся ценность сознания выражена в одном слове. Можете ли назвать другой язык, где житель воплощенный назван так же духовно?

Община, 32


Таким образом, продолжительность жизней воплощенных ничто в сравнении с существованиями во всех прочих состояниях.

Сердце, 80


Велико знание отсутствия смерти. Все забыли – иначе жили бы.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, IV, 12


Смерть человека может быть выявлена, как явление острого притяжения Космического Магнита. Трудно не назвать жизнь и смерть одним наименованием – то же притяжение в беспредельной смене, меняются только сочетания и их предназначения. Столько можно дать сознанием этого величия закона слияния во всем Космосе. Начало и конец, истинно, встречаются в пространстве!

На страницу:
1 из 2